Наталья Веркашанцева

Наталья Веркашанцева

О любимом кино рассказала журналист, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Оренбургская лира» Наталья Веркашанцева.

– В годы моего детства и юности – кино, наряду с книгами, было главным культурным событием в жизни. Ведь особо никаких других развлечений не было. В детстве мы жили в старом городе, в районе улицы Чичерина, неподалеку от кинотеатра «Пионер» (ныне его не существует). Я училась во вторую смену, и практически каждое утро у меня начиналось с похода в кино. Так что весь кинорепертуар 60-х годов был мной просмотрен. Хорошо помню сказку «Королевство кривых зеркал», романтические ленты «Алые паруса», «Человек-амфибия», и, конечно же, «Неуловимые мстители» Но самым моим любимым фильмом был «Республика ШКИД». Он относится к категории тех фильмов, которые я помню до сих пор, причем, помню конкретно, с цитатами и мизансценами. Это было настоящее, «большое» кино, о чем я тогда и не подозревала.

       Но время шло, пришла пора более взрослого кино, и я с удовольствием вспоминаю фильмы «Девчата» или «Кавказская пленница», а еще – огромные очереди в новый кинотеатр «Космос», где показывали фильмы про Анжелику.

       В 70-е годы было большое увлечение фильмами про итальянскую мафию. Никогда не забуду режиссера Дамиано Дамиани и два его фильма «Следствие закончено – забудьте» и «Признание комиссара полиции прокурору республики». А уж когда на телеэкранах появился сериал «Спрут» с потрясающим Микеге Плачидо в главной роли, то от экрана было не оттянуть за уши – так это было интересно.

       Самым же главным потрясением тех лет считаю фильм Франко Дзефферелли «Ромео и Джульетта». Это был первый опыт в мировой практике, когда юных влюбленных играли практически их ровесники, а не пожилые дяди и тети, пусть даже великие артисты. К тому же, в число художественном плане – это было очень хорошее кино. Все-таки важную роль играет то, что основой для многих фильмов была отличная литература, и они весьма гармонично сочетались. Еще помню фильм – тоже прекрасная экранизация – «Джейн Эйр» с Тимоти Далтоном. Смотрела его несколько раз и всегда с восторгом.

       К серьёзному большому кино я пришла, когда начала работать в газете «Комсомольское племя». Тогда было принято приглашать журналистов в Облкиновидео на так называемые «закрытые» показы. Там-то я и встретилась с творчеством великих режиссеров ХХ века – Феллини, Антониони, Фасбиндера и, конечно же, Андрея Тарковского. Многие из показанных там фильмов так и не увидели проката до конца 80-х годов. А нам посчастливилось. Никогда не забуду «Амаркорд» Федерико Феллини – фильм, который задевает самые глубокие струны души. И Тарковский! К его фильмам у меня особое отношение: трудно сказать почему, но «Зеркало», «Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис» – цепляют так, что невозможно ни с чем сравнить.

       60-80-е годы были временем расцвета и советского кино. Моими самыми любимыми фильмами тех лет считаю «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия», «Застава Ильича» Марлена Хуциева, и, как ни странно, детский фильм Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера». Вообще к творчеству этого режиссера у меня двойственное отношение; глубоко уважаю его ранние фильмы и, конечно, «Место встречи изменить нельзя». Особняком ставлю картину «Ворошиловский стрелок». Умом понимая, что как произведение искусства фильм слабый, но там есть мощный энергетический посыл в лице главного героя (одна из последних ролей великого Михаила Ульянова), и главное, там есть то, о чем втайне или явно мечтают все люди – неотвратимость наказания, пусть и не вполне законная, зато справедливая.

       Что же касается современного российского кино, то вполне откровенно заявляю, что большинство фильмов даже тех, о которых много говорят, и которые постоянно ездят на всякие фестивали, оставили меня равнодушной. К ним я отношу и «Географ глобус пропил», и «Овсянки», и «Училку». Что же касается последнего фильма Говорухина «Конец прекрасной эпохи», то могу лишь сказать – мило и не более.

       Хотя, если уж говорить о новом кино, то знакомство с ним происходит во многом благодаря кинофестивалю «Восток-Запад». Именно там я испытала и большой восторг, и большие разочарования. К первому я отношу знакомство с двумя выдающимися режиссерами анимационного кино – Гарри Бардиным и Александром Петровым. Это настоящие художники, грандиозные мастера. Разочаровали меня последние фильмы Сергея Соловьева: и «Анну Каренину» и «2-Асса-2» считаю не просто неудачей, а настоящим провалом. Искренне жалею о том, что в последние годы горячо любимый мною Никита Михалков резко снизил свою режиссерскую планку. Его фильмы «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Пять вечеров», «Утомленные солнцем» (первый, естественно) считаю настоящими шедеврами. А вот сейчас… Даже столь распиаренный «Солнечный удар» считаю откровенной неудачей, полной самоповторов и цитат из произведений других режиссеров. Обидно.

       Хотя, чтобы не заканчивать на столь уж грустной ноте, все-таки назову двух режиссеров, чьи фильмы мне всегда интересны. Это Александр Звягинцев и Александр Прошкин. Фильм первого «Елена» вызвал у меня много вопросов, но зацепил по-настоящему. Второго же искренне люблю и считаю, что даже в не очень удачной работе у него есть свое лицо. Еще мне понравился фильм с участием «Квартета И» «День выборов». Очень смешно и актуально.

       Из фильмов, которые я хотела бы пересмотреть назову картины Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» и «Аризонская мечта». Блестящий мастер. Из советского кино могу назвать «Собачье сердце» и «Покровские ворота». Поистине это фильмы, над которыми не властно время.

http://www.ria56.ru/posts/724514144.htm