XIII век до н.э.

       - В Ассирии существуют весьма важные эаконоположения в защиту и н пользу частного землевладения, гораздо более решительные, чем постановления кодекса Хаммурапи.
       - в связи с ослаблением Хеттского царства, усиливается натиск ахейцев на прибрежные территории на сверо-западе Малой Азии.
       - в XIII в. до н. э. Хеттская держава, истощённая постоянными войнами, а также раздираемая внутренними противоречиями, значительно ослабела и оказалась не в состоянии держать племена западной части Малой Азии в подчинении, они добились независимости и даже стали сами нападать на хеттов.
       - В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.
       - В XIII в. до н. э. выступают всё более отчётливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.
       - В иньский период, с созданием классового общества, появляется уже обожествление царской власти. Царь признаётся«сыном неба», т. е. сыном божества, его представителем на земле. Это видно из гадательных надписей иньского периода, в которых говорится, что царь получает повеление от божества-неба. Об этом свидетельствует и тот факт, что в надписях, дошедших от конца иньского периода (сXIII в. до н. э.), для обозначения царей применяются те иероглифы, которыми прежде обозначалось «верховное божество». Позднее, в период Западного Чжоу, в литературных памятниках встречается термин «сын неба», обозначающий царя.
XIII - XII вв. до н. э.
       - В период ослабления египетской гегемонии в Палестине, в течение XIII—XII вв., в стране существовало множество мелких городов-государств, населённых ханаанеями. По-видимому, в первой половине XIII в. до н. э. в пределах Палестины появилось объединение родственных племён, носившее название Израиль. Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или покорялось и сливалось в конце концов с новыми пришельцами. Захват городов давался с гораздо большим трудом, и ханаанейские города ещё долго продолжали существовать в окружении израильского населения.
       - Создание Израильского государства ускорялось внешними событиями. На рубеже XIII и XII вв. вдоль побережья Средиземного моря осели филистимляне, которые ранее обрушились на восточное побережье Средиземного моря и на Египет в числе «народов моря». От них происходит греческое название «Палестина», т. е. «страна филистимлян», которое было впоследствии распространено не только на побережье, но и на примыкавшую к нему страну.
1300 -1100 гг. до н.э.
       - ассирийцы сокрушают расположенное в среднем течении Евфрата царство Митани, присоединяют часть его территории, строят у реки крепости и на протяжении двух веков контролируют переправы через Евфрат, ведущие к морю.
XIII–VII вв. до н. э.
       - одним из главных «действующих лиц» на переднеазиатской политической сцене в XIII–VII вв. до н. э. стала Ассирия. «Письма к богу» и царские анналы ассирийских владык, сменявших друг друга на протяжении 700 лет, буквально переполнены названиями покоренных стран, цифрами разрушенных и сожженных городов и поселений, убитых в сражениях врагов, захваченных пленников, угнанного скота. Менялись имена царей, время походов, их направление и продолжительность; неизменным оставался мрачный рефрен «уничтожил, сжег, покорил».
1300 год до н.э.
       - хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной.
Начало XIII в. до н. э.
       - государство Митанни было недолговечно. В начале XIII в. до н. э., под ударами ассирийцев оно распалось на несколько мелких царств, ставших легкой добычей Ассирии.
Первая половина XIII века до н.э.
       - войны египетского фараона Рамсеса II с хеттами.
       - В первой половине XIII в., — по-видимому, в разгар борьбы хеттов с Египтом, — ассирийский царь Салманасар I (Шульмануашаред) вновь пересёк всю территорию Митанни и вышел к Каркемишу на Евфрате. Такое усиление Ассирии, несомненно, ускорило заключение мира между хеттами и Египтом: поскольку враждебное ассирийское войско стало у евфратских переправ около Каркемиша, то хеттам вести войну в Сирии с другим противником становилось уже невозможно, так как Каркемиш был ключом к Сирии для наступающего с востока, ключом к Месопотамии — для наступающего с запада. Появление ассирийского войска у Каркемиша означало угрозу отрезать Малую Азию от Сирии.
       - В первой половине XIII в. до н. э. войска ассирийского царя Салманасара I появляются в глубине Армянского нагорья. Его надпись утверждает, что он разбил Уруатри (по-видимому, название племенного союза) в «три дня», т. е. в трёх сражениях. Целью его похода был, по-видимому, захват рабов для рабовладельческих хозяйств Ассирии. Салманасар воевал также с племенами, которые он обозначает как «кутиев». Эти племена жили между Уруатри и долиной Верхнего Тигра.
1295 г. до н.э.
