VII век до н.э.

       - Судя по распространению археологических памятников на территории Средней Европы, в IX — VII вв.  до  н. э. происходило передвижение некоторых племён из районов Верхнего Повисленья в Побужье, на Волынь и далее к востоку. По-видимому, это и нашло отражение в рассказе Геродота о переселении племени невров в земли будинов. Имели место также передвижения каких-то групп населения и с берегов Балтики в бассейн среднего течения Вислы.
       - На востоке жители бассейна Десны в VII—VI вв. устраивали свои поселения на труднодоступных мысах высоких берегов и укрепляли их рвами и валами. Даже в настоящее время высота некоторых валов достигает 5 м от уровня дна рва. Сверху по валу строили деревянные изгороди из тонких брёвен, жердей и т. д. Каждое такое укреплённое поселение принадлежало обычно небольшой родовой общине.
       - Предками армян, называвших себя хайями, были обитатели страны Хайаса, известной из хеттской клинописи. Эта страна была расположена в долине Верхнего Евфрата и к востоку от нее. Независимая от Урарту Хайаса особенно усиливается в VIII—VII вв. Этническое наименование«армяне» ведёт своё происхождение от племён арме, живших к югу от Армянского Тавра. Впервые название «Армения» («Армина») встречается в Бехистунской надписи Дария I. В период упадка государства Урарту и позже хайи-армяне проникли в глубь Армянского нагорья и ассимилировали урартские племена.
       - На рубеже VII и VI вв. до н.э., мидяне разрушили государство Урарту и подчинили себе все земли к западу от него вплоть до реки Галиса. Несмотря на ожесточённую борьбу, воспоминания о которой сохранились у Ксенофонта и в армянском эпосе, армянам не удалось полностью освободиться от мидийского владычества.
       - На Алтае на протяжении всего I тысячелетия до н. э. ведущую роль играет кочевое хозяйство. Правда, в условиях горной страны оно имело своеобразные черты. Перекочёвки нередко сводились к перемещению из степных долин, в которых жили зимой, на высокогорные летние пастбища, так что кочевое скотоводство до известной степени превращалось в яйлажное. Кочевники Алтая ещё не знали железа. Топоры, мечи, кинжалы, ножи, наконечники стрел, удила, пряжки — всё делается из бронзы. Техника изготовления бронзовых орудий достигает непревзойдённого впоследствии уровня. Особую группу составляют памятники так называемого майэмирского этапа (VII — V вв. до н. э.), имеющие черты, характерные для курганов, воздвигнутых кочевниками. Они расположены обычно в богатых пастбищами районах, в них находятся обширные конские захоронения, отсутствует глиняная посуда, неудобная при постоянных перекочёвках.
       - смутные известия о населении Северного Казахстана в середине I тысячелетия до н. э. дошли и от античных авторов, которые помещают к востоку от скифов исседонов, аримаспов и гипербореев, но сведения эти ничего существенного для характеристики данных племён не содержат. Кочевники Алтая и по степени своего социально-экономического развития и по общему уровню культуры шли впереди населения соседних с ними лесостепных и лесных районов Сибири. Население лесистых берегов верхнего течения Оби жило по-прежнему оседло. В посёлке VII — VI вв. (т. е.  современном  Майэмиру), раскопанном  около  деревни  Большая Речка, жители обитали в просторных землянках, занимались земледелием и скотоводством, рыболовством и охотой, в том числе на пушного зверя (соболь, бобр и т. д.). Им постоянно приходилось бороться с набегами кочевников.
       - Основным занятием финно-угорских племён на обширной территории их расселения следует считать скотоводство и охоту. Подсечное земледелие играло второстепенную роль. Характерной особенностью производства у этих племен было то, что наряду с железными орудиями, вошедшими в употребление приблизительно с VII в до н. э., здесь ещё очень долго применялись орудия из кости. Эти черты типичны для так называемых дьяковской (междуречье Оки и Волги), городецкой (к юго-востоку от Оки) и ананьинской (Прикамье) археологических культур.
       - Раннетагарская культура VII — V вв., современная майэмирской на Алтае, подобно этой последней, связана с наиболее высокой техникой изготовления бронзовых изделий.
       - В тагарских курганах заметно отражено имущественное неравенство. Древние  курганы (VII — V вв.  до  н. э.) располагаются в могильном поле без особого порядка и сравнительно невелики. Как эти, так и позднейшие курганы опоясаны оградой из плит. Обычны парные захоронения, указывающие на формирование патриархальной семьи.
       - Мидия создает сильное государство с царской властью и могущественной армией.
       - Фригийская культура не могла не повлиять на племена, населявшие долину реки Герма на западе Малой Азии. Эта долина, по всей вероятности, входила в состав Фригийского государства. Её центральная область называлась по главному поселению области — по-лидийски Сфарт, в греческой передаче — Сарды. Население долины Герма в VII в. до н. э. ассирийцы и греки называли лидийцами.
       - В борьбе с Милетом и другими греческими городами побережья лидийские цари использовали ту ожесточённую борьбу, которая уже в VII в. до н. э. происходила в этих городах-государствах между богатой родовой знатью и основной частью свободного населения (демосом).
       - К VII в. до н. э. относится начало карфагенской колонизации Испании.
       - в VII в. до н. э. или ранее карфагеняне подчинили себе Сардинию. Наличие греческих и карфагенских колоний способствовало более быстрому развитию рабовладельческих отношений у тогдашних племён Италии.
Древняя Греция.
       - Легендарному царю Тесею, время жизни которого относили к поколению, предшествовавшему Троянской войне, т. е. к XIII в. до н. э., афиняне приписывали проведение синойкизма, заключавшегося, по преданию, в объединении вокруг Афин двенадцати прежде обособленных общин. На самом деле процесс постепенного объединения населения Аттики вокруг Афин растянулся на долгое время и полностью закончился, по-видимому, лишь кVII в. до н. э., когда так называемый царский период уже стал далёким прошлым и афиняне управлялись коллегией девяти старейшин — архонтов, ежегодно избиравшихся из эвпатридов. По истечении срока полномочий архонты становились членами ареопага. Ареопагом в Афинах назывался по месту, где он заседал — на холме, посвящённом богу Аресу, — древний совет, некогда совет старейшин, теперь превратившийся в орган правящей аристократии.
       - Греки задолго до македонского завоевания познакомились с Египтом, куда они проникали в качестве воинов-наёмников и торговцев уже во времена Саисской династии (VII—VI вв. до н. э.).
       - В VII—VI вв. начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый период своего развития, появляются первые научные произведения, известные нам, правда, только в отрывках, возникает материалистическая философия, враждебная идеализму и религии. Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных искусств и архитектуры.
       - К VII—VI вв. относятся также дошедшие до нас лишь в отрывках так называемые «киклические поэмы», в которых собраны народные сказания, дополняющие эпос Гомера. Одни из «киклических поэм» охватывают время Троянской войны, другие восходят к более ранней поре (сказания о кровавых раздорах в царском семействе города Фив, о богатырских подвигах Геракла, морском походе аргонавтов за волшебным «золотым руном» в Колхиду и т. п.). Важным источником наших знаний о греческой мифологии являются также хвалебные обращения к богам, служившие обычно прологом к чтению стихов Гомера (так называемые «гомеровские гимны»). Они ещё несут на себе отпечаток живого народного творчества, хотя древнейшие из них возникли не раньше VII в.
       - VIII—VI вв. до н. э. явились в истории древней Греции периодом быстрого экономического подъёма. Именно в это время происходят крупные сдвиги во всех основных отраслях производства. Если в предшествующее время литьё металла производилось при помощи форм, а более крупные предметы склёпывались молотком на деревянном шаблоне, то теперь Главком Хиосским (VII в.) был открыт способ спайки железа, а самосские мастера ввели значительно более совершенные способы литья металлов, по-видимому, заимствовав их на Востоке.
       - В колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. В VII—VI вв. им была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колоний по обоим берегам Керченского пролива — древнего «Боспора Киммерийского». Самыми крупными из них были Пантикапей (современная Керчь) и Феодосия на восточном побережье Крыма, Фанагория и Гермонасса на побережье Таманского полуострова.
       - характерным для общественной и культурной жизни Греции в VII—VI вв. до н. э. было усиление роли лирической поэзии. Сам термин лирика — условен. Он происходит от слова «лира» — названия музыкального инструмента, под аккомпанемент которого исполнялись соответствующие произведения; однако на самом деле лирические произведения исполнялись также в сопровождении других инструментов, например флейты, а иногда и без музыкального сопровождения.
