Первые старты в Оренбуржье

Наследницкая станица. (Статья свящ. Д.Мухина)

       Наследницкая станица имеет столько особенностей не только по отношению к дальним уездам Оренбургской губернии, но и соседственным, каковы: Верхня-Уральский, Троицкий, что обзор ее с основания и до настоящего времени любопытен, столь же во многих отношениях, поучителен. Проследим ее тридцатитрехлетнее существование.
       Наследницкая станица, под именем Укрепления Наследника, основалась в 1835 году 15 мая и названа так в честь ныне благополучно Царствующего Государя Императора Александра Николаевича; поэтому в других местах, напр. Уфимской губернии, она известна под именем Александровского Укрепления. Одновременно с нею основались Укрепления: Императорское (ныне упраздненное) и Николаевское. Она находится на новой Оренбургской линии и лежит в 160 верстах от г. Орска на Восток, в 230 в. от Верхнеуральска на Юг и в 280 в. от Троицка на Запад. Новая Оренбургская линия проведена от г. Орска (бывшей крепости) до Березовского отряда, на расстоянии почти 400 верст, при покойном Графе Перовском в бытность его Корпусным Командиром и Оренбургским военным Губернатором. Место, находившееся между новой и старой линии и известное под именем района, заселено гораздо позже. Новая линия идет от города Орска через станицу Новоорскую, Императорский кордон № 3, отряды Елизаветинский, Екатерининский, Павловский, станицу Наследницкую и т.д. до Березовского отряда.
       Наследницкая станица находится при слиянии речек Бурь-су-ать (дай лошади воды) и Су-сукуба (вонючая вода). Выше станицы находятся речки Кара-уй (черная вода) и Поперечная.
       ... Заселение Укреплений производилось из солдат  батальона  переименованных в казаки, состоявших на старой линии в крепостях Губерлинской, Калпацкой, Таналыцкой, Уртазымской и казаков Бузулукского уезда, крепостей Красносамарской, Борской, Ольшанской, под смотрением  прежде подполковника Жемчужникова, а после майора Лобового.
       ... Здесь небесполезно привести один факт, который хорошо характеризует отношения между двумя разнородными населениями; он укажет некоторые особенные черты и русских и киргизов.
       В 30-ий день августа в 1856 г. у нас было торжество, данное в Честь Тезоименитства Нашего Возлюбленнаго Государя Императора Александра Николаевича.
       Еще прежде наступления этого знаменательного дня  здешние жители знали о приготовлениях, деланных для празднования Есаулом Лобовым;  знали об этом и кочующие при здешней линии киргизы и заранее готовились присутствовать в Наследницкой станице.
Наконец давно ожидаемый день наступил.
       В 9 часов утра церковный благовест известил о начатии Божественной Литургии, после которой отправлен благодарственный  Господу Богу молебен с возглашением многолетия Высокому Имениннику. После литургии парад  и чиновники прибыли на площадь, где приготовлены были щит и вензель Царственных супругов, помещенные на вратах с флагами. Площадь наполнена была народом всякого возраста и пола; в этой толпе без разбору стояли и русские и киргиз-кайсаки. По команде войска сделали залп из ружей и при питии вина в честь Августейшего Именинника войска и народ огласили воздух троекратным ура; заветное,  русское ура; попеременно страх врагов и привет любви!
       Клики народа смешались с колокольным звоном церкви, у которой в настоящий день было два праздника: она торжествовала память Покровителя здешнего храма свят. Благовернаго Великаго Князя Александра Невского и  Тезоименитство Помазанника Божьяго, который имеет Своим Ангелом Хранителем Покровителя здешнего храма…
       ... Если бы кто даже не видел двух недельной суеты киргизов, их постоянных сюда приездов с вопросами: могут ли они присутствовать при нашем празднике, примут ли их русские в свой круг: а посмотрел бы на их моления, на  коленоприклоненное положение, услышал бы приглашения посетить их кибитки, тот сознался бы, что он был свидетелем трогательной сцены...
       Наш праздник шел весело и радушно. Веселость и радушие выразились и с той и с другой стороны: русские для которых в настоящий день сосредоточивались отрадные мысли о приращении тягостной для Отечества войны, явились так сказать на распашку; их веселию не было границ, их изобретательность незнала конца: песни, скачки, борьба, беганье - все истощено, чтобы сделать праздник занимательным.

