Судьба человека

Судьба человека

       Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Жанр: драма. Кинокомпания "Мосфильм". Длительность - 103 мин.
       Авторы сценария: Юрий Лукин, Фёдор Шахмагонов. Режиссёр: Сергей Бондарчук. Оператор: Владимир Монахов. Художники-постановщики: Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков. Композитор: Вениамин Баснер.
       В ролях: Сергей Бондарчук — Андрей Соколов, Павлик Борискин — Ванюшка, Зинаида Кириенко — Ирина, жена Андрея Соколова, Павел Волков — Иван Тимофеевич, сосед Соколовых, Юрий Аверин — Мюллер, комендант лагеря, Кирилл Алексеев — немецкий майор, Павел Винник — советский полковник, Евгений Тетерин — писатель, Анатолий Чемодуров — советский подполковник, Александр Новиков — набожный солдат, Лев Борисов — взводный, Александр Лебедев — молодой солдат (нет в титрах), Виктор Маркин — пленный военврач, Евгений Кудряшёв — пленный Крыжнев, Александр Кузнецов, Владимир Иванов — запевала, заключённый концлагеря, Пётр Савин — Пётр, друг Андрея Соколова, Евгения Мельникова — квартирная хозяйка, Вячеслав Берёзко, Николай Опарин — пленный, Николай Печенцов — узник концлагеря, Андрей Пунтус — немецкий офицер в лагере, Георгий Шаповалов — заключённый концлагеря, Игорь Аскаров — Анатолий, сын Соколова, Георгий Милляр — пьяный немецкий солдат, Евгений Моргунов — толстый немецкий солдат (нет в титрах), Даниил Нетребин — пленный (нет в титрах), П. Мухин — пленный (нет в титрах), Юри Мююр — немецкий офицер (нет в титрах), Виктор Лоренц — одноглазый офицер (нет в титрах), Анатолий Никитин — офицер (нет в титрах), Андрей Карасёв — немецкий солдат, Теуво Х. Хуотари — немецкий солдат в церкви, читающий по бумажке (нет в титрах), Микко Нисканен — немецкий офицер (нет в титрах).
       С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову (Сергей Бондарчук) приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из плена за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину в Воронеж он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
       После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в Урюпинске (Сталинградская, ныне Волгоградская область). Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Мать мальчика умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
       Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова. Эпизод «Беженцы» — полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом «Тамбов» и «Татарским валом». Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской области. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды — в Воронежской области (в т. ч. у Ротонды). В городе Каменске-Шахтинском, Ростовской Области также проходили съёмки художественного фильма.
       Мелодия, которую исполняет оркестр на станции во время выгрузки пленных и угнанных гражданских лиц, а также патефонная пластинка, которую разбил Андрей Соколов, танго «О, донна Клара», которое сочинил Ежи Петерсбурский в 1929 году (первоначально «Танго Милонга»).
Награды: Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран». Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года. Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии. Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года. Главный приз «Хрустальная ваза». Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре. Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года. Приз на международном кинофестивале в Джорджтауне 1976 года.
       Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году. Фильм стал режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука.