VII век

       - К VII в., когда скотты уже заняли большую часть Северной Британии, она стала называться «страной скоттов», Зсойапй или, как мы привыкли произносить, Шотландией. Не покорен был римлянами и п-ов Уэльс, кроме его узких приморских полос, северных и южных: с востока они дошли только до подошвы Кембрийских гор. Поздние античные авторы придумали для Уэльса название Вторая Британия. Внутренний Уэльс оставался «белым пятном» до XI в. н. э.
       - Начало активности норманнов (в основном шведов) на Балтийском море относится приблизительно к середине VII в. Они ознакомились с северной частью этой акватории, открыли Аланд — большое (6,5 тыс.) скопление холмистых островов (Аландские о-ва) — и первые проникли в Ботнический залив.
       - Во второй половине VII–VIII вв. норманны достигли западного низменного побережья Прибалтики, открыли Моонзундский арх. и впервые проникли в Рижский залив, глубоко вдающийся в материк. Они воспользовались древним торговым путем, который вел вверх по Западной Двине («Вина», или «Дуна») через волок на Днепр.
       - С VII в. китайцы приступили к заселению береговых районов о. Хайнань, продолжавшемуся до XII в. Колонисты, оттеснив коренных жителей, предков народностей ли и мяо, в его центральную гористую часть, ознакомились со всем островом.
       - Изобретение книгопечатания ксилографическим способом. С VII в.в Китае началось книгопечатание с досок (ксилографическим способом).
       - несториане, в основном сирийские торговцы, в VII в. появились уже в Северном Китае.
       - С первой половины VII в. в китайской историографии появляются сведения о тибетских племенах, которые населяли непосредственно Тибет. Эти сведения позволяют сделать вывод, что в северных районах Тибета жили главным образом кочевники, а в южных, где были благоприятные условия для земледелия, уже с давних пор обитало сравнительно многочисленное оседлое население.
       - в VII в. японцы впервые достигли о-вов Рюкю, вытянувшихся в виде дуги па 1200 км юго-западнее Японских о-вов. Во второй половине VII в. японское влияние в Корее резко пошло на убыль и связь с Китаем через п-ов Корея стала далеко не безопасной. Тогда правительство Японии обратило внимание на эти острова с субтропическим и тропическим климатом.
       - С VII в. н. э. арабы, жившие на Аравийском п-ове, стали распространять свою власть и свою новую, воинствующую магометанскую, или мусульманскую, религию — ислам (по-арабски покорность) — на огромной территории. На востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии — Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе — Сирию и Палестину, на западе — всю Северную Африку.
       - В VI — начале VII в. племена Северной Аравии говорили на разных наречиях северо-арабского языка. В Йемене, Хадрамауте и Махре говорили на южно-арабском языке.
       - Киев, возник не позднее VII в. на правом берегу Днепра, ниже устья Десны, близ южной границы лесной полосы. По сказанию, записанному в Армении еще в VII в., основали город на земле славян-полян три родовых вождя, три брата, из которых старший был князь Кий.
       - Власть в Византийской империи в VII в. была захвачена представителями новой, феодализирующейся знати, использовавшей в своих интересах ту борьбу, которую вели с рабовладельческой империей народные массы. Хотя старый государственный аппарат управления сохранился, но он уже значительно видоизменился — исчезла характерная для рабовладельческой империи централизация, произошло значительное обособление провинциального управления. Государство в VII в. уже потеряло характер рабовладельческого государства и по мере развития феодальных отношений всё больше превращалось в феодальное.
       - Территория Восточной Римской империи в VII в. резко сократилась. Земли от Дуная до Эгейского моря были заняты славянами, основавшими здесь впоследствии свои независимые государства: Болгарию, Хорватию и Сербию. Восточные провинции империи — Сирия, Палестина, Египет, Верхняя Месопотамия, Киликия, а также владения в Северной Африке были завоёваны арабами.
       - Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились по этническому происхождению на южно-арабские, или йеменские, и северо-арабские. К началу VII в. большая часть арабов оставалась кочевниками (так называемые бедуины — «степняки»). Для кочевого скотоводства в Аравии было гораздо больше возможностей, чем для земледелия, которое почти повсюду носило оазисный характер. Средствами производства в кочевом скотоводческом хозяйстве были земля, пригодная для летних и зимних пастбищ, и скот. Бедуины разводили главным образом верблюдов, а также мелкий скот, преимущественно коз, реже овец. Арабы-земледельцы выращивали финиковую пальму, ячмень, виноград и плодовые деревья.
