Соня Кендель

Соня Кендель

О своих предпочтениях в кинематографе RIA56 рассказала художник-аниматор Соня Кендель.

       Последнее время мне интереснее всего смотреть документальные фильмы (доки). Может, это возраст или состояние души такое. Хочется почувствовать жизнь, столкнуться с реальностью, уловить острое ощущение – трагикомичности, так сказать, бытия.
       Игровой фильм хотя и создает по-своему реальную жизнь, всё же основан на кем-то созданном сценарии. На самом деле, это более обработанная и переработанная жизнь. А вот в хорошем доке меня очень зацепляет, как иногда все звучит и разворачивается у людей, которые не пришли работать на съемочную площадку.
       Отличные документальные фильмы – «Буквальная геометрия» и его продолжение, «Чувственная математика». Они про, казалось бы, далеких от нас персонажей, людей точной науки. Между тем, эти люди стоят перед интересным для меня выбором: «нормальная», бытовая, семейная жизнь или сияющие сферы абстрактных чисел, красота и свобода каких-то невообразимых для нас конструкций. Да и просто приятно смотреть на героев: они очень разные, живые и характерные люди.
       Я уже и не помню, что конкретно зацепило в этих фильмах. Но помню ощущение, когда ты сидишь в кинозале – замер, боишься дышать. Боишься спугнуть ощущение: что-то такое развернулось там, на экране, и это созвучно твоему – и сейчас у тебя внутри что-то тоже развернётся и, кажется, ты уже начинаешь что-то понимать насчет себя и насчет жизни. Может быть, это передать в, но мне кажется, ради такого кино и стоит смотреть.
       Сильный док – «Человек», он же Human. Снят обычными, казалось бы, средствами, но красивый настолько, что почти неинтересно. То есть это вообще не артхаус – за неожиданными режиссерскими и прочими решениями можно не ходить. Но это неважно! Люди! Автор объехал весь свет, взял интервью, кажется, у тысячи человек или около того. Люди в этом фильме потрясающие. Они завораживающе откровенны в своих историях и все без исключения – молодые, старые, сморщенные, печальные, толстые, высохшие – необыкновенно красивы.
       Еще один чудесный фильм – «Чудеса» Аличе Рорвахер. Очень нежная, мягкая история о девочке, которая мечтает сняться в дурацком хозяйственном телешоу. Опять же сложно сказать, что конкретно понравилось в этом фильме, но очень запомнились задумчивая мягкость и то, как это снято. Временами ты просто перестаешь понимать, как кто-то мог придумать заранее и снять именно вот это именно вот таким образом.
       И просто хороший российский фильм, вышедший в прокат (обычно там уже особо ничего не ждешь) – «Тряпичный союз». Остроумный. Видно, с каким задором был придуман и снят. Этот фильм не оставил неизгладимого следа в душе (да и не собирался), но было приятно смотреть и заражаться энергией и изобретательностью авторов.
       Ни один из фильмов я не пересматривала. Хотя «Буквальную геометрию» посмотрела бы ещё раз: вернуться в тот мир и, может быть, уже для себя повнимательней посмотреть, как это сделано. Сейчас нет времени пересматривать, надо идти дальше, вбирать новую информацию – пересматривать буду в старости)
Почти всё я увидела в кинозале, пошла на них сама, сама нашла, сама, одна, пошла. А, нет - «Тряпичный союз» смотрела вместе с подругой, режиссером-игровиком. Тоже отдельное удовольствие сидеть рядом с человеком, который ловит от фильма все, что можно – и себе, в профессиональную копилку, и зрителю – в удовольствие.
       «Чудеса» я смотрела, будучи влюбленной (хотя я этого не знала тогда), плечом к плечу с молодым человеком, который позвал меня в гости на этот фильм. Это был чудесный непродолжительный роман, очень созвучный по интонации с этим фильмом. Так что, возможно, я уже перепутала где что. Пожалуй, «Чудеса» стоит посмотреть еще раз.
       В целом, к отечественному кинематографу я отношусь очень подозрительно. По моим ощущениям, оно очень уж часто фальшивит и провисает. За километр видно, что актеры играют и наигрывают, что они произносят слова по сценарию. То, что условно относят к артхаусу или хотя бы не к мейнстриму, тоже неоднозначно воспринимается. Будто видишь, как это сделано, отдаешь должное интересным ходам, но не вовлекаешься, не чувствуешь в этом жизнь. И режиссеру не веришь. Это я, кажется, «Левиафан» вспомнила. А отдельные картины, вроде «Союза» и не только, – чудесны. Похоже на то, что индустрии у нас нет, есть отдельные люди. Впрочем, это не новость.
       А вот сериалы я не смотрю, хотя слышу от многих, что западные сериалы сейчас очень хороши, прямо не хуже фильмов: отличные сценарии, отлично снято. Кажется, дело всё в той же нехватке времени. И в том, что просмотр фильма стал восприниматься как работа, а не как расслабленный отдых. Сидеть, сидеть, смотреть, все впитывать. Может быть, стоит проще к этому относиться.

http://ria56.ru/posts/52855.htm