Путь к причалу

Путь к причалу

«Путь к причалу» — художественный фильм режиссёра Георгия Данелия, снятый в 1962 году. Является экранизацией одноимённой повести Виктора Конецкого.
Жанр - драма. Зрители - СССР 16.4 млн. Премьера - 10 сентября 1962. Время - 89 мин.
Режиссёр-постановщик: Георгий Данелия. Сценарист: Виктор Конецкий. Оператор: Анатолий Ниточкин. Художник: Александр Борисов. Композитор: Андрей Петров.
В ролях:
Борис Андреев — Зосима Семёнович Росомаха, боцман «Полоцка»
Олег Жаков — Георгий Александрович Гастев, капитан буксира «Кола»
Любовь Соколова — Мария
Александр Метёлкин — Васька
Валентин Никулин — Марат Чепин
Бруно Оя — Бруно
Ада Шереметьева — Майка, фельдшер
Игорь Боголюбов — старпом
Виктор Колпаков — стармех
Георгий Вицин — алкоголик Великанкин
Григорий Гай — однорукий
Людмила Иванова — жена однорукого
С. Колченаев — Герасим
Ольга Маркина — мать Васьки
Павел Винник — радист
Валерий Бабятинский — эпизод
Андрей Бродский — эпизод (в титрах указан как — А. Бродский)
Сергей Никоненко — дежурный в вытрезвителе (в титрах не указан)
  Содержание: Васька (Александр Метёлкин), пятнадцати с половиной лет, попадает на спасательный буксир «Кола». Цель у Васьки — добраться до Мурманска.
В первые минуты на судне он увидел сурового и неразговорчивого боцмана Зосиму Семёновича Росомаху (Борис Андреев). Васька симпатизирует боцману. Между боцманом и Маратом Чепиным (Валентин Никулин) состоялся спор: кто проиграет матч в настольный футбол, должен сбрить половину уса, а вторую его половину не трогать до отхода из Мурманска. В момент подведения итогов игры Васька поддерживает боцмана, и тот выигрывает спор.
Неугомонный Васька на предыдущем месте работы умудрился поломать дизель. Свою страсть к изучению техники он не оставляет и на буксире. Случайно затапливает каюту старпома, а сам в это же время сваливается за борт. Боцман Росомаха прыгает за борт и спасает Ваську. Капитан принимает решение списать Ваську на берег. Но Васька очень просит оставить его на буксире, он хочет ходить на нём, быть спасателем. Ваську оставляют на буксире учеником моториста.
«Кола» должна идти на дальние острова за судном «Полоцк», которое стоит там повреждённое со времён Великой Отечественной войны. Перед выходом в море Росомаха ссорится с фронтовым другом, напивается и попадает в медвытрезвитель. В вытрезвителе ему попадается пропойца Великанкин (Георгий Вицин). Старпому приходится выручать Росомаху из вытрезвителя.
Росомаха идёт от вытрезвителя к порту и по дороге встречается с Марией (Любовь Соколова), которая когда-то работала на сейнере вместе с ним. Мария говорит, что у неё от него есть сын Андрей. Зосима погружается в раздумья. Мария уезжает на автобусе, но вечером того же дня Росомаха находит её. Они приходят к Марии домой, Росомаха хочет увидеть сына, но не застаёт его дома — тот убежал на танцы. Росомаха пытается объясниться с Марией, добиться, чтобы она его простила и приняла вновь, но разговор не получается.
Буксир выходит в море и спустя какое-то время швартуется к «Полоцку». На этом судне с Росомахой некогда ходил и капитан «Колы» Гастев (Олег Жаков). Вместе с боцманом он осматривает «Полоцк», они вспоминают погибших товарищей.
На «Полоцк» высаживается команда во главе с Росомахой. В команде Васька, Чепин, Бруно (Бруно Оя). Судно даёт течь, и всё время пути они должны откачивать воду и стоять у штурвала. Суда отправляются в путь. «Полоцк» не имеет своего хода и идёт на буксире за «Колой». Передают штормовое предупреждение. На «Полоцке» ломается помпа, откачивающая воду. Боцман спускается в трюм к Ваське узнать, как дела. Завязывается разговор, и боцман, успевший полюбить Ваську, обещает его по возвращении в Мурманск познакомить с сыном.
