VI век

       - Восстановление государственного единства Китая имело большое значение в истории китайского народа. В конце V и начале VI в. надельная система утвердилась на всей территории Китая, способствуя в свою очередь укреплению его единства и централизации управления. Единство страны было связано и с расширением экономических связей между её отдельными районами. Усилило эти связи при Ян Гуане (Ян-ди, 605—617) — втором и последнем императоре Суйской династии — строительство Великого канала — грандиозного для тех времён сооружения протяжением свыше 1000 км, соединившего бассейны двух великих рек страны — Хуанхэ и Янцзы.
       - В китайской летописи VI в. помещено известие о «стране Фусан», которое принес вернувшийся оттуда в начале этого века буддийский монах Хуай Шень: «Царство Фусан расположено более чем в 20 тыс. ли [около 12 тыс. км] к востоку от Таханя.
       - Бассейн средних течений Хуанхэ и Янцзы, а также систему Сицзян в VI в. обследовал путешественник и ученый Ли Даоюань. Он уделял внимание не только гидрографии — с большой детальностью он описывал также растительность, климат и рельеф посещенных районов. Итогом его исследований явились обширные комментарии к «Шуйцзин» — труду по гидрографии главных речных систем Китая, составленному анонимным автором в III в.
       - В центральных областях о. Хонсю племя ямато к середине IV в. создало племенной союз. Территория большей части Хонсю, до 36°30′ с. ш. на севере, о. Сикоку и почти весь о. Кюсю, без районов южнее 32° с. ш., получила название страна Ямато, или просто Ямато. (Название страна Восходящего солнца — Ниппон, Нихон — известно с VI–VII вв.).
       - даосизму пришлось столкнуться с новой религией — буддизмом, который стал проникать в Китай из Средней Азии ещё во времена Ханьской империи. В первое время он распространялся слабо, но в VI в. на китайский язык была переведена значительная часть буддийского канона, в стране возникло много монастырей, храмов и появилась целая армия духовенства. Буддизм быстро усваивался господствующим классом.
       - к VI в. индийская колонизация охватила Малые Зондские о-ва, в том числе Бали, Ломбок, Сумбава, Сумба, Флорес и Тимор, вытянувшиеся широтной цепочкой почти на 1500 км. Во всех пунктах, основанных пришельцами, социальная жизнь строилась по индийскому образу и подобию, а главными религиями были буддизм или брахманизм.
       - Период Гупт был последним периодом расцвета рабовладельческого города в Индии, который начал приходить в упадок лишь в VI в. н. э. Города были административными центрами, здесь находились дворцы царей и рабовладельческой знати. В то же время города были средоточиями ремесленного производства, центрами внутренней и внешней торговли, портами; здесь сложилась богатая городская культура. Наряду с религиозным образованием получила распространение и светская школа.
       - Складывание феодальных отношений в Индии происходило медленными темпами и растянулось на несколько веков (условно с I в. до н. э. по VI в. н. э.). Рабство как уклад продолжало существовать в Индии и в средние века и даже в новое время.
       - К V в. н. э. Фунань слабеет. Причины этого ослабления источники не раскрывают. При неясных обстоятельствах с V в. н. э. для обозначения территорий, ранее называвшихся Фунань, начинает применяться название Ченла Воды, а с VI в. н. э. оно сливается с Ченла Земли (район озера Тонле-Сап и к востоку от него) и образует единое государство Срок-Кхмер (самоназвание кхмеров).
       - объединение отдельных частей страны привело к усилению централизации управления. Уже в начале VI в. страна была поделена на области, округа, уезды. Названия новых административных делений и наименования должностей были китайскими. В Силле устанавливались формы государственного устройства, близкие к тем, которые выработались в Китае.
       В первой половине VI в. в Силле появился буддизм. Новая религия сразу же нашла себе покровителей среди знати и в самом правящем доме. Централизованная и иерархически построенная буддийская церковь содействовала централизации и иерархической организации аппарата управления феодальным государством.
       - готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами».
       - В VI в. под именем венидов (венедов) упоминаются славянские племена, которые продвинулись на запад до реки Лабы (Альбиса, Эльбы), смешались здесь с местными племенами лугиев и положили начало образованию в дальнейшем племён поляков, полабских и поморских славян, составивших западную ветвь славянства.
       - Под именем склавинов в VI в. были известны славянские племена, жившие по Среднему и Нижнему Дунаю и в Западном Прикарпатье. Часть из них вошла в западную группу славянства (чехи и словаки), другая же часть положила начало образованию южной группы славян, расселившихся затем на Балканском полуострове. Славянские племена антов составили ядро восточных славян.
       - Развитие сельского хозяйства у южных славян, особенно пашенного земледелия, было бы невозможно без развития ремёсел, в первую очередь обработки металлов и кузнечного дела. Археологические данные позволяют установить, что к VI—VII вв. у славян южной группы имелись искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, и гончары, делавшие красивую глиняную посуду.
       - В VI в. у южных славян уже существовало рабство. Однако рабство у славян носило ещё патриархальный характер. Они не держали военнопленных в «вечной» неволе, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться там, где они находятся».
       - Показателем начавшегося разложения первобытно-общинного строя у восточных славян служит наличие у них рабства, о чём сообщают более поздние византийские писатели. Хотя эти сведения, относящиеся уже к VI в., подтверждают, что и в это время институт рабства у славян был мало распространён и носил патриархальный характер, однако можно предполагать, что зарождение рабства относится ещё к предыдущим столетиям. Об этом свидетельствует наличие у славян в VI в. обычного права, запрещавшего порабощение соплеменников. Несомненно, в изучаемый период рабство не играло сколько-нибудь заметной роли в производстве.
       - Хакасы, подчинившие себе динлинов, образовали по верхнему течению Енисея, включая и Туву, племенной союз. Быстрыми темпами идёт разложение первобытно-общинного строя, подготовляется возникновение государства хакасов, которое окончательно складывается в VI в.
       - в IV—VI вв. христианство стало проникать в Лазику из Картли. Но среди самих лазов оно, однако, распространялось медленнее вследствие наличия в их быту значительных пережитков первобытно-общинного строя. Государственной религией Лазики христианство стало лишь значительно позже (вVI в.).
       - В начале VI в. (кодекс Юстиниана) законодательство подтвердило, что всё имущество колона принадлежит его господину. Таким образом, колон, хотя он и вёл самостоятельное хозяйство, не пользовался никакой имущественной правоспособностью и не имел собственности на орудия производства. Это и было существенной чертой, которая отличала колона от феодального крестьянина Отношение к орудиям производства и те формы распределения продуктов производства (оброки и повинности колонов), которые господствовали в поздней Римской империи, в значительной степени сближали колона и раба в смысле их малой заинтересованности в результатах труда.
