Иваново детство

Иваново детство

       Фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Премьера состоялась 9 мая 1962 года. Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие награды на международных кинофестивалях, в том числе «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Жанр: военная драма. Кинокомпания "Мосфильм". Длительность - 96 мин.
       Режиссёр: Андрей Тарковский. Авторы сценария: Владимир Богомолов, Михаил Папава. Оператор - Вадим Юсов. Композитор - Вячеслав Овчинников.
       В ролях: Николай Бурляев — Иван, Валентин Зубков — капитан Холин, Евгений Жариков — старший лейтенант Гальцев, Степан Крылов — старшина Катасонов, Николай Гринько — подполковник Грязнов, Валентина Малявина — Маша, Владимир Маренков — Малышев, Дмитрий Милютенко — безумный старик, Ирина Тарковская (Ирма Рауш) — мать Ивана, Николай Сморчков — старшина, Андрей Михалков-Кончаловский — солдат, Иван Савкин — эпизод, Вера Митурич — эпизод.
       Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. 12-летний Иван стал разведчиком. Война лишила мальчика матери и младшей сестры (расстрел), он одержим лютой ненавистью к немцам и острым желанием отомстить. Только сны возвращают Ивану отобранное у него детство. Однако до Дня Победы 1945 года ещё далеко.
       Рассказ «Иван» был написан Владимиром Богомоловым в 1957 году. Рассказ написан от лица молодого лейтенанта и содержит описание нескольких случайных встреч с двенадцатилетним разведчиком Иваном Бондаревым, все близкие которого погибли, а мать пропала без вести. «Иван» был переведён более чем на двадцать языков и привлёк внимание опытного кинодраматурга Михаила Папавы. Папава написал по нему сценарий, во многом изменив сюжетную линию. В частности, он сделал счастливый финал: в рассказе Иван погибает, в сценарии Папавы Иван в финале появляется в купе поезда в образе военного с беременной женой. «Да будет благословен мир», — произносит Гальцев, который в этой сцене встречается с Иваном, под надпись «конец фильма». Примерно в это же время в «Комсомольской правде» была опубликована статья о юных разведчиках, помогавших армии на Днепре в 1941 году. Она кончалась словами: «Отзовитесь, юные герои!». Богомолов, будучи сам бывшим разведчиком, позвонил в редакцию газеты и узнал, что никто не отозвался: все разведчики погибли. Тогда Богомолов вмешался в написание сценария и был написан новый вариант с оригинальным концом.
       Постановку фильма «Иван» сначала доверили режиссёру «Мосфильма» Эдуарду Абалову. Отснятый им материал вызвал резкую критику художественного совета объединения 16 августа и 1 ноября 1960 года. Согласно приказу генерального директора киностудии «Мосфильм» № 466 от 10 декабря 1960 года, работы по фильму «Иван» были прекращены в связи с тем, что материалы, отснятые в экспедиции, признали неудовлетворительными, а их качество посчитали настолько ужасным, что дальнейшее их использование считалось невозможным. Затраты по фильму были списаны в убыток. Согласно другому приказу от 16 июня 1961 года, работы по фильму были возобновлены 15 июня 1961 года режиссёром-постановщиком Тарковским, оператором Юсовым и художником-постановщиком Черняевым.
       Для двадцатидевятилетнего Андрея Тарковского это был первый полнометражный фильм. Съёмки заняли пять месяцев, экономия сметы составила 24 000 рублей.
       Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков. Известно, что, помимо четырнадцатилетнего Николая Бурляева, на главную роль претендовали ещё трое. По словам Бурляева, он после смерти Тарковского прочитал в его дневниках: «Я пошёл на риск, потому что у меня было четыре гаранта — Коля Бурляев, оператор Вадим Юсов, художник Евгений Черняев и композитор Вячеслав Овчинников».
       Об «Ивановом детстве» очень высоко отзывались такие знаменитые кинорежиссёры, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кесьлёвский. Жан-Поль Сартр присутствовал на премьере «Иванова детства» во время своего визита в Москву. Он встречался с Тарковским и Кончаловским, а затем дал высокую оценку фильму в зарубежной прессе: в газете «Унита» 9 сентября 1963 года и в газете «Леттр Франсез».
       13-кратный номинант на премию «Оскар», британский оператор Роджер Дикинс считает операторскую работу Вадима Юсова в фильме величайшей в истории.
       Награды фильма: Главный приз («Золотой лев») на МКФ в Венеции-1962 (вместе с фильмом «Семейная хроника», Валерио Дзурлини). 1962 — Приз «Золотые ворота», Международный кинофестиваль в Сан-Франциско. Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма — Андрей Тарковский. Главный приз «Золотая голова Паленке» МКФ в Акапулько-1963. Специальный диплом на МКФ в Карловых Варах, Чехословакия-1970.