V век

Начало V в. н. э.
       — Превращение Картли в вассальное царство империи Сасанидов.
       - К началу V в. сасанидский Иран представлял собою крупнейшее государство Передней Азии. В его состав входило всё Иранское нагорье с Прикаспийской низменностью (нынешние государства Иран и Афганистан), Нижняя Месопотамия (Ирак), Кавказская Албания и большая часть Армении и Грузии.
       В V в. классовая структура, Ирана была такова: на одном полюсе находились свободные крестьяне-общинники, затем крестьяне — мелкие собственники земли, выделившиеся из общины,  и,  наконец,  феодальнозависимые  крестьяне-издольщики.  Сохранялось  и  значительное количество рабов. На другом полюсе находились феодализировавшиеся землевладельцы.
       — Покорение жуань-жуанями алтайских и саянских племен.
       - В первой четверти V в. в Японии появилась китайская письменность, «доставленная» корейскими писцами.
       - японский воин-пехотинец, до V века имел на вооружении щит ,подобно всем прочим воинам. Он назывался тэ-датэ.О наличии щитов до этого периода - и об их резком исчезновении мы знаем благодаря археологическим раскопкам в курганах. Сами тэ-датэ, конечно, не сохранились - а вот металлические умбоны от них... 
       Как выглядели щиты в целости и сохранности, ученые установили по керамическим фигуркам воинов, которые древние японцы этого периода в больших количествах помещали в курганы для каких-то ведомых только им ритуальных целей. Но после V века щиты из курганов исчезают. Значит, перестают использоваться и в жизни, поскольку покойникам в могилу древние японцы клали вещи ходовые, имеющие реальную ценность и необходимость.
       Как раз с пятого века нашей эры происходит формирование нового японского воина - того самого, что к X веку станет истинным самураем. Лошади японцам полюбились до чрезвычайности, и в течение каких-то ста лет они... Почти полностью отказались от пехоты. Настала эпоха кавалерии.
       Здесь нужно учитывать один очень важный аспект: это - ранний феодализм. Воинов еще очень мало в пропорциональном соотношении с населением, поскольку едва живая деревня в состоянии худо-бедно прокормить и одеть одного сеньора и парочку его оруженосцев-вассалов - и на этом все. Еще ни о каких массовых армиях не идет и речи, "буси" - японских воинов, весьма немного, а стычки их между собой довольно редки и сравнительно малокровны. Эпоха междоусобиц, страшная Сэнгоку Дзидай наступит гораздо позже, и время больших армий - тоже...
       Но уже с VI века нашей эры развитие японского военного дела устремляется по линии конных лучников. Композитного лука японцы еще не знают, и увеличивают мощность лука, увеличивая его размеры, из-за чего уже к IX веку традиционный японский лук юми становится поистине громадным.
       Копье в арсенал раннесредневекового конного буси не входит вообще. Ему просто нет места, огромный лук требует к себе повышенное внимание. Впрочем, всадники Японии езживали с нагинатами, но обычно - не с копьями даже в развитое Средневековье. До любимого развлечения европейских рыцарей - таранного копейного удара - они не додумались вообще никогда. Даже в "эпоху войн" японская конница шла в атаку с мечами наголо, но не с копьями.
       И как раз с V века н. э. одноручный меч тёкуто, который шел в пару к щиту, начинает заменяться длинным двуручным цуруги - прямым предком тати и катаны.
       Низкорослому всаднику на маленькой лошади, вооруженному огромным луком, просто некуда приткнуть щит так, чтобы он не мешался. И он делает выбор в пользу удлиненного меча для ближнего боя. Дополнительным, но очень важным фактором, позволившим отказаться от щита, стал на удивление высокий уровень раннесредневекового японского доспешного дела.
       - Завоевание японцами южной части Корейского полуострова.
       - «История Младшей династии Хань» («Хоу Хань шу») была составлена в первой половине V в. н. э. историком Фань Е. Она охватывает время с 25 по 220 г. н. э. и является основным источником по истории Китая этого периода.
       - с V в. положение в Силле стало меняться. Соседнее с Силлой государство Пэкче, подвергавшееся непрерывным ударам со стороны Когурё — самого сильного тогда государства на Корейском полуострове, — ослабло. Преследуя цель предотвратить нападение Когурё, Силла оказалась вынужденной действовать вместе с Пэкче, Это ускорило утверждение в Силле феодальных отношений, развившихся в Когурё и в Пэкче. Всё заметнее в это время возрастало в Силле и влияние Китая.
       - Кочевые племена эфталитов, создавшие в начале V в. обширное государство на территории Средней Азии, вскоре после этого появились в долине реки Кабул и у Сулеймановых гор. Отсюда они делали попытки проникнуть на восток — в долины рек Джамна и Ганг, и на юг — к Синду, Катхиавару и Мальве. Однако правившему тогда Скандагупте (455—467) удалось нанести им поражение, и эфталиты на время прекратили свои набеги.
       - Понимание истории как пути человека в Царство Божие было подробно развито в V в. н. э. монахом Августином Блаженным. Люди, по Августину, — лишь актёры драмы, автором которой является Бог. Августин противопоставил «град земной», т.е. государственность, которая основа на на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», — «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Учение Августина оказало влияние на некоторые более поздние воззрения на историю.
       - Кушанские цари удержались в Гандхаре и части Пенджаба до V в., но их царство было только одним из многих, возникших в первой половине III в. в Северо-Западной Индии на развалинах Кушанской империи.
       - Значительной степени совершенства достигли городские ремесленники в изготовлении украшений, оружия, тончайших хлопчатобумажных и шёлковых тканей и т. д. Наглядным показателем высокого развития металлургии является находящаяся ныне в Дели железная колонна весом около 6,5 т. и высотой более 7 1/4 м, отлитая в начале V в.; примечательно, что за прошедшие с тех пор полторы тысячи лет эта колонна почти не подверглась коррозии. Другим свидетельством этого рода является двухметровая медная статуя Будды, отлитая в том же веке.
       - Из трактатов древнеиндийских математиков и астрономов Арьябхаты (V в.) и Варахамихиры (VI в.) видно, что к V в. н. э. индийцы знали извлечение квадратных и кубических корней, умели довольно точно исчислить π (оно ими определялось в 3,1416), были знакомы с основами тригонометрии Независимо от других народов древние индийцы заложили основы алгебры и явились в этом отношении учителями арабов и народов Средней Азии, а, как известно, средневековые европейские математики заимствовали основы алгебры от арабов.
       - Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, но особенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала».
       - Из Индии в Линьи проник индуизм, прочно привившийся в стране, а в дальнейшем, с V—VI вв., и буддизм. Широко была распространена индийская культура. Санскрит сделался в Линьи официальным языком. Столицей государства с V в. стал город Индрапура.
       - Древнейшая история Индонезии во многом ещё неясна. Изучение её осложняется тем, что самые ранние из местных письменных памятников восходят лишь к V в. н. э., а от предыдущего периода имеются либо народные предания, либо сообщения иноземных авторов, либо антропологические и археологические данные.
       - «Энеида» так ярко воплотила идеологию господствующих слоев Рима и Италии, что на долгие века осталась любимым произведением римлян. Её комментировали ещё в V в. н. э., её цитировали поэты, историки и авторы эпитафий, высеченных на надгробиях в Италии и провинциях, по ней изучали прошлое Рима, по ней гадали.