       - Чрезвычайно тягостной повинностью для земледельцев была доставка натуральной подати государству. По словам писателя VI в. Иоанна Лида, при перевозке зерна из Провинций в порты империи «дороги были устланы трупами женщин и детей, умерших от лишений при выполнении этой повинности». Городское население платило особую денежную подать — хрисаргир (до 498 года), тяжким бременем ложившуюся на плечи ремесленников и бедноты. Налоги взимались чиновниками, столь беззастенчиво грабившими народные массы, что, по свидетельству историка VI в. Прокопия Кесарийского, населению «неприятельское нашествие казалось менее страшным, чем прибытие агентов казначейства».
       - В византийской литературе ещё были сильны античные традиции. Светские поэты Нонн (конец IV — начало V в.), Павел Силенциарий (VI в.), Агафий Миринейский (VI в.) и др. в своих произведениях использовали античные принципы стихосложения и античные сюжеты. Большое распространение имели риторические произведения Ливания, Фемистия, Синезия Киренского и др., в речах и письмах которых также нашли отражение политические события и революционная борьба той эпохи.
       - В VI в. в Аравии сложилось учение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие для этих двух религий.
       С VI в. не только Йемен, но и Западная Аравия стали объектом борьбы между Византией и сасанидским Ираном. Целью борьбы этих империй был захват караванных путей из стран Средиземноморья в Индию и Китай, в частности пути из Йемена через Хиджаз в Сирию. И Византия, и Иран пытались создать для себя опору в Йемене, используя местную знать, среди которой уже к началу VI в. появились две политические группировки — провизантийская и проиранская. Борьба этих группировок происходила под идеологической оболочкой религии: христианские купцы выступали как сторонники Византии, иудейские купцы стремились к союзу с Ираном.
       - в начале VI в. правительству Ирана удалось окончательно упразднить царскую власть в Албании, а затем, после нового восстания, также и в Картли, заменив царей персидскими марзпанами.
       - Византии удалось утвердить в Лазике свою верховную власть только в начале VI в., после долгой борьбы.
       - Феодальное землевладение зародилось и начало развиваться у франков в VI в. Однако при Меровингах оно не играло первенствующей роли в общественном строе. Основной ячейкой франкского общества в этот период являлась свободная крестьянская община — марка.
       - Деление «свободных искусств» на тривиум и квадривиум было осуществлено в VI в. Боэцием и Кассиодором — последними представителями античной образованности.
       - В VI в. на юге Галлии бывали случаи, когда народ, прерывая церковную службу, провозглашал: «Святой Марциал, молись за нас, а мы попляшем за тебя!», после чего в церкви устраивался хоровод и начинались народные пляски.
       - Западные славяне заселяли обширную территорию бассейнов рек Лабы (Эльбы), Одры (Одера) и Вислы и делились на многочисленные племена. Земли между реками Салой и Лабой заселяли западные славяне, входившие в сербо-лужицкий племенной союз, Земли по Средней и Нижней Лабе были заняты племенными союзами полабских племён — лютичей и ободритов. Восточнее их, по берегу Балтийского моря, располагались племена поморян, входившие в польскую группу западнославянских племён, занимавшую территорию в бассейнах рек Одры и Вислы. Ободритов, лютичей и поморян нередко называют одним общим именем — «балтийскими славянами», На Верхней Лабе и по рекам Влтаве и Мораве жили чешско-моравские племена, а далее на восток, по южным склонам Карпат, — словацкие племена.
      - Археологические находки, относящиеся к VI в., свидетельствуют о том, что в Чехии и Моравии сеялись все виды хлебных злаков, особенно просо, ячмень и пшеница, и о том, что там разводились разные виды домашнего скота — лошади, коровы, овцы, козы, свиньи и др. Большое значение для земледелия имело развитие ремесла, в том числе изготовление сельскохозяйственных орудий. При раскопках древнеморавских могил VI—VII вв. археологи находили в них сохи, серпы, мотыги и пр.
       - Археологические находки на территории Чехо-Моравии, относящиеся к VI—Х вв., Свидетельствуют о переходе ко всё более совершенным способам обработки и обжига глины, к применению гончарного круга и к изготовлению уже искусно украшенных сосудов. Найденные в женских могилах Моравии пряслица  указывают  на  существование  текстильного  ремесла,  а  украшения  из  золота, серебра, бронзы и дутого стекла свидетельствуют о наличии торговых связей Чехо-Моравии с соседними странами, в частности с Византией.
       - На протяжении VI—IX вв. у восточных славян шёл процесс классообразования и создания предпосылок феодализма.
       - Археологические данные показывают, что на территории Среднего Приднепровья, включающей в себя Киев, бассейн реки Роси и лесостепную зону на левом берегу Днепра вплоть до Курска, в VI—VII вв. были распространены серебряные украшения и поясные наборы особого типа. Полное совпадение основной области распространения этой культуры с Русской землёй, о которой говорят летописцы, позволяет считать её территориальным ядром будущего Древнерусского государства. Во всяком случае эти археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию в на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.). Очевидно, русь (по Нестору, «поляне, ныне называемые русью») стояла во главе племен-ного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в VI—VII вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы, занятую славянскими земледельческими и оседавшими на земле неславянскими кочевыми племенами.
       - В VI—VII вв. на восточных границах бывшей Дакии появились славяне, которые проникли на запад до Тиссы и Дуная и прочно осели рядом с коренным населением. О значительном распространении их в валашских, молдавских и трансильванских землях свидетельствуют многочисленные названия рек и другие географические наименования явно славянского происхождения. В румынский язык вошло много славянских слов — названия орудий труда, культовые термины. От славян местное коренное население и получило название «волохи».
       - к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации. Труд перестал быть обязательным для монахов, а об аскетизме монашества периода его зарождения давно было забыто. На Востоке монашество стало крупной политической силой, пытавшейся влиять на дела государства. На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского (480—543), основавшего Монте-Кассинский монастырь в Италии и положившего тем самым начало бенедиктинскому ордену, монашество сделалось верной опорой римских пап и в свою очередь принимало активное участие в политических делах западноевропейских государств.
       - В V—VI вв. в Китае открыли способ печатания с камня.
       - Образование англо-саксонских королевств.

501 год.
       - началось расселение саксов в долине Темзы (с 501 по 509 г). Западные саксы основали королевство Уэссекс.
502 год.
       - основание династии Лян (пришла на место династии Ци). Сяо Янь (посмертный титул У-ди) способствует распространению буддизма, к которому он сам обратился. 
504 год.
       - буддизм объявлен государственной религией Китая.
506 год.
       - разлады в японском царском семействе сподвигнули Матори - одного из членов семейства Хэгури захватить трон у десятилетнего царя Бурацу (499 - 506 гг.).Но против Матори выступила военная знать и род Хэгури был истреблён. В VI веке значение царской власти в Японии падает и вновь верховодят  влиятельные старейшины родов.
507 год.
