Мальтийский сокол

Мальтийский сокол

       США, 1941, 101 мин. Жанр - детектив / драма.
       Режиссер: Джон Хьюстон. Сценарист: Джон Хьюстон. По роману Дэшила Хэммета Мальтийский сокол. Оператор: Артур Эдесон. Композитор: Адольф Дойтч.
       В ролях: Хамфри Богарт, Мэри Астор, Глэдис Джордж, Петер Лорре, Бэртон МакЛэйн, Ли Патрик, Сидней Гринстрит, Уорд Бонд, Джером Коуэн, Элиша Кук-мл., Джеймс Берк, Мюррей Элпер, Джон Хэмилтон, Крейгтон Хэйл, Уолтер Хьюстон
       Детектив Сэм Спэйд оказывается у полиции на крючке после гибели его напарника. Он подозревает, что в деле не обошлось без таинственной клиентки, нанявшей его следить за подлецом, с которым сбежала ее сестра. А вскоре в деле появляется третье неизвестное – инкрустированная золотом старинная статуэтка мальтийского сокола, и Спэйд попадает в эпицентр опасных поисков этой уникальной птицы...
       Премьера в Америке – 18 октября 1941. Бюджет фильма – $300 тысяч. Производственный период: 9 июня – 18 июля 1941. Режиссерский дебют Джона Хьюстона. 
       Первую экранизацию романа сняли в 1931 году, и для телевидения Мальтийский сокол Роя Дель Рута переименовали в Опасную женщину.
       Звездой фильма должен был стать Джордж Рэфт. Актер отказался от роли Сэма Спэйда, посчитав, что фильм получится неважным; он сослался на пункт в своем контракте, позволявший ему отказываться от участия в ремейках. Интересно, что в 1935 году Рэфт сыграл главную роль в экранизации хэмметовского Стеклянного ключа; в 1942 году вышел ремейк, и та же роль досталась уже менее "звездному" Алану Лэдду.
       Хьюстон, получивший свой первый режиссерский проект, со сценарием мудрить не стал; поклонники романа отмечают, что весь фильм – практически дословное, сцена за сценой, повторение литературного первоисточника. Зато он досконально продумал каждую мизансцену, каждый проезд камеры и каждый длинный план. Безукоризненное мастерство Хьюстона и оператора Артура Эдесона можно отметить хотя бы по семиминутному проезду камеры, которая сначала следует за Спэйдом и Гутманом из комнаты в комнату, затем идет вниз вдоль длинной прихожей, чтобы оттуда перебраться в гостиную, затем панорамирует слева направо и останавливается на пьяном лице Спэйда. На репетицию этой сцены ушло два дня.
       Также для 60-летнего Сиднея Гринстита этот фильм стал дебютом в большом кино. Он прославился как театральный актер; позже еще дважды снимался у Хьюстона – в фильмах В этой вашей жизни (1942) и Через Тихий океан (1942). Его могучее телосложение весом в 357 фунтов доставило студии массу хлопот – специально под роль Каспера Гутмана пришлось составить особый гардероб.
       Роль Бриджид О’Шонесси предлагали 27-летней Джеральдин Фицжералд. Руководству студии действительно хотелось получить на эту роль малоизвестную актрису. Но Джеральдин от роли отказалась, и по иронии судьбы она досталась кинозвезде Мэри Астор. Другими кандидатками на роль были Оливия де Хэвилэнд, Рита Хэйуорт и Ингрид Бергман.
      В фильме камео появляется Уолтер Хьюстон (капитан Джейкоби), отец режиссера. Позже Хьюстон сделает отца своего рода талисманом своих фильмов 1940-х годов, а в Сокровище Сьерра Мадре (1948) даже подарит крупную роль, за которую Хьюстон-старший получит первый и последний «Оскар».
       Для фильма пришлось изготовить две статуэтки Мальтийского сокола – одного из них Богарт уронил во время съемок.
       В одной из сцен мелькает порванный плакат к фильму Рэя Энрайта Покачай свою леди (1938), в котором главную роль сыграл Богарт.
       Финальную ссылку на Шекспира предложил Хамфри Богарт.
       Кульминационное противостояние пяти главных героев длится около 20 минут, то есть, одну пятую часть всего фильма. Сцену репетировали целую неделю, за исключение одного дня – съемки выпали на 4 июля.
       Классическую фразу Богарта, что мальтийский сокол сделан «из того же, из чего сделаны мечты» Американский киноинститут поставил на 14 место в списке самых запоминающихся цитат в истории кино.
       В дальнейшем Хьюстон и Богарт вместе сняли еще шесть фильмов.
       Хамфри Богарт никогда больше не снимался в фильмах по романам Хэммета. Точно так же, сыграв в 1946 году в Большом сне Филипа Марлоу, он больше не появлялся и в экранизациях Рэймонда Чэндлера.
       Рабочим названием фильма было Джентльмен из Фриско.
       В 1975 году режиссер Дэвид Джилер снял своего рода комедийный сиквел Черная птица, где Джордж Сегал играл Сэма Спэйда-младшего, а из фильма Хьюстона перешли актеры Ли Патрик и Элиша Кук-младший. Критики единодушно уничтожили эту нелепицу.
       Оскар-1942: лучший фильм (номинация), лучший сценарий - Джон Хьюстон (номинация), лучшая мужская роль второго плана - Сидней Гринстрит (номинация).