       - Лирическая поэзия чутко откликалась на все волнующие вопросы общественной жизни. Так, Каллин (первая половина VII в.) воспевает не военные подвиги, совершаемые ради добычи и славы, а доблесть мужа, который сражается «за родину, за малых детей, за молодую
жену». Герой спартанского поэта Тиртея (вторая половина VII в.) — смелый воин, «шагнув широко, крепко стоит, упершись ногами в землю, закусив свои губы». В энергичных, написанных на дорийском наречий анапестах Тиртея звучит призыв к «мужам прославленной Спарты» не щадить своей жизни в бою. Стихотворения Солона написаны в защиту и оправдание проведенных им реформ. Аристократ Феогнид, изгнанный из Мегар, изображает восстание демоса в виде бури, бросающей корабль из стороны в сторону; искусный кормчий низложен моряками, и на судне начальствуют простые грузчики. «Твёрдой ногой наступи на грудь суемыслящей черни» — таков призыв этого врага демократии. Другой приверженец аристократической партии, Алкей, клеймит своих политических противников, не скрывая крайнего раздражения и личной неприязни. Примером того, какое видное место занимала лирическая поэзия в общественной жизни, может служить рассказ греческого писателя начала нашей эры Плутарха о Солоне. В период, когда афиняне отказались от борьбы за остров Саламин, находившийся в руках мегарцев, Солон, появившись на городской площади, прочёл свои стихи, заканчивавшиеся призывом«сразиться за прекрасный остров и сбросить с себя гнетущее бесчестье». По словам Плутарха, клич этот был подхвачен афинской молодёжью, и мегарцы были изгнаны с захваченного ими Саламина.
       - На рубеже VII и VI вв. выступает первая известная нам по имени женщина-поэт — Сапфо. Она жила в той части Эллады, где положение женщины было более свободно, нежели в других её частях а именно — на острове Лесбос, у берегов Малой Азии. Сопоставляя стихи Алкея, Архилоха, Сапфо, можно убедиться в том, насколько широк стал диапазон лирической поэзии,— от дикой, почти варварской грубости, от нескрываемой злобной радости по поводу смерти врага до тончайших образов «фиалковенчанной» Сапфо.
       - Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы — так называемая делосская Артемида (VII в.)  стоит  ещё  неподвижно  лицом  к  зрителю,  с  опущенными вдоль  тела  руками.
       - по утверждению английского историка Ллойда, триремы были изобретены в VII в. до н. э. в Греции, а точнее — в Коринфе, который, как и другое греческое государство — Самос, имел тесные контакты с Египтом во времена правления Псамметиха I  (663–610 гг. до н. э.) и Нехо II (609–595 гг. до н. э.); ориентация обоих дворов была греческой. На греческом военном флоте, базировавшемся в Египте, применялись галеры — и все они были триремами. Менее чем в 20 км от Саиса, столицы Египта, находилась крупная греческая колония Навкратис, буквально переполненная греческими кораблями, на которых, конечно, имелись корабельные плотники; о финикийцах ничего подобного в конце VII — начале VI в. до н. э. не известно. Таким образом, для строительства судов Нехо II имел возможность получить любых специалистов-греков практически у стен своего дворца.
       - Техника чеканки монет, по-видимому, была заимствована греками в первой половине VII в. у лидийцев; потом она с необычайной быстротой распространилась по всей Греции.
       - На путь ликвидации первобытно-общинных пережитков прежде всего вступили наиболее передовые и развитые общины Греции, в первую очередь греческие города Малой Азии. Процветание этих городов в немалой мере зависело от характера отношений, установившихся между ними и Лидийским царством, расположенным в Малой Азии и усилившимся к началу VII в. до н. э. Хотя многие греческие города малоазийского побережья попали в зависимость от Лидии, однако зависимость эта не была особенно тягостной для господствующих слоев этих городов и во многом компенсировалась теми выгодами, какие они получали от торговли с лидийскими купцами. Не располагая собственным флотом, лидийцы воли свою заморскую торговлю при посредничестве греков, что давало последним значительные выгоды.
       В Лидии, развитие товарно-денежных отношений достигло к VII в. до н. э. значительного уровня, что не в малой степени способствовало развитию денежных отношений, подтачивавших устои прежнего строя также и в зависевших от неё или экономически связанных с нею греческих городах. Эти города одними из первых вступили на путь социально-политического переустройства, сопровождавшегося ожесточённой борьбой между аристократией и демосом. Перевороты следовали в них один за другим. Как правило, они сопровождались конфискацией имущества аристократии, перераспределением земли, отменой долговых обязательств, кровавыми расправами победителей над побеждёнными, массовыми изгнаниями. Не щадили даже мёртвых противников, выбрасывая их кости из могил.
       - Общая линия политического развития Греции в VII—VI вв. вела через тиранию к республиканским формам государственного строя в двух основных его вариантах. В одних государствах установился строй рабовладельческой демократии, т. е. господства всей массы рабовладельцев с участием широких слоев свободных, причём верховная власть принадлежала формально народному собранию всех полноправных граждан. В других государствах установилась рабовладельческая олигархия, т. е. господство наиболее состоятельной части рабовладельцев, управлявших государством через совет более или менее узкого состава.
       - в полисах Великой Греции (Сицилии и Южной Италии) уже в VII—VI вв. шла ожесточенная классовая борьба. Сведения об общественных движениях VII в. в городах-государствах Великой Греции говорят о том, что здесь даже раньше, чем в метрополии, широкие слои греческого населения выступили с требованием записи действовавших законов. До нас дошли известия о законодательстве Залевка (около 650 г.) из Локр Италийских и Харонда (около VI в.) из Катаны в Сицилии. Насколько можно судить на основании отрывочных данных, эти законы отражали отношения, сложившиеся в земледельческих общинах. Так, например, законами Залевка запрещалась всякая посредническая торговля, земледелец же мог продавать свои продукты только непосредственно потребителю. Запрещались также письменные договоры; сделки должны были заключаться устно при свидетелях.
Государство Урарту.
      - государство Урарту разрушено племенами, двигавшимися с запада и юго-востока. Под их напором урарты отступали на север, переваливали горы Малого Кавказа и спускались в долину средней Куры, а может быть, и в Рионскую низменность. Отсюда отдельные группы урартов, вероятно, достигли предгорий Большого Кавказа (горной системы длиной более 1100 км между Черным морем и Каспием). 
       - в Северной Индии предположительно возникла письменность.
       - примерно с VII в. до н. э. среди возникших в Северной Индии (территория между Гималаями и хр. Виндхья на юге), ряде рабовладельческих государств, или джанапад (буквальный перевод — местопребывание племени), основные роли поделили Магадха, расположенная на правобережье Ганга между низовьем р. Хираньяваха (Сон, правый приток Ганга) и г. Бхагалпур, у 87° в. д., и Аванти, занимавшая северные склоны гор Виндхья в верховьях Чамбал и среднюю часть долины р. Рева (Нармада).
       - в поисках экзотических товаров и драгоценных металлов индийские купцы из государств в низовьях Ганга совершали дальние плавания вдоль берегов Бенгальского залива. Древнекитайские хроники сохранили краткое сообщение о том, что в VII в. до н. э. в китайский порт пришли купеческие корабли из далекой страны. Благодаря «набору» типично индийских товаров в ней нетрудно узнать одну из джанапад Индии, скорее всего Вангу. К сожалению, в многочисленных джанападах и даже в 16 махаджанападах («великих странах») Индии летописных традиций не существовало, поэтому древний период их истории письменными источниками не освещен. Факт посещения Китая древними индийцами (китайцы в это время не заходили южнее 17° с. ш.) позволяет считать представителей Индии первооткрывателями большей части побережья Юго-Восточной Азии до 17° с. ш.
       - В течение VII—VI вв. до н. э. почти во всех главнейших греческих городах-государствах происходят события, имевшие большое  историческое значение. Борьба между родовой аристократией и массой свободных развёртывалась в Греции в условиях более высокого уровня развития производительных сил и обмена, чем это имело место ранее в странах древнего Востока; греки имели возможность использовать также достижения культуры, созданной народами Востока в течение многих веков. Родовые аристократы выступали здесь одновременно и как ростовщики, в то время как в странах Востока рабовладельцы-ростовщики получили значение только тогда, когда власть родовой знати уже была сломлена и заменена властью бюрократической, служилой знати, являвшейся опорой деспотической царской власти. В Греции же борьба свободных общинников против родовой аристократии сливалась с борьбой против ростовщичества. В то же время здесь не было предпосылок для создания обширных царств, где сложилась бы деспотическая власть царя, не было крупных хозяйств царя и храмов, экономически подавлявших хозяйство свободного производителя материальных благ. Поэтому направленная против знати борьба масс свободного населения, более сильных в экономическом и политическом отношении, чем их собратья в странах Востока, имела здесь больше шансов на успех; оказалось возможным почти одним ударом покончить и с господством родовой знати, и с долговым рабством.
