Сумка дипкурьера

Сумка дипкурьера

       Режиссер: Александр Довженко. Жанр: триллер, приключения, остросюжетный, немое кино. Продолжительность: 00:47:39. Год выпуска: 1927.
       В ролях: Маттеа Буюкли, Антон Клименко, Александр Довженко, Георгий Зелонджев-Шипов, Дмитрий Капка, Сергей Минин, Борис Загорский, Ида Пензо, Иван Капралов.
       Из Лондона в Дувр мчался поезд. Ритмично стучали колеса. В поезде ехали два советских дипломатических курьера с почтой особо важного содержания. Почта хранилась в портфеле. А рядом заняла купе молодая женщина, к ней на глухом полустанке вошли еще «трое». Мирно, но чутко дремали курьеры. А в соседнем купе агенты буржуазии подготовляли нападение на «советскую почту». Проводник дал ключи от купе. Тихо открылись дверь, и одна из темных фигур проскользнула туда и притаилась за вешалкой. Задремавший курьер увидел только приоткрытые двери. Осторожно выглянул он в коридор и упал от удара ножа в спину. Проснулся его товарищ и увидел перед глазами дуло револьвера. Он понял, что случилось что-то страшное, и смертельная борьба завязалась в поезде — борьба за портфель. Дипломатический курьер в мертвой схватке с агентом полиции вылетел из поезда. Напрасно хочет он выскользнуть из объятий бандита. Идет борьба там — под насыпью, где острие камня врезаются в тело. Дипкурьер победил. Уже мертвые руки сжимают его тело, но он изранен, он без сил. А вдоль насыпи уже показался, присматриваясь к следам, другой бандит, выскочивший из поезда ни соседнем полустанке. Стон умирающего курьера услыхал стрелочник. Он освободил бесчувственное тело из объятий мертвого бандита и унес к себе...
       Темой фильма было убийство за границей советского дипломатического курьера Теодора Нетте. Годом раньше этому событию было посвящено стихотворение В.Маяковского «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».
       Сюжетной основой картины была борьба вокруг оставшейся после смерти дипкурьера сумки с дипломатической почтой. Сочувствующие СССР рабочие захватывают сумку и тайно передают ее матросам парохода, направляющегося в Ленинград. Агенты разведки прилагают все усилия, чтобы захватить сумку. Матросы в свою очередь проявляют чудеса находчивости, пряча ее в самых невероятных местах и стремясь во что бы то ни стало доставить в СССР в целости и сохранности.
       Фильм сохранился без 1 и 2 частей.
       Сюжет построен на реальных фактах — убийстве за рубежом советского дипломатического курьера Теодора Нетте. Сумку советского дипкурьера, похищенную английскими шпионами, отбирают моряки корабля, что отплывает в Ленинград и доставляют органам власти. Агенты разведки прилагают все усилия, чтобы захватить сумку.
       Довженко был приглашён на постановку фильма благодаря знанию дипломатической среды. Под влиянием немецкой кинематографической школы, он наполняет фильм штампами, заимствованными из немецких детективов: потасовки в купе международного экспресса и на ступеньках поезда, драки на палубе корабля, погони за пароходом на моторной лодке и так далее. Немало и обязательных для данного жанра «типов»: шпионов, кокоток, агентов полиции, посетителей портовых кабачков, джаз-бэндов.
       В это время оператор Николай Козловский знакомит Довженко с приёмами кадрирования. Кажется, что режиссёр владеет техникой изображения, где есть много необычных ракурсов, ночных съёмок, экспрессионистских эффектов (с использованием оптических призм).
       Здесь же Довженко, единственный раз за всю карьеру, появляется в роли кочегара. В фильме есть такие кадры: инспектор Уайт предлагает кочегару деньги, а тот бросает их ему в лицо. Очень похожий случай был в жизни Довженко: из своей практики он рассказывал, что приходил к нему однажды на приём какой-то тип с просьбой помочь деньгами, ибо он от большевиков пострадал. Даже имел с собой рекомендательное письмо Императрицы Марии Фёдоровны. После прочтения Довженко «аккуратно сложил листы и швырнул их дегенерату в лицо», а затем ударил кулаком по столу и закричал.
       Фильм «Сумка дипкурьера» был сделан качественно, на уровне приключенческих фильмов 1920-х годов. Он был хорошо воспринят зрителем, смотрели его с удовольствием и лента долго находилась в репертуаре. Её также демонстрировали за рубежом. Но в нём ещё не раскрылся индивидуальный, особый талант Довженко. Да и сам он назвал этот фильм «жалкой пробой пера».