       В сирийских и греческих источниках отмечается несколько социальных слоев населения Йемена в VI — начале VII в. н. э.: благородные (знать), купцы, свободные земледельцы, свободные ремесленники, рабы. Свободные земледельцы объединялись в общины, сообща владевшие каналами и другими оросительными сооружениями. Оседлая знать большей частью жила в городах, но владела имениями в сельской округе, где находились пашни, сады, виноградники и рощи финиковых пальм. Возделывались и такие культуры, как ладанное дерево, алоэ, разные ароматические и пряные растения. Обработка полей и садов, принадлежавших знати, а также уход за их скотом лежали на рабах. Рабы были заняты и на ирригационных работах, отчасти и в ремесле.
       Среди северо-арабских поэтов VI—VII вв., авторов так называемых муаллак («нанизанных стихотворений», т. е. поэм), крупнейшими признаются Имру-л-Кайс, считавшийся создателем правил арабской метрики; Антара — бывший раб; Набига — судья поэтических состязаний на ярмарках и др. В своих стихах они воспевали мужество, верность, дружбу и любовь.
       - В Средней Азии в VII в. сложилось много небольших царств и княжеств, в которых правили династии местного (согдийского, хорезмийского, тохарского), а кое-где и тюркского происхождения. Все они находились сначала под верховной властью Западно-тюркского каганата, которому местные цари и князья платили дань. Одно время, в середине VII в., некоторые княжества признавали и власть китайского императора. Ко времени же арабского завоевания (VIII в.) мелкие государства Средней Азии фактически были самостоятельными.
       - В начале VII в. грузинская церковь приняла православное исповедание и порвала общение с армянской церковью.
       - после смерти Хлодвига раннефеодальное Франкское государство раздробилось на уделы его четырёх сыновей, потом на короткое время объединилось и затем вновь раздробилось на части. Лишь правнуку Хлодвига Хлотарю II и праправнуку Дагоберту I удалось достичь более длительного объединения территории государства в одних руках в начале VII в. Но могущество королевского рода Меровингов во франкском обществе основывалось на том, что они обладали крупным земельным фондом, создавшимся в результате завоеваний Хлодвига и его преемников, а этот земельный фонд в течение VI и особенно VII в. непрерывно таял. Меровинги щедрой рукой раздавали пожалования и своим дружинникам, и своим служилым людям, в церкви. В результате непрерывных земельных дарении Меровингов реальная основа их власти значительно уменьшилась. Силу в обществе получили представители других, более крупных и богатых землевладельческих родов.
       - В результате расслоения и разложения лангобардской общины, роста крупного землевладения новой служилой знати (дружинников, герцогов, графов и пр.) и церкви в Лангобардском королевстве VII—VIII вв. стали развиваться феодальные отношения.
       - Значительное имущественное неравенство имело место внутри лангобардской общины еще в VII в. Разорявшиеся свободные крестьяне уже тогда попадали в материальную зависимость от других членов общины.
       - Англо-саксонское завоевание Британии продолжалось свыше 150 лет и закончилось в основном в начале VII в. Столь длительный характер завоевания объясняется прежде всего тем, что кельтское население Британии. оказало англо-саксонским завоевателям упорное сопротивление. В процессе завоевания англо-саксы истребили большое количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент (где они поселились на полуострове Арморика в Галлии, получившем в дальнейшем название Бретани), а часть превращена в рабов и зависимых людей, обязанных платить завоевателям дань. Независимость отстояли только горные кельтские области на западе Британии (Уэльс и Корнуолл) и на севере (Шотландия), где продолжали существовать племенные объединения, превратившиеся впоследствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства.
       - На территории Британии, завоёванной англо-саксами (она и стала впоследствии собственно Англией) примерно к концу VI и началу VII в., образовалось несколько англо-саксонских королевств. Это были: Кент — на крайнем юго-востоке, основанный ютами, Уэссекс, Сессекс и Эссекс — в южной и юго-восточной части острова, основанные саксами, Восточная Англия — на востоке, Нортумбрия — на севере и Мерсия — в центре страны, основанные главным образом англами. Все эти королевства являлись раннефеодальными государствами, подобными тем, которые были образованы на континенте Европы франками, бургундами, вестготами и другими германскими племенами.
