Один день Ивана Денисовича

Один день Ивана Денисовича

       Страна: Великобритания, Норвегия. Кинокомпания Group W Films LLC. Жанр: драма.  Продолжительность: 01:45:38. Год выпуска: 1970.
       Режиссёр: Каспар Вреде. Продюсер: Каспар Вреде. Автор сценария: Роналд Харвуд. Оператор:  Свен Нюквист. Композитор: Арни Нордгейм.
       В ролях: Том Кортни, Эспен Скьонберг, Альф Малланд, Джеймс Максвелл, Альфред Бёрк, Эрик Томпсон.
       Фильм об одном дне из жизни советского заключённого, русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова. История о нелегкой судьбе обитателей советских лагерей, о голоде, смерти, отчаянии. «Один день Ивана Денисовича» — первое опубликованное произведение лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР. Впервые в советской литературе читателям были правдиво, с огромным художественным мастерством показаны сталинские репрессии. Натурные съёмки производились в Норвегии, в условиях, максимально приближённых по суровости к описываемым в произведении Солженицына.
       Фильм вышел в прокат в Швеции в 1970 году, в США в 1971 году. Сам Солженицын впервые смог посмотреть его только в 1974 году.
       В Финляндии продюсер Йорн Доннер предпринял попытку выпустить фильм в 1972 году, однако Финский совет по классификации фильмов решением 28 февраля 1972 года запретил выпуск, и это решение было подтверждено 25 мая 1972 года Верховным административным судом Финляндии; впервые «Один день Ивана Денисовича» был показан по финскому телевидению только в 1994 году.
       В 1972 год был номинирован на премию BAFTA в номинации «Приз Объединённых наций».
       Натурные съёмки производились в Норвегии, в условиях, максимально приближённых по суровости к описываемым в произведении Солженицына. Сценарий фильма почти не отклоняется от литературного источника, однако имена персонажей, кроме главного героя, упоминаются редко — поскольку сценарист Роналд Харвуд стремился придать сюжету максимально обобщённый характер.
       9 марта 1976 года, выступая по французскому телевидению в программе «Les dossiers de l'écran», на вопрос ведущего: …как вы сами, Александр Исаевич, оцениваете экранизацию вашего произведения? — Солженицын ответил: - Я должен сказать, что режиссёры и актёры этого фильма подошли очень честно к задаче, и с большим проникновением, они ведь сами не испытывали этого, не пережили, но смогли угадать это щемящее настроение и смогли передать этот замедленный темп, который наполняет жизнь такого заключённого 10 лет, иногда 25, если, как часто бывает, он не умрёт раньше. Ну, совсем небольшие упрёки можно сделать оформлению, это большей частью там, где западное воображение просто уже не может представить деталей такой жизни. Например, для нашего глаза, для моего или если бы мои друзья могли это видеть, бывшие зэки (увидят ли они когда-нибудь этот фильм?), — для нашего глаза телогрейки слишком чистые, не рваные; потом, почти все актёры, в общем, плотные мужчины, а ведь там в лагере люди на самой грани смерти, у них вваленные щёки, сил уже нет. По фильму, в бараке так тепло, что вот сидит там латыш с голыми ногами, руками, — это невозможно, замёрзнешь. Ну, это мелкие замечания, а в общем я, надо сказать, удивляюсь, как авторы фильма могли так понять и искренней душой попробовали передать западному зрителю наши страдания.