III век

Неизвестно. ДИОФАНТ АЛКСАНДРИЙСКИЙ (др.-греч. Διόφαντος ὁ Ἀλεξανδρεύς; лат. Diophantus), древнегреческий математик, живший предположительно в III веке н. э.
       Нередко упоминается как «отец алгебры». Автор «Арифметики» — книги, посвящённой нахождению положительных рациональных решений неопределённых уравнений. В наше время под «диофантовыми уравнениями» обычно понимают уравнения с целыми коэффициентами, решения которых требуется найти среди целых чисел.
       Диофант был первым греческим математиком, который рассматривал дроби наравне с другими числами. Диофант также первым среди античных учёных предложил развитую математическую символику, которая позволяла формулировать полученные им результаты в достаточно компактном виде.
       В честь Диофанта назван кратер на видимой стороне Луны.

Неизвестсно - 268 г. СИКСТ II/SIXTUS II/(неизвестно — 06.08.268), 24-й папа римский (257—258).
       При императоре ВАЛЕРИАНЕ возобновились гонения на христиан, и Сикст стал одной из первых жертв императорского гнева, когда вместе с шестью диаконами был захвачен во время богослужения в катакомбах и убит.
210 - 227 гг. Боспорский царь Рескупорид III.
       Со II в.  Боспор  самостоятельно  ведёт  войны  с  сарматскими  и  тавро-скифскими племенами; последние в конце столетия вынуждены были признать власть боспорских царей. Ряд побед над сарматскими племенами боспорские цари одержали в начале III в., расширив свои владения. Надписи царей конца II — начала III в.— Котиса II и Савромата II  — говорят об их победах над скифами и сираками, о присоединении к их царству Таврики Рескупорид III (210—227) называл себя «царём всего Боспора и тавроскифов».
211 -217 гг. первый преемник Септимия Севера, его сын — Антонин, более известный под прозвищем Каракаллы (211—217). Избегая войн на Западе, Каракалла окончательно присоединил к империи Осроену, что привело к войне с Парфией. Во время этого похода он был убит заговорщиками, и императором был провозглашён префект претория Макрин, которого сенат охотно утвердил.
217 - 218 гг. второй сын Септимия Севера, Макрин (217— 218), сменивший павшего жертвой заговора Каракаллу. Тяжёлое поражение, нанесённое Макрину парфянами, и его попытка снизить жалованье солдатам вызвали их недовольство, и он также вскоре был убит.
218 - 222 гг. родственник Септимия Севера — Элагабал (218—222). Стоявшие в Сирии солдаты провозгласили императором считавшегося побочным сыном Каракаллы верховного жреца Элагабала — солнечного бога города Эмесы. Он был объявлен императором под именем Аврелия Антонина, хотя более известен под именем Элагабала. Однако вскоре он оттолкнул от себя не только сенат, но и войско своей исключительной преданностью эмесскому богу, которого он объявил верховным богом империи. В Рим был доставлен посвящённый Элагабалу чёрный камень и помещён в великолепном храме, куда император приказал собрать все римские святыни.Заменить все эти божества малоизвестным и чисто сирийским Элагабалом было невозможно. Сирийские обряды, которые император исполнял сам и заставлял исполнять других, казались римлянам проявлением неестественного разврата или прямого безумия, а его брак с весталкой — оскорбительным кощунством. Расточительная роскошь императора опустошила и без того тощую казну. Вскоре Элагабал был убит, и на престол был возведён 14-летний Александр Север.
222 - 235 гг. Александр Север (222—235). При них продолжалась политика Септимия Севера с некоторыми колебаниями в сторону «солдатской» или «сенатской» линии. Большую роль при преемниках Севера играли женщины из императорской семьи, жёны и матери императоров. Они назывались матерями сената и войска, почитались иногда, как богини. Весь императорский дом именуется теперь в надписях «божественным домом», что указывает на укрепление монархических и даже теократических тенденций в ущерб сенату.
       В государстве и армии были восстановлены исконно римские обряды, чёрный камень отправлен обратно в Эмесу. Префектом претория был назначен знаменитый юрист Ульпиан, фактически ставший во главе управления. Сенату были сделаны большие уступки.
214 - 275 АВРЕЛИАН (09.09.214 — 275), римский император (270—75).
       Он имел репутацию отважного воина и хорошего полководца; отличался большой физической силой и собственноручно убил на поле боя так много врагов, что в песенке, которую сложили про него, были слова: «Столько и вина не выпить, сколько крови пролил он». Аврелиан был дальновиден и обладал большой энергией. Он вернул под власть Рима Восток, Египет, Галлию, Испанию, сумел отразить нашествия германских племен. Первым из императоров осознав, что варвары могут угрожать Риму, Аврелиан принял меры к его защите, построив в 271—72 гг. новые оборонительные городские стены протяженностью в 18 км. Обезопасив Рим от внешних врагов, он не мог справиться с внутренними и погиб от рук заговорщиков.
