Сергей Хомутов

Сергей Хомутов

О своих кинематографических предпочтениях рассказывает писатель и журналист Сергей Хомутов.

       Первоначально, вслед за другими участниками проекта, я хотел вспомнить фильмы, которые изменили мой взгляд на мир, запомнились яркими актерскими и режиссерскими работами и блестящими сценариями, но потом я подумал, что проект «Советую посмотреть», запущенный в Год российского кино, стал чересчур личностным. Мне захотелось напомнить, что российское кино, если оставить за скобками 1900- 1918 годы, началось в последнем десятилетии ХХ века. Предлагаю вспомнить и посмотреть фильмы этого десятилетия. И хотя с момента создания некоторых из них прошло почти четверть века, а то и больше, многие остаются чрезвычайно актуальными.
       Начнем с комедий. Самые известные из них «Особенности национальной охоты в зимний период» (1995) и «ДМБ» (2000). Если составлять список отечественных кинокомедий, можно смело включать их в первый десяток.
       Фильм «Шапка» (1991) режиссера К. Воинова по мотивам пьесы В.Войновича и Г. Горина. Достаточно перечислить часть актерского состава - Л. Федосеева-Шукшина, Е. Евстигнеев, О. Ефремов, Е. Весник, В.Невинный, О.Табаков, А. Джигарханян – чтобы стоило его посмотреть. Фильм об атрибутах статуса человека. В данном случае шапки, а в контексте и в шинели, и в Бентли. Выбирайте сами.
       Сейчас о пранкерах знают все, а в начале 90-х их называли телефонными хулиганами. А если один из них может говорить голосом главы государства, то … Смотрите фильм «Имитатор» (1991) режиссера О. Фиалко, с Игорем Скляром и Алексеем Жарковым в главных ролях.
       Очень рекомендую посмотреть фильм «Трактористы-2» (1992) - первый российский фильм ремейк режиссеров Глеба и Игоря Алейниковых. Кто-то называет его абсурдистской трагикомедией. Кто-то считает его, чуть ли не началом российского артхауса. Для меня это изящная комедия-бурлеск.
       Если вы любите произведения Сергея Довлатова и игру актера Виктора Сухорукова - фильм «Комедия строгого режима» (1992), режиссёров
       В. Студенникова и М. Григорьева - для вас. Фильм о том, как роль играет человеком. Будучи прежде на самом дне тюремной иерархии, Зуев (Сухоруков), благодаря роли Ленина в тюремном спектакле, неожиданно выбивается в лидеры массового побега.
       Перейдем к кинодрамам. Не могу не отметить фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Хотя мы смогли его увидеть лишь совсем недавно, снят он в 1994 году. Если сравнивать с одноименным телесериалом, то последний - просто «отдыхает».
       «Курочка Ряба» — фильм 1994 года режиссёра Андрея Кончаловского. Продолжение картины «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Рекомендую к просмотру, как и «Про уродов и людей» (1998) режиссера Алексея Балабанова, «Страна глухих» (1998) Валерия Тодоровского, «Цареубийца» (1991) Карена Шахназарова, «Циники» (1991)
       Дмитрия Месхиева, фильм снятый по роману Анатолия Мариенгофа (хотя книга пострашнее будет), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (1997) Владимира Бортко, с самой неожиданной ролью Николая Караченцова, «Такси-блюз» (1990) Павла Лунгина. Все эти фильмы сняты в лучших традициях российского психологического кино, до которого никогда не дотянуться Голливуду, да и европейскому кино, за исключением разве что, итальянского неореализма.
       На четырех последних фильмах, по разным причинам хотел бы остановиться особо.
       «Русский бунт» (1999) Александра Прошкина по мотивам «Капитанской дочки», подарил нам не только блестящие роли Владимира Машкова и Сергея Маковецкого, но и новый туристический центр – Красную гору в Саракташском районе. Если фильм не видели – советую посмотреть, не разочаруетесь.
       «Прикосновение» (1992) фильм Альберта Мкртчяна называют первым российским фильмов ужасов. На мой взгляд, это мистическая психологическая драма с готическим уклоном. Фильм очень интересный, советую посмотреть его он-лайн, пока наш доблестный Россвязькомнадзор не удалил его из сети, в связи с борьбой по упоминанию самоубийств.
       «Бакенбарды» (1990) Юрия Мамина блестящая иллюстрация к спорному утверждению: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Можно ли произведение и самое имя Пушкина сделать объектом политической борьбы? Оказывается можно. Двадцать пять лет прошло с момента выхода фильма, а смотрится чрезвычайно актуально.
       И, наконец, лучший, по моему мнению, фильм всех девяностых годов «Облако-рай» (1991) режиссера Николая Досталя. Нельзя сказать, что он не обласкан критикой и призами, в том числе и международными. Достаточно упомянуть, что по опросу кинокритиков и журналистов он признан лучшим фильмом года, роль Андрея Жигалова — лучшей мужской ролью. Но фильм окончательно забыли. А для меня он один из любимых. Сказать, что по окончанию этого фильма я испытал пресловутый катарсис, ничего не сказать.
       Лишь по окончанию пьесы Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» и фильма Андрея Тарковского «Ностальгия» я испытывал подобные чувства – о чем-то утраченном, скользнувшем по краю сознания, как облачко, которого уже не сыскать ни в прошлом, ни в будущем. Посмотрев фильм «Облако-рай» мне почему-то стало жалко не героев фильма, а самого себя. Странное чувство…

http://ria56.ru/posts/4267457475555.htm