       - Хеттский царь Хаттусили III был вынужден (по принятой советскими учёными хронологии — в1295 г. до н. э.) заключить с Рамсесом II мир. Иероглифическая копия мирного договора была увековечена на стенах египетского храма. Клинописных копий договора известно несколько (часть одной из них хранится в Государственном Эрмитаже). Рамсес II согласился  заключить  мир  на условиях,  вполне  приемлемых  для  Хеттского  государства, удержавшего за собой основную часть Сирии. Заключение мира, возможно, было ускорено угрозой, возникшей для воюющих государств со стороны усилившейся в это время Ассирии. Мир между обеими державами был закреплён бракосочетанием Рамсеса II с дочерью хеттского царя.
1290 — 1224 гг. до н.э.
       - правление фараона Рамсеса II из XIX династии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.
1282 год до н.э.
Апрель.
14 - согласно библейским данным, в этот день от звука труб завоевателей, пали стены Иерихона.
1280 г. до н.э.
       - укрепив свои позиции на западе и юге, Ассирия устремилась на север, где можно было, применив, естественно, силу, заполучить рабов и скот. Разбойничьи набеги — иначе нельзя назвать походы ассирийцев — начались около 1280 г. до н. э., когда Салманасар I  с войсками проник с юга на Армянское нагорье и «за три дня» (в трех сражениях) разбил ополчение крупного союза урартских племен «уруатри» в районе озера Ван, наложил на них дань и увел в рабство часть пленных.
1270 год до н.э.
       - гибель царства Митанни.
1260 год до н.э.
       - к этому году относят Троянскую войну. Около 1260 г. до н. э. ахейцы совершили морской поход на Трою (Илион), расположенную на северо-восточном малоазийском берегу Эгейского моря, у южного входа в пролив Дарданеллы, осадили и разрушили ее.
Около 1260 или 1230 года до н.э.
       - на десятом году осады хитростью взята и разрушена Троя — город на северо-западе Малой Азии. Закончилась десятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коалиция ахейских царей во главе с Агамемноном — царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».
Вторая половина XIII века до н.э.
       - войны египетского фараона Мернептаха с народами моря. Рамсесу II, царствовавшему 67 лет, наследовал один из его многочисленных сыновей — Меренптах (вторая половина XIII в. до н. э.). Его равнодушие к Амону, к Фивам, и приверженность к мемфисскому Птаху, к Нижнему Египту, сквозили как в его титуле, так и во всём поведении. В надписи в храме Амона в Фивах не ему, а нижнеегипетскому богу Меренптах приписал даже избавление Египта от первого грозного натиска ливийцев и средиземноморских племён — «народов моря». Шестичасовая битва, стоившая пришельцам до 8500 убитыми и свыше10 тыс. пленными, кончилась победой египтян. Враг бежал. Внешняя опасность миновала, но внутри назревала ещё большая угроза.
       - Наивысшего могущества Ассирия достигла при Тукультининурте I, во второй половине XIII в. Помимо значительного расширения пределов Ассирийской державы на северо-западе и северо-востоке Тукультининурта распространил свою власть на приевфратскую полосу и дважды успешно вмешивался в вавилонские дела. Он разграбил главный храм Вавилона и увёз в Ашшур его важнейшую святыню — статую Мардука. Тукультининурта совершил также удачный набег и на хеттскую территорию.
       - династия, восстановившая самостоятельность Элама (как полагают, касситского происхождения), и следующие за ней цари возродили силу Эламского государства, охватывавшего в то время, как нередко и раньше, и часть будущей Персиды (современного Фарса на юге Ирана). Снова предпринимаются походы эламитов на Вавилонию. Эти походы затем продолжаются и во второй половине XIII в. до н. э.
1230 год до н.э.
       - Сильнейший удар владычеству Египта в Азии был нанесён нашествием «народов моря» — племён побережья и островов Малой Азии и Эгейского моря, пришедших в движение во второй половине XIII в. до н. э. Опустошив южные области Хеттской державы, эти племена
прошли огнём и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря. В конце XIII в. до н. э. гегемония в Палестине переходит в руки нового, еврейского племенного союза, носившего название Израиль. Израиль упоминается впервые в одной из египетских надписей (около1230 г. до н. э.), где он назван при перечислении стран, которые пострадали от вторжения «народов моря». Но в противоположность другим названиям Израиль определяется в надписи не как страна, а как народ или племя. Можно поэтому предположить, что израильтяне еще кочевали и не осели в какой-нибудь определённой области. В таком случае Израиль должен был появиться в пределах Палестины уже несколько ранее, но, по-видимому, незадолго до 1230 г. до н. э. Об этом говорит и отсутствие в позднейших преданиях, собранных в Библии, указаний на господство египтян в Палестине и на их воины там. Если бы израильтяне появились в Палестине уже во время амарнской переписки, как предполагают некоторые исследователи, то, несомненно, в Библии сохранились бы какие-нибудь отголоски пребывания египтян в Палестине и борьбы Израиля с ними.
1225 год до н.э.