       - Между  отдельными  англо-саксонскими  королевствами  шла постоянная борьба, в процессе которой одни королевства захватывали земли других и даже временно устанавливали над ними своё господство. Так, в конце VI и в начале VII в. наиболее важное значение имел Кент.
       - В результате народных восстаний VI—VII вв. и поселения славян на территории Византийской империи крупное землевладение, основанное на рабском труде, было окончательно подорвано. Большое значение в Византии, так же как и на Западе, получило общинное землевладение. Распространение свободной славянской общины, способствовавшее возникновению, а также и укреплению уже существовавших прежде местных сельских общин, было важным этапом в формировании феодализма в Византии.
       - Наиболее распространённой ересью в VII—IX вв., выражавшей социальный протест крестьянских масс против закрепощения и феодальной эксплуатации, была ересь павликиан (Павликианами последователи этой секты, назывались потому, что в своей проповеди они опирались на послания апостола Павла.), возникшая в VI—VII вв. в Армении, а затем распространившаяся в Византийской империи, главным образом в Малой Азии.
       - У многих славянских племён, поселившихся на Балканах, возникновение первых государственных объединений относилось к концу VI — началу VII в., хотя это и происходило ещё под покровом старых родоплеменных форм общественной жизни. Сохраняя свои старые наименования жупанов, племенные вожди начинали превращаться в князей, т. е. в представителей землевладельческой знати, стремившейся закрепить своё господствующее положение. Возникавшие таким образом княжества охватывали территорию одного племени или же территорию нескольких союзных племён.
       - В Западной Македонии в VII в. образовалось уже вполне независимое славянское княжество, известное под названием Склавинии. Это княжество занимало значительную территорию вплоть до города Фессалоники и управлялось самостоятельными славянскими князьями. Оно сохраняло свою независимость от Византии до IX в.
       - Большое значение в процессе возникновения первых южнославянских государств имело образование крупного политического объединения славян, называемого в источниках того времени «Союзом семи славянских племён» («Семь родов» или «Семь племён» — межплеменное объединение славян в VII веке на Балканском полуострове, ставшее наряду с булгарами, а также другими славянами, основой будущего государства — Первого Болгарского царства и болгарского народа). В отличие от ранее существовавших славянских союзов «Союз семи славянских племён» представлял собой, уже более прочное политическое объединение, владевшее значительной территорией, включавшей всю Нижнюю Мёзию. Самой крупной Славинией на балканском регионе, по мнению Г. Г. Литаврина, была под названием «Семь родов» или по другому «Семь племён». Эта Славиния находилась в Мизии и Малой Скифии. Заселение этих земель славянами началось после 602 года. Однако, согласно Феофану Исповеднику, после покорения их булгарами в 679/680 годах они были расселены.
       - предки хорватов и словен, обосновались в конце VI — начале VII в. на территории древних Паннонии, Далмации и Норика. Оказавшись на крайнем западе южнославянского мира, эти племена были вынуждены непрерывно бороться за независимость с многочисленными внешними врагами: с аварами, с баварскими герцогами и лангобардскими королями, а с середины VII в. — с франками. Притязала на эти земли и Византия.
       - Одной из важных страниц в средневековой истории южного славянства является история городов Адриатического Поморья — Дубровника, Задара, Сплита, Шибеника, Трогира, Котора, Бара, Леша и др. В конце VI — первой половине VII в., когда славяне вышли к Адриатическому побережью, древние, некогда цветущие города Далмации переживали период глубокого упадка, вызванного общим кризисом рабовладельческого общества. Славянская колонизация Балканского полуострова обеспечила расцвет поморских городов, но уже на новой, феодальной основе и с новым, преимущественно славянским, населением.
       - Ручной гончарный круг был хорошо известен польским славянам ещё в VII в.
       - В VII—IX вв. славяне жили и в восточной части хазарских земель, где-то в Приазовье, участвовали совместно с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю).