       - в VII в. до н. э. греки из Милета посещали кавказское побережье Понта.
       - поток эллинских переселенцев шел на северо-восток. За Дунаем милетцы достигли устьев рр. Тирас (Днестр) и Борисфен (Днепр), по которым их изделия шли в глубь Восточной Европы, а обратно к Понту — ее продукты. У входа в Днепровский лиман, на островке Березань, в VII в. они поставили торговую факторию Борисфениду, древнейшее греческое поселение в северном Причерноморье.
       - скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.
       - в VII в. до н. э. путешествие в Скифию предпринял греческий поэт Аристей. Воспользовавшись древним торговым путем, из Скифии он проследовал на северо-восток через лесные области Поволжья и территорию Приуралья и достиг Южного Урала, а, возможно, даже Зауралья. Здесь, по мнению Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского, находилась страна исседонов; севернее жили аримаспы. За их страной простираются Рипейские горы. По возвращении на родину Аристей создал поэму «Аримаспея», которая дошла до нас в отрывках. Этот древнейший источник по истории Восточной Европы содержал вполне реалистическое описание облика, быта и обычаев племен, обитавших в Скифии и к северу от нее, и давал характеристику пути к исседонам.
       Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, составленное отчасти по личным наблюдениям, но главным образом по расспросам сведущих лиц из числа местных греческих колонистов.
       - этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются  вплодородной  Кампании и на севере Аппенинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельзилы, Мантуя и Спина.
       В VII - VI вв. до н.э. этруски стояли на более высоком уровне развития чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик"вечного города", и характер царской власти. Сервий Туллий обнёсРим крепостной стеной и провёл важную реформу, похожую на реформу Солона в Афинах. Он разделил жителей Рима на пять имущественных классов и распределил в зависимости от них права и обязанности населения города..
       - 12 основанных этрусками городов-государств (полисов) объединились в федерацию, которая поочередно возглавлялась правителем одного из этой дюжины. Этруски завязали торговые контакты с греческими колониями и Карфагеном, а затем заключили с ним военный союз; они захватили о-ва Эфалия (Эльба) и Кирн (Корсика), проникли вдоль побережья Лигурийского моря в Генуэзский залив к его вершине и там, близ поселка лигуров, основали торговую факторию, выросшую в г. Генуя. Они занялись морским разбоем в акватории, получившей благодаря им название Тирренское море.
       - в конце VII в. до н. э. фокейцы обследовали берега Лионского залива и удачно выбрали для основания колонии район Массалии, открыв перед этим устье Роны (возможно, вторично после финикийцев). Не выяснено, откуда и как проникли туда фокейцы. Следовали ли они вдоль побережья Тирренского и Лигурийского морей от Неаполитанского залива или предпочли путь от Сардинии через Корсику к западному участку Лазурного берега — к подножию Приморских Альп? (Древние греки употребляли множественное число «Альпы» для обозначения всей горной цепи, а единственное «Альп» — для отдельных перевалов.)
       - в VII—VI вв. до н. э. эфиопских царей  утверждало  собрание  воинов,  хотя большое влияние на их избрание имело жречество.
       - В VII—V вв. до н. э., в связи с ослаблением власти чжоуских царей  и  ростом  самостоятельности  правителей  отдельных царств, право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского царя в руки различных правителей. Правители распоряжались своим земельным фондом без ведома чжоуского царя, передавая участки подчинённым — управителям, военачальникам и другим служилым людям.
       - В VII—VI вв. до н. э. на территории Китая господствовало пять крупных царств, в подчинении у которых находились остальные, более мелкие царства. Эти пять царств получили в китайской истории название«пяти гегемонов» (или деспотов, «У ба»). Такими гегемонами были царства Ци, Чу, Цинь, Цзинь и в известной степени Сун.
       - Наиболее раннее упоминание о племенах, населявших современную территорию Бакбо, встречается в китайских летописях и относится к VII—VI вв. до н. э. Там сообщается, что в Чжоуский Китай прибыли послы из этого района, с почётом были приняты при дворе и отправились на родину с богатыми подарками.

Начало VII века до н.э..
       - попытка великого греческого поэта Гесиода (конецVIII — началоVII в.) собрать в единое целое разнообразные мифы Эллады. Его «Теогония» (поэма о рождении богов) сохранила некоторые представления, гораздо более первобытные, чем имеющиеся в «Илиаде» и «Одиссее». Вместе с тем поэма Гесиода представляет собой первую попытку отыскать в преданиях седой старины картину происхождения мира и справедливого миропорядка.
       - В начале VII в. до н. э. фригийское войско потерпело от киммерийцев, выступавших, по-видимому, совместно с урартами, сокрушительное поражение, а сам царь Мидас, потеряв надежду на спасение, покончил самоубийством.
       - Усилению рабовладельческого Лидийского государства содействовали тесная связь с греческими городами-государствами, а также разгром Фригии киммерийцами в начале VII в.
       - ассирийцы владели западной незначительной частью земель мидян (приблизительно до 49° в. д.).
       - финикийцы построили для ассирийского царя Синахериба  (начало VII в. до н. э.) в Персидском заливе военные корабли.
       - Значительная часть египетского населения находилась по-прежнему в зависимом состоянии в округах и деревнях, принадлежавших казне, храмам, «жене» Амона в Фивах и знати. При передаче храму округа или деревни они передавались со всеми их людьми, стадами, всевозможным имуществом. Имеется указание на то, что«царские» люди, т. е. земледельцы, вначале VII в. до н. э. платили подать царской  cокровищнице.
Около 700 года до н.э.
       - В Северном Египте около 700 г. до н. э. выработалось из прежней деловой скорописи новое письмо, так называемое демотическое («народное»). Возникновение его было связано с ростом потребности в различных письменных сделках, обусловленным развитием денежного хозяйства. Однако в Фивах оставалась в употреблении прежняя скоропись, только предельно беглого почерка, — так называемое позднее иератическое письмо. Лишь в конце XXVI династии новая скоропись возобладала и в Фивах.
       - Надписи времени Позднего царства писались не на живом позднеегипетском, или демотическом, языке, сменившем к 700 г. до н. э. новоегипетский, а на мёртвом среднеегипетском, хотя и не без примеси более поздних оборотов. Вновь переписывавшиеся произведения Древнего царства были составлены на языке ещё более древнем — староегипетском.
       - в правление ассирийского царя Синаххериба в состав Ассирийской державы входили Вавилония, Сирия, Палестина с Иудеей, отдельные районы Закавказья.
Первая половина VII века до н.э..
       - согласно Плутарху и другим древним авторам, примерное время жизни Ликурга. Хотя многие современные историки считают эту фигуру вымышленной. Но в то же время не отрицают полностью предания о возникновении Спартанского государства в результате переворота после долгих смут в начале VI века до н.э.
       - Наиболее тяжело пострадала от киммерийцев Фригия. В первой четверти VII в. до н. э. это государство было разрушено, по-видимому, совместными действиями Урарту и киммерийцев. Центральная часть Малой Азии стала добычей киммерийских племён. В течение первой половины VII в. почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии — Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря.
       - ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.
       - Царство Ци охватывало большую часть территории современной провинции Шаньдун. Столицей его был город Линьцзы. В первой половине VII в. до н. э. в Ци был проведён ряд экономических и военно-административных реформ, которые значительно укрепили это царство. Была установлена государственная монополия на соль и железо, проводились мероприятия по поощрению торговли, разработке недр, была упорядочена система налогов, взимавшихся с учётом качества земли, реорганизована армия, проведён строгий учёт податного населения, и официально было признано разделение его на сословия (учёные, земледельцы, ремесленники и торговцы). Царство Ци, несмотря на сравнительно небольшие размеры своей территории, сумело поглотить десяток других владений и царств. Оно было в течение свыше 20 лет гегемоном среди сильнейших царств.
693 год до н.э.
       - ассирийский царь Синаххериб наносит у Ниппура поражение объединенным силам вавилонян и эламитян.
692 год до н.э.
       - Первыми известными нам событиями в истории Лидии были вторжения киммерийских и фракийских племён в начале VII в. до н. э. и происшедшая — возможно, в связи с этим — смена династий. Первый царь новой династии Гиг (Гуггу), вступивший на престол около 692 г. до н. э., после упорной и ожесточённой борьбы с вторгшимися в Лидию после разгрома Фригии киммерийцами, опираясь на помощь ассирийского царя Ашшурбанапала, изгнал их из пределов своей страны и заставил около 665 г. до н. э. отступить на восток.