       - во второй половине XIII в. до н. э. ахейцы высадились на побережье Африки в 300 км к югу от о. Крит. В составе коалиции шести племен, возглавляемых либу — ливийцами, в 1225 г. до н. э. они двинулись на восток вдоль берега моря и вторглись в Египет, чтобы «удовлетворить потребность своего рта». Согласно египетским надписям, полчища «морских народов» были остановлены у западных границ дельты Нила армией фараона Минептаха и разгромлены. После неудачного похода ахейцы отошли на запад и осели вместе с семьями на землях своих союзников ливийцев.
1225 — 1215 гг. до н.э.
       - правление фараона Мернепта из XIX династии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.
1224 год до н.э.
       - завоевание Вавилона ассирийцами.
1204 год до н.э.
       - Касситы, господствовали в Вавилонии до1204 г. до н. э., были воинственными племенами, обитавшими в горной области к северу от Элама. Очевидно, этот народ вёл полукочевой образ жизни, занимался скотоводством и примитивным земледелием.
Конец XIII века до н.э.
       - Палестина стала землей обетованной для еврейских племен, вытесненных из Верхней Мессопотамии вместе с другими племенами арамеев-сутиев. Земля Ханаан (так древнии евреи называли палестину), вкоторую бог Яхве повелел идти Аврааму, легендарному предку всех еврейских, арамейских и арабских племен, была оживленным историческим перекрестком.
       - еесколько рейдов на Армянское нагорье в конце XIII в. до н. э. совершил царь Тукултининурта I;  он перевалил хр. Армянский Тавр и сразился с войсками коалиции 43 племен наири. После его походов горные районы, окружающие озера Ван и Урмия, в ассирийских текстах стали называться страны Наири.
       - В конце XIII — начале XII в. до н. э. иньский ван У Дин предпринял поход на юг. Его армия пересекла множество рек, дренирующих южную часть Великой Китайской равнины, и впервые достигла нижнего течения Янцзы — крупнейшей реки Евразии. Кампания против племени мяо, осевшего в ее низовьях, увенчалась победой и захватом большого количества пленных. На правобережье Янцзы, где обитали племена охотников и рыболовов, названные иньцами «цзяочжи» (буквально «скрещенные пальцы»), они открыли два «пульсирующих» озера — Поянху и Дунтинху и по долинам впадающих в них рек впервые поднялись на северные склоны гор Наньлин (часть Южно-Китайских гор), поросших субтропическими лесами.
       - В конце XIII— начале XII в. до н. э. У Дин покорил чжоусцев, приобщившихся к иньской культуре и усвоивших иньскую письменность. Но, признав власть победителей, они сохранили большую самостоятельность. Далее к западу, в верховьях Вэйхэ и на Лёссовом плато, иньцы в XII в. до н. э. столкнулись с цянами и вели с ними кровопролитные войны с переменным успехом.
       - В конце XIII в. до н. э. различные малоазийские племена, в число которых входили и племена аххиява, образовали мощный  союз,  к  которому примкнули многие жители области Эгейского моря. Этот союз оказался столь хорошо организованным, что поход его (или ряд походов) против хеттов, по данным египетских источников, увенчался полным успехом и сокрушил Хеттскую державу. Возможно, что поход греков-ахейцев под Трою, описанный в греческом эпосе, — не более как один из эпизодов борьбы аххиява с хеттами и их союзниками. Предполагают, что около этого же времени началось продвижение с Балкан вглубь Малой Азии новой группы индоевропейских племён
— фригийцев.
       - Египетские источники дважды упоминают о «народах моря» — первый раз при фараоне Меренптахе в конце XIII в. до н. э., когда они выступали в союзе с ливийцами. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. Предполагают, что шерданы происходили из района города Сард в западной части Малой Азии и впоследствии заселили остров Сардиния; что шакалаша происходили из района города Сагаласса на юге Малой Азии; что турша были тирсенами — племенем, жившим, как думают, на западе Малой Азии, предками этрусков, населявших позже часть Италии; и что акайваша — это ахейцы или, скорее, жители царства Аххиява. Однако эти отождествления не являются вполне доказанными, и мы не можем с точностью определить происхождение «народов моря».
       - ассирийские цари в течение XIII—XI вв. неоднократно совершали набеги на Армянское нагорье. Наиболее важное значение имели походы, совершённые Тиглатпаласаром I  (1115—1077), при котором Ассирия стала постоянной угрозой для племён Армянского нагорья.
       - Греческие историки сохранили предание о восточном происхождении этрусков. В подтверждение этого предания некоторые современные учёные указывают, например, на то, что в найденных на острове Лемнос в Эгейском море надписях на непонятном языке имеются слова и формы, близкие этрусским. Указывают также, что наличие среди «народов моря», нападавших на Египет в XIII—XII столетиях, племени турша, название которых отождествляется с именем тирсенов-этрусков, свидетельствует о том, что этруски жили в ту пору в восточной части Средиземноморья. Указывают на восточный характер ряда памятников материальной культуры этрусков, на систему гадания по внутренностям жертвенных животных, для которой имеются аналогии на Востоке.