  Несмотря на шторм, Росомаха передаёт на «Колу», что всё в порядке и судно готово идти.
  Приходит радиограмма, что в тридцати милях от «Колы» гибнет лесовоз «Одесса»: он потерял ход, и его штормом несёт на Канинские рифы. Капитан «Колы» связывается с Росомахой и рассказывает ему обо всём. Выход у них только один: «Кола» должна оставить «Полоцк» и полным ходом идти для спасения лесовоза. Но если «Полоцк» не удерживать носом к волне, он ляжет на борт и начнёт черпать воду, что может привести к гибели судна. Росомаха не хочет обсуждать это с командой, но рация включена и команда (кроме Васьки, тот возится в трюме у помпы) узнаёт обо всём. Росомаха против того, чтобы отдать буксирный трос, ведь тогда все, кто есть на «Полоцке», погибнут вместе с судном.
  В столь острый момент команда делится на два лагеря: Бруно и Чепин за то, чтобы трос отдать, Васька же поддерживает Росомаху. Но Чепин объясняет Ваське, в чём дело, и тогда Васька произносит всего лишь одну фразу: «Не хотел бы я иметь такого отца». Услышав её, Росомаха сам принимает решение и рубит трос. Теперь «Кола» может полным ходом идти на выручку лесовозу.
  Росомаха даёт распоряжения на случай гибели судна: «Кого выбросит живым на берег, идите вправо, там маяк, там спасётесь».
  «Полоцк» выбрасывает на скалы, почти всё судно уходит под воду, на поверхности только нос и рубка судна. Трое членов команды живы, лишь только мёрзнут на леденящем ветру. А смертельно раненый Росомаха (он ударился головой, когда пытался пройти на берег и закрепить там трос) умирает, хотя помощь уже близка.
Факты:
  Это вторая полнометражная работа Георгия Данелии.
  Большая часть съёмок проходила в Мурманске.
  Режиссёр взял сценарий Конецкого в Первом творческом объединении. Позже писатель, живший в Ленинграде, приехал в Москву на подписание договора, а вечером он пришёл к Данелии знакомиться. Конецкий обиделся на Данелию, узнав, что его интересует больше настроение и антураж на судне, нежели история Росомахи.
Конецкий и Данелия провели в одной каюте два с половиной месяца на сухогрузе «Леваневский», изучая сценарий.
  «Путь к причалу» — первая совместная работа Данелии и композитора Андрея Петрова. Его Данелии порекомендовала музыкальный редактор «Мосфильма» Раиса Лукина. Петров приехал из Ленинграда в Москву, показал Данелии первые наброски главной темы, но это режиссёра не устроило. Только с тринадцатого раза мелодия песни была принята. Однако музыка не понравилось главному музыкальному редактору, назвавшему её «не советской». Ситуацию с подачи Раисы Лукиной спас сам Георгий Данелия, сказав, что поскольку события происходят в Арктике, то мы использовали мелодии народных песен чукчей. Стихи написал известный поэт, бывший моряк Григорий Поженян. Но в мелодии Петрова было три такта, а в стихах Поженяна — на 1 меньше. Поэт потребовал, чтобы Петров выкинул лишний такт. Узнав об этом, Андрей Павлович прислал телеграмму: «Москва. Мосфильм. Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово!»
  Узнав про телеграмму, Григорий Михайлович пришёл в ярость и рвался в Ленинград разобраться с композитором «по-мужски». Конфликт был улажен — Поженяну сказали, что фамилию перепутало телеграфное агентство. В итоге песню оставили без изменений, а в фильме её поют актёры Валентин Никулин и Бруно Оя. Позднее песню исполняли Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Олег Анофриев, в «Старых песнях о главном» — Николай Расторгуев и на французском — Энрико Масиас.
Актёр Борис Андреев в сцене, где боцман на берегу бьёт волны ногами, снимался без дублёра. Эпизод снимался на Кильдине, поскольку в Мурманске не было моря, а был залив. Было снято 14 дублей, при условии, что было очень холодно, а одежда у Андреева была вся мокрая.