       - гончарный круг распространился у венедов только к середине I тысячелетия. Правда, сделанная от руки чёрная лощёная посуда обитателей Повисленья имела высокое качество, отличаясь тщательной выработкой, разнообразием форм и обильной орнаментацией. Примечательно, что венеды с ранних времён были знакомы с металлургическим производством. На их территории обнаружено несколько металлообрабатывающих центров I—V вв. с домницами (печами для выплавки железа); в быту населения металлические изделия имели широкое распространение.
       -В V в. Китай начинают посещать посольства мохэ, вслед за тем часть их подчиняется Китаю. Племенная знать поддерживала господство Китая. Правители отдельных племён вводят подати и устанавливают податные округа. Жители побуждались к выполнению повинностей символической посылкой стрелы с тремя зарубками — факт, показывающий, что письменности у мохэ ещё не было. Но и в среде мохэ постепенно складываются предпосылки для образования государства. В бассейне Уссури и по нижнему течению Амура жили более отсталые племена мохэ.
       - Из Восточного Туркестана (Синьцзяна) дошли многочисленные манихейские тексты, согдийские и тюркские. В тюркском варианте, восходящем к V в., сохранилось главное произведение манихейского вероучения — «Хуастуанифт».
       - Армянский алфавит был изобретён на рубеже IV и V вв. Создателем его был Месроп Маштоц (361—440), сын свободного крестьянина из Тарона. Алфавит Месропа Маштоца был создан на основе греческого, однако число букв было увеличено до 36 (вместо 24). Он был основан на весьма тонком понимании фонетики языка, для которого создавался. Алфавит Маштоца почти без изменений существует до сих пор.
       - Лишь в V в. появляется местная армянская историография. В трудах армянских историков Фавстоса Бузанда, Лазара Парпеци, Мовсеса Хоренаци и в тексте Агафангела находит подробное освещение история IV в., тогда как для предшествующих периодов эти историки дают весьма скудные и часто недостоверные известия.
       - в Армении создаются школы, где преподавались греческий и сирийский языки. Армяне ездили учиться в Антиохию и Эдессу. С V в. в школах вводится преподавание на родном языке. Школы предназначались в основном для духовенства, но и для людей из народа просвещение не было полностью закрыто, как это показывает пример того же Месропа Маштоца.
       - Уже с V в. высшие посты в грузинской церкви находились в руках знати. Так же, как и в Армении, картлийский архиепископ стал (в конце V в.) католикосом, что обеспечивало определённую независимость картлийской церкви.
       - В Албании существовала довольно богатая письменность на народном языке. Албанский алфавит, видимо, не древнее V в. В основу литературного языка было положено наречие Гаргарейской равнины (ныне Карабахская степь), где находился большой город Партав и жило племя утиев. Создание албанской письменности способствовало культурному прогрессу. Переводятся сочинения с греческого, сирийского, армянского и других языков. К сожалению, от албанской литературы не сохранилось ни одного текста. В Валаршапатской рукописной библиотеке был найден албанский алфавит с армянскими соответствиями. В настоящее время известны также некоторые надписи на предметах, которые предположительно могут считаться албанскими.
       - В начале V в. жуань-жуанями были покорены племена, жившие в районе Алтая и Саян. Алтайские тюрки также были подчинены жуань-жуаням и добывали для них железо.
       - «История Младшей династии Хань», составленная в V в., но по своим источникам восходящая в данном случае к началу II в., сообщает, что владение Яньцай (расположенное, по Сыма Цяню, вокруг большого озера с пологими  берегами, — подразумевается  Каспийское море) было переименовано в Аланья.
       - В начале V в. китайский паломник буддист Фа Сянь на малайском корабле совершил путешествие от бенгальского побережья до Шаньдуна, посетив по дороге Цейлон, Суматру и Яву; в VII в. такие путешествия совершались часто.
       - Императорская власть в Риме в IV—V вв. пытается лавировать между новыми земельными магнатами и старыми рабовладельцами-куриалами. Если, правительство Константина открыто поддерживало крупных земельных магнатов, то в более позднее время, а именно при Юлиане, мы сталкиваемся с противоположными усилиями имперского правительства, со стремлением возродить городские курии. В этом лавировании также проявлялась известная консервативность Римского государства. Оно теряло свою социальную опору.
       - Быстрое завоевание Галлии германскими племенами объяснялось теми же причинами, что и успехи вандалов в Северной Африке. В V в. вся территория Галлии была охвачена мощным антирабовладельческим движением так называемых багаудов, в число которых входили и рабы, и колоны, и городская беднота, и солдаты, бежавшие из римской армии (слово «багауд» происходило, по-видимому, от кельтского слова «байя», что значит борьба, и, таким образом, по своему смыслу совпадало с греческим словом «агонистик»).
       - в первой половине V в. от Галлии отпала северо-западная область Арморика, где преобладало население, жившее ещё в условиях родового строя.
      - Завоевание франками Северо-Восточной Галлии.
      - В первой половине V в. возникло новое еретическое учение, так называемое несторианство, последователи которого отрицали церковный догмат о божественной сущности Христа и утверждали, что и «богоматерь», и Иисус Христос были смертными людьми. Несториане учили, что «бог-сын» лишь сосуществовал с человеком в личности Иисуса Христа после его рождения на земле. В том же веке возникло монофизитское учение, которое отрицало в личности Христа человеческую сущность и видело в нём только лишь бога. Монофизитство было широко распространено в восточных областях империи, прежде всего в Сирии и Египте, которые особенно тяготились гнётом империи и стремились от неё отделиться. За несторианской и монофизитской ересями, так же как и за арианской, скрывалась борьба социальных и. политических интересов.
       - несмотря на преследования со стороны господствующей церкви, античная философия продолжала иметь довольно широкое распространение. Наиболее оригинальным её представителем был философ Прокл Диадох (V в.), пытавшийся свести в единую систему философию неоплатонизма. Преследования церкви не смогли задушить целиком и творчество в области точных и естественных наук, хотя сильно затормозили их развитие. К V в. относится деятельность выдающихся математиков — Серена Антинейского, занимавшегося изучением сечения конуса и цилиндра, и Феона Александрийского, сочетавшего занятия математикой с астрономическими наблюдениями. В области медицины выделялись труды известного врача Орибазия из Пергама, составившего медицинскую энциклопедию, которая содержала не только систематизацию сведений античных медиков, но и самостоятельные выводы автора, основанные на его практических наблюдениях.
       - Об имущественной дифференциации внутри общины в Средней Азии можно судить на основании открытых археологами жилищ нового типа: в V—VI вв. появились усадьбы «замки» больших крестьянских семейств, ограждённые стенами, за которыми находилась жилая башня. Замки дехканов (образцом их является Тешик-кала в Хорезме) строились по такому же плану, но отличались значительно большими размерами, прочностью стен и роскошью отделки. Обедневший земледелец-общинник вынужден был становиться в зависимость от дехкана на началах издольной аренды. Такие издольщики назывались кедиверами, они впоследствии превратились в феодально-зависимых крестьян, в то время как из крупных землевладельцев — дехканов сформировался класс феодалов.
       Наиболее сильными из этих феодалов были цари Согда и Ферганы, владетели Осрушаны, Бухары и Мерва. В V в. и в первой половине VI в. все эти местные правители были данниками царя эфталитов. Независимость сохранял только Хорезм, управляемый царями из династии Афригидов.