       - В начале VI в. франкские дружины выступили против вестготов, владевших всей Южной Галлией. При этом сказались большие выгоды, вытекавшие из крещения Хлодвига. Всё духовенство западно-христианской церкви, жившее за Луарой, стало на его сторону, и многие города и укрепленные пункты, служившие местом пребывания этого духовенства, сразу же открыли ворота франкам. В решающей битве при Пуатье (507 г.) франки одержали полную победу над вестготами, господство которых с этих пор ограничивалось лишь пределами Испании.
       - побежденные Хлодвигом в сражении при Вуйе и изгнанные из Галлии вестготы Алариха II устремляются в Испанию (которую они удерживали до начала арабского нашествия в 711 г.). 
508 год.
       - остготы завоевали Прованс. 
511 год.
       - Хлодвиг созывает Орлеанский собор, стремясь искоренить арианскую ересь и укрепить связь между церковью и государством. После смерти франкского короля его раздробленные владения достаются сыновьям. Образуются отдельные королевства: Парижское, Суассонское, Реймское, Орлеанское. 
513 год.
       - в Византии новые религиозные войны. Фракийский полководец, граф федератов Виталиан объявил себя защитником православных, осадил Константинополь.
515 год.
       - После смерти Тороманы (515 г.) его сын Михиракула наследовал огромную державу, включавшую в себя не только Индию, но и часть Средней Азии. Своей столицей Михиракула избрал Сакалу (Шакалу — ныне Сиалкот) на севере Пенджаба.
517 год.
       - славяне появились на Дунае. Совершили набег на Македонию и Иллирию.
518 год.
       в Византии умер Анастасий I. Императором стал Юстин I.
Около 523 года.
       - начало преследования италийско-римской знати Теодорихом.
       - Последнее рабовладельческое государство в Йемене — Химьяритское царство, возникшее во II в. до н. э., прекратило своё существование в конце первой четверти VI в.
525 год.
       - Религиозная борьба в Йемене дала Византии предлог для вмешательства в его внутренние дела. Византия обратилась за содействием к Эфиопии, которая находилась в политическом союзе с ней. Эфиопия, войско которой и раньше вторгалось в Йемен и одно время даже подчинило его власти эфиопского царя (в третьей четверти IV в.), предприняла военный поход в Йемен, закончившийся установлением в нём эфиопского владычества (525 г.). Эфиопское войско под командованием Абрахи, наместника в Йемене, предприняло поход на Мекку. Однако вследствие эпидемии оспы, вспыхнувшей в войске, поход кончился неудачей.
526-535 гг.
       - регентсво в Италии Амалазунты, дочери Теодориха.
527 год.
       - восточные саксы основали королевство Эссекс. 
Август.
       - начало правления Юстиниана I. Незадолго до коронации он женится на Феодоре. Годы его правления, во время которого им были сделаны попытки вернуть утраченные империей западные территории и окончательно искоренить арианство, стали одной из самых ярких страниц в истории Византийского государства, достигшего в этот период своих максимальных размеров.
528 год.
       - Власть Михиракулы, оказалась весьма непрочной, а его держава эфемерной. Гупты, сохранившие за собой Магадху — эту исконную территорию империи — и правившие ею как данники Михиракулы, возможно, вместе со своим союзником Яшодхарманом, правителем Мандасора в Центральной Индии, около 528 г. нанесли поражение Михиракуле. Он сумел удержать в своих руках только Кашмир и Северо-Западную Индию.
529 год.
       - основание Бенедиктом Нурсийским первого монастыря на горе Кассино, аббатство Мон-Кассино (Италия). Это событие ознаменовало начало бенедиктинского монашеского ордена.
       - была закрыта выросшая из Платоновской академии и просуществовавшая почти тысячу лет Афинская школа — центр античной науки того времени. Идеологи победившего христианства решительно отрицали какую-либо свободу и самостоятельность научного исследования, подчиняя науку догматам религии. Античную философию сменило богословие.
       - персидский царь Кавад решился на открытую борьбу с маздакитами. По преданию, Хосров Аношарван, сын Кавада, притворившись сторонником маздакитов, коварно заманил в Ктесифон, якобы для переговоров о назначениях и награждениях (по другому преданию — для диспута с зороастрийскими жрецами), главу маздакитов(по данным источников неясно, был ли то сам Маздак или уже его преемник), а также несколько сот наиболее активных маздакитов и предательски перебил их всех во время царского пира.
530 год.
       - Из литературных произведений господствующего класса Китая следует отметить «Антологию литературы» («Вэнь сюань»), составленную около 530 г. кружком придворных литераторов во главе с принцем лянского дома Сяо Туном. В неё входят различные произведения в стихах и прозе на философские и исторические темы, надгробные слова, послания и письма. Повествовательные литературные произведения в этой антологии вовсе отсутствуют. Главным в литературном произведении придворные литераторы считали мастерство словесной формы.
532 год.
       - Великолепным памятником архитектуры VI в. является храм св. Софии в Константинополе, выстроенный талантливыми архитекторами и выдающимися учёными Исидором Милетским и Анфимием Тралльским в 532—537 гг. Храм венчают огромный купол (около 31,4 м в диаметре), возвышающийся в центре постройки, и два полукупола. Внутренняя отделка храма, стены которого облицованы разноцветным мрамором и украшены мозаикой, отличается большой пышностью.
       - византийские войска, переправившись из Северной Африки под руководством полководца Велисария, заняли Сицилию, а затем весь юг Италии, включая Рим.
       - Одним из самых грозных восстаний городских масс явилось восстание 532 г. в Константинополе, известное под названием «Ника» («Побеждай») — таков был лозунг, который избрали себе восставшие. Это восстание вспыхнуло как стихийный протест городской бедноты против вымогательств правительственных чиновников. В ходе восстания рядовые димоты, входившие в партии «голубых» и «зелёных», объединились и выступили против правительства. Часть сенаторской аристократии примкнула к движению, стремясь использовать его в целях смены династии. Лишь с очень большим трудом, опираясь на наемные отряды под командованием полководцев Велизария и Мунда, Юстиниану удалось подавить движение.Правительственные войска предательски окружили восставших в цирке, где затем была учинена страшная резня, во время которой погибло около 35 тыс. человек.
Январь.
13 - на ипподроме Константинополя между зрителями, принадлежащими к враждующим «партиям» болельщиков, возникла драка. Так началось самое крупное за тысячелетнюю историю Византийской империи народное восстание, получившее название «Ника», что по-гречески означает «Побеждай!». В результате массовых грабежей, поджогов, погромов домов богачей и правительственных зданий власть в городе была утрачена и император Юстиниан I Великий (482 или 483–565) уже готовился спасаться бегством. И только благодаря императрице Феодоре (около 500– 548), не потерявшей, в отличие от мужа, присутствия духа и принявшей на себя верховное руководство, на седьмой день удалось подавить беспорядки. Призванный ею Велисарий (504–565), впоследствии прославившийся как великий полководец, используя где хитрость, где военное искусство, разгромил восставших, уничтожив при этом более 35 тысяч человек.
