Салют, Мария!

Салют, Мария!

       Советский двухсерийный чёрно-белый художественный фильм-драма, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1970 году режиссёром Иосифом Хейфицем. Жанр: военно-патриотическая драма. Кинокомпания: Киностудия «Ленфильм». Длительность - 135 мин. Страна: СССР.
       Сценарий — Григория Бакланова, Иосифа Хейфица. Постановка — Иосифа Хейфица. Главный оператор — Генрих Маранджян. Главные художники — Белла Маневич, Исаак Каплан. Композитор — Надежда Симонян. Режиссёр — Евгений Татарский.
       В ролях: Ада Роговцева — Мария Ткачёва, Анхель Гутьерес — Пабло Луис Альварес, Виталий Соломин — Сева Чудреев, Владимир Татосов — Игнасио Мурьес, Валентина Владимирова — мать Марии, Александр Баринов — Павлик, Паулито, сын Марии и Пабло, советский летчик-интернационалист, Татьяна Бедова — Оля / Надежда Ивановна Кошеверова, разведчица.

       Премьера фильма в СССР состоялась 14 апреля 1970 года. В кинопрокате картина собрала 17,1 млн зрителей. Фильм основан на фактах реальной биографии советской чекистки Марии Фортус.
       Идет 1919 год. На просторах бывшей Российской империи полыхает гражданская война. В Европе только что закончилась Мировая война и страны-победители организуют военную интервенцию в Россию с целью помочь белому движению в борьбе с Советской властью.
       В один из южных портов прибывают на судах войска Антанты, в том числе из Испании. Юная подпольщица Мария получает задание вести агитацию среди испанских моряков и солдат. Тут-то она и знакомится с матросом Пабло. Вспыхивает взаимная любовь.
       Гражданская война заканчивается. В России укрепилась Советская власть. Но здесь мечтают о мировой революции. После долгой разлуки Мария и Пабло вновь встречаются и уже вместе уезжают в Испанию в качестве агентов Коминтерна, готовить местную революцию и заодно вести там разведывательную деятельность. У них рождается сын.
       Но счастье длится недолго — фашисты убивают Пабло. В Испании разгорается гражданская война. Сын Марии, пилот истребителя, погибает в воздушном бою. Потеряв мужа и сына, Мария возвращается на родину, где работает инструктором в советской разведшколе.
       Роль Марии принесла актрисе Аде Роговцевой широкую популярность и премию за лучшую женскую роль на Московском кинофестивале 1971 года.
       По опросу журнала «Советский экран» Ада Роговцева была признана лучшей актрисой 1971 года.
1972 - Международный кинофестиваль «Богота», вторая премия (Иосиф Хейфиц).