       - Лазика в V—VI вв. представляла значительную и сильную в военно-политическом  отношении часть Грузии. Несмотря на неоднократные попытки преемницы Рима Византии подчинить Лазику,  последняя  долго  удерживала свою независимость.
       - Попытка свести воедино элементы образованности, унаследованные от античности, относилась к V в. и была предпринята Марцианом Капеллой.
       - После того как римские войска в начале V в. были выведены из Британии, населённой бриттами (кельтами), на её территорию стали массами вторгаться германские племена саксов, англов и ютов, жившие между Эльбой и Рейном (область расселения саксов) и на Ютландском полуострове (область расселения англов и ютов).
       - Земля полян в известной мере совпадает с областью распространения во II—V вв. черняховской культуры, носители которой в своём развитии уже подошли к последней грани первобытно-общинного строя, а, может быть, кое-где и перешагнули через неё.
       - В монастырских хозяйствах работали тысячи крепостных, подвергавшихся ещё более жестокой эксплуатации, чем на землях светских феодалов. Особенно велики были земельные владения церкви в Италии. В V в. три римские церкви — Петра, Павла и Иоанна Латеранского — получали, кроме доходов натурой, ещё 22 тыс. солидов (около 128 тыс. руб. золотом) годового дохода.
       - Ещё в V в. тольтеки создали свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями. Тольтеки, царство которых существовало до Х в., принадлежали по языку к группе науа. Крупнейшим их центром был Теотиуакан, развалины которого сохранились до настоящего времени к северо-востоку от озера Тешкоко.

401 - 402 гг.
       - вторжение короля вестготов Алариха в Италию закончилось его поражением при Полленции.
402 год.
Апрель.
6 - во время празднования пасхи на лагерь вестготов у Полленции напали римляне под командованием СТИЛИХОНА. Неожиданная атака привела готов в замешательство, но их вождь АЛАРИХ сумел собрать силы и нанести римлянам большой урон. Победа все же осталась за римлянами, которые выбили противника из лагеря, а среди пленников оказалась и жена Алариха. Вестготы отступили, но потом еще не раз вторгались в пределы Западной Римской империи, свергнув в итоге императора ГОНОРИЯ. В немалой степени их успехам способствовало и убийство в 408 году оклеветанного Стилихона, который не раз наносил поражения варварам.
403 год.
       - вспыхнуло восстание племени исавров, отряды которого наводили ужас на римских чиновников и рабовладельцев. Движение охватило значительную часть Малой Азии и было подавлено правительственными войсками лишь с большим трудом.
404 год.
Январь.
1 - состоялись последние бои гладиаторов в Риме. Более шести с половиной столетий (с середины III века до н. э.) легендарные сражения специально обученных рабов и военнопленных на обагряемой кровью арене цирка приводили толпу и патрициев в неистовый восторг. Запрет на это кровавое развлечения наложила христианская церковь в согласии с властью.
406 год.
       - нашествие варваров в Галлию.
407 год.
       - римляне потеряли Британию. Адрианов вал оставался фактической северной границей римской Британии до 407 г., когда последние легионы были отозваны на материк для защиты империи от наступающих «варваров».
408 год.
       - убийство Стилихона. 
Осень.
       - вождь вестготов Аларих повторно осадил Рим и вызвал там панику. Римляне собрали денег и купили у Алариха мир. Он согласился и снял осаду.
408-450 гг.
       - Феодосий II - император на Востоке.
409 год.
       - нашествие вандалов, аланов и свевов в Испании.
410 год.
       - Гонорий сообщает Британии, что она должна сама защищать себя.
       - В начале V в. вестготы, жившие на территории Балканского полуострова, двинулись во главе со своим королём Аларихом на осаду Рима. С ужасом смотрели римские богачи на вестготов, раскинувших свои шатры под высокими стенами города. Римские же рабы видели в пришельцах своих избавителей от ненавистного рабства и массами перебегали к вестготам, вступая в их отряды. Осада была снята лишь после того, как по требованию Алариха римляне заплатили вестготам огромный выкуп в 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра и одновременно освободили всех рабов германского происхождения, которые в тот момент находились в городе. Но на этом дело не кончилось. В 410 г. вестготы вновь осадили Рим и 24 августа ночью захватили его.
Август.
24 - Взятие Рима вождём вестготов Аларихом. Вестготы взяли Рим, оставленный императором, жестоко разграбили его. Папа Иннокентий отправился в новую столицу западного императора, Равенну, умолять об оказании помощи. 
       Следует отметить, что после взятия «вечного города», когда готы в течение трёх суток опустошали Рим, рабы и колоны восстали против своих господ и многие из них присоединились к войску Алариха.
       Вестготы под предводительством короля АЛАРИХА заняли Рим. Варвары стали вторыми в истории покорителями Вечного города. Впервые это произошло почти за 800 лет до описываемых событий. Христианская вера была поколеблена. Язычники во всем обвиняли христиан, утверждая, что город пал вследствие отступничества от старых богов.
       - Гонорий сообщает Британии, что она должна сама защищать себя.
       - Аларих неожиданно умер в 34 года от роду. Конунгом готов стал Атаульф, племянник Алариха.
412 год.
       - вестготы во главе с Атаульфом вторглись в Галлию.
414 год.
       - буддийский монах, китаец Фа Сянь, морским путём вернулся в Китай. Он сел на корабль в дельте Ганга, побывал на Цейлоне, у берегов Суматры и на Яве. Фа Сянь составил записки о своём путешествии, дошедшие до наших дней.
415 год.
       - В IV в. в северо-западных областях Явы сложилось государство Тарума. Одна из надписей сообщает, что в 415 г. местный царь Пурнаварман строил ирригационные сооружения. Тогда же возникает государство на Южном Борнео. В Индонезии в это время под индийским влиянием появляется деление общества на варны, но здесь оно не получает значительного развития. К концу периода древней истории граница индийского влияния достигла острова Целебес. Следы этого влияния хорошо заметны в пределах Больших и Малых Зондских островов: язык надписей V—VI вв. — смешанный, санскрито-малайский, алфавит — древнепаллавский, местные святилища построены в стиле индийских храмов с уступчатым перекрытием.
       - фанатики-монахи зверски растерзали известную преподавательницу математики в Александрии — Ипатию.
418 год.
       - В Аквитании (провинция империи с 52 г. до н.э.) образовалось варварское государство вестготов на территории империи. Считалось союзным Риму.
Декабрь.
28 - папой римским избран БОНИФАЦИЙ I.
       Римская империя рушилась (ей предстояло существовать менее 60 лет), а церковь лишь обретала свою власть. Устоявшегося авторитета у нее не было. Потому–то днем ранее часть духовенства из младших чинов после кончины предшественника Бонифация — ЗОСИМЫ вытолкала взашей высших чинов церкви, захватила Латеранскую базилику и избрала римским епископом своего ставленника ЕВЛАЛИЯ.
       28 декабря обиженные собрались в другом соборе и избрали против его воли пожилого пресвитера Бонифация. О предыдущей жизни 42-го папы практически ничего неизвестно, но его характеризуют как благочестивого, образованного священника с хорошим характером. 29 декабря оба претендента прошли обряд посвящения.
       Рим оказался перед выбором. Обе стороны обратились к императору ГОНОРИЮ, обретавшемуся в Равенне. Император созвал синод итальянских епископов, которые не смогли найти решение, решили вызвать всех епископов, а пока приказали Евлалию и Бонифацию до мая оставить Рим под страхом отлучения.