216 - 277 МАНИ /MANI/ (14.04.216 — 26.02.277), персидский проповедник, основатель манихейства — дуалистического религиозно-философского учения, исходящего из вечной борьбы двух изначальных принципов — света и тьмы. (Все даты недостоверны.) Был брошен в тюрьму шахом БАХРАМОМ I. По одной версии (легенде) он был закован и скончался от голода, по другой — с него живого содрали кожу.
226 - 241 гг. Ардашир I. Молодое царство Сасанидов, возникшее на развалинах Парфянской державы, во многом продолжало её политику. Ардашир I (226—241), захватив почти все области, подвластные некогда парфянам, потерпел неудачу в Мидии Атропатене и Армении. Затем он обратился на восток, где могущественная Кушанская держава к этому времени уже начала ослабевать. Предание сообщает, что Ардашир подчинил себе все области до Хорезма на северо-востоке и долины Кабула на востоке. Эти сведения преувеличены, хотя, вероятно, Сасаниды сумели сразу же прочно укрепиться в Хорасане и Мервском оазисе, ставшем на несколько веков опорой их власти на востоке.
232 - 276 ФЛОРИАН/FLORIANUS/(19.08.232 — 09.09.276), римский император (июнь-сентябрь 276 года).
       Его полный императорский титул — император Цезарь Марк Анний Флориан Август (Цезарями и Августами звались практически все императоры). В 275 году после убийства АВРЕЛИАНА сенат, ненадолго вернув себе это право, провозгласил новым императором ТАЦИТА, но тот скончался на двухсотый день своего правления. Власть самовольно захватил его единоутробный брат Флориан. Но легионы, расположенные в Иллирии (Восточная Адриатика), выдвинули свою кандидатуру — полководца ПРОБА. Вновь было началась гражданская война, но ей быстро пришел конец из-за неожиданной смерти Флориана: он вроде бы покончил с собой, но вероятнее всего был убит своими же легионерами.
Неизвестно - 296 ГАЙ (вар. КАЙ) /GAIUS, CAIUS/ (неизв. — 22.04.296), папа римский (283—296). О 28-м по счету папе известно очень мало. Его правление пришлось на первый период царствования императора ДИОКЛЕТИАНА, когда тот еще не начал преследовать христиан. Но все равно его, как и прочих римских епископов, известных лишь именем и сроком пребывания на кафедре, возвели в святые.
235 - 238 гг. Императором в Риме был провозглашён Максимин (235—238).
238 -242 гг. Провозглашён римским императором 13-летний внук старшего Гордиана — Гордиана III (238—242).
242 - 272 гг. Сын и преемник Ардашира Шапур I  (242—272) возобновил жестокую борьбу с Римом, начатую ещё Парфией. Борьба шла, как и прежде, за Месопотамию и Армению, за преобладание в Передней Азии.
253 - 260 гг. Римским императором стал ставленник сената Валериан (253— 260), сделавший соправителем своего сына Галлиена. В борьбе с оппозиционными элементами Валериан начал повсеместное преследование христиан. Эдикт его был направлен в основном против возглавлявшего христианские организации клира и христиан из сословия «почтенных людей». Эта политика была уже начата его предшественником, «сенатским» императором Децием, который, не упоминая в своём эдикте христиан, приказал всем жителям империи засвидетельствовать  свою  лояльность  жертвоприношением  официальным  богам,  от  чего христиане отказывались и потому карались, как ослушники.
253 - 273 гг. На армянский престол персидский царь Шапур I, возвёл Артавазда V (253—273), видимо, одного из перешедших на его сторону представителей династии Аршакидов. Это было важным успехом для персов: Армения, до того постоянно угрожавшая им с правого фланга, оказалась в русле их политики.
268 - 270 гг. Сменивший  Галлиена Клавдий II  (268—270), получивший  наименование «Готского», нанёс  тяжелое  поражение племенам готского союза. Многочисленные пленные были обращены в колонов, военных поселенцев и римских солдат.
270 - 275 гг. При римском императоре Аврелиане (270—275) к империи были вновь присоединены не только Галлия но и царство Зенобии. Часть восточной знати охотно признала власть Аврелиана, но городские низы и купцы долго не подчинялись, ища помощи в Персии. В Египте шла настоящая война между римской и антиримской партиями. Уже после того, как войска Зенобии были разбиты и сама она взята в плен, в Сирии и Египте не прекращались восстания. В Египте выступил богатейший купец Фирм, заключивший союз с блеммиями, полукочевым народом, жившим к югу от Египта. В бывшей Галльской империи часть знати всё ещё колебалась между страхом перед багаудами и оппозицией к Риму.
270 - 310 (время праления) ОДЗИН, царь Ямато, наследник царицы Дзингу. Мечтал о морских походах в Корею. Обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в качестве дани, строить для него корабли. Их выдалбливали в то время из стволов деревьев. Со временем довёл свой флот до 500 судов - карано.