       - восстание вавилонян против ассирийского господства, Битва при Халуле на Тигре (недалеко от современного города Самарра) между ассирийским войском и коалицией вавилонян, эламитян, загросских, халдейских и арамейских племен.
692 — 654 год до н.э.
       - правление лидийского царя Гигеса. Начало расцвета Лидийского царства.
691 год до н.э.
       - против Ассирии создалась крупная коалиция, включавшая Вавилон, Элам, арамеев, мелкие царства на окраинах Мидии, а также, возможно, даже персов, если мы правильно понимаем значение одного из упомянутых анналами Синаххериба названий —Парсуаш. Синаххериб дал союзникам битву при Халуле, на реке Дияле (691 г.). Это кровопролитное сражение не привело к решительным результатам; но развитие внутренних событий парализовало дальнейшие военные действия Элама, и Вавилон остался без своего главного союзника.
690 или 680 г. до н.э.
       - Новый период усиления Урартского государства начинается при Русе II, вступившем на престол в 690-х или 680-х годах до н. э. Руса II вёл большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени Русы II относится построение большого канала, отводившего воду от реки Занги и орошавшего Айраратскую долину. Здесь был построен новый административный центр — Тейшебаини, куда стекалась богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини найдены огромные запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, дающие яркое представление о культуре, искусстве и быте урартов.
689 год до н.э.
       - После длительной осады Вавилон был взят в 689 г. до н. э.; Синаххериб приказал вывезти статую бога Мардука в Ассирию, а город снести с лица земли. Жители Вавилона были частью казнены, а частью выселены в различные области Ассирийской державы. По приказу ассирийского царя Синаххериба, в наказание за постоянные мятежи, полностью был разрушен Вавилон. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрел невиданный прежде блеск.
       - Второй преемник Шабаки — Тахарка, воцарившийся в 689 г. до н. э., оставил в Фивах внушительные свидетельства расположения эфиопской царской власти к жречеству. Так, в главном храме Амона был воздвигнут проход из двух рядов колонн, по шести в каждом, вышиной в 21 м. Тахарка известен главным образом как упорный, хотя и неудачливый противник Ассирии. В завоевании Египта Ассирийская держава, стоявшая тогда на вершине своего могущества, видела очередную и важную задачу.
Около 688 года до н.э.
       - основание Гелы родосцами и критянами.
685 год до н.э.
       - основание Халкедона выходцами из Мегары.
685 — 668 гг. до н.э.
       - Вторая Мессенская война — восстание мессенцев под руководством Аристомена против господства Спарты. Восставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенцев, которые превращаются в бесправных членов спартанской общины — илотов.
683 год до н.э.
       - начало списка годичных архонтов в Афинах.
681 — 669 гг. до н.э.
       - правление ассирийского царя Асархадцона. Восстановление ранее разрушенного Вавилона (679 — 678). Войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Средиземного моря до Персидского залива.
680 год до н.э.
       - Своим наследником и правителем Вавилонии Синаххериб назначил Асархаддона (Ашшурахиддина), своего сына от сириянки. Это назначение вызвало, по-видимому, недовольство в придворных кругах, в результате чего двое других сыновей Синаххериба организовали заговор. Синаххериб был убит в храме в январе 680 г. Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены.
Около 679 г. до н.э.
       - киммерийцы попытались проникнуть на ассирийскую территорию, но были отбиты. Часть киммерийцев в это время появилась и на территории нынешнего Южного Азербайджана, где приняла участие в восстании мидян против Ассирии. Однако возможно, что в данном случае восточные источники под общим названием киммерийцев понимают скифов, о проникновении которых в Мидию в начале VII в. до н. э. точно известно.
       В начале 70-х годов VII в. вожди основных племён киммерийцев вступили в соглашение с Ассирией и Урарту. В ассирийских памятниках встречается упоминание «начальника  киммерийского (очевидно, наёмного) полка». Есть основания предполагать, что киммерийцы выступали и вместе с Урарту в качестве союзников или наёмников.
       - Асархаддон сразился в Малой Азии с киммерийскими отрядами под начальством Теушпы. Поход проходил по бывшей ассирийской территории (в юго-восточной части Малой Азии, где теперь вновь создался ряд мелких государств), но не привёл к восстановлению здесь власти ассирийцев.
676 год до н.э.
       - ассирийское войско совершило бесполезный поход в Центральную Аравию —по-видимому, пытаясь добраться до царств Южной Аравии, не рассчитав при этом, однако, ни расстояний, ни трудностей похода.
674 г. до н.э.
       - ассирийский «Царь земных царей и царь» Ассархадон  вновь вторгся в Мидию, достиг района горы Бикни, продвинулся до 54° в. д. в область Патушарра (Хвар или Хоарена), между северной границей Деште-Кевир и южными склонами Эльбурса, и собрал с мидян дань, но этот поход оказался для ассирийцев последним.
       - В 674 г. до н. э. египетскому фараону Тахарке удалось не пропустить ассирийцев вглубь Египта, но новое нашествие ассирийского царя Асархаддона в 671 г. до н. э. закончилось, несмотря на ожесточённую оборону Тахарки, взятием и разграблением Мемфиса.
Около 673 года до н.э.
       - В 675—673 гг. ассирийцы воевали в юго-восточной части Малой Азии, Финикии, а также с Египтом. В 673—672 гг. Ассирии понадобилось совершить специальный поход в Шубрию — полунезависимую горную область, расположенную между Урарту и Ассирией. Сюда стекались беглецы из обеих стран, спасавшиеся от тягот эксплуатации. Для рабовладельцев проблема бегства рабов и свободных, скованных различными повинностями, по-видимому, стала к тому времени очень острой. Асархаддону удалось покорить Шубрию, причем он не только захватил беглых ассирийцев, но и выдал беглых урартов царю Русе II. Около того же времени восстали мидяне и другие племена на восточных окраинах державы. Они находились в союзе с царством Маны (у озера Урмия) и скифами. В результате восстания три восточные области отпали от Ассирии, и на их территории образовалось царство Мидия.
       - Хотя между Урарту и Ассирией при Русе II иной раз бывали пограничные стычки, а намерения Русы и киммерийцев иногда вызывали недоверие в Ассирии, но в общем между обоими государствами сохранялись мирные отношения. Когда в 673 г. до н. э. ассирийский царь
Асархаддон разгромил маленькое горное царство Шубрию, где укрывались беглые рабы и земледельцы, он выдал обнаруженных им урартских беглецов Русе.
       - Скифы столкнулись с ассирийцами впервые в 70-х годах VII в. до н. э.; в борьбе с ассирийцами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 г. до н.э. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце концов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царём Асархаддоном, который, по-видимому, выдал за него замуж свою дочь. С этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов.
       - в Мидии вспыхнуло большое восстание, поддержанное скифами. Киммерийцы, как полагают некоторые исследователи, во главе со своим вождём Теушпой, упоминаемым ассирийскими анналами, также примкнули к мидийскому племен-ному союзу. Одного из вождей мидийского восстания, Каштарити, большинство исследователей отождествляет с Фраортом, который, по Геродоту, подчинил также персидские племена и племена на северо-востоке Ирана. Мидии удалось добиться независимости. В Мидии началось восстание во главе с Хшатритой (Каштаритой),  и ассирийцы были навсегда изгнаны из страны. Захватив владения ряда индийских племен, Хшатрита создал единое государство со столицей Экбатана (современный Хамадан, в 280 км к юго-западу от Тегерана) и, видимо, вскоре начал завоевательные походы. Перевалив горы Эльбурс в восточной части, он овладел низменной страной гирканиев Варканой, раскинувшейся в низовье р. Атрек, у юго-восточных берегов Каспия, в древности называемого Гирканским морем. Далее к востоку он завоевал страну земледельческой народности парфян Партаву, через несколько веков ставшую грозной силой — Парфянским государством. Иными словами, вторично после ассирийцев Хшатрита открыл Туркмено-Хорасанские горы.
       - основание города Локры озольскими локрянами.
       - Смерть Нумы Помпилия, царя Рима.
672 год до н.э.
       - изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.
671 год до н.э.
       - завоевание Египта Ассирией. Состоялся решающий поход в долину Нила. Ассирийцам, воспользовавшимся ослаблением Египта, довольно легко удалось взять Мемфис и закрепиться в Нижнем Египте. Местные египетские власти были оставлены на своих местах и лишь подчинены ассирийским«надзи-рателям», при которых состояли небольшие гарнизоны. Конечно, столь быстрое завоевание отдалённой от Ассирии и экономически с ней не связанной страны не могло быть прочным, и ассирийцы даже не пытались органически включить Египет в свою державу. Хотя Асархаддон и принял титул «царя Нижнего и Верхнего Египта и Эфиопии», однако он не короновался в Египте, как фараон. На Египет была наложена ежегодная дань в 180 кг золота и 9 т серебра. Что касается Тира, то он, благодаря своему островному положению, так и не был завоёван.