       Первым не выдержал Евлалий, решивший, что без него пасхальные церемонии обойтись не могут. Гонорий, власть которого и так была весьма иллюзорной, подобного не вынес, послал войска, навсегда изгнал Евлалия из города и признал законным папой Бонифация. Длилась эта пятая по счету схизма 15 недель.
       Евлалий остался в истории как антипапа, а Бонифаций первым провозгласил римского епископа главою всех христиан. До той поры (да и после) на главенство в христианской церкви претендовал не только Рим. Папу, отвергнувшего притязания Константинополя на главенство в христианском миру, римская церковь позже признала святым.
419 год.
       - 419—507 гг. Тулузское государство вестготов в Южной Галлии. Западно-римский император Гонорий был вынужден заключить с вестготами договор и предоставить им для  поселения  территорию  между  Пиренеями,  Атлантическим океаном и Гаронной (Гарумной) с главным центром Толозой (современная Тулуза). Тулузское королевство вестготов, основанное в 419 г. (оно просуществовало до 507 г.), было первым «варварским» королевством на территории Западной Римской империи. Некоторое время спустя вестготы проникли и на Пиренейский полуостров.
420 год.
       - трон в Китае захватил военноначальник Лю Юй, основав династию Сун. Начался период южных династий. Цзиньский императорский дом в Южном Китае был свергнут и власть в государстве стала переходить к различным представителям знатных родов, сменявшим друг друга и дававшим новое наименование стране — по имени своей династии: Сун (420—479 гг.), Ци (479—502 гг.), Лян (502—557 гг.) и Чэнь (557—589 гг.).
421 год.
Март.
25 - был основан город Венеция. Так, по крайней мере, считают его жители, которые ежегодно 25 марта торжественно отмечают эту дату. Согласно легенде, в этот день воды лагуны расступились и миру явился «град неописуемой красы». Однако существует и другая, представляющаяся более правдоподобной версия, согласно которой в этот день жители окрестных берегов переселились на острова лагуны в надежде укрыться от иноземных захватчиков.
425 год.
       - началось правление императора Валентиниана III (с 425 по 455).
       - Со второй четверти V в. картлийский царь становится вассалом Сасанидов. Рядом с царём в Картли назначается персидский наместник «картлийский питиахш». Скоро эта должность сделалась наследственной в одном из южно-картлийских знатных домов. В руках питиахшей находилась почти вся территория Нижней Картли южнее Триалетского хребта и города Тбилиси, представлявшая собой государство в государстве.
Февраль.
27 - император ФЕОДОСИЙ II распорядился о создании в Константинополе высшей школы — университета.
428 год.
       - Царская власть продержалась в персидской державе до 428 г.
       - Средняя Азия славилась также согдийским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай согдийские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах.
       - экономическая раздробленность и междоусобия политических группировок в среде местной знати Армении позволили Сасанидам упразднить в 428 г. царскую власть и в персидской Армении, однако местные законы, а также привилегии князей и духовенства остались нетронутыми. Армения, как и прежде, делилась на княжества (нахарарства) во главе с наследственными  князьями — нахарарами.
429 год.
       - вандалы захватили (с 429 по 439 г) Африку (провинция империи, возникшая в 146 г. до н.э.). Образовалось королевство вандалов.
430 год.
       - умер Августин.
431 год.
Июнь.
10 - III Вселенский собор в Эфесе осудил ереси, в том числе и учение Константинопольского патриарха Нестория ( основное положение "Мария - мать Христа, но не Богородица"). Несторий снят с поста патриарха. 
432 год.
Март.
17 - традиция связывает этот день с кончиной святого ПАТРИКА — покровителя Ирландии. Но так как с годом смерти есть значительные расхождения, мы свяжем имя святого с годом его возвращения в страну, ставшую его второй родиной. По легенде, впервые подросток, родившийся в Шотландии, попал сюда, когда его похитили и продали в рабство. Он пас свиней, освоил говор ирландцев, но потом сумел бежать на родину, где стал священником. В 432 году уже епископом он вернулся в Ирландию и стал проповедовать христианство. С помощью священного цветка друидов трилистника (трехлистного клевера) он объяснял ирландцам понятие Святой Троицы — одного из главных символов христианства: как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах.
       Одним из чудес Патрика стало изгнание с острова всех змей и запрет им возвращаться в Ирландию. Лишь одна старая змея подколодная не соглашалась на уговоры Патрика и никак не хотела прыгать в холодное море. Пришлось епископу пойти на хитрость: он сделал деревянный ящик (якобы для ее жилья) и предложил заползти внутрь. Но та не соглашалась — мол, домик слишком маленький. Как он ее только ни уговаривал, все было бесполезно. В конце концов, решив примером доказать неправоту Патрика, гадюка сплюнула ядом и поползла внутрь ящика. Патрик сразу же захлопнул крышку, прищемив змеюке хвост (права была старая, права!) и бросил ящик в море. Больше желающих спорить не нашлось.
       Патрик же с тех времен считается покровителем Ирландии, а трилистник — национальным символом страны. И где бы ни были ирландцы, они по всему миру отмечают в зеленой одежде 17 марта День Святого Патрика как праздник весны, радости и веселья.
433 год.
      
- Японская племенная знать из Миманы, и со своих островов пользовалась любым случаем для вмешательства в борьбу корейских государств и неоднократно устраивала набеги на Силлу. Как один из наиболее опасных набегов, в источниках отмечается вторжение вооружённых японских отрядов в 433 г. Нападение было отбито, но столкновения с Японией продолжались и впредь.
Июнь.
7 - император Восточной Римской империи ФЕОДОСИЙ II утвердил в Эфесе решения III Вселенского собора христианской церкви, на котором был осужден за ересь Константинопольский патриарх НЕСТОРИЙ и подтверждена незыблемость Никейского символа веры.
435 год.
       - Рим признал государство вандалов в качестве своего союзника и назначил им ежегодную подать.
438 год.
       - кодекс Феодосия.
       - жизнь в Ирландии регулировалась брегонскими законами, представлявшими собой свод «варварского» права Ирландии, кодифицированный ещё в 438 г. н. э.
439 год.
       - вандалы взяли Карфаген.
       - 439—534 гг. Государство вандалов в Северной Африке. Второе «варварское» королевство в пределах Западной Римской империи было основано германским племенем вандалов, живших сначала по берегам среднего течения Одера, а затем с боями прошедших через Галлию и Испанию. Переправившись через пролив (совр. Гибралтарский) под предводительством короля Гейзериха, вандалы завоевали римскую провинцию Африку (439 г.). Это королевство просуществовало до 534 г. Завоевание Северной Африки вандалами было сильно облегчено той поддержкой, которую им оказали в этой провинции рабы и колоны, восставшие против рабовладельческого Рима. Римские рабовладельцы именовали их циркумцеллионами (что на латинском языке означает «бродящие вокруг хижин», «бездомные»), иначе они назывались агонистиками (что на греческом языке означает «борющиеся»). Восставшие добивались освобождения рабов, уничтожения долгов, опутывавших колонов, и ликвидации ростовщической кабалы. Движение это было массовым и чрезвычайно грозным для римских рабовладельцев.