533 год.
Январь.
2 - приняв имя Иоанна II, вступил на престол Святого Петра римлянин по имени Меркурий. Он прославился борьбой с подкупом клира и торговлей церковными должностями. Заручившись поддержкой римского сената, выпустившего свой последний эдикт именно на тему симонии, Иоанн добился того, что этот указ подтвердил остготский король Аталарих, и повелел выбить его в мраморе. Здоровье папы-правдолюбца оказалось подорвано борьбой с арианской ересью, и 8 мая 535 года он умер.
Сентябрь.
13 - в сражении при Дециме (13 км от Карфагена) византийский полководец ВЕЛИСАРИЙ (византийския армия была численностью 15-16 тыс.человек) разбил войско правившего в Северной Африке короля вандалов ГЕЛИМЕРА.
534 год.      
       - в правление византийскою императора Юстиниана I  (527—565),  выдающегося  государственного деятеля и умного политика, сочетавшего в себе неутомимую энергию, образованность и широту взглядов с беспощадной жестокостью и коварством, одним из важнейших мероприятий правительства Юстиниана, направленных на укрепление империи, было составление Свода гражданского права, делившегося на 4 части: 1) сборник высказываний римских юристов по отдельным важным вопросам права (Дигесты или Пандекты), 2) собрание ранее изданных законов римских императоров (Кодекс Юстиниана - включал законы римских императоров, изданные со времени правления императора Адриана (117—138) до 534 г. В их число входили законы самого Юстиниана, изданные ранее 534 г.), 3) краткое руководство по римскому праву (Институции) и 4) сборник законов, изданных Юстинианом с 534 по 565 г. (Новеллы). Свод законов провозглашал неограниченную власть императора, защищал привилегии господствующей церкви, охранял частную собственность и закреплял бесправное положение рабов и энапографов.
       - Завоевание Виэантией государства вандалов в Северной Африке. Началось завоевание в 534 г. византийскими войсками под командованием Велизария государства вандалов в Северной Африке.
535 год.
       - после разгромафранками  бургундов государство последних присоединено к Нейстрии. О былом существовании такого германского племени сегодня напоминает лишь название французской провинции - Бургундии.
       - 535—555 гг. Война Византии с остготами в Италии. Завоевание Остготского государства Византией. Византийский  экспедиционный корпус в Италии (7,5 - 11 тыс.человек). Трудной для империи оказалась война с остготами в Италии, длившаяся с 535 по 555 г. Опираясь на поддержку римской знати, христианского духовенства и части остготской знати, византийские войска вначале имели успех.
       - сирийский учёный Дионисий1 Малый доказал, что Христос родился в 753 году после основания Рима. Он ошибся на четыре года, ибо Иисус родился когда царём Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 году от основания Рима. Тем не менее эта дата была общепринята.
536 год.
       - Велизарий, посланный из Африки в Италию, овладел Римом. Однако и в Италии политика византийского правительства вызвала широкое народное движение.
       - политика византийского правительства (передача земель потомкам римских рабовладельцев, возвращение освободившихся рабов и колонов их старым владельцам, защита господствующей церкви и преследование еретических учений) привела к народному восстанию, охватившему всю Северную Африку (536 г.).
536-537 гг.
       - наступил голод погубивший до 80 % населения Северного Китая.
538 год.
Февраль.
15 - В англо-саксонской хронике описано первое солнечное затмение в Британии, когда в Лондоне были закрыты 2/3 Солнца.
540 год.
       - Падение государства эфталитов. После смерти Михиракулы (около540 г.) эфталитское государство перестало существовать и в Кашмире и в Северо-Западной Индии.
541 год.
       - король остготов Тотилла (541 - 552 гг) организовал противодействие вторгшимся в Италию византийским войскам, но не смог остановить их.
       Борьбу с империей возглавил знатный гот Тотила, провозглашённый королём остготов. Одержав ряд побед, он взял Рим (546 г.), а заем, опираясь на поддержку народных масс — рабов, колонов, остготских и италийских крестьян, освободил большую часть Италии от византийских войск.
546 год.
Декабрь.
17 - Рим, осажденный с мая армией короля остготов ТОТИЛЫ, сдался врагу.
       - Война против рабовладельческой империи продолжалась до 546 г., когда византийскому правительству удалось разбить повстанческую армию. Энергичный и талантливый вождь восставших, солдат Стотза, пал в сражении.
547 год.
       - покорение Византией Северной Африки. 
       - англы основали королевство Берниция.
548 год.
       - Северная Африка была присоединена к Византии и оставалась под её властью до 698 г., вплоть до того времени, когда она была завоевана арабами.
Середина VI века.
       - Брандан или другие ирландские монахи пересекли Северную Атлантику и заходили далеко на север. Вероятное время плавания — середина VI в. В тот период наиболее часто используемым плавсредством для морских переходов было куррах — сшитое из бычьих шкур судно, способное взять на борт до 60 человек.
       - на политической сцене Азии появилось новое «действующее лицо» — Тюркский каганат, вскоре превратившийся в крупнейшее центральноазиатское государство раннего средневековья. К середине VI в. тюрки создали особую руническую письменность — так называемое орхонское письмо. Рунические памятники на камне и строениях известны в ряде районов Центральной Азии — в Северной Монголии, в долине Енисея, в Прибайкалье, на Алтае, в Восточном Туркестане и Средней Азии, а также в Европе — в Донбассе и на Дунае.
       - японцы вели наступление на юге: около середины VI в. они овладели всем о. Кюсю.
       - Держава жуань-жуаней существовала около двух столетий, до середины VI в.
       - Со второй половины VI в. главную опасность извне для китайской империи представляла могущественная тюркская держава. Борьба с тюрками продолжалась более столетия и потребовала от империи большого напряжения сил. В середине VI в. в районе Алтайских гор и в степях Семиречья, на границе с более высокими по своей культуре народами Средней Азии, образовался новый союз кочевых племен, в который вошли племена, говорившие на языках тюркской системы (гунны, гаогюйцы — предки уйгуров и др.). Этот союз племён известен под общим названием «тюрки». Термин «тюрки» («тукюэ» — в китайских источниках) позднее приобрёл этническое значение.
       Новый союз племён образовал мощную державу, центром которой вначале были кочевья Алтая. Державу эту принято называть Тюркским каганатом. Тюрки, разгромив кочевников жужаней, захватили обширные пространства Центральной Азии вплоть до Жёлтого моря. Китай был вынужден выплачивать тюркскому кагану дань шёлковыми тканями (до100 тыс. кусков ежегодно).