670 год до н.э.
       - В конце своего правления Асархаддон решил передать престол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царём Вавилона. С этой целью население Ассирии ещё при жизни Асархаддона было приведено к присяге Ашшурбанапалу, причём дело не обошлось без волнений; вавилонская хроника сообщает под 670 годом: «...царь пребывал в Ассирии; много вельмож было убито оружием».
669 год до н.э.
       - аргивяне побеждают спартанцев в битве при Гисии.
       - Царствование Ашшурбанапала, сменившего Асархаддона, началось в 669 г. до н. э., когда положение Ассирии было относительно прочным. Шамашшумукин был водворён на вавилонский престол. Ассирийцам удалось изгнать Тахарку из Нижнего Египта, который незадолго до этого вновь был занят эфиопским фараоном. Возможно, что эти события имели место ещё при жизни Асархаддона, умершего в походе на Египет.
       - раздел Ассирийской державы. Шамаш-шум-укин назначается вассальным царем Вавилонии.
669 — около 633 гг. до н.э.
       - правление ассирийского царя Ашшурбанипала. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).
667 год до н.э.
       - Размещенные в Египте ассирийские силы были немногочисленны. Пользуясь этим, эфиопы попытались вернуться обратно. Нижний Египет встретил их, по-видимому, довольно холодно. В 667 г. до н. э. ассирийскому царю Ашшурбанапалу, преемнику Асархаддона, достаточно было одной выигранной битвы, чтобы принудить эфиопов вновь бежать на юг. При приближении ассирийского войска, усиленного отрядами местных египетских владетелей, Тахарка покинул Фивы, но стал на противоположном берегу.
665 г. до н.э.
       - Карфаген обратил пристальное внимание на Пиренейский п-ов в середине VII в. до н. э., вскоре после своего возвышения, а уже в 665 г. до н. э. на Питиузских о-вах была основана первая карфагенская колония Эбесса. Опираясь на нее, пунийцы предприняли наступление на юг Испании, захватили все финикийские колонии, в том числе и Гадес, а в конце VII в. или в VI в. до н. э. основали ряд новых пунктов на материке и колонизовали Балеарские о-ва.
       - Царь Лидии Гуггу (Гиг) около 665 г. до н. э. прислал к Ашшурбанапалу посольство и просил помощи против киммерийцев. Эта помощь ему была оказана.
664 — 525 гг. до н.э.
       - правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.
Около 664 года до н.э.
       - В 664 г. до н. э. умер Тахарка, и новый эфиопский царь Тануатамон (Тальтамон) вновь попытался завоевать Нижний Египет. Когда Тануатамон прибыл в Фивы, жречество вышло с цветами навстречу царю. С восторгом встречали эфиопа и храмы в средней части страны. В Мемфисе заперся ассирийский отряд. Вылазка осаждённых кончилась их разгромом, и Мем-фис пал. Затем фараон выступил против нижнеегипетских владетелей, но те, надеясь на близкую ассирийскую помощь, укрылись за стенами своих городов и не приняли боя. Тануатамон вернулся в мемфисский дворец. Признание Тануатамона некоторыми из владетелей не могло уже существенно изменить положение. Ассирийцы приближались. Эфиопы вынуждены были отступить. Нижнеегипетские правители встретили ассирийцев изъявлениями покорности. Фивы, дотоле незыблемую опору эфиопов в Египте,  постигла  страшная кара. Они  подверглись разграблению,  многие мужчины и женщины были угнаны ассирийцами в плен. Правда, вскоре эфиопское правление было восстановлено в разорённом городе. Но былое значение Фивы утратили навсегда.
       - первое греческое морское сражение: между Коринфом и островом Коркира (Корфу).
663 год до н.э.
       - Дело воссоединения и освобождения Египта выпало на долю основателя XXVI (саисской) династии — Псамметиха I. Вероятно, он и сын саисского владетеля Нехао — одно и то же лицо, и именно его помиловал и обласкал некогда ассирийский царь Ашшурбанапал. Псамметиху I удалось объединить страну не сразу. Начало его царствования относится к 663 г. до н. э., однако до 658—657 гг. Фивы ещё оставались во власти эфиопского царя Тануатамона.
660 год до нашей эры

Февраль.

11 - Уроженец острова Кюсю ДЗИММУ (?? — 585 до н. э.), называвший своей праматерью богиню солнца Аматэрасу, завоевал страну Ямато и занял ее престол.
       Эта дата считается днем основания японского государства. Дзимму, принявший титул Сына Неба, основал династию, правящую в Японии и поныне. (C 1336 года празднуется как самурайский праздник «Кигэнсэцу» — День основания государства.)
       Согласно древне-японским хроникам, уроженец острова Кюсю по имени Дзимму («Небесный воин») утвердил свою власть на равнине Ямато (то есть на главном из Японских островов — Хонсю). Объявившись прямым потомком богини Солнца Аматэрасу, он провозгласил себя тэнно (императором) и основал династию, правящую по сей день. Правда, в 1945 году после поражения во Второй мировой войне император Хирохито (1901–1989) официально отказался от концепции «божественности» японских монархов. Его сын, нынешний владетель «хризантемового трона» император Акихито, считается 125-м по счету представителем старейшего в мире царствующего дома и является единственным правящим монархом в мире с титулом «император». С 1336 года японцы отмечают 11 февраля как самурайский праздник Кигэнсэцу — День основания государства.

Около 660 года до н.э.
       - около 660 г. Ассирия находилась на высоте своего могущества; если она и утеряла некоторые районы, которыми владели ранее Тиглатпаласар или Саргон, зато она приобрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ассирию к быстрой гибели.
       - основание города Византия мегарцами. На северо-восток от Эгейского моря греки двинулись не позднее VIII в. до н. э. Колонизация шла морем через черноморские проливы Геллеспонт, Пропонтиду и Босфор, которыми они выходили в Понт. Греки оберегали свои торговые пути и поэтому у входа и выхода из Геллеспонта заложили два контрольно-пропускных пункта, а на обоих берегах Босфора, у южного входа — два других, в том числе Византий (основан около 660 г. до н. э.). По Страбону (VIII, 3, § 6), опасаясь береговых «варваров», а также из-за сурового (сравнительно с Элладой) климата Причерноморья греки сначала назвали море Негостеприимным (Аксинский Понт), но затем переименовали его в Гостеприимное (Евксинский Понт).
       - морское сражение между Коринфом и Коркирой.
658 год до н.э.
       - Термины «тирания», «тиран» не имели в то время в Греции отрицательного значения, которое им начали придавать позже. Тираном называли того, кто захватил единоличную власть, как правило, путем переворота. В большинстве случаев остриё тирании было направлено против родовой аристократии. Так, например, когда тиран Кипсел (около 658—628) захватил власть в Коринфе, оттуда были изгнаны аристократы, земли их были конфискованы и распределены между беднейшими гражданами.
657— 627 гг. до н.э.
       - тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.
655 год до н.э.
       - Как произошло воссоединение Юга с Севером, неизвестно, но в 655 г. до н. э. Псамметих был уже хозяином Фив. Египет в конце концов вновь стал единым. Новый фараон довольно свободно распоряжался в некоторых областях.
       - освобождение Египта от власти Ассирии. Между 657 и 655 гг. до н. э. Псамметих, сын Нехао, бывший в то время правителем одной из областей Египта, вступает в союз с Гуггу, лидийским царём, который, временно отразив натиск киммерийцев, считал, что он больше не нуждается в поддержке Ассирии. Опираясь на этот союз, Псамметих занимает престол фараонов, вероятно, уничтожив при этом ассирийские гарнизоны. Египет был потерян Ассирией.
       - начинается война Ассирии с Эламом. Ассирийские войска разбили эламитов и их арамейских и халдейских союзников, затем, форсировав реку Карун, взяли столицу Элама — Сузы. Эламский царь Теумман был взят в плен и обезглавлен на виду у сдавшегося эламского войска.
Около 654 года до н.э.
       - основание Аканфа выходцами с Андроса, Лампсака фокеянами и Абдеры клазоменцами. Самый ранний греческий торговый пост (фактория) в Южной России.
654 г. до н. э.
