Виталий Дерябин

Виталий Дерябин

       О своих предпочтениях в киноискусстве рассказал известный журналист и телеведущий, двукратный обладатель звания «Журналист года» Виталий Дерябин.

       Все, как известно, начинается с детства, и в данном случае, с детского кино. Я имею в виду не просто кино, которое смотрел в детстве, а именно детское кино, как жанр, ныне окончательно потерянный. И как бы там не говорили разного рода начальники от культуры, что детское кино в России надо возрождать, какие бы постановления не принимались и немалые суммы из бюджета не выделялись – детского кино сейчас как не было, так и нет, вот уже на протяжении почти 30 лет, начиная с 90-х годов прошлого века.
       Никто так и не смог повторить феноменальный успех «Приключений Электроника», «Гостьи из будущего» (это детская фантастика), или очаровательной сказки «Рыжий, честный, влюбленный». Эти замечательные телевизионные фильмы все мы смотрели по нескольку раз, и каждый раз с удовольствием. Я уже не говорю про дивные киносказки Роу или Птушко – но это для самых маленьких. Сейчас сказки находят свое воплощение лишь в бесконечном мультсериале про трех богатырей, которые раз от раза становятся все слабее.
       Но это, в основном, телевизионная продукция. В кино же мы смотрели в первую очередь патриотические боевики типа «Хлеб, золото, наган» или нечто подобное. Хотя был фильм, с популярностью которого вряд ли мог сравниться современный блокбастер – это «Пираты 20 века». Он, кстати, и сейчас смотрится нормально – актеры замечательные!
       И совсем не соглашусь с теми, кто утверждает, что  в советское время на экранах не было или было очень мало американских фильмов. Неправда, они были, в дозированном, конечно, количестве, но это были хорошие фильмы. Никогда не забуду боевик про рабочий класс «Конвой» с Крисом Кристофферсоном, или яркий фантастический фильм «Козерог 1». Что же касается французского кино, то фильмы с Ришаром, Бельмондо, Депардье шли в кинотеатрах постоянно.
       Новый этап познания кино наступил вместе с эпохой появления видеомагнитофонов. Одновременно с ними в страну стали просачиваться фильмы, которые раньше нам смотреть не дозволялось. Так состоялось открытие лучшей, на мой взгляд, фантастической эпопеи «Звездные войны». Первые три части, которые, как мы узнали позже, по задумке авторов, были 4, 5 и 6 частями, смотрелись не просто на одном дыхании, но  - на одном вздохе!
       Чуть позже пришла пора видеосалонов, в которых за умеренную плату можно было посмотреть лучшие фильмы о боевых искусствах. Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норрис – эти имена были как песня в устах всех представителей мужского пола. А поздно вечером в видеосалонах наступала пора эротики, и все погружались в чарующий мир «Эммануэль» или «Греческой смоковницы».
       Более интеллектуально подкованная публика иногда могла посмотреть истинные шедевры – фильмы Пазолини, Копполы, Бертолуччи. Это тоже было открытием. Но жизнь видеосалонов была недолгой, так как с начала 90-х годов в городе появились сразу два коммерческих телеканала «Регион» и «Планета», где эти же фильмы можно было посмотреть дома, лежа на диване.
       Я имел счастье быть соавтором и ведущим одной из программ, посвященных кино – «Фильм-лидер». Там все было просто: зрителям предлагался выбор из трех фильмов, заявленных в программе передач. Я об этих картинах рассказывал, а потом в течение нескольких дней по телефону зрители могли выбрать фильм, который и был бы показан субботним вечером. Звонили очень активно – всем было это в новинку. Что же касается авторских прав, то в те годы наша страна еще не подписала конвенции об авторских правах, и потому была полная свобода. В те годы я посмотрел сотни фильмов, многие из которых мгновенно забывались, но некоторые помню до сих пор. Впрочем, их сейчас часто показывают уже в лицензионном варианте. Напомню – «Привидение», «Красотка», «Крепкий орешек», «Терминатор» - да много их было отличных картин.