       К VI в. тюрки уже прошли стадию первобытно-общинных отношений. В их обществе интенсивно шёл процесс классообразования. Богатство правящей верхушки складывалось на базе собственности на землю (пастбища), скот и рабов. Знать владела большими стадами и эксплуатировала рабов — пленников из Китая, Средней Азии и т. д. — в качестве пастухов и домашних ремесленников. Кочевая тюркская знать была опорой кагана, ябгу и каганского рода. Члены последнего носили титул тегин — князь. Каганат распадался на уделы, во главе которых и стояли тегины, причём наследование шло от старшего брата к младшему, а со смертью последнего — к сыну старшего брата. Родоплеменная знать состояла из глав отдельных племён и родов, носивших различные титулы — бегов, буюруков и т. д. Верхи знати собирались на курултай — род совещательного совета при кагане.
       - Торговые и дипломатические связи Византии с Эфиопией, островом Цейлон (Тапробана), Индией и Китаем описаны в знаменитом географическом труде середины VI в. — в «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова (т. е. «Плавателя в Индию»). Козьма Индикоплов — греческий купец из Александрии, отважный путешественник — всю свою жизнь провёл в странствиях по отдалённым странам. Очень ценно его описание Цейлона, свидетельствующее о том, что в середине VI в. этот остров являлся центром торговли между Восточной Африкой и Китаем. Привлекают внимание известия Козьмы о соперничестве Византии и Ирана из-за торговли с Цейлоном и Индией. Очень большой интерес представляет описание Индии, где, по словам автора, в середине VI в. было много торговых гаваней и цветущих городов и население обладало высокой культурой.
       - письменность на южно-арабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Но поскольку Йемен с середины VI в. переживал упадок, а Мекка интенсивно развивалась, литературный арабский язык средневековья позднее сложился на основе северо-арабского, а не южно-арабского языка.
       - В Лазике христианство утвердилось только к середине VI в. В Атропатене господствовал зороастризм. Церкви Армении, Грузии и Албании имели независимое управление. Во главе каждой из них стоял особый католикос. В VI в. все три христианские церкви Закавказья держались монофизитского исповедания.
       - В процессе, завоевания римской территории возникла и утвердилась крупная частная собственность на землю франкского короля, его дружинников, служилых лиц и приближённых. Сосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго, и общинная форма собственности на пахотную землю, соответствовавшая более низкому уровню производительных сил, уступила место аллоду. Эдикт короля Хильперика (вторая половина VI в.), установившего, во изменение «Салической правды», наследование земли не только сыновьями, но и дочерьми умершего, а ни в коем случае не его соседями, доказывает, что этот процесс происходил очень быстро. Появление земельного аллода у франкского крестьянина имело важнейшее значение. Превращение общинной собственности на пахотную землю в собственность частную, т. е. превращение этой земли в товар, означало, что возникновение и развитие крупного землевладения связанного уже не только с завоеванием новых территорий и захватом свободных земель, но и с утратой крестьянином права собственности на обрабатываемый им земельный участок, стало вопросом времени.
       - Исключительно важным источником является географическое описание южнорусских степей и более северных областей, сделанное в середине VI в. безыменным сирийским автором. Перечислив ряд кочевых племен, этот сириец упомянул и народ «рос», народ богатырей, который он противопоставил кочевникам. Судя по географическим данным указанного источника, этот «народ» должен быть помещен где-то на север от степей, возможно в Среднем Приднепровье, в бассейне реки Роси, название которой может быть связано с именем рос.
       - предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возникла Великоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьёзно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов. Известны две формы этого слова — «рос» и «рус». Древнейшие памятники предпочитают первую форму («росские письмена», «Правда росьская»), в византийских источниках сохранились оба наиболее архаичные названия. Впервые упоминание о народе рос встречается в середине VI в., когда сведения о нём достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля — ядром территории будущего государства — Киевской Руси.
       - Во второй половине VI в. номинально зависимые от Византии, власть которой в Италии к этому времени сильно уменьшилась, римские папы стали фактически совершенно самостоятельными. Для оправдания своих притязаний римские папы распространили легенду о том, что римская епископская кафедра будто бы была основана апостолом Петром (считавшимся учеником основателя христианской религии Иисуса Христа). Поэтому свои огромные земельные владения папы называли «вотчиной св. Петра».

550-551 гг.
       - трехтысячное войско славян, форсировав Истр, а затем Гевр, двумяколоннами, одна в 1800, другая в 1200 человек, вторглось во Фракию.
552 год.
       - японцы впервые познакомились с изображениями образов буддийских богов, когда король корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Её сопровождали буддийские монахи. С новой религией первоночально познакомился царский двор.
       - восставшие в Италии были разбиты, а Тотила погиб в сражении.
553 год.
       - тюркским каганом стал Кушу (Муханъ-хан), который был «тверд, жесток, храбр, умен и ничем не интересовался, кроме войн» (И. Бичурин).
       - Некоторых успехов добилось византийское правительство и в вестготском королевстве в Испании. Воспользовавшись происходившими в нём междоусобицами, Юстиниан направил туда свою армию, которой удалось захватить ряд опорных пунктов в юго-восточной части Пиренейского полуострова (553 г.). Однако все эти успехи оказались весьма непрочными.
554 год.
       - покорение Византией Испании (юго-восточной).
       - Византия полностью разбила войско остготов и поставила под свой контроль большую часть Италии. В течение 555 - 568 годов остготы были частично вытеснены из Италии, частично истреблены.
       - издание " Прагматических санкций" императором Юстинианом. Считается, что это оформление торжество рабовладельческого реакции в Италии. В Италии стало возрождаться крупное землевладение, а рабов и колонов, получивших свободу, землевладельцы вынуждали возвращаться в прежнее состояние.
       - поход тюркютов Истеми на запад до Арала. Весной 554 г. из своей ставки на р. Орхон тюркский каган Кушу (Муханъ-хан) направил на запад армию под командованием Истеми-кагана. Не встречая серьезного сопротивления, тюрки пересекли Джунгарию и через Джунгарские Ворота, которыми пользовались еще хунну, проникли в Семиречье. Форсировав последовательно рр. Каратал, Или и Чу и обойдя пески Муюнкум с юга, Истеми прошел степью вдоль открытого им хр. Каратау (420 км). Вероятно, где-то близ современного г. Кзыл-Орда он переправился через Сырдарью и в 555 г. достиг «Западного» (Аральского) моря.
555 год.
       - С VI в. жужаньское объединение стало ещё больше слабеть вследствие внутренних междоусобий и отпадения ряда подвластных племён. В 552 г. жужаней разгромили алтайские тюрки, жужаньский каган Анахуань был убит, а к 555 г. тюрки захватили все владения жужаней.
       - остготское королевство было завоёвано Византией.
       - Италия была временно присоединена к Византии. Владычество Византии в Италии оказалось весьма кратковременным. Оно рухнуло под ударами лангобардского завоевания, которое продолжалось с перерывами с 568 до 584 г., а в некоторых южных областях Италии до 600 г.
557 год.