       - Царь Лидии Гиг завязал сношения с Псамметихом I, царём Египта, готовившимся сбросить иго Ассирии, и даже послал ему вспомогательные войска. Однако Лидия вскоре снова стала жертвой вторжения киммерийцев, быть может, поднятых против Гига Ассирией. Отражая эти вторжения, Гиг пал в 654 г. до н. э. на поле битвы, а киммерийцы на время завладели большей частью страны и даже Сардами, за исключением городской крепости. Сыну Гига Ардису (654—605) удалось после долголетней борьбы очистить Лидию от киммерийцев.
       - Руса II, около 654 г. послал посольство к ассирийскому царю Ашшурбанапалу для того, по-видимому, чтобы успокоить опасения последнего, ожидавшего выступлений против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Нейтральность этих сил имела важное значение для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и ее многочисленными союзниками.
653 год до н.э.
       - в 653—652гг. до н. э. восстал подчинённый Ассирии вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин.
651-648 гг. до н.э.
       - восстание и гибель царя Вавилонии Шамаш-шум-укина. Царь чтобы не попасть в руки к Ашшурбанапалу поджёг царский дворец и бросился в огонь.
Середина VII в. до н.э.
       - В середине VII в. до н. э. карфагеняне обосновались на Балеарских островах и вскоре после этого проникли в Сардинию.
       - В середине VII в. в росписи на греческой  керамике  усилились  восточные  влияния, особенно  заметные  в  изделиях  ремесленников
торгового  города  Коринфа.
       - милетцы основали Навкратис — первую греческую торговую колонию в Северо-Восточной Африке. Ознакомившись со всем болотистым устьем Нила и его рукавами, греки обнаружили, что очертания берегов здесь напоминают четвертую букву греческого алфавита, и нарекли эту территорию Дельтой (название стало нарицательным).
       На юго-восточном побережье Средиземного моря возникли две значительные греческие колонии — Навкратис в Египте, на одном из рукавов нильской дельты, и Кирена на побережье Ливии, западнее Египта. Особенность устройства Навкратиса заключалась в том, что земля для создания этой колонии была выделена египетским царём и ею была ограничена в Египте территория, на которой могли селиться и торговать греки, выплачивая Египту налог. Поэтому население Навкратиса составляли переселенцы из различных греческих городов. Эти переселенцы в рамках общего для всех них полиса продолжали сохранять своё особое автономное управление. Навкратис развил довольно значительную ремесленную промышленность, изделия которой, во многом подражавшие древнеегипетским, широко экспортировались, в том числе и в Переднюю Азию. Вторая колония на африканском побережье Средиземного моря — Кирена была основана в середине VII в. преимущественно дорийскими полисами. В дальнейшем вокруг Кирены выросло несколько других поселений. Политическое объединение этих поселений во главе с Киреной (так называемое «пятиградие») охватило целую область — Киренаику.
       - во второй половине VII в. на западном побережье Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнее Истрии возникает Аполлония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья. Они послужили опорными пунктами для дальнейшего продвижения греков на север.
       - Вторым гегемоном Китая в течение нескольких лет в середине VII в. до н. э. было царство Сун.
Около 650 года до н.э.
       - Кипсел становится тираном Коринфа.
       - финикийские колонии Эа, Сабрата и Лептис-Магна позже нареченные греками Триполис («Три города»), став самостоятельными, создали союз, и их общие владения получили название Триполитании. В VII в. до н. э. в качестве контрмеры против активности греков и тартессиев возникло несколько таких союзов (объединений). Господствующее положение среди них занял Карфаген, который к середине VII в. до н. э. превратился в крупную державу, подчинившую себе все бывшие финикийские колонии.
       - В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуи, возглавил поход скифов в Малую Азию — но всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев царь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьёзную угрозу и для ассирийских границ, — это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев.
       - Около 650 г. до н. э. правителей-жрецов древней Сабы сменяют «цари Сабы», столицей которых был город Магриб. В древнейших южно-арабских государствах ещё были сильны пережитки племенной организации, однако «племена» были организованы не на основе кровного родства, а по территориальному признаку. «Катабан» обозначало и царство и составлявшие его племена. В Сабе племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — «Саба и племена».
       - падение южно-арабского Минейского государства.
650 год до н.э.
       - Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен гегемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.
Около 649 года до н.э.
       - Основание Гимеры занклейцами.
648 год до н.э.
       - затмение Солнца (6 апреля).
       - расцвет поэзии Архилоха.
647-646 гг. до н.э.
       - вторжение ассирийского войска в Элам.
646 год до н.э.
       - Ассирийцы снова взяли Сузы и в 646 г. до н. э. опять возвели на престол своего ставленника. В последовавшие годы смут претенденты на эламский престол боролись друг против друга и в то же время вели войну против Ассирии. Единства среди эламитов не было, и дело могло кончиться только полным и окончательным их поражением.
642 год до н.э.
       - царь Парсумаша Кир I посылает своего сына Арукку с дарами к царю Ашшурбанапалу в Ассирию.
Около 640 года до н.э.
       - Теаген становится тираном Мегары.
       - начало чеканки монет в Малой Азии.
       - Колей Самосский достигает Гибралтарского пролива.
       - В 640-х годах до н. э. царём Урарту становится Сардури III.
       - царь Урарту Сардури III, добровольно признал себя подвластным Ассирии.
       - Ассирийской державе пришлось искать союзников против мидян в лице скифских племён. Вскоре после 640 г., когда ассирийцы разгромили Эламское царство, Кир I, царёк персов, прислал дары ассирийскому царю, стремясь, вероятно, стать независимым от мидян; зависимость персов от Ассирии в то время могла быть только номинальной и для персов отнюдь не обременительной.
Около 639 г. до н. э.
       - ассирийцы в третий раз взяли Сузы. Город был разгромлен, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, в течение многих веков награбленные эламитами в Вавилонии, были возвращены в Вавилон. Так окончилось самостоятельное существование Элама.
636 — 628 гг. до н.э.
       - правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наивысшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитайской равнине.
Около 633 г. до н. э.
       - После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633 г. до н. э., когда Ассирия  была  охвачена  внутренними смутами, скифы, по-видимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.
632 год до н.э.
       - афинский аристократ Килон, победитель на Олимпийских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).
       - В 632 г. в Китае выдвигается царство Цзинь. Оно поглотило свыше 20 владений и охватывало территорию всей современной провинции Шаньси, части провинций Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и Шэньси. С востока на запад территория царства Цзинь простиралась на тысячу с лишним километров.
631 г. до н.э.
       - греки обследовали Средиземноморское побережье Африки к западу от дельты Нила и местом будущей колонии выбрали пункт на плато Киренаика (Эль-Ахдар). Здесь в 631 г. до н. э. выходцы с о. Тира (арх. Киклады) основали Кирену, современный Шаххат, у 22° в. д., быстро разросшуюся и окрепшую.
       - двигаясь на восток вдоль южного побережья Черного моря, милетцы заложили несколько колоний; из них Синопа (Синоп, 631 г. до н. э.), Трапезус (Трабзон, около середины VII в. до н. э.) выросли в крупные портовые города.
Около 630 года до н.э.
       - Царь Урарту Сардури III в начале 30-х годов VII в. до н. э. в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые в истории Урарту  признаёт себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царём равной по значению державы, а «сыном». Он признаёт, таким образом, хотя и формально, главенство Ассирии. Новые враги — Мидия, скифы — угрожали старым государствам древнего Востока, а внутренние социальные противоречия ослабляли эти государства. Вот почему Урарту, как и соседняя Мана, стремится теперь опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии.
       - вторжение скифов в Сирию и Палестину.
       - основание Кирены выходцами с острова Фера.
       - мореход с о. Самос по имени Колей пересек (по Геродоту, якобы невольно — гонимый ветром) весь Западный бассейн Средиземного моря, прошел Гибралтарский пролив и достиг Тартесса. Геродот добавляет, что самосцы были там первыми из эллинов и поэтому, вернувшись назад, извлекли неслыханную прибыль от продажи тартесских товаров. Ученые XX в., признавая, как правило, факт плавания Колея через пролив к Тартессу, полагают, что оно не было случайным, как считал Геродот. Колей туда стремился сам, собрав, возможно, необходимые сведения у своих менее удачливых неведомых предшественников.
       - восстание мессенцев против Спарты.
Около 629 года до н.э.
       - основание Синопа милетцами.
Около 628 года до н.э.
       - основание Селинунта колонистами из Мегары Гиблейской.
       - Политику Кипсела в Коринфе продолжал его сын и преемник Периандр (около 628—585). Наряду с прежним городским советом старейшин он организовал в районе, населённом земледельцами, новый совет, состоявший из их представителей, превратил земледельческий культ бога Диониса в общегосударственный культ, основывал колонии и вёл внешнюю политику, отвечающую интересам коринфских торговцев и ремесленников. При Периандре Коринф превращается в богатый и сильный город. Строятся новые гавани, в городе возводятся общественные здания; развивается искусство: при дворе тирана лучшие музыканты и поэты того времени демонстрируют и совершенствуют своё мастерство. Сходную политику проводили тираны Мегар и Сикиона.
