Дядя Ваня

Дядя Ваня

       Художественный фильм режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Жанр: драма. Кинокомпания: Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Товарищ». Продолжительность: 01:38:39. Год выпуска: 1970.
       Постановка: Андрей Михалков-Кончаловский. Операторы-постановщики: Георгий Рерберг, Евгений Гуслинский. Художник-постановщик: Николай Двигубский. Художник по костюмам: Л. Кусакова. Звукооператор: Григорий Коренблюм. Композитор: Альфред Шнитке.
       В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин, Ирина Анисимова-Вульф, Николай Пастухов, Екатерина Мазурова, Владимир Удалов.
      
       Драма русских провинциалов, считающих, что жизнь их не состоялась, растрачена понапрасну. Для дяди Вани это ощущение усугубляется неразделенной любовью к женщине, которую судьба на короткое время забросила в захолустное поместье, где герой и его племяница десятилетиями работают, едва сводя концы с концами. Это кошмар повседневной – "социальной" – жизни, открывающейся в фотографиях, то газетных, то перебираемых доктором Астровым: дети-жертвы очередного голода в Поволжье, олень, подстреленный на охоте государем-императором Николаем Александровичем (и взгляды у них одинаковы), и за кадром - музыка Альфреда Шнитке, больше напоминающая лихорадочное биение пульса. Может быть, ключ картины – в той бесстрастно-констатирующей интонации, с какой говорит Астров бьющемуся в истерике Войницкому: "Наше положение – твое и мое – безнадежно". И в финальном кадре, следующем после знаменитого монолога Сони насчет неба в алмазах, камера проплывает над землей, освещенной холодным закатным солнцем, и земля наглухо скована льдом. И, кажется, единственное спасение - отрешиться от всяких надежд и принять безнадежность с поднятой головой...
       Фильм снят на двух типах плёнки: цветном «Кодаке» и чёрно-белой, так как запасов «Кодака» не хватало, а советская плёнка не давала нужного качества изображения. Потом некоторые критики нашли художественное обоснование для перехода цветного изображения в чёрно-белое.
       При создании саундтрека к фильму композитор Альфред Шнитке активно использовал технику коллажа. Помимо оригинальной музыки (либо на её фоне) за кадром звучат: альтовая ария из «Страстей по Иоанну» И. С. Баха (в обработке Шнитке), ноктюрн «Грёзы любви» Ф. Листа, гимн «Боже, царя храни», песня «Вы жертвою пали в борьбе роковой», а также пародия на «Свадебный марш» Ф. Мендельсона.
1971 — Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (Приз «Серебряная раковина» — Андрей Кончаловский)
1972 — Фестиваль советских фильмов в Сорренто (Приз «Серебряная сирена» — Андрей Кончаловский)
1974 — Международный кинофестиваль в Милане (итал. Milano Film Festival) (Серебряная медаль — Андрей Кончаловский)