Оренбургскiя Губерскiя Въдомости № 22, суббота 31 мая 1869 года.
       
       P.S. Это, пожалуй, первое сообщение в периодической печати в нашей области о народном национальном празднике, в рамках которого проводились спортивные игры.

Оренбургские Губернские Ведомости. № 42. 18 октября, суббота

Очерк истории Оренбургского Неплюевского Военного училища и Оренбургского Неплюевского Кадетского корпуса от основания их до последних преобразований.
       Оренбургское Неплюевское Военное училище открыто было в 1824 году, бывшим тогда Оренбургским Военным Губернатором, Генерал - от Инфантерии Эссеном, в память одного из первых Начальников этого края, Действительного Тайного Советника Неплюева. Цель учреждения была та, чтобы способствовать сближению Азиятцев с Русскими, внушать первым любовь и доверие к Русскому Правительству и доставить этому отдаленному краю просвещенных чиновников по разным частям Военной и Гражданской службы.
       ...Воспитанником, как русским, так и азиятцам, положено было преподавать следующие предметы: Закон Божий - для русских и закон магометанский - для азиятцев; языки: Русский, Арабский, Татарский, Персидский, Немецкий и Французский; общее правоучение; Историю Всемирную и Российскую; Географию математическую, Всеобщую и Российскую; Начальные основания Естественной Истории и общие понятия физики, с приложением для всех этих предметов в особенности к топографии Оренбургского края; Арифметику, Алгебру, Геометрию и Тригонометрию плоскую и сферическую; Полевую фортификацию; начальные основания Артиллерии; Рисование и черчение планов; Военную Экзерцицию и Гимнастические упражнения.

Правила приема в военные прогимназии , порядок обучения и содержания в них воспитанников, и правила увольнения и исключения их из прогимназий, перевода в другие заведения и выпуска на службу.

I. Правила приема.
1). Военные прогимназии имеют цель доставить общее элементарное образование и воспитание сыновьям офицеров и чиновников военного ведомства и, вместе с тем, служат подготовительными заведениями для Юнкерских Училищ.
2). Военные Прогимназии учреждены в следующих городах: Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Ярославле, Перми, Елисаветграде (Херсонской губ.), Вольске (Саратовской губ.), Оренбурге, Омске (Тобольской губ.) и Иркутске. …
6). Желающие поступить на казенное содержание в Военные Прогимназии предназначаются к определению, на основании вступивших просьб, по старшинству следующих разрядов: 1). сыновья военных офицеров; 2). сыновья гражданских чиновников военного ведомства; 3). сыновья дворян потомственных; 4). сыновья личных дворян и 5). сыновья прочих лиц, пользующихся при поступлении в военную службу, правилами вольноопределяющихся 12-го и 2-го разрядов.
7). В каждом из пяти названных разрядов преимущественное, перед прочими кандидатами, право на поступление в прогимназии предоставляется сиротам и детям лиц оказавших военные заслуги, - в следующей постепенности:
а).  круглые сироты.
б).  сироты убитых на войне или умерших от ран, полученных в сражении, а так же и от увечия на службе в мирное время.
в). сироты вообще.
г). сыновья состоящих под покровительством Комитета о раненых.
и д). сыновья получивших ордена за отличие в сражениях.
Примечание 1-е. Старшинство в каждом разряде и его подразделении определяется временем вступления просьб в Управление или к Военно-Окружному начальству.
Примечание 2-е. В Оренбургскую и Сибирскую Военные Прогимназии могут быть, по усмотрению Командующих войсками подлежащих военных округов, определяемы сыновья лиц всех вообще сословий, применяясь по возможности, к установленным разрядам и их подразделениям (и. п. 6 и 7)….
11). Все явившиеся в Прагимназию подвергаются прежде всего, медицинскому осмотру, согласно утвержденному на этот предмет руководству для врачей. (Приложение лит. "А"). – В этом руководстве определено, при каких именно физических недостатках малолетний не может быть принят в Военную Прогимназию), и затем могущие быть принятыми в заведение распределяются по классам соответственно возрасту их и познаниям.
Примечание. Родители или опекуны определяемых детей могут присутствовать как при медицинском осмотре, так и на приемном испытании, при чем они обязываются заявлять начальству заведения о физических и нравственных особенностях определяемых ими детей, дабы дать заведению возможность безотлагательного применения к ним соответственных воспитательных мер.