Около 627 года до н.э.
       - основание Эпидамна коринфянами.
627 — 585 гг. до н.э.
       - тирания Периандра в Коринфе. Продолжал политику отца — Кипсела, ликвидировал многие родовые пережитки, организовал обширное строительство.
626 – 539 гг. до н. э.
       - второй период подъема Вавилона - «нововавилонский».
626 год до н.э.
       - восстание Набопаласара против Ассирии. Престол Вавилонии, который до тех пор, по-видимому, занимал ассирийский ставленник Кандалану, захватил Набопаласар (Набуапалусур) —халдейский вождь, находившийся ранее на службе у Ассирии. Преемник Ашшурбанапала Ашшурэтелилани сделал слабую попытку привлечь халдеев на свою сторону, но вследствие далеко зашедшего к этому времени процесса слияния халдейской и вавилонской знати противопоставить их друг другу, как это делалось раньше, уже не удалось. Набопаласар удержал Вавилонию в своих руках. Вскоре Ашшурэтелилани был, по-видимому, свергнут с престола во время дворцового переворота в Ассирии.
626 — 605 гг. до н.э.
       - раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.
626 — 539 гг. до н.э.
       - Халдейская (Нововавилонская) держава в Вавилонии.
625 год до н.э.
       - Периандр становится тираном Коринфа. Основание коринфянами городов Амбракия, Анактория и Левкада.
       - Набопаласар провозглашается царем Вавилонии.
       - При преемнике Фраорта Киаксаре (по-ирански — Хувахштра, 625—585) мидийское наступление на Ассирию возобновилось.
Около 625 — 584 гг. до н.э.
       - правление мидийского царя Киаксара. За первые 10 лет правления он создал регулярную армию и совершил ряд походов на восток и юго-восток Иранского нагорья, в результате которых с состав Мидии вошло несколько новых стран. В союзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), присоединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии. Расширяя границы Мидии, Киаксар продвинулся за Туркмено-Хорасанские горы к северо-востоку и достиг оазисов на подгорной равнине у северных крутых склонов Копетдага, расчлененных глубокими ущельями. Мидяне впервые вышли к южным окраинам песчаной пустыни Каракумы, став первооткрывателями Туранской низменности и всего Копетдага (около 650 км).
622 г. до н. э.
       - появление в Иудее нового законодательства, так называемого «Второзакония», которое было объявлено восходящим к глубокой древности — к легендарному «пророку» и вождю израильтян в период их кочевой жизни — Моисею. Была инсценирована «находка» якобы древнего текста этих законов. Новое законодательство было введено царём Иосией, опиравшимся на союз иерусалимского жречества Яхве и иерусалимской служилой знати с пророческим движением, возглавлявшимся Иеремией. Единственным разрешённым в стране культом стал культ Яхве с центром в Иерусалиме. В новое законодательство было включено существенное дополнение к закону конца VIII в. до н. э. о выходе на волю рабадолжника после шести лет работы, а именно — обязательство выдать освобождавшемуся несколько овец, зерна и вина, чтобы «не отпустить его с пустыми руками».
621 год до н.э.
       - появление первых письменных законов в Древней Греции. Составитель — афинский архонт Драконт. Законы отличались жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконовские меры»).
       Одним из первых известных нам эпизодов в борьбе афинской родовой аристократии и наиболее состоятельной части демоса — купцов, судовладельцев, хозяев ремесленных мастерских, землевладельцев незнатного происхождения явилось выступление во второй половине VII в. до н. э. знатного афинянина Килона, попытавшегося с помощью своих сторонников и при поддержке своего родственника, мегарского тирана Феагена, осуществить в Афинах переворот. Попытка эта закончилась полной неудачей, так как афинский демос не поддержал Килона. Волнения в Афинах, однако, продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую родовую знать пойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устных правовых обычаев. Эта запись была произведена законодателем Драконтом около 621 г. до н. э. Законы Драконта, целью которых была защита частной собственности на движимость, сурово карали за посягательство на неё. (Выражение «драконовы законы» стало обычным названием для сурового законодательства.) Важной чертой этих законов была также отмена родовой мести в случаях непредумышленного убийства. Запись правовых обычаев процессуального характера, занимавшая в законах Драконта видное место, была призвана в какой-то мере ограничить произвол суда, находившегося в руках аристократии.
616 год до н.э.
       - на ассирийском престоле воцаряется другой сын Ашшурбанапала — Сарак (Синшарришкун).
616 — 510 гг. до н.э.
       - правление в Риме этрусских царей Тарквиниев.
614 г. до н. э.
       - в союзе с Вавилонией, мидийский царь Киаксар, разгромил своего главного противника — Ассирию.
613 — 591 гг. до н.э.
       - правление Чжуан-вана, царя Чу, — первого гегемона на Среднекитайской равнине, не признающего верховное главенство Чжоу.
614 год до н.э.
       - захват древней столицы Ашшура, вавилонянами и мидийцами под предводительством царя Киаксара.
613 год до н.э.
       - В древнекитайских летописях сохранились записи об астрономических наблюдениях, причём правильность многих из них подтверждена современной астрономией. Так, начиная с 240 г. до н. э. китайские учёные совершенно точно отмечали каждое появление кометы Галлея, упоминание о которой впервые было сделано в летописи царства Лу под осенью 613 г. до н. э.
612 год до н.э.
       - ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопаласара и мидийского царя Киаксара. Ассирия исчезла с лица земли.
Около 610 года до н.э.
       - Трасибул - тиран Милета.
       - основание Навкратиса.
       - царство Урарту было разгромлено воинственными мидянами.
       - Дальнейшие события истории Урарту нам неизвестны; мы знаем лишь имя ещё одного урартского царя — РусыIII, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, было втянуто в водоворот событий, которые принесли гибель Ассирии. В 610 или 609 г. мидийские войска в ходе войны, имевшей целью уничтожение Ассирийской державы, по-видимому, заняли Тушпу. Однако, судя по древнееврейским данным, в 90-х годах VI в. до н. э. Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) продолжали ещё существовать, правда, в качестве зависимых от Мидии царств.
610 — 595 гг. до н.э.
       - правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По приказу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в истории плавание вокруг Африки.
Между 610 и 590 гг. до н. э.
       - мидийский царь Киаксар оккупировал Ману — в результате мидянам стали известны горы Эльбурс по всей длине (около 900 км).
609–595 гг. до н. э.
       - на египетской службе в 609–595 гг. до н. э. на больших гребных галерах (триремах), поднимавших каждая по крайней мере 50 человек команды, финикийцы обогнули всю Африку, Геродот передает рассказ об этом плавании вокруг «Ливии» (Африки) с такими подробностями, которые он сам считает невероятными. Но они-то как раз подтверждают достоверность события: «Ливия… по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо  [II], царь Египта. [Он]… послал финикийцев на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столбы… Финикийцы вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному [Индийскому океану]. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю, затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули Геракловы Столбы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю…), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем» (IV, 42–43).
609 год до н.э.
       - гибель Ассирийской державы.
       - в 609 г. до н. э. на египетский престол вступил сын Псамметиха I — Нехао, Ассирии уже почти не существовало. Дело шло уже не столько о защите остатков Ассирийской державы, сколько об участии в их дележе.
608 год до н.э.
       - В 608 г. до н. э. дорогу фараону к Евфрату пыталось преградить у Мегиддо войско иудейского царя Иосии, но безуспешно. Сам Иосия был смертельно ранен, и иудеи возвели на престол его сына Иоахаза, но спустя три месяца Нехао низложил его и поставил царём его брата Иоакима. Иудея должна была платить тяжёлую дань серебром и золотом.
605 год до н.э.
       - Три года властвовал фараон над Сирией и Палестиной, но в 605 г. до н. э. вавилонское войско под начальством царевича Навуходоносора, вероятно при содействии мидян, разбило египетское войско при Каркемише, и Сирия с Палестиной были снова потеряны для Египта. Битва при Каркемише - сражение между армиями Древнего Египта и Вавилонского царства. Окончилось победой вавилонян; обе стороны понесли крупные потери. Когда-то надёжный оплот хеттов, этот город стал убежищем для ассирийской армии в её последней битве в 605 г. против победоносных войск мидян и вавилонян.
       - Царь Мидии Киаксар, перестроив мидийское племенное ополчение в организованное войско и опираясь на союз с Вавилонией, в 615—605 гг. окончательно уничтожил Ассирийскую державу. Он подчинил Ману, Урарту, разбил скифов; ему покорились и персидские племена.