       - Часть жужаней, до 30 тыс. шатров (вероятно, около 130 тыс. человек), не желая подчиняться алтайским тюркам, откочевала на запад, где жужане стали известны под именем аваров («обры» в славянских летописях). Уже в 557 г. авары появились на среднем течении Дуная, в степях нынешней Венгрии, а к 568 г. здесь образовался аварский каганат, просуществовавший до начала IX в. Авары постоянно производили набеги на Византию, на земли славян и других соседних стран.
558 год.
       - Завоевание северо-восточных берегов Арала встретило сопротивление «племен хуни, обитавших в «болотных городищах» в низовьях Сырдарьи, [их] соседей… угорских племен вар и огоров (угров)» (Л. Гумилев). Они были разгромлены лишь к 558 г. Истеми преследовал оставшуюся часть этих племен (около 20 тыс. человек) через степи Западного Казахстана, Мугоджар и Приуралья до Волги, переправившись при этом через рр. Эмба и Урал. Дальше тюрки не пошли, ограничившись подчинением приуральских степей.

560-570 гг.
       - основание аварского каганата. Основан аварским полководцем ханом Баяном. Располагался в Паннонии. Брал дань с болгар и выкуп с Византии. Воевал со славянами. Преобладал примитивно-феодальный тип хозяйства.
       - В 60-х годах VI в. государство эфталитов было разрушено кочевыми алтайскими тюрками, занявшими Среднюю Азию до реки Аму-Дарьи. Иран оказал поддержку тюркам и благодаря союзу с ними смог вновь присоединить к своим владениям Восточный Хорасан, отнятый во второй половине V в. эфталитами. Но вслед за тем отношения с тюркской державой испортились, поскольку Иран не разрешил транзита шелковых тканей из Средней Азии, и тюрки заключили союз с Византией.
560 год.
       - Западный поход Истеми, во время которого были открыты степные пространства Западного Казахстана, Заволжье, хр. Каратау, рр. Эмба, Урал и нижняя Волга, закончился около 560 г.; длина маршрута в оба конца составила более 10 тыс. км. Вероятно, в начале 560-х гг. тюрки подчинили степи и полупустыни возвышенной волнистой равнины с многочисленными холмами и увалами — Казахской мелкосопочник.
       - Брандан (Брандон и ряд других звучаний) — лицо историческое, отмеченное в ирландских анналах, — был, как полагают, членом клана, обитавшего на юго-западе Ирландии. Около 560 г. он основал несколько монастырей в центре и на западе «Зеленого острова». Историки не сомневаются в том, что он плавал из Ирландии через Северный пролив к п-ову Кинтайр и близлежащим шотландским островам. Они считают вполне вероятным, что Брандан пересекал Ирландское море или пролив Святого Георга и посещал Камбрию (Западная Англия) и Уэльс, о чем говорят его «жития». Затем гэльские монахи, среди которых, несомненно, были и ученики Брандана, открыли или освоили пустынные, часто почти неприступные острова у берегов Ирландии и Шотландии, строя там свои обители. Они продолжали также начатое еще в древности открытие Гебридских о-вов, достигали на севере Оркнейских и Шетландских о-вов.
562 год.
       - Изгнание японских завоевателей с Корейского полуострова. Борьба Силлы и Пэкче с Когурё с перерывами продолжалась в общем почти 100 лет — с середины V до середины VI в. Эта борьба привела к ослаблению Пэкче и Когурё. К Силле отошла часть территории, принадлежавшей Когурё в центральной части страны. Силла вновь начала борьбу против Миманы. После длительной борьбы поставленная цель была достигнута: в 562 г. японских завоевателей изгнали с полуострова.
563 год.
       - Между 563 и 567 г. тюркские отряды двинулись в междуречье рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и нанесли решительное поражение племенам, господствовавшим в этой части Средней Азии и называвшимся эфталитами. Эфталиты были разгромлены, и тюрки стали осуществлять верховную власть над Согдом и другими областями Средней Азии. В источниках отмечены набеги тюрок (в 70-х годах VI в.) на поселения и города в районе Керченского пролива, в районе реки Гурган (Гюрген) к юго-востоку от Каспийского моря, а также и в областях, близких к Корее.
565 год.
Март.
13 - В Константинополе умер великий византийский полководец Велизарий, который к тому времени был удален от двора и лишен почета и большей части нажитых богатств. Варвар по происхождению — то ли германец, то ли славянин, — он начал карьеру простым солдатом, к 25 годам дослужился до высокого командного чина и с тех пор неизменно выручал своего императора Юстиниана в самых критических ситуациях. Но тот побаивался популярности мужественного воина, зачастую рубившегося бок о бок с рядовыми, красивого и обаятельного человека, и как только позволили обстоятельства — убрал его «с исторической сцены». В истории Велизарий остался верным и удачливым служакой, пострадавшим от неблагодарности и коварства строптивого владыки: «Кончивший дни свои глухо, в опале,/ Как Велизарий или Помпей...» — напишет в ХХ веке Бродский о Жукове.
Август.
22 - Первое явление НЕССИ народу.
       Обитающий в озере Лох-Несс монстр всплыл, потревоженный барахтаньем местного жителя, и наглядно показал, кто здесь хозяин. Свидетелем экзекуции стал некий КОЛУМБ, который, мало того что принес населявшим эти земли пиктам и скоттам христианство, так еще не позволил им похоронить беднягу, явил чудо и вернул его к жизни. 
       На самом деле все было иначе. Только чудовище раскрыло свою пасть, чтобы сожрать пловца, как неведомо откуда появившийся Колумб поднял руку, перекрестил зидзидизавра и приказал впредь не касаться божьего творенья — человека, а завидя его, что есть мочи удирать прочь. Пристыженный и запуганный зверь с той поры никому на глаза не показывается. Колумб был признан святым, а его биограф сотню лет спустя добросовестно занес эту историю в жизнеописание крестителя.
       Когда грамотность стал всеобщей и тайну озера больше было невозможно скрывать, все устремились к его берегам и стали мутить воду, пытаясь заставить всплыть несчастного Несcи. Каждый пятый утверждал, что видел монстра, некоторые с ним говорили, а счастливцы почти схватили его за хвост.
568 год.
       - 568—около 600 гг. — Завоевание Италии лангобардами. Вторжение в Италию племен лангобардов. Большую часть Северной и Центральной Италии захватило германское племя лангобардов. Под властью Византии в Италии осталась лишь Равенна с прилегающей областью, Южная Италия и Сицилия. Вестготами были вновь отвоёваны у Византии владения в Испании.
       Когда вторглись лангобарды Италия оказалась поделенной между ними и византийцами, папы стремились использовать в своих интересах борьбу этих противников, вступая с ними попеременно в соглашения.