       - О связях Среднего Приднепровья с Прибалтикой и Поволжьем говорят археологические данные. Предметы одежды и украшения VI—VII вв., характерные главным образом для бассейна Роси, встречаются на Оке в тех местах, где позднее возникли на территории поселения мордвы и муромы города Рязань и Муром. Такие же вещи обнаружены и на Верхнем Днепре близ Смоленска, в земле кривичей, на пути «из варяг в греки». На следующем звене этого пути, на южном берегу Ильменя, в земле новгородских словен, появился город, вошедший в летопись под именем Старая Руса, принадлежавший впоследствии новгородским князьям.
       - На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родоплеменных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.
       - С начала VII в. в Китае появилась ксилография — печатание с гравированных досок.
       - Царство Сривиджайя находилось в восточной части Суматры, расположенной непосредственно против Малакки, с давних пор поддерживавшей связь с государствами Индокитая. Столицей Сривиджайи был город Палембанг. В западной части острова находилось другое царство, столицей которого был Парос, или Пас. В китайских источниках Суматра упоминается впервые в VII в. Именно тогда стали устанавливаться торговые связи Китая с царством Сривиджайя. До того времени Сривиджайя составляла часть владений крупного государства, существовавшего на острове Ява. После приобретения самостоятельности царство Сривиджайя стало быстро усиливаться. Важную роль при этом играло географическое положение Сривиджайи, сделавшее это государство одним из посредников торговли между Западом и Востоком, особенно между арабами и китайцами.
       Своим усилением и расцветом Сривиджайя, основным населением которой были малайцы, во многом обязана многочисленным переселенцам из Индии, которые стали появляться как на Суматре, так и на Яве ещё в древности. Выходцы из Индии занесли сюда свою культуру и свой язык — санскрит. Вместе с ними проникли на Суматру и. Яву и древние религии Индии: брахманизм и буддизм. О распространении буддизма красноречиво говорит знаменитый памятник буддийской архитектуры — храм в Боробудуре на Яве, выстроенный в VII—VIII вв.
       - в Индии уже в VII в. существовали держания земли и на условии несения службы. Эти владения с прекращением службы или со смертью их держателей снова возвращались к князю. Несмотря на сопротивление крестьянства, в экономически развитых районах Индии основную массу общинников уже в VII в. составляло феодально-зависимое крестьянство.
       С VII в. начала постепенно расти внешняя торговля Индии с другими странами Азии. Индийские купцы проникали в Китай. Бывали они и в Японии. В качестве посредников в торговле Индии крупную роль играли арабские купцы. В связи с ростом феодальной конницы большое место в индийском ввозе занимали лошади. Торговля лошадьми стала монополией арабских и иранских купцов. Основными товарами, вывозимыми из Индии на Запад, как и раньше, были хлопчатобумажные ткани, пряности, особенно перец, рис, сахар и изделия индийского художественного ремесла. Главными районами Индии, которые непосредственно вели эту морскую торговлю, были Гуджарат, Калинга, Орисса, Бенгалия и южная часть Декана.
       - В начале VII в. на западе Декана образовалась держава во главе с родом Чалукьев. Основатель этой державы Пулакешин II, отразил нашествие Харши на Декан. На юге Декана несколько раньше возникла держава Паллавов, включавшая земли, населённые тамилами.
       - Около VII в. — 1365 г. Государство Сривиджайя в Индо-Китае.
       - В VII в. жители Чичен-Ицы покинули этот город и переселились в юго-западную часть Юкатана.

602 год.
       - началась (602 - 610 гг) гражданская война в Византии: дунайская армия провозгласила императором простого центуриона (сотника) Фоку, затем восставшие свергли и казнили императора Маврикия. Важным по своим результатам было восстание 602 г., вспыхнувшее в армии, стоявшей на Дунае. Восставшие провозгласили императором центуриона (сотника) Фоку, двинулись к Константинополю и захватили его при поддержке народных масс столицы. Император Маврикий был свергнут с престола и казнён. Византийский престол занял Фока (602—610). В 610 Фока также свергнут и казнен, а престол захватил представитель провинциальной знати Ираклий.
       С самого начала рабовладельческая знать, крупные землевладельцы и сенат оказали правительству Фоки упорное сопротивление. В империи началась открытая гражданская война, которая велась с большим ожесточением не только на Балканском полуострове, но и в Малой Азии, Сирии, Палестине и Египте. В результате власть в стране захватил Ираклий (610—641), ставленник феодализирующейся провинциальной знати,  свергнувшей  Фоку  с престола и пошедшей на компромисс с остатками рабовладельческой аристократии.