       А вот с конца 90-х годов в кино случился, на мой взгляд, какой-то провал. Причем я не имею в виде российское кино, которое напрочь отсутствовало в прокате. Нет, это случилось и с зарубежными кинопроизводителями. Стали мельчать темы, сюжеты казались малоинтересными, интриги – не увлекательными. Наверное, это был всеобщий кризис не только жанра, но и человеческой психологии.
Хотя, чтобы не погрешить против истины, нельзя не сказать о таком явлении, как Джеймс Кэмерон. Все его фильмы (а их не больше десятка) – это явление в киноискусстве, стоящее на зыбкой грани авторского и коммерческого кино. Из 90-х, в первую очередь назову «Титаник», позже, конечно, «Аватар». Это воистину – штучный товар!
       У нас в стране уже к 2000-м выросло целое поколение «поп-корна», то есть людей, которые воспринимали кино как жвачку, а не как искусство. И появление новой российской кинопродукции – яркое тому подтверждение. Я, например, терпеть не могу столь популярный в народе фильм «Ширли-Мырли». Считаю, что это абсолютная пошлость. Обидно, что поставил его уважаемый режиссер, а в ролях снимались талантливейшие актеры. Но, видать, погоня за коммерциализаций кино дала не совсем тот результат, за которым, собственно гнались.
В наши дни можно сказать, что в российском кино четко выделены два направления: дешевое коммерческое кино («Горько!», «Жених», «Елки» и тому подобное), и кино авторское, которое показывают на разных кинофестивалях, и где оно имеет успех. К этому направлению можно отнести фильмы Алексея Германа-старшего, который последний фильм по Стругацким снимал почти 20 лет, и его сына Германа-младшего, который также снимает элитное кино. А еще Андрея Звягинцева, чьи фильмы вызывают жаркие споры. Особняком здесь стоят такие имена как Алексей Балабанов, ныне уже покойный, и Александр и Андрей Прошкины. Их кино находится на интересном стыке развлекаловки и серьезных проблем.
       Еще очень важно сказать, что у нас в стране мощным оружием пропаганды стали сериалы. Помните, в 80-90-е годы все рыдали над мексиканским страстями. Нынче их уже не смотрят, наши бедные и богатые тоже плачут и не дают покоя домохозяйкам. Но это – НЕ кино. Хотя, в свое время мне очень понравился, да и сейчас нравится питерский сериал «Улицы разбитых фонарей». Там герои все были живые, и достоверные, а актеры, которые там были заняты стали настоящими звездами.
       Кстати, сейчас очень популярен Константин Хабенский, снялся в огромном количестве картин, но мне больше всего по душе его роль в сериале «Убойная сила». Еще интересен феномен Федора Бондарчука. Он ярко заявил о себе «Девятой ротой», а потом… Эта его попытка экранизации культового романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» превратила серьезное философское произведение в глуповатый боевичок. Самое обидное, что те, кто не читал Стругацких будут судить об их творчестве по этому «творению».
       Из самых последний российских премьер отмечу фильм «Ледокол».  Не могу сказать, что это настоящее большое кино, но сделано неплохо, и актеры (Пускепалис и Федоров) на высоте.
       Еще меня очень волнует чудовищная безграмотность подрастающего поколения. Вот пример: десятиклассник,  который собирается посвятить себя гуманитарным наукам, почему-то сказал, что «Мертвые души» написал Грибоедов, а когда была Куликовская битва и в чем её суть – не знает вовсе.
       Сейчас много говорят о возрождении патриотизма, но раньше именно кино давало нам основные направления понимания этого чувства. А сейчас, многое, что производится в этом жанре выходит со знаком минус. Потому что нельзя снимать фильм про войну, если ты не прошел эту самую войну, как Чухрай, или Бондарчук-старший, или Тодоровский. А то получается убожество типа «Мы из будущего». Да, ребята, давайте вместе посмотрим « 28 панфиловцев»! Очень рекомендую. Может быть в нашем кино все не так плохо!