       - Согдийцы обратились к Истеми, ставшему к тому времени тюркским ханом, с предложением направить посольство к иранскому шаху, с тем чтобы добиться разрешения на провоз шелка через его страну. Истеми согласился, так как у тюрков скопились большие запасы шелка, собранного в качестве дани или награбленного в походах. Тюркским послом был назначен согдиец Маниах. Его миссия оказалась неудачной. Он не добился согласия шаха и, вернувшись в ставку, уговорил Истеми начать войну с Ираном. Прежде, однако, следовало найти союзника. И Истеми отправил того же Маниаха в Византию для заключения военного союза и торгового договора. Путь Маниаха скорее всего пролегал мимо южного побережья Арала и по пустынному столовому плато Устюрт. Затем он обогнул с севера Каспийское море и, пройдя всю Прикаспийскую низменность, добрался до Кавказа. Каким перевалом Маниах преодолел эту горную систему, не установлено, но он благополучно прибыл в Византию. «Высокие договаривающиеся стороны» пришли к соглашению, и в августе 568 г. Маниах в сопровождении посла Византии Зимарха отправился на родину, вероятно, тем же маршрутом. По прибытии в ставку Истеми Зимарх получил в подарок пленницу и сопровождал хана в походе против персов. Обратная дорога Зимарха и нового тюркского посла, сменившего умершего Маниаха, кратко описана византийским историком второй половины VI в. Меандром
569 год.
       - англы основали королевство Дейра.
       - бургундский историк VI в. Марий из Авентика (Аванша) сообщает под 569 г. следующее: «В этом году лангобардский вождь по имени Клеф стал королем этого племени, при нем было убито много знатных римлян, а также и людей среднего достатка».
571 год.
       - Самоуправление стран Закавказья стало постепенно урезываться со времён Хосрова I Аношарвана {531—579). Произвол и налоговая политика персидских марзпанов сделали вскоре положение крестьянства невыносимым и вызвали в 571 г. новое восстание в Армении. Это восстание распространилось на Картли и было поддержано в Албании. Помощь восставшим оказали лазы и абасги (предки абхазов). Под предлогом помощи восставшим выступила Византия. Опустошительная ирано-византийская война длилась на территории Закавказья в течение 20 лет (571—591 гг.).
       Иран вынужден был заключить с Византией договор о дружбе и уступить ей часть Картли до Тбилиси и часть Восточной Армении до озера Ван. На освобождённой от персов части Картли утвердился местный князь. В Албании в конце VI в. возродилась местная государственность во главе с наследственным князем. В оставшихся под властью Ирана частях Картли и Армении иранское правительство также должно было пойти на значительные уступки местной знати. Но положение крестьянства оставалось по-прежнему тяжёлым.
572 год.
       - В течение почти всего VI в. сасанидские цари вели войны с Византией, стремясь пробиться к Средиземному и Чёрному морям, полностью подчинить себе караванные пути и транзитную торговлю стран Средиземноморья с Китаем и Индией. Борьба между обеими державами шла также и за обладание стратегически важным Армянским нагорьем. Несмотря на отдельные военные успехи, Иран всё же не смог надолго захватить у Византии какие-либо территории, зато у союзников Византии, эфиопов, ему удалось отнять Йемен в Южной Аравии (572 г.) и подчинить своему контролю караванный торговый путь, проходивший из Сирии через Западную Аравию в Йемен и соединявший Восточное Средиземноморье с Индией.
       - Попытка Византии установить с помощью эфиопов своё господство в Западной Аравии вызвала морскую экспедицию персов в Йемен. Эфиопы были изгнаны из Йемена, а через некоторое время там было установлено иранское владычество (572—628 гг.). Сасанидские власти старались направлять транзит индийских товаров в Византию только через Иран и не допускать транзита через Йемен, который вследствие этого пришёл в упадок. Одна за другой выходили из строя оросительные системы, хирели города.
       - 572—628 гг. Иранское владычество в Йемене.
576 год.
       взятие Боспора войсками Тюркского Каганата. Упадок Боспорского царства. Славянские народы получили свободный доступ в Причерноморье. Оживление торговли с Византией и Востоком.
578 год.
       - Первые массовые походы славян в пределы Византийской империи относились к началу VI в. Однако эти походы успеха не имели, так как империя была ещё сильна. Картина резко изменилась со второй половины VI в. Потрясаемая восстаниями рабов, колонов и городской бедноты, Византийская империя была уже не в силах противиться натиску славян и других народов. В 578 г. около 100 тыс. славян переправились через Дунай и наводнили Фракию и Элладу, а в 581 г. — Фракию, Македонию и Фессалию. Не имея сил для успешной борьбы со славянами, византийское правительство обратилось за помощью к аварам, но спровоцированное нападение войск аварского кагана на славян не помогло империи. Тщетно пытались также византийские правители ослабить славян, восстанавливая одни славянские племена против других. Не помогли Византии и крепостные сооружения, возводимые по приказу императоров. Натиск славян на империю всё возрастал. Они, сообщал византийский писатель того времени Иоанн Эфесский, «взяли много укреплённых городов на своём пути, обосновались на захваченной территории, обжились на новых местах, владеют большими стадами, стали богаты, имеют золото и серебро, обзавелись оружием, которым научились владеть лучше, чем римляне». В условиях войн с Византией славяне скоро научились брать города, применяя осадные машины.
580 год.
       - В 80-х годах VI в. в тюркском кочевом обществе происходил процесс классообразования. В связи с этим в Семиречье произошло восстание обедневших кочевников против правящей кочевой знати. Во главе движения бедноты стал царевич Абруй (в китайских источниках Або), сын тюркского кагана от рабыни, лишённый прав на престол из-за своего, происхождения.
581 год.
       - осада Херсонеса войсками Тюркского Каганата. Окончательный распад Боспорского царства на небольшие колонии. Усиление тюркских племен в Закавказье.
       - Восстановителем государственного единства Китая оказался Север. В 581 г. престол бывшего Северо-Вэйского государства, — в это время называвшегося Северо-Чжоуским, — перешёл в руки одного из полководцев — Ян Цзяня. Восстановленная вслед за этим империя (589 г.) стала именоваться Суйской — по имени Суй, как назвал свою династию Ян Цзянь (Вэнь-ди, 581—605).
583 год.
       - Развитие классовых противоречий в тюркском обществе выявилось в большом движении кочевой бедноты, известном под именем восстания Абруя (583—586 гг.). Потерпев неудачу в открытой борьбе со знатью за престол, Абруй со своими сторонниками из беднейших кочевников откочевал в Бухарский оазис. Здесь он соединился с согдийскими крестьянами, поднявшими ещё раньше восстание против местных феодализирующихся землевладельцев-дехканов. Восставшие крестьяне и кочевники изгнали из Бухарского оазиса местных дехканов и связанных с ними купцов, заняли их земли и выбрали Абруя правителем (583 г.). Бежавшая согдийская знать обратилась за помощью к тюркскому кагану. Тот прислал войска, которые жестоко подавили движение. Вернувшиеся дехканы обратили побеждённых повстанцев в своих кедиверов или в рабов, отняв у них земли.
585 год.
       - на Британии основано королевство Мерсия.
586 год.