       - Преемники Тоба Гуя продолжали завоевания, и в 439 г. объединение всего Северного и Северо-Западного Китая под властью сяньбийцев было закончено. Сяньбийцам пришлось, однако, выдержать упорную борьбу с другими кочевниками, особенно с жужанями. Под именем жужаней (жоужаней, жуань-жуаней) известны кочевники, обитавшие на территории позднейшей Монголии во второй половине IV в. и в начале V в. и завладевшие обширным пространством от гор Тянь-Шаня и Карашара (в современном Синьцзяне) на западе до Великой Китайской стены и Хинганского хребта на востоке.
       По мнению большинства исследователей, основные племена жужаней были монголоязычны, но они подчинили себе и ряд тюркских племён. У жужаней, по-видимому, происходил процесс классообразования, но, насколько далеко он продвинулся и превратился ли позднее их племенной союз в государство, остаётся не выясненным. Несомненно лишь, что жужаньское объединение в V в. было более сплочённым, нежели прежние объединения кочевников. Глава жужаней принял титул кагана. Титул этот — тюркского или монгольского происхождения, им именовался независимый государь. В военном отношении жужане представляли грозную силу. Они часто производили набеги на Китай.
445 год.
       - китайские войска проникли в Линьи, заняли на некоторое время столицу и захватили там богатую добычу.
449 год.
       - Феодосий II для решения спора междусторонниками разных идейных течений   созвал в Эфесе имперский собор, который принял монофизитство. 
       - Британию начали завоевывать англосаксы. 
       - Борьба сяньбийцев с жужанями продолжалась более полувека. Лишь в 449 г. жужане были оттеснены от границ владений сяньбийцев и обессилены настолько, что оказались уже не в состоянии продолжать свои набеги.
Середина V в.
       - В середине V в. на территории Западной Римской империи, сначала в Сабаудии (теперешняя Савойя), а затем в районе Верхней Роны и Соны, образовалось третье «варварское» королевство — Бургундское. Германское племя франков основало Франкское королевство в Северо-Восточной Галлии. Германские племена англов, саксов и ютов, жившие на Ютландском полуострове, а также к западу и к югу от устья Эльбы, начали завоевание Британских островов, населённых кельтскими племенами бриттов, и, вопреки их сопротивлению, создали там несколько англосаксонских королевств.
       - В середине V в. в Центральной Галлии возникло «царство» союзника франков —знатного галла Эгидия. Нориком (на территории современной Австрии) правил епископ Северин, поддерживаемый королём племени ругиев. В Далмации выделилось самостоятельное владение знатного римлянина Марцеллина.
       - При царе Йездигерде (Ездигерде) II в середине V в. сасанидское правительство Ирана решило лишить страны Закавказья их самоуправления, уничтожить утвердившееся там христианство и заменить его официальным персидским зороастризмом. В этом правительство Ирана видело одно из средств полной насильственной иранизации и ассимиляции населения этих стран, в первую очередь Армении. Там были введены новые, повышенные налоги, всей своей тяжестью обрушившиеся на крестьян. Было впервые обложено налогами и лишено своих привилегий духовенство. У нахараров было отнято право на занятие высших постов в государстве (кроме поста спарапета - буквально «начальник конницы» (титул главного начальника всех феодальных ополчений Армении). На этих постах нахарары были заменены персидской знатью.
       - К 40—60-м годам V в. вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466—485) включена в состав обширного Вестготского государства. Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. (Середина V — начало VIII в.)
в Испании.
       - К середине V в. образовалось пять центров христианской церкви, или пять патриархий, епископы которых получили титулы патриархов, — в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Византийские императоры уже на соборах середины V в, были признаны лицами, имеющими верховные права в церкви с титулом «императора-архиерея». Хотя высшим органом восточно-христианской церкви считались церковные соборы, право созыва этих соборов принадлежало императору, который определял состав их участников и утверждал их постановления.
       - Начало завоевания англо-саксами Британии.
Вторая половина V века.
       - К середине V в. под властью римских императоров оставалась лишь Италия и незначительная часть Галлии. Во второй половине V в. Западная Римская империя состояла уже из одних италийских владений, так как к этому времени от неё отпали все её прежние провинции (Британия, Галлия, Испания и Африка).
       - Во второй половине V в. в Иране в результате междоусобной войны, недорода, а также восстаний крестьян царь Пероз вынужден был «объявить при помощи писем всему своему народу, что он всех освобождает от поземельного налога, подушной подати, общественных работ и барщины». Из данного отрывка видно, из чего складывались основные повинности крестьянского населения. Налоги поступали в основном натурой. Государство имело обширные запасы зерна в специальных зернохранилищах.
       - Середина V в. в империи Сасанидов проходит под знаком всё возрастающего недовольства закабаляемых народных масс, борьбы отдельных группировок господствующего класса между собой и участившихся нападений на Иран кочевых племён то со стороны Кавказа, то со стороны Средней Азии.
       - Со второй половины V в. картлийские цари делают Тбилиси второй столицей, а затем он навсегда оттесняет Мцхету на задний план.
       - С установлением иранского господства значение албанской аристократии усиливается, а царская власть ещё больше слабеет. В середине V в. она была окончательно уничтожена, и страной стали управлять персидские наместники.
       - Образование раннефеодальнего государства в Японии.
450-457 гг.
       - Марциан - император на Востоке.
       - В середине V в. начались вторжения в Индию так называемых гуннов-эфталитов. Период 450—455 гг. был очень тяжёлым для государства Гупт. Всё же первое наступление эфталитов с большим напряжением сил было отражено.
450 год.
       - Сасанидское государство в V в. было ослаблено борьбой с освободительными движениями в странах Закавказья (450—451 и 481—484 гг.), а также борьбой с кочевниками — гуннами и эфалитами, усиливавшими натиск на Иран со стороны Кавказа и Средней Азии.
451 год.
Май.
26 - Аварайрская битва между восставшими против Сасанидского Ирана армянами во главе с полководцем Варданом МАМИКОНЯНОМ и иранской армией, в которой обе стороны понесли большой урон, но победа досталась иранцам.
       Йездигерд потребовал от армянской военной знати принятия зороастризма, угрожая в противном случае лишить её владений и привилегий и искоренить знатные фамилии. Иранизация знати была задумана как начало общей ассимиляции и иранизации народов Закавказья. Но случилось то, чего Йездигерд не ждал: хотя ополчений азатов в Армении почти не было, в стране вспыхнуло стихийное народное восстание (450 г.). К нему присоединились нахарары. Во главе создавшегося народного ополчения стал спарапет Вардан Мамиконян, опытный полководец, энергичный и мужественный человек. Энтузиазм народа и его ненависть, к персидскому игу были так велики, что даже Васак, нахарар области Сюник, давний сторонник Сасанидов, вынужден был принять участие в движении. Подобные же народные восстания быстро охватили Картли и Албанию.
       Соединённое армяно-грузино-албанское народное ополчение под командованием Вардана Мамиконяна наголову разбило персидское войско близ албанского города Халхала (совр. Казах), где сходились границы Картли, Албании и Армении. Но Византия, к которой восставшие обратились за помощью, находясь под угрозой нашествия гуннов во главе с Аттилой, побоялась начать войну с Ираном. Видя, что восставшие не получат поддержки извне, Васак Сюнийский, которому была поручена охрана юго-восточного рубежа Армении, изменил, выдав военный план персидскому полководцу, и открыл горные проходы его войскам. Отсутствие помощи извне и особенно предательство Васака предопределили победу персов. Решительная битва произошла на Аварайрской равнине. Восставшие бились с отчаянным мужеством, но были разгромлены превосходящими их силами персов, а сам Вардан Мамиконян пал в бою (26 мая 451 г.). С тех пор день Аварайрской битвы отмечался в Армении как день траура.
