Главный конструктор

Главный конструктор

       Режиссер: Владимир Семаков. Сценарист: Анатолий Галиев. Оператор: Сергей Гаврилов. Композитор: Игорь Ефремов. Производство: Свердловская киностудия. Жанр: военный, исторический. Продолжительность: 02:09:53. Год выпуска: 1980.
       В ролях: Борис Невзоров, Юрий Каюров, Николай Пеньков, Валентина Панина, Владимир Гусев, Алексей Крыченков, Нуржуман Ихтымбаев, Борис Борисов, Александр Пороховщиков, В. Суворов.

       Телефильм по книге Я. Резника «Сотворение брони». История создания в предвоенные годы советским конструктором М.И.Кошкиным танка «Т-34».

Подробности:

       В декабре 1936 года начальником танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода (с 1937 г. – «завод №183») назначен М.И. Кошкин – человек с большим опытом организационной работы. Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков, выпускаемых серийно, создать танк нового поколения: «Работать не вдогонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию. Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений».
       Под руководством М.И. Кошкина в конце 1930-х годов созданы опытные средние танки А-20 (колесно-гусеничный), А-32 (гусеничный) и на его базе – легендарный Т-34 (гусеничный, с дизель-мотором В-2).
       В апреле 1939 года М.И. Кошкин назначен главным конструктором завода № 183.
       19 декабря 1939 года Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА танк А-34 (Т-34), изготовленный заводом № 183. Были созданы две демонстрационные машины. Но к концу февраля 1940 года ни одна машина не прошла необходимый пробег. Стало очевидно, что завершить весь объем испытаний до правительственного показа, назначенного на март, не удастся. А без этого танки не могли быть допущены к демонстрации. Тогда-то и возникла идея перегнать оба А-34 (в серии Т-34) из Харькова в Москву своим ходом и "накрутить", таким образом, необходимый километраж. На специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был назначен М.И.Кошкин.
Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка прибывают в Москву, отлично проходят испытания, а затем также своим ходом возвращаются в Харьков.
       31 марта 1940 года танк Т-34 утвержден к серийному производству на заводах Харькова и Сталинграда.
       Пробег двух танков Харьков – Москва – Харьков стоил Кошкину жизни: Михаил Ильич сильно простудился в пути, и 26 сентября 1940 года его не стало.
       Из рассказа Анатолия ГАЛИЕВА - автора сценария этого фильма: «Случайно мне в руки попал бундесверовский журнальчик «Зольдатен унд техник», целиком посвященный Т-34, где спецы, а также непосредственные участники боев, горевшие в своих Т-IV, «пантерах» и «тиграх», честно признавались, что ничего гениальнее и красивее танковой мысль до «тридцатьчетверки» не рождала, что попытки немецких конструкторов создать по заданию пришедшего в ярость Гитлера аналог Т-34 не удались, хотя бы по той причине, что уральская броня была надежнее крупповской. Журнальчик был посвящен двадцатилетию танка, имя Михаила Кошкина было поставлено выше имен немецких конструкторов, но наши газеты тогда по этому случаю даже не икнули…Наковыривая материал к сценарию…я вдруг понял, что почти полная безвестность Кошкина не случайна…то и дело возникали «черные дыры», будто существовали силы, которые не любили даже прикосновения к этой теме.
       … И сценарий начал подвергаться вивисекции. Эпизод с показом танков на брусчатке в Кремле – изъять.. К тому же в этой части фильма участвует и некто И.В. Сталин, и как трактовать этот образ в свете последних указаний Политбюро, не ясно… «В общем , товарищи, мы не настаиваем, но лучше этого не трогать! Давайте без Сталина! Упомянуть? Упомянуть можно! Но так, знаете, дозировано…»
Только мы уселись «дозировать», новое дело: «Мальчики, там у вас Кошкина и всех остальных, кто с ним шел, на окраине Москвы чекисты останавливают, армия пушки на прямую наводку ставит! …И потом этот грубый арест, лубянская камера! Зачем все это? Если все преблагополучно окончилось! Знаете что? Пусть он у вас заболеет. И не в конце фильма, а в процессе. И его не на Лубянку повезли, а в гостиницу «Москва»…Врача вызвали! Поэтому он на показе быть и не мог»
       ….В общем…перетащили «вальс» танков на природу, в снеговой лес, уложили героя в мягкую постель в гостинице «Москва», заставили хрипеть и сморкаться.
       Только вошли в съемки –опять двадцать пять: «Категорически настаиваем на пересмотре концовки фильма. Никакой смерти Кошкина. Зритель должен проститься с живым и энергичным героем».
       Пошли и на это – Михаил Ильич у нас в последних кадрах жив-здоров и с оптимизмом смотрит в грядущее, будто там и не будет ни обрушившегося льда, ни утонувшего танка, ни того, что потом…
       …Последний раз картину усекали во времена борьбы с алкоголизмом, выбросили при показе по ТВ важнейшую последнюю сцену только из-за того, что один из героев изображен в поддатии с бутылкой шампанского (даже не водки!) в руках.
       …Главное мы сделали. Люди узнали, что был такой Михаил Ильич Кошкин – настоящий а не липовый Герой России….Так что будет справедливо, если мы вспомним не только тех, кто рубился на полях войны, ведя Т-34 в бой, но и самого творца «тридцатьчетверки», человека который вступил в Великую Войну еще до ее начала и который выиграл свою битву на Курской дуге, хотя так и не узнал об этом»