       - лангобарды с женщинами и детьми числом более 200.000 человек, во главе с королем Альбоином вторглись в Северную Италию. В отличие от остготов лангобарды не подвергались романизации и только разрушали существовавший строй.
       - Абруя подвергли мучительной казни, бросив в мешок, наполненный красными пчёлами.
588 год.
       - После 588 г. Тюркский каганат распался на два: Восточный каганат в Монголии и Западный в Восточном Туркестане и Семиречье. Средняя Азия вошла в состав последнего.
       - персидские войска во главе с полководцем Бах-рамом Чубином, наместником Южного Азербайджана, отразили большое нашествие тюркских кочевников из Средней Азии на Иран.
589 год.
       - 589—618 гг. Суйская империя. Объединение Китая. Образование Суйской империи в Китае.
       - Основу экономического подъёма в Китае составляло дальнейшее развитие производительных сил в сельском хозяйстве: распространение грядкового полеводства, улучшение системы полива в связи с изобретением механизма для подачи воды на поля — колеса с глиняными кувшинами, подававшими воду в трубы, значительное расширение площади орошаемых земель и т. д. Разведение лубяного шелкопряда двинуло вперёд шелководство. При этом общая площадь обрабатываемой земли непрерывно росла. Так, в 589 г., по сообщению историка Ду Ю (735—812), площадь обрабатываемой земли исчислялась в 19 404 267 цин., в конце же правления суйского дома эта цифра возросла до 55 854 040 цин. (1 цин в то время равнялся 6,14 га.)
590 год.
       - Древним торговым путем через Бамиан, Памир и Кашгар в Китай прошел наиболее известный из индийских миссионеров — Дармагупта. В большинстве крупных пунктов по линии маршрута он жил 1–2 года и достиг Китая в 590 г. Известно, что он написал книгу о своем путешествии (до нас не дошедшую), которая содержала разделы о горах, реках и климате посещенных им стран Центральной Азии.
       - При царе Хормизде IV (579—590) наиболее крупные представители военной и жреческой знати, оправившиеся после ударов, нанесенных им восстанием маздакитов, снова пытались подчинить себе царя. Этот конфликт завершился дворцовым переворотом и убийством Хормизда IV.
591 год.
       - Сын и преемник Хормизда IV,  Хосров II Парвез (590— 628) фактически оказался пленником в руках захватившей власть знати, а Бахрам Чубин, поддержанный частью знати, провозгласил было себя «царём царей». Хосров II смог восстановить свою власть только с помощью византийского императора Маврикия, уступив за это Византии в 591 г. большую часть Армении до озера Ван. Но когда в результате переворота в Византии Маврикий был свергнут с престола и казнён, Хосров II, под предлогом мести за него, вновь развязал войну с Византией.
593 год.
       основано королевство Восточная Англия.
597 год.
       - началась христианизация англосаксов, - крещение короля Кента Этельберта I. Чрезвычайно активную роль в процессе закрепощения крестьян играла церковь. Христианизация англо-саксов, начавшаяся в конце VI в. (в 597 г.) и закончившаяся в основном лишь во второй половине VII в., отвечала интересам господствующего слоя англо-саксонского общества, поскольку она усиливала королевскую власть и группировавшуюся вокруг неё землевладельческую знать.
       - крестьянское восстание на юге Китая. 

Вторая половина VI века.
       - Воспользовавшись благоприятной политической обстановкой второй половины VI в., отдельные группы переселенцев из Семиречья проделали огромный путь через Центральную Азию к Байкалу и осели в Приангарье; с собой они принесли культуру развитого земледелия. Археологическими раскопками последних лет в устье р. Унги (левый приток Ангары, у 54° с. ш.) обнаружены многочисленные предметы среднеазиатского происхождения и согдийские захоронения. Эти факты дают основание считать выходцев из Согда, знакомых с письменностью с IV–III вв. до н. э., первооткрывателями р. Ангары и Лено-Ангарского плато.
Конец VI века.
       - Развитие феодальных отношений в Корее шло медленно и неравномерно в разных частях страны. Оно сопровождалось длительной борьбой трёх государств, существовавших тогда на полуострове, — Когурё, Пэкче и Силла. Борьба трёх, корейских царств особенно обострилась на последнем этапе их раздельного существования — с конца VI по конец VII в.\
       - Время записи и редактирования франкской «Салической правды», обычного (от слова обычай) народного права — VI—IX вв., т. е. время, когда родовой строй у германских племён совсем уже разложился, появилась частная собственность на землю и возникли классы и государство. Для охраны частной собственности требовалось твердо зафиксировать те судебные наказания, которые должны были применяться по отношению к лицам, нарушавшим право этой собственности. Требовали твёрдой фиксации и такие новые общественные отношения, возникшие из родовых, как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, возможность для человека отказаться от родства, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам и т. д.
       «Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул в свою очередь на параграфы. Большое количество титулов было посвящено определению штрафов, которые должны были уплачиваться за всевозможные кражи. Но «Салическая правда» учитывала самые различные стороны жизни франков, поэтому в ней встречались и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдёт чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. д. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 1/2 солидов»; «Если оторвёт нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвёт ухо, присуждается к уплате 15 солидов» и т д. (Солид был римской монетной единицей. По данным VI в. считалось, что 3 солида равнялись стоимости коровы «здоровой, зрячей и рогатой».).
       - франкское общество в начале VI в. уже распадалось на несколько отличных друг от друга слоев. Основную массу франкского общества в это время составляли свободные франкские крестьяне, которые жили соседскими общинами ив среде которых ещё сохранились многочисленные пережитки родового строя. На самостоятельное и полноправное положение свободного франкского крестьянина указывает высокий вергельд, который уплачивался за него в случае его убийства. Этот вергельд, согласно «Салической правде», равнялся 200 солидам и носил характер именно выкупа, а не наказания, так как платился и при случайном убийстве, и если человек погибал от удара или укуса какого-либо домашнего животного (в последнем случае вергельд, как правило, уплачивался владельцем животного в половинном размере). Итак, непосредственные производители материальных благ, т. е. свободные франкские крестьяне, в начале VI в. пользовались ещё достаточно большими правами.
       - К концу VI в. пахотная земля превратилась уже из наследственного владения в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность (аллод) франкского крестьянина.
       - В течение VI—VII вв. в вестготской Испании в ряде мест произошёл переход от двухполья к трёхполью (вероятно, с преобладанием яровых посевов над озимыми). Из хлебных злаков там культивировались главным образом пшеница и полба (хлебный злак, представляющий собой один из видов пшеницы). Возделывали также ячмень (рожь и просо в Испании вовсе не сеяли).
       - Поселение славян на Балканском полуострове.
       - после падения империи Гуптов Северная Индия распалась на множество мелких княжеств. В конце VI в. на севере долины реки Джамны начало усиливаться княжество, именуемое по его столице Стханешваром (Тханесар).


































В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/