       - В середине V в. галло-римскому населению и германским племенам, заселившим территорию Западной Римской империи, пришлось столкнуться с ордами гуннов, вторгшимися в Галлию во главе с их предводителем Аттилой. К этому времени Аттиле удалось создать обширный, хотя и крайне непрочный, племенной союз с центром в Паннонии, включавший в свой состав ряд покорённых племён. Походы Аттилы носили хищнический характер. Они нарушали хозяйственную жизнь земледельческих народов и задерживали их общественное развитие. Гунны вытаптывали засеянные поля, вырубали сады, сжигали деревни и города, убивали их жителей. Поэтому вестготы, бургунды и франки, выступившие против Аттилы на стороне галло-римлян, проявили большую стойкость.
       Встреча между противниками произошла около теперешнего города Труа (в нынешней северо-восточной  Франции). Об этом сражении на так называемых Каталаунских полях (451 г.) готский историк VI столетия Иордан писал следующее: «Завязывается битва — жестокая и повсеместная, ужасная, отчаянная... Если верить рассказам стариков, протекавший по упомянутому полю в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сражённых».
       Столкнувшись с мужественным сопротивлением племён, населявших Галлию и боровшихся под руководством римского полководца Аэция, Аттила был вынужден отступить со своими отрядами из её пределов и вскоре после этого умер. Гуннский союз, включавший покорённые гуннами племена (в частности, племя остготов) и державшийся силой оружия, сразу распался. Но борьба с гуннами ещё более расшатала государственный аппарат в сохранившейся части Западной Римской империи.
       - В V в. франки захватили значительную часть территории Римской империи, а именно Северо-Восточную Галлию. Во главе франкских владений стояли вожди прежних племен. Из вождей франков известен Меровей, при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях (451 г.) и от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Сыном и преемником Меровея был вождь Хильдерик, могилу которого нашли близ Турне.
Июнь.
       - в  битве на Каталаунских полях антигуннская коалиция (франки, аланы, армориканцы, бургунды, вестготы, саксы, леты, рипарии) под командованием римского полководца Флавия Аэция разбила гуннов. Потери с обеих сторон составили 165.000 воинов (или 300.000).
Август.
10 - в Халкидоне Вселенский собор (8 октября по 1 ноября 451 г.) осудил ересь монофизитов, которые утверждали, что происходит поглощение человеческого начала божественным при воплощении их в Христе. На основе не принявших Халкидона общин возникнут со временем Армянская, Коптская, Эфиопская национальные Церкви. Это был самый многолюдный собор древности: присутсвовало 350 епископов, председательствовали чиновники императора, а легаты папы были оттеснены на второй план.   Этот собор сделал шаг к разделению церкви: было признано равное положение Рима и Константинополя по рангу и авторитету. (См. ст. Халкидонский собор).
452 год.
       - Атилла предпринял поход в Италию.
453 год.
       - смерть Атиллы. Государство гуннов окончательно развалилось.
454 год.
       - убийство Аэция. Остготы поселяются в Панионии.
455 год.
       - Максим - император на Западе.
       - Сильный удар Западной Римской империи нанесли вандалы, переправившиеся в Италию из Северной Африки и в 455 г. захватившие Рим. Вандалы подвергли его сокрушительному разгрому, при котором погибло и много ценнейших памятников культуры. Вот почему с этих пор массовое и бессмысленное уничтожение культурных ценностей завоевателями получило название вандализма.
Июнь.
2 - Вандалы во главе с Гейзерихом подвергли Рим 14-дневному разгрому. Все, что нельзя было увезти с собой, подвергалось уничтожению. Вандалы после обещания их короля ГЕЙЗИРИХА римскому папе ЛЬВУ II не сжигать город беспрепятственно вступили в Рим и в течение двух недель просто грабили его.
455-456 гг.
       - Авит - император на Западе.
457-474 год.
       - Лев 1 - император на Востоке.
457-461 гг.
       - Майориан - император на Западе.
457 - 479 гг.
       - в Японии правит царь Юряку. С ним связана легенда о его повелении собрать расселившихся в разных местах людей рода Хата, умевших получать шёлковые нити.
458 год.
       - пять странствующих нищих монахоа побывали в "царстве Фусан" и принесли туда идолов и священные буддийские книги - об этом спустя сорок лет сообщает в своих записках буддийский монах Хуай Шень, также побывавший в "царстве Фусан". Вероятно это один из островов Югл-Восточной Азии.
461 год.
       - убийство Юлия Майориана, последнего императора пытавшегося удержать империю от распада.
       - царь Ирана Пероз снова стал урезывать самоуправление стран Закавказья, действуя, впрочем, более осторожно, нежели Йездигерд II. В Албании Пероз уничтожил царскую власть (461 г.), в Армении и Картли он старался вызвать раздоры в среде знати и повсюду усилил персидские гарнизоны. Разбитый эфталитами и вынужденный заплатить им огромную контрибуцию, Пероз возложил её бремя на страны Закавказья.
Март.
17 - Предположительно в этот день умер святой Патрик — основатель ирландской христианской церкви. Согласно легенде он родился также 17 марта в Шотландии, в семье римских граждан, и примерно в 16 лет попал в рабство в Ирландию. В этой стране он почитается как святой, бескровно принесший на ее землю христианскую веру, так как терпимо относился к существовавшим там ранее кельтским языческим обрядам и традициям. Мифы и предания Ирландии повествуют о многочисленных подвигах и чудесах, которые совершил Патрик, а также о том, как он использовал трилистник, дабы разъяснить назначение Троицы. Считается, что 17 марта, в День святого Патрика, каждый человек, если пожелает, может на время стать почетным ирландцем.
467-472 гг.
       - Антемий - император на Западе.
472 год.
       - захват Рима Рицимером.
       - издание в Японии указов о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписывалось вновь расселить людей рода Хата по различным местам, чтобыони могли обучить большее колличество крестьян шёлкоделию.
Август.
18 - Скончался некоронованный властитель Западной Римской империи Флавий РИЦИМЕР.
       Его отец был вождем германского племени свебов (свевов), а мать — принцессой визиготов, для римлян же он был варваром, хотя и знатного происхождения. Рицимер служил у императоров ВАЛЕНТИНИАНА II и ПЕТРОНИЯ МАКСИМА и зарекомендовал себя человеком энергичным и смелым. В 455 году после убийства Петрония Максима и захвата Рима вандалами императором стал галл АВИТ, поставивший во главе войска Рицимера. Римский сенат полностью утратил свою власть. Уже плохо понимая, чего он хочет, сенат затеял переговоры с Рицимером, который пошел навстречу пожеланиям римских сенаторов и в 456 году поднял мятеж против Авита. Тот бежал и вскоре был убит.
       Теперь римские императоры стали марионетками в руках Рицимера. Ставших неугодными ему он мог изгонять, как Авита, казнить, как МАЙОРИАНА, травить, как ЛИБИЯ СЕВЕРА, а для свержения ПРОКОПИЯ АНТЕМИЯ пришлось даже самому осаждать Рим, позволив разграбить Вечный город варварам. Последним возведенным им на трон императором стал ОЛИБРИЙ, но тут Рицимер внезапно скончался от чумы, а вскоре вслед за ним ушел и Олибрий. Западная Римская империя просуществовала после этого всего лишь четыре года, окончательно пав под натиском варваров.
