Ночь перед Рождеством

Ночь перед Рождеством

Режиссер: Владислав Старевич. Жанр: комедия, фэнтези, немое кино.
Продолжительность: 00:36:58. Год выпуска: 1913.
В ролях: Ольга Оболенская, Лидия Триденская, Александр Херувимов, Павел Кнорр, Иван Мозжухин, Прасковья Максимова.
       Это первая известная экранизация «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, сохранившая букву и дух литературного первоисточника. В канун Рождества в гости к местной ведьме Солохе является Чёрт. Они вместе летают на метле, после чего Чёрт крадет месяц и прячет его в тряпицу. Подвыпившие козаки в наступившей темноте не могут попасть в шинок и решают отправиться по домам. Поодиночке они приходят к Солохе, которая одного за другим прячет в мешки, чтобы они не попались друг другу на глаза — в том числе и Чёрта. В это время сын Солохи кузнец Вакула пытается посвататься к красавице Оксане.

Дополнительно о фильме от 1913 года.

       Успех ранних гоголевских экранизаций во многом был связан с изобретательностью Владислава Старевича и его успешным опытом в области объемной мультипликации, который заключался не только в техническом мастерстве и придуманных режиссером трюках, но и в новых художественно-эстетических подходах, иной кинопоэтике, присутствующей в фильмах Старевича и отличающей их от существовавших в то время трюковых лент или экранизаций-иллюстраций. Он был одним из первых кинорежиссеров, сумевших найти и разработать способы воплощения пародийно-гротесковых образов киносредствами, основанными не только на технических трюках, но и на интонационно-психологической игре, он нащупал возможности перехода из области чистой кинематографической зрелищности в область психологического кино.
       Фильмы Старевича «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» нельзя назвать в полном смысле этого слова анимационными экранизациями произведений Гоголя: анимация использовалась частично. Старевич применил способ комбинированной съёмки, совместив в одном кадре игру реального актера с рисованными и объемными персонажами. В ленте «Ночь перед Рождеством» он средствами мультипликации решил эпизод, в котором черт в исполнении И. Мозжухина превращался в рисованный силуэт, а затем в кукольный образ и, уменьшаясь в размерах, помещался в карман кузнеца Вакулы. Несмотря на условность и даже примитивность мультипликационного изображения, плавная трансформация образа реального актера в условный графический образ получалась благодаря частичной обработке изображения на самой пленке. В фильме «Страшная месть» Старевич использовал кукольные образы, совмещая их с рисованными персонажами и реальными декорациями. Это было достигнуто благодаря использованию метода покадровой съемки.
       Успех гоголевских экранизаций был связан и с игрой талантливого актера И. Мозжухина, пришедшего в кинематограф из театра и великолепно владевшего навыками сценического мастерства. При всей вычурности поз и театральности жестов, игра Мозжухина была органичной в сказочно-фантастической стихии, где свободно и естественно чувствовал себя и Старевич. Сопоставление анимационных эпизодов с игровыми частями фильма представлялось органичным благодаря наличию «театральности», определенной гротесковой условности в игре актёров. Однако в других фильмах того периода «театральность» в игре актеров была вычурной, лишающей их игру достоверности и естественности. В постановках Старевича наличие элементов «театральности» воспринималось как своеобразный художественно-эстетический прием, который обеспечил коммерческий успех фильму и стал основой для развития поэтики мультипликационного искусства.

СТАРЕВИЧ, Владислав (08.08.1882, Москва - 26.02.1965, Париж). Родился в Вильнюсе. Режиссер, художник, оператор, сценарист. Известный русский кинематографист-новатор, впервые использовавший в своих фильмах объемную и графическую анимацию, а также кукольную анимацию вместе с игрой актера. Автор методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок. Первый российский режиссер, получивший мировое признание - за свой фильм «Страшная месть» (1913) был награжден золотой медалью на конкурсе фильмов, прошедшем в рамках Всемирной выставки в Милане. С 1919 жил в Париже, где занимался в основном объемной мультипликацией. Автор более 100 фильмов, среди которых «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых», «Веселые сценки из жизни животных», «Путешествие на Луну», «Прекрасная Люканида» (1912), «Рождество у обитателей леса», «Стрекоза и муравей», «Ночь перед Рождеством» (1913), «Снегурочка» (1914), «Портрет» (1915), «Голос соловья» (1923), «Маленький парад» (1930), «Роман Лиса» (1930-1941), «Северная карусель» (1958)  и другие.