Красная борода

Красная борода

       Страна: Япония. Режиссер: Акира Куросава. Сценарий: Масато Идэ, Хидэо Огуни, Рюдзо Кикусима. Продюсеры: Рюдзо Кикусима, Томоюки Танака. Операторы: Асакадзу Накаи, Такао Сайто. Композитор: Масару Сато. Художник: Ёсиро Мураки. Жанр: драма. Продолжительность: 03:05:20. Год выпуска: 1965.
       В ролях: Тосиро Мифунэ, Юдзо Каяма, Цутому Ямазаки, Рэйко Дан, Миюки Кувано, Кёко Кагава, Тацуёси Эхара, Теруми Ники, Акеми Негиши, Ёситака Дзуси.

       По роману Сюгоро Ямамото "Больница Рыжей Бороды". Красная Борода — это прозвище врача больницы для бедных, в которую после университета попадает молодой и честолюбивый доктор Ясумото. Он не принимает порядков, царящих в больнице, строгости и порой, грубости доктора.
       Только со временем Ясумото понимает, что за жесткостью и суровостью Красной Бороды скрывается безграничная доброта, высокая нравственность и подлинное милосердие. Он постигает истинное предназначение врача и признает его своим учителем.

Награды:
Венецианский кинофестиваль, 1965 год - победитель в номинациях: Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ) и Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC)

Рецензии и отзывы
"Шестнадцатый и последний совместный фильм великого Акиры Куросавы и главного «джедая» мирового кино- Тосиро Мифунэ, на съёмках которого окончательно испортились отношения «учителя» и когда-то открытого им «ученика». Экранизация романа Сюгоро Ямамото «Клиника Красной бороды»- стала финальным этапом чёрно-белого периода творческой карьеры японского мэтра экрана.
       Как всегда Куросава снял абсолютно «мужское кино», где главный герой, естественно- мужчина, где продуманный до мельчайших деталей образ доктора- есть экспозиция мужского внутреннего мира, где события картины датируемые 19-м веком, вполне себе выглядят- патриархатом средневековья. Статичность театрального пространства, с медленными планами, резко обрывают редкие сцены действия и всё это обрамляется в традиционные для режиссёра- льющие стены дождя.
       В своё время, экранизируя Достоевского и Горького, японец здорово пропитался православным духом, в «Красной бороде» это накопление дало совершенный эффект, картина выглядит стопроцентным христианским высказыванием, а герой Мифунэ смотрится, так и вовсе библейским подвижником.
       Противостояние учителя и ученика на плёнке, перенесётся за границы кадра и камеры, при этом, Мифунэ сыграет возможно свою самую сильную роль, а Куросава снимет возможно свой самый зрелый фильм. «На пике» они и разойдутся, в отличие от экранных персонажей.
       Внешнее нивелирует внутренние. Соединив и переплавив культурные особенности: американского киновестерна, русского литературного романа и японского театра- Куросава создал собственный неповторимый стиль, во многом мультикультурный- понятный как восточному, так и западному зрителю. Мифунэ же, стремясь отойти от печати «актёра одного режиссёра»- задумает продолжить карьеру на Западе. Где щедро поэксплуатировав образ самурая, свою «главную роль», так и не сыграет. Именно его хотел пригласить Джордж Лукас, исполнить роль Оби-Вана Кеноби, в своей бессмертной «звёздной саге»…"
       "В этом фильме недуги, мучающие людей, представлены с точки зрения их истоков, первопричин, которые кроются в их судьбах, в их горе, которое и разрушает их тела. Доктор по прозвищу «Красная борода», главный врач небольшой провинциальной больницы для бедных, не стремится просто напичкать больного лекарствами, заглушив его сиюминутную боль, он хочет избавиться от причин всех болезней, стремится излечить душу, видит не просто заболевание, а самого человека.
       Этот подход, конечно, не приносит больших богатств, ведь в этой больнице лечат тех, кому нечем платить, тех, кто остался покинут и оттого стал ещё больше страдать. Однако под присмотром сурового но, несомненно, добродушного и мудрого доктора «Красная борода» даже тяжело больные, потерявшие волю к жизни, обретают шанс вернуть свою жизнь, да и те, кто работает и живёт в больнице вместе с ним исцеляются, ведь они занимаются не только телами, но и душами людей, а это ведёт к оздоровлению их собственных душ.
      Главный герой — больше чем врач, для больных он — словно правитель, мудрый и справедливый, который сделает всё для того, что бы они могли жить, а для других врачей — учитель и духовный наставник.
       Весь мир в этой картине показан, как своеобразный организм, в котором болезнетворные клетки-люди и целые болезнетворные системы общества поражают своей заразой других, вызывая болезни как физические так и психические и только немногие, настоящие целители, могут избавить этот мир от поражающих его недугов — недаром доктор «Красная борода» говорит, что не будь таких зараз как бедность и невежество, исчезла бы половина болезней.
       С технической точки зрения фильм отличает красота построения кадра — всё лаконично и чётко, композиция всегда продумана и сохранена — создаётся впечатление, что даже самые незначительные движения героев рассчитаны до деталей, что бы всегда сохранять правильную расстановку. Здесь мы не увидим на экране ничего лишнего — вся съёмка словно выжимка смысла, лишь самое главное, самое необходимое.
       В общем и целом — это великолепное по содержанию и исполнению кино, один из эталонов работы Куросавы, обязательный к просмотру любому, кто хочет ознакомится с его творчеством."
       "Акира Куросава во всех своих фильмах, так или иначе, несет одну, но очень важную мысль — Только доброта способна остановить насилие, бедность, жестокость, глупость, войны. Все то, что испокон веков сопутствует человеческой жизни, против чего ищут и не могут найти противоядия.
       Куросава доносит эту мысль по-детски бесхитростно, наверное даже простовато, наивно, но это не портит впечатления, а наоборот раполагает к доверию. Это умиление от прямоты маленького ребенка, говорящего мудрые вещи.
       Сюжет «Красной бороды» тоже довольно прост. Молодой медик Ясумото, только что закончивший обучение и уже уверенный в своей будущей должности придворного врача, попадает в больницу для бедных, и неожиданно для самого себя остается там, не по своей воле, а по воле главного врача больницы Кёдзе Нийдэ по прозвищу Красная борода. Красная борода ведет себя резко, и этим отталкивает от себя Ясумоту, который поначалу пытается вырваться из больницы.
       Но потом Ясумоту понимает, что резкость Кедзе, это лишь внешнее, а за внешним появляется человек, который болеет душой за свое дело. И который хочет научить других ценить в человеке человеческое.
       Линия ученик-учитель развивается и сплетается с историями жизни пациентов больницы, несчастными, искалеченными судьбой людьми.
       И над всем этим витает мысль, которую несколько раз в фильме проговаривают, цитируя «Красную бороду»: В первую очередь нужно лечить душу, а потом уже тело!…"