XXVI век до н.э.

Около 2600 г. до н.э.
      - Жизненный уровень древних шумеров был еще низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из сырцового кирпича, где циновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренных повязок и грубых шерстяных плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные орудия труда — мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки, —  которыми пользовалась масса населения, дела-ли  труд  необыкновенно  тяжёлым.
Первая половина XXVI в. до н.э.
       - По мере освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развертывается ожесточенная борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружений. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.
       - в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя — лугаля.
Середина XXVI в. до н.э.
       - в середине века в вершине Суэцкого залива фараон Сахура построил судостроительную верфь.
       - выйдя к берегам Красного моря, египтяне вскоре убедились, что морская дорога удобнее сухопутной, хотя и не менее опасна. Им принадлежит пальма первенства в открытии и освоении морского пути вдоль берегов Африки в страну Пунт (правильнее Пуин). Из этой «страны бога», в смысле экзотической, подлинно «божественной», в Египет на кораблях доставлялись драгоценные ароматические смолы (ладан, мирра и др.) — дар деревьев, растущих на п-ове Сомали и на юго-западе «Счастливой Аравии». Поэтому с равным правом Пунтом можно считать и Сомали, и Йемен или обе страны вместе.
       Первое исторически доказанное плавание египтян в Пунт состоялось в XXVI в. до н. э. при фараоне Сахура. Экспедиция отправилась на юго-восток от вершины Суэцкого залива, проследила его по всей длине (около 350 км) и прошла вдоль всего африканского берега Красного моря (около 2000 км), обнаружив архипелаги Суакин и Дахлак. Через открытый ими Баб-эль-Мандебский пролив египтяне впервые вышли в Аденский залив. Они доставили в Египет черное дерево, мирру и большое количество электрума (сплав золота и серебра).
       Позднее торговые связи с Пунтом становятся более регулярными. Постигая азы навигации, египтяне установили, что в «страну бога» лучше ходить не из узкого и опасного Суэцкого залива, а от одного из пунктов на берегу Красного моря (может быть, Кусейр у 26° с. ш.?); плавание надо начинать в июне, когда дуют попутные северо-западные ветры, позволяющие добраться до Пунта за 2–3 месяца. Возвращаться следовало осенью при юго-восточных ветрах, но часть пути приходилось идти на веслах. Гребцами на судах были рабы из военнопленных, которых в Египте называли «живые мертвые».
       - фараон Сахура отправил экспедицию из дельты Нила в Палестину и Сирию (т. е. в Эблу). Держась берегов, египетские мореходы за 4 дня прошли 550 км до порта Библ. Обратно они вернулись с грузом оливкового масла, вина и ливанских медведей.
       - после объединения Египет начал предпринимать систематические грабительские походы против ливийцев, пригоняя из Ливии крупный рогатый скот, коз, овец и ослов — единственное вьючное животное, используемое в Древнем Египте. В результате похода фараона Сахура в середине XXVI в. до н. э. было захвачено более 800 тыс. голов скота.
       - Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельско-хозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. В Шуруппаке они назывались гуруш, т. е. «сильные», «молодцы»; в Лагаше в середине III тысячелетия они назывались шублугаль — «подчинённые царя». По мнению некоторых исследователей, «подчинённые царя» были не общинниками, а уже оторванными от общины работниками храмового хозяйства, но это предположение остаётся спорным. Судя по некоторым надписям, «подчинённых царя» совершенно необязательно рассматривать как персонал какого-либо храма. Они могли работать и на земле царя или правителя. Мы имеем основание считать, что в случае войны «подчинённые царя» включались в армию Лагаша.