276 - 282 гг. Римский император Аврелиан в борьбе с запустением земель распространил египетскую практику принудительной аренды и на другие провинции, сделав ответственными за неё декурионов. Солдатам «иллирийские» императоры, с одной стороны, продолжали платить высокое жалованье, с другой — ставили их под более строгий контроль, заставляя работать. Император Рима Проб (276—282), например, потребовал, чтобы солдаты осушали болота, расчищали леса и насаждали виноградники в Галлии, Паннонии и Мёзии. Он, вероятно, хотел наделить их новью, вместо того чтобы отнимать земли у старых владельцев, как это делалось раньше.
Неизвестно - 335 НИНО (неизв. — 14.01.335), просветительница Грузии.
       Единственной дочери римского военачальника Завулона и Сусанны, сестры Иерусалимского патриарха Ювеналия, явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: «Ступай в Грузию и проповедуй там Евангелие», вложив в руки юной девы крест из лозы. Ювеналий, которому Нино рассказала о сне, благословил ее, и она отправилась в путь. Ей не раз угрожала опасность, но она добралась до Мцхеты и нашла пристанище в семье царского садовника. Благодаря молитвам Нино бог дал бездетной паре ребенка — у нее появились первые последователи христианской веры. Нино излечила и смертельно больную царицу Нану, которая также уверовала в Христа. Последним уверовал хотевший истребить всех христиан царь Мириан, когда во время охоты в горах его окутала такая густая мгла, что он смог развести ее, только воззвав к Христу. Потом на могиле Нино Мириан построил храм во имя великомученика Георгия. Сегодня на этом месте действует женский монастырь святой равноапостольной Нино. День ее поминовения отмечается в Грузии 27 (14) января.

280 – 337 КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ /Flavius Valerius CONSTANTINUS MAGNUS/ (27.02.280 — 22.05.337), римский император с 306 года. Перевел столицу в Константинополь. Поддерживал христианство, на смертном одре приказал крестить себя.
284 - 305 гг. Римский император Диоклетиан (284—305).  Сын  далмата-вольноотпущенника, он, как и его предшественники, сделал карьеру в армии. Став императором, он начал с подавления восстания багаудов и африканских повстанцев, чем стяжал симпатии провинциальной знати.Военными операциями против повстанцев в Африке и Галлии руководил соправитель Диоклетиана Максимиан при  активной  помощи  местной  аристократии.  По  свидетельству  некоторых римских историков, именно размах  народных  восстаний  принудил Диоклетиана разделить власть с Максимианом.  Для  подавления  багаудов Максимиану пришлось вызвать легионы с Востока, так как местные войска он считал ненадёжными. Но и вновь прибывшие  солдаты  отказывались сражаться с повстанцами. Только повторными  децимациями  он  смог  заставить солдат выступить против багаудов. Карательные экспедиции Максимиана  опустошали  галльские  сёла.  Многие крестьяне и колоны уходили в крепость  на  Марне,  где  Элиан  и Аманд  готовились  к  обороне.  Лишь после  того  как  значительная  часть сельского населения была истреблена, Максимиан  отважился  на  осаду  и штурм этой крепости. Такой же тактики он придерживался и против африканских  повстанцев,  которые  защищались с замечательным мужеством. Взятие  крепости  багаудов  и  неприступных твердынь в горах Атласа, где укрывались африканские колоны, стоило обеим сторонам огромных жертв. Многие из восставших были убиты, и народ впоследствии чтил их память. Многие были захвачены в плен и розданы в качестве рабов без права освобождения.
287 - 330 гг. На престоле Армении с помощью римского императора Диоклетиана утверждается Тиридат III (287—330).
287 - 346 ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ /PACHOMIUS/ (около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет — 14.05.346, Пабау (Фебоу), там же), египетский христианин, который наряду со святым АНТОНИЕМ (252—356) считается основателем монашества. Если св. Антоний личным примером показал, какими качествами должен обладать выбирающий монашеский образ жизни, то Пахомий установил правила монашеского общежития.
       Сын коптского крестьянина (копты — это коренные египтяне, населявшие страну до ее завоевания арабами в VII веке) был принят на службу в армию императора КОНСТАНТИНА, познакомился там с христианами, по окончании службы принял крещение и стал отшельником. Однажды, идя по пустыне, он остановился у развалин селения Тавенниси и услышал «голос», приказавший строить на этом месте обитель. В следующий раз ему явился ангел Божий в виде схимника и вручил устав монашеской жизни. К нему перебрался старший брат Иоанн, стали собираться ученики. Число иноков быстро росло, были построены еще семь монастырей, а на противоположном берегу Нила воздвигли и женскую обитель, которую возглавила его сестра Мария.
       В отличие от предшественников, являвших собой пример отшельничества, Пахомий ввел устав общего жития. Он огородил обитель стеной, но иноки продолжали жить каждый в своей хижине. Было установлено единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу. В числе послушаний было переписывание книг.
       Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что–нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей. Благодаря ему также появился обычай использовать в христианской практике четки.
293 - 302 гг. Сасанидский царь Нарсес (293—302).



В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/