474 год.
Июнь.
24 - императором Западной Римской империи провозглашен ЮЛИЙ НЕПОТ.
474-475 гг.
       - Зенон - император на Востоке.
475-476 гг.
       - Ромул Августул - император на Западе.
476-491 гг.
       - Зенон - снова император на Востоке.
476 год.
       - родился величайший индийский математик и астроном Арьябхата. Он дал наиболее точное определение числа π (3,1416), он же первый в Индии утверждал, что земля является шаром, вращающимся вокруг собственной оси. Арьябхата уже употреблял десятичную систему обозначения цифр, принятую ныне повсюду.
       - В 476 г. (этот год считается датой падения Римской империи) один из германских военачальников — Одоакр, находившийся тогда на службе у римлян, свергнул с престола последнего римского императора Ромула Августула. Одоакр правил Италией в течение 17 лет.
Август.
23 - Командующий императорской гвардией скир (германец) Одоакр низложил 16-летнего императора августула Ромула, уничтожил институт империи, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. Провозгласил себя царем Италии. Эту дату принято считать рубежом эпох - концом древнего мира и началом средних веков.
       Командующий германскими наемниками на римской службе ОДОАКР (варвар из племени ругиев) сверг императора РОМУЛА АВГУСТУЛА. Несчастный император-подросток (даже в истории он остался не как Ромул Август, а Ромул Августул, т. е. Августик или Августишка) был сослан в Неаполь, где и окончил свои дни в том же году в бывшем имении знаменитого римского богача ЛУКУЛЛА, прославившегося своими пирами. Одоакр не пожелал становиться императором и отослал знаки императорского достоинства (корону и пурпурную мантию) в Константинополь императору ЗЕНОНУ. По повелению Одоакра римский сенат принял официальное решение о том, что Западной Римской империи больше не нужен свой император и пусть будет один император в Константинополе.
       На территории Италии была основана первая держава варваров, королем которой стал Одоакр, а этот день считается датой окончательного падения Западной Римской империи. Античный мир рухнул, и настали времена Средневековья. Оно, как мы знаем, было мрачным, и в 493 году в этом первым убедился сам Одоакр: государство его было завоевано остготами, а он убит по приказу уже остготского короля ТЕОДОРИХА.
477 год.
       - саксы высадились в Британии. А до того выходцы из Британии - бритты, переселялись на континент - на северо-зап. совр. Франции.
481 год.
       - франками начал править Хлодвиг (с 481 по 511 г).
483—484 гг.
       — Восстание в Закавказье против персов.
484 год.
       - в Картли, Албании и Армении вспыхнуло стихийное народное восстание, к которому примкнула и большая часть знати (481—484 гг.). Во главе восстания стали царь Картли Вахтанг I Горгасал (по-персидски — Горгасар, т. е. «Волчья голова», прозванный так по изображению на его шлеме) и спарапет Армении Вахан Мамиконян. После долгой войны царь Ирана Валаш оказался вынужденным в 484 г. заключить со знатью стран Закавказья мирный договор на следующих условиях: самоуправление стран Закавказья, права и привилегии знати и христианского духовенства сохранялись в неприкосновенности; христиане не должны были переходить в зороастризм, а зороастрийцы — в христианство. Сверх того, Валаш был вынужден назначить марзпаном (наместником) Армении Вахана Мамиконяна и восстановить царскую власть в Албании.
       - Следствием тяжёлых военных поражений и истощавшего страну голода были народные восстания. С огромным трудом персидской знати удалось подавить народное восстание в Закавказье в 483—484 гг. Но гораздо опаснее для господствующего класса оказалось начавшееся в конце V в. грандиозное крестьянское восстание в Иране и соседних областях, вызванное усилением эксплуатации и закабалением свободных общинников. Это восстание, вошедшее в историю под названием движения маздакитов, является важнейшим историческим событием в жизни Западной Азии на грани рабовладельческой и феодальной эпох.
       - Гонения на христиан, начавшиеся после превращения христианства в государственную религию Римской империи, находившееся с Ираном во враждебных отношениях, продолжались с перерывами до 484 г., когда христианская церковь в Иране приняла несторианское исповедание, осуждённое и преследуемое в Восточной Римской империи (Византии), и таким образом разорвала с официальной («православной») византийской церковью.
485 год.
       - Надельная система в Северо-Вэйском государстве, вызвала к жизни и соответствующую административную организацию. Каждые пять соседних дворов — пятидворье — составляли низшее звено в системе организации сельского населения. Средним звеном являлось объединение из пяти таких первичных звеньев; оно охватывало, следовательно, 25 дворов. Высшее звено составляло объединение из пяти средних звеньев; оно охватывало 125 дворов. Во главе каждой из этих административных единиц стоял старшина — из числа членов данного объединения. На его обязанности лежало не только общее управление делами своего объединения, но и раздача наделов, когда это требовалось, а также отобрание наделов в казну в случае смерти держателя или при совершении им преступления и т. п., сбор налогов, привлечение населения к отбыванию трудовой повинности и, наконец, наблюдение за выполнением держателями наделов их обязанностей по обработке предоставленных им участков. Об этих  обязанностях красноречиво говорят слова закона о надельном землепользовании, изданного в 485 г.: «Не разрешается уклоняться от работы и предаваться безделью. Там, где земли достаточно, переходить без достаточных оснований в другое место не разрешается». Это означало законодательное закрепление держателей наделов за обрабатываемой ими при помощи своих орудий землёй, объявленной собственностью государства.
486 год.
       - франки захватили последние римские владения в Галлии. Став королём салических франков, Хлодвиг вместе с другими вождями, действовавшими, так же как и он, в интересах франкской знати, предпринял завоевания обширных областей Галлии. В 486 г. франки захватили Суассонскую область (последнее римское владение в Галлии), а в дальнейшем и территорию между Сеной и Луарой. В конце V в. франки нанесли сильное поражение германскому племени алеманнов (аламанов) и частично вытеснили их из Галлии обратно за Рейн.
488 год.
       — Начало восстания маздакитов в Иране и соседних областях.
490 год.
       - вождем эфталитов стал Торомана. 490 — около 540 гг. — Господство эфталитов в Индии. Воспользовавшись ослаблением империи, Торомана овладел Гандхарой — областью на северо-западе Индии, а затем двинулся в пределы самой империи. Местные правители вместо того, чтобы объединиться против общего врага, вступили в союз с ним, что позволило эфталитам уже в 500 г. овладеть Джамна-Гангской долиной, всей долиной реки Инд, нынешним Раджастханом, частью Центральной Индии (включая Мальву) и, по-видимому, нынешним Гуджаратом и Катхиаваром.
491 год.
       - саксы основали на юго-востоке совр. Англии королевство Суссекс.
       - На рубеже V и VI вв. в Иране (между 491 и 529 г.) разразилось грандиозное народное восстание, тесно связанное с сектой маздакитов. Ближайшим толчком к восстанию был большой голод. Крестьяне стекались в города и требовали открытия казенных амбаров с зерном. Движение обратилось против крупных землевладельцев преимущественно из жреческого и военного сословий. Вождем движения стал Маздак, глава секты маздакитов, «муж красноречивый и мудрый», выступивший в Ктесифоне с речью, обращённой к народу. Множество знатных людей было перебито, а их земли и усадьбы захвачены крестьянами.
