Обыкновенная история

Обыкновенная история

       Жанр: драма, мелодрама, экранизация. Производство: ТО «Экран». Продолжительность: 02:15:14. 1 серия: 01:04:48, 2 серия: 01:10:26. Год выпуска: 1970.
       Режиссер: Галина Волчек, Владимир Храмов. Сценарист: Виктор Розов. Оператор: Георгий Рерберг. Композитор: Роман Леденев. Художник: Борис Бланк.
       В ролях: Олег Табаков, Михаил Козаков, Лилия Толмачёва, Людмила Иванова, Людмила Крылова, Анастасия Вертинская, Борис Хмельницкий, Алексей Кутузов, Валентин Гафт, Рогволд Суховерко

       Фильм-спектакль в постановке Московского театра "Современник".
       Мудрая, остроумная, глубоко трогательная, очень человечная и прекрасно сыгранная картина. Александр Адуев (Табаков), молодой человек из провинции, приезжает в Петербург к своему дяде, Петру Ивановичу Адуеву (может быть, лучшая роль Козакова), полный радужных надежд на служение отечеству. Он готов перевернуть весь мир. Дядя сразу же начинает ставить юношу на землю, убеждая не говорить "диким языком", заниматься делом. Козаков потрясающе сыграл умного, кажущегося циничным, но доброжелательного человека, сделавшего очень много для своего племянника. Не его вина, что уроки юный племянник воспринял не так, как хотелось дядюшке. Испытав несчастье юной любви (был оставлен ради графа), разочаровавшись в дружбе с Поспеловым, потерпев крах на литературном поприще, Александр не смог, поумнев, сохранить в себе доброту к людям, не приобрел умения видеть и ценить в них то хорошее, что в них есть, а не только глупость, пошлость. Он не умел прощать и быть снисходительным. Возможно, с самого начала он умел любить только себя, и разочарование в людях, цинизм, черствость на грани бездушия и жестокости, скука были вызваны душевной неполноценностью, эгоизмом, обыкновенной заурядностью. Мудрым нельзя стать по чужим советам. Трагедия же Адуева-старшего в том, что даже близкие не могут увидеть добрые и мудрые пожелания под кольчугой иронии. Дядя и племянник с разными результатами прошли один и тот же жизненный путь. Посмотрите этот спектакль. В нем нет хрестоматийной пыли, он будет современен всегда. Эта обыкновенная история случается в любой век. Я открыл для себя много нового — наверное, повзрослел. Текст читает Игорь Кваша.

Astatra, рецензия.

"- Тяжело тебе здесь придётся.
- Почему?
- Блеску в глазах много.»

       Добротная экранизация-телеспектакль первого одноименного романа Ивана Гончарова, опубликованного в 1847 году. Иногда включается в трилогию с последующими романами «Обломов» и «Обрыв».
       Деревенский романтик приезжает в Петербург «влекомый неодолимым стремлением и жаждой благородной деятельности» и останавливается у своего дяди, неприемлющего обильных проявлений эмоций, который знает что почём в этом мире, да и вообще как надо жить-выживать.
       Главные герои дядя Петр Адуев (магнетический Михаил Козаков) и его племянник Александр Адуев (молодой и трогательные Олег Табаков) сразу же противопоставляются друг другу, как реалист мечтателю, пушкинский демон неопытному юноше. Дядя знает чем всё на этой земле начинается и заканчивается, с некоторыми вариациями; племянник же настаивает на особенности и уникальности всего с ним происходящего.
       Служба в «красивом, но строгом» Петербурге, любовная история с необыкновенно-обыкновенной барышней, угосающая дружба… Всё это встречается нашему Александру Адуеву во «взрослой» жизни_ и учит, учит, учит… Глаза начинают блестеть уж от влаги, а не от задора. и на душе всё хуже и хуже. Язык не поворачивается слова доброго ни о ком сказать и басни Крылова чувствуются как никогда.
       Спектакль смотрится очень живо и актуально, не зря классика, что тут скажешь. Временной барьер слегка ощутим из-за одежд, интерьеров и прочего внешнего, создающего больше атмосферу чем историчность происходящего; диалоги радуют прекрасным русским и трогательными восклицаниями в духе: «Ах, Бога ради, перестаньте!» и прочее.
       Так что же, что же станет с Александром? Чему таки научит его жизнь и сумеет ли он выплыть? Что главнее чувствовать или рассуждать?