605 – 562 гг. до н.э. 
       - правление в Вавилонском царстве Навуходоносора II. Наивысший расцвет Вавилона. Около 600 года в нем проживало 200 тысяч человек. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил поход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.
604 год до н.э.
       - Набопаласар умер в 604 г., вскоре после решающей победы над остатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной под Каркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же году вступил на престол.
Около 601 года до н.э.
       - основание Перинта колонистами с острова Самос.
600 г. до н.э.
       - на низменном Атлантическом побережье Африки финикийцы из Гадеса основали несколько новых поселений (в том числе Сале, современный Рабат), протянувшихся на юг почти на 700 км: самый удаленный пункт Могадор, у 31°30′ с. ш. (ныне порт. Эс-Сувейра).
       - Проблема источников по древнейшей истории Рима чрезвычайно сложна. Эпиграфические памятники, современные ранней эпохе, очень скудны, притом древнейший из них — надпись на золотой пряжке (так называемая пренестинская фибула) датируется не раньше, чем 600 г. до н. э.
Около 600 года до н.э.
       - Клисфен становится тираном Сикиона.
       - основание Массилии фокейцами, Потидеи и Аполлонии коринфянами и Пантикапеи милетцами.
       На берегах Тирренского и Лигурийского морей в VI в. до н. э. существовала цепь ионийских колоний, в том числе — восточнее устья Роны — Массалия (теперь Марсель, заложена около 600 г. до н. э.). К западу от нее ионийцы открыли Лионский залив, обошли весь восточный берег Пиренейского п-ова, основав и там несколько колоний.
       - деятельность Сапфо, Алкея и Питакка в Митиленах.
       - по всему Персидскому Востоку распространяется опыт и мастерство закавказских кузнецов.
       - мидийское царство значительно усилилось и подчинило себе соседей иранцев.
Конец VII — начало VI в. до н. э.
       - Самым грандиозным предприятием надлежит считать морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э. В течение трёх лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
       - Тартесс находился одно время в зависимости от Гадеса, а затем, видимо в конце VII в. до н. э., был разрушен карфагенянами.
       - Карфаген приступил к завоеванию внутренних территорий Нумидии и Мавретании. С этой целью карфагеняне предпринимали походы на юг через сравнительно доступную горную цепь Телль-Атлас. За ней они обнаружили высокие плато — обширные возвышенные равнины с полосой бессточных озер, ныне превратившихся в шотты — временные мелководные соленые озера. В результате военных действий против оседлых ливийцев в восточной части Атласских гор войскам Карфагена под командой Малха  удалось продвинуться к югу до 35° с. ш., а может быть и дальше. Это «весьма гористая лесистая [страна] со множеством диких зверей. Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи… рогатые ослы [антилопы?], дикие мужчины и женщины и еще много других… животных» (Геродот, IV, 191). Расширение владений предпринималось и от побережья залива Габес на запад. В итоге были открыты два крупных озера — упоминаемая Геродотом Тритонида (Шотт-Джерид) и Либика (Шотт-Мельгир).
       - В конце VII — начале VI в. до н. э. начинается упорная борьба Карфагена с греками за Сицилию, в общей сложности продолжавшаяся более трёх столетий.
       - перед окрепшими этрусскими городами встала продовольственная проблема — и этруски приступили к колониальным захватам внутренних районов Апеннинского п-ова. Продвигаясь на юг вдоль западных склонов Апеннин, они к середине VI в. до н. э. достигли 40°30′ с. ш., овладев плодородными землями Кампании, основали в этой области 20 городов, в том числе Помпеи, на склонах Везувия, и Салерно, в вершине одноименного залива, и пресекли греческую экспансию с юга.
       Почти одновременно этруски начали колонизацию северных территорий: перевалив Апеннины у 10°30′ в. д., они впервые вышли на Паданскую равнину и у северных склонов гор основали несколько колоний, вытянувшихся цепочкой на 300 км до побережья Адриатики. Из них впоследствии выросли такие ремесленные и торговые города, как Модена, Парма, Болонья. За полосой широколиственных лесов, ныне почти нацело вырубленных, этруски обнаружили большую р. Пад (По), на ее левобережье и в устье заложили еще несколько колоний, а на севере поднялись на склоны Восточных Альп, дренируемых левыми притоками По и р. Атесис (Адидже), верховьев которой они достигли, открыли озера Лаго-Маджоре, Комо и Гарда. Закат владычества этрусков на Апеннинском п-ове относятся к V в. до н. э., когда они, потерпев поражения на севере и юге, лишились всех своих колоний.
       - Египет в VII—VI вв. до н. э. (XXV—XXVI династии) вступает в новую пору развития производительных сил. Из железа, бывшего прежде диковинкой, чуть ли не драгоценностью, теперь уже изготовляют орудия.
       - с конца VII в. до н.э., начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них.
       - В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, долившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п.„ добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.
       - В культуре Закавказья VII—VI вв. до н. э., можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские.
       - В VII — VI вв. до н. э. в связи с освоением производства железных изделий и с созданием ирригационных систем в приречных низменностях у земледельческого населения Средней Азии начинает складываться классовое общество. Именно в это время возникают поселения городского типа в районе современных городов Самарканда (древняя Мараканда), Мары, Балха (древние Бактры) и в ряде мест Южного Таджикистана.
       - на рубеже VII—VI вв. до н. э. мидийскими писцами под влиянием урартской клинописи была создана та клинописная слоговая письменность, которая затем была унаследована державой Ахеменидов. Вместе с письменностью мидийские писцы, вероятно, переняли у урартов и некоторые стилистические приемы при составлении своих надписей. Эти приёмы были впоследствии ими переданы и персидским писцам. Подлинных мидийских надписей, однако, не сохранилось.
       - Царство Цинь пыталось установить своё господство над другими царствами в Северном и Центральном Китае, но в то время (VII—VI вв.) ему не удалось этого добиться, так как оно столкнулось с сопротивлением других сильных царств, в особенности со стороны Цзинь.
       - Борясь между собой царства Чжэн, Цзинь и царство Чу, заключали союзы с другими царствами. VII и VI века проходят в постоянной борьбе между царствами-гегемонами, причём в этой борьбе чжоуские цари подчас играли лишь роль наблюдателей, так как были бессильны оказать какое-либо влияние на ход событий. В борьбе с кочевыми племенами эти царства обычно оказывали друг другу поддержку.
       - В VII-VI вв. в Китае появляются новые веяния в изобразительном искусстве: в абстрактную архаическую орнаментику проникают новые мотивы, появляются зачатки сюжетной композиции — изображения сцен борьбы человека с животным и др.
       - Колонизация северного побережья Чёрного моря началась несколько позже освоения основных древнегреческих морских направлений. За исключением небольшого и недолго просуществовавшего поселения на острове Березань, ни одна из северочерноморских  колоний, судя по данным археологических исследований, не возникла раньше конца VII в. до н. э. Это отчасти объясняется особенностями древнего мореплавания.
       - Экономической предпосылкой господства родовой аристократии в Аттике, как и в других местах, явилась прежде всего концентрация в её руках земельного фонда. Характеризуя обстановку, сложившуюся к концу VII в. в Аттике, ученый IV в. до н. э. Аристотель писал, что «бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жёны. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих». Обозначение «шестидольники» объясняется том, что они уплачивали 5/6 урожая за арендуемые участки; если они не вносили во время арендной платы, то, согласно Аристотелю, «можно было увести в кабалу и их самих и их детей».
       - Производительные силы афинского общества в VII—VI вв. быстро развивались. Росли ремесло и морская торговля. В результате разложения общины наряду с обезземелением значительной части земледельцев выделились зажиточные и средние слои. На историческую сцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества — демос.
       - Первым по времени представителем ионийской натурфилософии был Фалес из Милета, самого крупного и цветущего города на ионийском побережье. Учение Фалеса (конец VII—начало VI в.) известно нам только по высказываниям о нём авторов более позднего времени. От них мы знаем, что Фалес считал первоначалом всего существующего воду. Тот факт, что Фалес оказался в состоянии прийти к мысли о существовании единой материальной основы, проявляющейся в бесконечном разнообразии форм, доказывает исключительную для своего времени силу обобщающей мысли. Учение Фалеса было выражением того мировоззрения, которое Энгельс назвал «первоначальным стихийным материализмом».
       - К концу VII в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров — дорический и ионический. Дорический получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии (Пестум, Селинунт, Акрагант), а также в Балканской Греции (Олимпия, Коринф), ионический — на островах Эгейского моря (Самос) и на берегах Малой Азии (Эфес).









В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/