       Движение было настолько мощным, что царь Кавад (488—531) был вынужден согласиться на требования маздакитов и сделал Маздака своим советником. Кавад думал использовать это движение для ослабления военной и жреческой знати. Но знать низвергла Кавада и заключила его в хузистанский «Замок забвения», возведя на престол его брата. Кавад бежал в Среднюю Азию к эфталитам и получил от них военную помощь, обязавшись платить им за это дань. Эфталиты помогли Каваду вернуть престол, после чего он установил со знатью мирные отношения.
493 год.
       - Важнейшим событием в культурной жизни Картли является формирование грузинской письменности. Древнейшая датированная надпись относится к 492—493 гг. Проблема происхождения грузинского алфавита сложна. Данные источников разноречивы. Некоторые древнеармянские писатели приписывают создание грузинского, а также албанского алфавита Месропу Маштоцу, изобретателю армянского алфавита. Однако это не соответствует действительности. Грузинский алфавит генетически не связан с армянским. Грузинское письмо, по-видимому, родственно армазскому и восходит вместе с ним к арамейскому.
       - Государство остготов в Италии. Остготы полностью завоевали Италию. Одоакр, ставший правителем Италии в 476 г., был убит Теодорихом. Возникло королевство остготов (с 493 по 555 г).
Февраль.
2 - на пиру, устроенном по случаю заключения союза предводителей ругиев и остготов, король остготов Теодорих собственными руками убил Одоакра и был провозглашен королем Италии.
496 год.
       - король франков Хлодвиг (с 481 по 511 г) принял христианство в католической форме. В 496 г. Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тыс. своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. Германские же племена, двигавшиеся из Причерноморья, — остготы и вестготы, а также вандалы и бургунды — являлись, с точки зрения римской церкви, еретиками, так как они были арианами, отрицавшими некоторые из её догматов.
497 год.
       - франки заняли Париж.

       - К концу первой половины I тысячелетия усиливаются торговые связи прикамских племён с Ираном и Восточной Римской империей. В Прикамье, особенно в районе Соликамска и Кунгура, часто встречаются украшенные высокохудожественными изображениями серебряные позднеантичные и сасанидские блюда, поступавшие сюда в обмен на меха и, по-видимому, находившие применение для нужд культа. В бассейне Оки продолжает возрастать роль коневодства. В могилах мужчин, а иногда я женщин, находят конскую сбрую, откуда можно заключить, что лошади теперь уже служили и для верховой езды. Вместе с тем сохранившиеся в могилах остатки шерстяных тканей говорят о развитии овцеводства, а остатки льняных материй, находки серпов и мотыг— о том, что финно-угорским племенам было знакомо и земледелие.
Конец V в.
       — Распад государства Гупт в Индии.
       - Утверждение феодализма привело в конце V в. к распаду Фунани на отдельные феодальные владения, наиболее сильным из которых являлось владение, расположенное в северной части Фунани — нынешней Камбодже.
       - в V—VI вв. в Ираке и Иране проводились обширные ирригационные работы. В Иране (кроме Прикаспийской низменности) земледелие исстари носило оазисный характер и могло развиваться почти исключительно при условии искусственного орошения. Преобладающим видом ирригационных сооружений были каризы — подземные галереи, нередко с креплениями и с трубами из обожжённой глины, служившие для вывода грунтовых вод наружу. С поверхностью земли каризы были соединены через каждые 7—10 м смотровыми колодцами, служившими для периодической очистки каризов от загрязнения. Обычно каризы пролегали на глубине 8—10 м; позднее глубина их местами доходила до 30—50 м; длина каризов бывала разная — от 2—3 км до 40 км. Земли орошались также водой из речных каналов, ручьёв и колодцев.
       В V—VI вв. в Иране расширилось изготовление вина, фруктовых соков, мёда, розового масла и цветочных эссенций. Стали возделываться новые культурные растения — сахарный тростник, индиго, хлопок и ещё в очень небольшом количестве рис.
       - На границе Палестины и Сирийской пустыни (в Заиордании) к концу V в. сложилось арабское царство Гассанидов, находившееся в вассальной зависимости от Византии. Много арабов переселилось в Палестину и Сирию, частично осев здесь на землю; там ещё при византийском владычестве арабский этнический элемент был значителен.
       - в конце V в. в лесах Албании поклонники старых, дохристианских культов тайно совершали человеческие жертвоприношения. Царская власть и церковь боролись с этими «сектами бесопочитания» путём казней.
       - На примере Хлодвига можно легко проследить, как прежняя власть военного вождя племени превращалась уже в конце V в. в наследственную королевскую власть. Сохранился замечательный рассказ одного хрониста (летописца), Григория Турского (VI в.), характеризовавший в наглядной форме это прекращение.
       Однажды, рассказывает Григорий Турский, ещё во время борьбы за город Суассон, франки захватили в одной из христианских церквей богатую добычу. В числе захваченной добычи имелась также ценная чаша, удивительной величины и красоты. Епископ реймсской церкви попросил Хлодвига вернуть эту чашу, считавшуюся священной, церкви. Хлодвиг, желавший жить с христианской церковью в мире, согласился, но прибавил, что в Суассоне ещё должен быть делёж добычи между ним и его воинами и что, если при дележе добычи он получит чашу, он отдаст её епископу. Затем летописец рассказывает, что в ответ на обращённую к ним просьбу короля отдать ему чашу для передачи её церкви дружинники ответили: «Делай всё, что тебе будет угодно, ибо никто не может противиться твоей власти». Рассказ летописца свидетельствует, таким образом, о сильно выросшем авторитете королевской власти. Но среди воинов были ещё живы воспоминания о временах, когда король стоял лишь немного выше своих дружинников, был обязан делить с ними добычу по жребию и по окончании похода нередко превращался из военного вождя в обычного представителя родовой знати. Вот почему один из воинов, как говорится далее в хронике, не согласился с остальными дружинниками, поднял секиру и разрубил чашу, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию».
       Король на этот раз смолчал, взял испорченную чашу и передал её посланцу епископа. Однако, как следует из рассказа Григория Турского, «кротость и терпение» Хлодвига были притворными. По прошествии года он приказал собраться всему своему войску и произвёл осмотр оружия. Подойдя во время осмотра к непокорному воину, Хлодвиг заявил, что оружие этого воина содержится им в беспорядке, и, вырвав у воина секиру, бросил её на землю, а затем разрубил ему голову. «Так, — сказал он, — ты поступил с чашею в Суассоне», а когда тот умер, велел остальным расходиться по домам, «внушив тем большой к себе страх». Итак, в столкновении с воином, пытавшимся отстоять прежний порядок дележа добычи между членами дружины и её вождём, Хлодвиг вышел победителем, утвердив принцип  исключительного  положения короля относительно членов служившей ему дружины.
       - Конец V — начало VI в. «Салическая правда».
       - До настоящего времени главными источниками истории майя были сочинения испанских хронистов XVI— XVII вв. Хроники майя, написанные испанцами, сообщают, что в V в. произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана; сюда пришёл «народ с востока». Возможно, что это были выходцы из городов у озера Петен-Ица. На рубеже V—VI вв. в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица.



































В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/