О бедном гусаре замолвите слово

О бедном гусаре замолвите слово

       Жанр: Трагикомедия. Продолжительность: 02:40:44 (01:19:05+01:21:39). Год выпуска: 1980.
       Режиссер: Эльдар Рязанов. Сценарий: Григорий Горин и Эльдар Рязанов. Композитор: Андрей Петров.
       В главных ролях: Афанасий Бубенцов - Евгений Леонов, граф Мерзляев - Олег Басилашвили, Настя Бубенцова - Ирина Мазуркевич, корнет Плетнев - Станислав Садальский, полковник Покровский - Валентин Гафт, текст от автора - Андрей Миронов, Артюхов - Георгий Бурков.
       В ролях: продавец попугаев - Зиновий Гердт, губернатор - Александр Белявский, губернаторша - Зоя Василькова, тюремщики: Степан - Виктор Павлов, безымянный - Борислав Брондуков, гусары: корнет Симпомпончик - Владимир Носик, Валерий Погорельцев, Николай Кочегаров, Алексей Шмаринов, Анатолий Егоров, Анатолий Меньщиков, модистки: Жужу - Наталья Гундарева, мадам - Светлана Немоляева, Лулу - Лия Ахеджакова, провинциальные актеры: Анна Петровна Спешнева - Валентина Талызина, суфлер - Григорий Шпигель, Марк Юльевич Мовзон - Готлиб Ронинсон, Виктор Филиппов.
       В эпизодах: А. Веденкин, Т. Вемян, Л. Волкова, М. Голуб, И. Михайлов, Э. Рязанов (кондитер), Д. Шепелев.

       Действие картины происходит через несколько лет после русско-французской войны 1812 г. Небольшой городок взбудоражен вступлением гусарского полка. В это время в город прибывает из Петербурга чиновник III отделения граф Мерзляев, имеющий поручение проверить нескольких гусар этого полка на благонадежность. В местной тюрьме сидит попавший туда за скандальный поступок проезжий актер Бубенцов, дочь которого — Настю — любит подозреваемый в неблагонадежности корнет Плетнев. Мерзляев привлекает Бубенцова для своей операции, заставив его разыгрывать роль опасного бунтовщика, которого под конвоем должен перевезти Плетнев. Бубенцов настолько входит в образ, что Плетнев из сострадания отпускает его на свободу, после чего на Бубенцова начинается уже настоящая охота.

Интересные факты:

       Работа над фильмом стала тяжелым испытанием для режиссера и всей съемочной группы. Сценарий фильма был написан летом и осенью 1978 года. В Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли и Эльдар Рязанов отнес его на Центральное телевидение СССР. Осенью 1978 года шли съемки фильма «Гараж» и, одновременно, режиссер ждал решения по фильму «О бедном гусаре замолвите слово». После долгих бюрократических проволочек сценарий был принят в производство на студии ТО Экран.
       Осенью 1979 года картина была запущена в производство на кинематографической базе студии «Мосфильм», а в декабре советские войска вступили в Афганистан. Это обстоятельство самым неожиданным образом сказалось на сюжете будущего фильма.
       Изначально, по замыслу создателей, Мерзляев был жандармским офицером, но, по настоянию кинематографического руководства, всякое упоминание об этом российском силовом ведомстве было исключено из сценария фильма. В результате Мерзляев стал невнятным чиновником по особым поручениям. При этом, чтобы в его должности звучала причастность к спецслужбам, его наградили чином действительного тайного советника. Такой генеральский чин в Российской империи могли носить только высшие чиновники уровня министра. Сюжетный ход выглядел неправдоподобным. Чиновник такого ранга не стал бы лично приезжать в провинциальный город и заниматься мелкими интригами.
       Были и другие правки. «Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины» и гусары заходят в гости к белошвейкам и модисткам. Зрителям приходилось самим догадываться что скрывалось за эвфемизмом. В результате этих, на первый взгляд, небольших изменений пришлось полностью переписывать весь сценарий, но смысловые нестыковки все равно остались.
       В марте 1980 года завершились пробы актеров. Съемки фильма прошли летом 1980 года под Ленинградом и закончились в августе. Несколько раз по ходу работы над фильмом Рязанов получал распоряжения закрыть фильм, но за него вступались чиновники Госкино СССР. Сценарий претерпел множество изменений и цензурных купюр.
       Работа над фильмом «О бедном гусаре…» была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съемочной площадке. Пожалуй, «О бедном гусаре…» была моя самая непосильная работа. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри.
       В ноябре 1980 года прошла приемка картины. Комиссия раскритиковала финал и потребовала не делать его столь трагическим. После сложных дискуссий Рязанову поначалу удалось сохранить трагикомедийный замысел и оставить смерть Бубенцова. Премьерный показ картины на ЦТ СССР состоялся 1 января 1981 года. Последнее цензурное изменение было внесено буквально за два дня до премьеры. Всемогущий председатель Гостелерадио Сергей Лапин, как известно, не любил сцен связанных с церквями на экране и распорядился о правке фильма. В 1981 году зрители увидели финал в котором не было короткой сцены похорон Бубенцова около церкви и некоторых других реплик героев. После этого картина не демонстрировалась на телевизионном экране около 5 лет и следующий показ был только в 1986 году.
       В советское время допустили к показу сокращенную версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии. Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращенной версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому).
       В полной версии фильма между этими сценами — сцена в салоне мадам Жозефины, куда Настенька Бубенцова проникает, обманув привратника: «Я наниматься пришла!» В ней Настенька находит на кровати у Жужу спящего, пьяного Плетнева и пытается его уговорить дать показания о том, что Бубенцов стрелял не в госпожу губернаторшу, а в Плетнева, залезшего в будку суфлера и тем сорвавшего спектакль. Данная сцена упоминается в фильме позже, когда Жужу говорит Мерзляеву, что эта «мамзель» — действительно невеста Плетнева, а ее фраза «даже в салон за ним прорвалась» является правдивой, но для полной версии фильма.
       Точное время действия картины определить сложно. Однако по некоторым деталям (портрет Николая I, цитирование Мерзляевым Лермонтова и т.п.) можно предположить, что это 1841-43 г.г. (до 1844 г., когда вместо киверов в русской армии были введены кожаные каски).
       У полковника Покровского весьма своеобразный набор орденов: звезда ордена Святой Анны 1-й степени и орден Святого Георгия 3-й степени. При этом ордена Святого Георгия 4-й степени у него нет. В теории такое могло быть, но подвиг, совершенный полковником, в таком случае попадает в разряд выдающихся. А учитывая возраст Покровского, единственная кампания, в которую он мог получить такой высокий орден - подавление Польского восстания 1830-31 г.г.