II. Порядок обучения и содержания воспитанников.

14). Военным Прогимназиям присваивается общеобразовательный законченный элементарный курс, который распределяется на 4 класса и проходится в течении четырех лет; в каждом классном отделении не более 35-ти воспитанников.
15). Учебный курс составляют следующие предметы: 1). Закон Божий, 2). Русский язык, 3). Арифметика и Начала Алгебры, 4). Начала Геометрии и Геометрическое черчение, 5). История, 6). География, 7). Чистописание и 8). Рисование. Кроме того, все воспитанники обучаются гимнастике, с выправкою и маршировкою, танцованию и пению, а также, смотря по средствам заведения, музыке и некоторым мастерствам, полезным в педагогическом отношении.
16). Объем преподавания по каждому из вышеозначенных учебных предметов установлен в нижеследующей общей программе учебного курса Военных Прогимназий.
Закон Божий. Главные молитвы, объяснение дванадесятых праздников Православной церкви, краткая священная история ветхаго и новаго завета, краткий катехизис и объяснение церковного Богослужения.
Русский язык. Правильное, толковое и выразительное чтение, с умением просто, ясно и связно рассказать и письменно изложить, без крупных ошибок, прочитанное, если оно доступно пониманию учеников; разбор этимологический и синтаксический. Обучение чтению на церковно-славянском языке, с переводом прочитанных глав Евангилея на русский язык.
Арифметика и Алгебра. Вычисления умственные, письменные и на счетах. Четыре действия над целыми числами и обыкновенными и десятичными дробями, как отвлеченными, так и именованными. Устное и письменное решение задач, относящихся к тройным правилам, по способу приведения к единице. Отношения м пропорции, Выяснения главных алгебраических понятий; составление из задач и решение уравнений первой степени; практические упражнения.

       Пение. Нотное церковное пение, с пониманием содержания песнопений; хоровое исполнение повседневных молитв, народного гимна и избранных народных песен.
17). Учебный курс начинается с 16-го Августа и продолжается до 5-го Июня, считая в том числе и годичные испытания.
18). В воскресные и праздничные дни и на каникулы воспитанники, по желанию их родителей или опекунов, могут быть увольняемы в отпуск; на летнее время остающиеся в Прогимназии воспитанники выводятся в особые загородныя помещения….
20). Воспитатель имеет ближайшее наблюдение за своимотделением по всем нераздельно частям воспитания нравственнаго, умственнаго и физическаго. Кроме преподавания в классе порученных ему учебных предметов, он руководит в некласное время всеми учебными и другими занятиями воспитанников своего отделения, ведет письменную отчетность о каждом из них и сообщает родителям или опекунам все сведения об успехах и поведении своих воспитанников….
22). Общая цель физическаго воспитания состоит в правильном развитии и усовершенствовании телеснаго организма детей и в сохранении и укреплении их здоровья. Вся система принимаемых заведением диэтических мер основывается на данных, проверенных научным опытом, и соображается с требованиями того служебнаго и житейскаго поприща, к которому готовятся воспитанники Военной Прогимназии.
       Вышеуказанная общая цель достигается в заведении надлежащим устройством всей внутренней его жизни и материальной обстановки, заботливостью начальства о гигиенически-правильном содержании детей, по всем частям, внимательным уходом, со стороны воспитателей, за каждым из вверенных им питомцев и постоянным надзором за всею их массой, регулярным медицинским наблюдением над воспитанниками, своевременным врачеванием заболевающих и, наконец, целесообразным упражнением всех физических сил детскаго организма.