       - кентская "Правда Этельберта" - первая запись правовых обычаев и законов Англии.
       - На границе Месопотамии и Сирийской пустыни к IV в. сложилось арабское царство во главе с племенем лахм и династией Лахмидов, просуществовавшее в качестве вассала сасанидского Ирана до начала VII в. Вопрос об общественном строе этого царства (так же, как и царства Гассанидов) до сих пор не выяснен. Иранское правительство, боясь роста военной мощи Лахмидского царства, уничтожило его в 602 г. Но в результате западная граница Ирана оказалась открытой, и в Месопотамию стали вторгаться аравийские бедуины.
       - Восстание вьетнамцев против господства Суйской империи.
603 год.
       - после 20-летнего периода междоусобных войн, Тюркский каганат распался на два враждующих государства — среднеазиатское (западное с центром в Семиречье) и центральноазиатское (восточное с центром на р. Орхон).
604 год.
       - началась христианизация Эссекса. 
       - в Японии царь Сётоку-тайси опубликовал "Закон из 17 статей". В нём излагались основы управления государством.
       - 604—628 гг. — Война Византии с сасанидским Ираном.
605 год.
       - в Британии образовалось королевство Нортумбрии из Берниции и Дейры. 
       - подавление восстания киданей в Китае.
       - Ещё в начале VII в. среди членов рода царей Ямато появились тенденции считать свою власть принципиально отличной от власти других родов знати. В связи с этим в 605 г. принц-регент Умаядо (Сётоку-тайси) объявил «закон из 17-ти статей» — декларацию царей Ямато. Тогда же была предпринята попытка опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае: к суйскому двору одно за другим направлялись посольства. В посланиях, передаваемых этими посольствами, впервые вошёл в употребление новый — китайский по происхождению — титул тэнно, которым стали именовать себя во внешних сношениях правители Японии. Этот титул сохраняется за правителями Японии до сих пор и переводится на европейские языки словом «император».
       - Вьетнамцы, не раз предпринимали попытки освободиться от чужеземного владычества. Период с III поVIII в. отмечен рядом восстаний, наиболее крупными из которых были восстания в середине V в. и в первой половине VIII в. В некоторых случаях в события вмешивались и правители Линьи, действовавшие на стороне восставших. Особенно серьёзным было участие чамов в восстании 602 г., что вызвало в 605 г. посылку китайских войск в Линьи. Столица его была взята, но китайские военачальники не могли подавить сопротивление населения и оказались вынужденными увести свои отряды обратно.
606 год.
       - в Северной Индии началось правление Харши (606 - 647 гг). После его смерти государство распалось, главным образом из-за отсутствия наследника.
607 год.
       - Недалеко от города Нара в Японии находился монастырь Хорюдзи, возникший ещё в 607 г., постройки которого представляли собой замечательные образцы деревянной архитектуры. Не меньшей художественной ценностью являлись фрески этого монастыря.
609 год.
       - Сразу же после образования стране восточных тюрок пришлось отстаивать независимость в войнах с Китаем. Былое влияние каганата в Центральной Азии удалось восстановить лишь на короткий срок (609–629 гг.)
       - Пользуясь внутренней борьбой в Византии, персы, благодаря победам даровитого полководца Шахрвараза, между 609 и 619 гг. захватили Сирию, Палестину и Египет и трижды подходили к Босфорскому проливу. Ценой напряжения всех сил империи византийским войскам, поддержанным тюрками и хазарами, действовавшими со стороны Кавказа, удалось разбить войска Ирана.
610 год.
       - Остров Люцю (Тайвань), упоминания о котором содержатся в китайских хрониках I–III вв., стал объектом экспансии в 610 г., когда на острове высадилось 10-тысячное китайское войско [131]. Вероятно, с этого времени поток колонистов с материка усиливается.
       - лидер восставших в Византии Фока свергнут и казнен, а престол захватил представитель провинциальной знати Ираклий (правил 610 - 641 гг).
       - славянский флот блокировал Фессалоники.
612 год.
       - Правители образовавшейся в Китае в конце VI в. Суйской империи стремились ослабить граничащие с империей государства и не могли не придавать значения Когурё. В 612 г. большая китайская армия вторглась в его пределы. Флот направился в устье реки Тэдонган, на берегу которой стояла столица Когурё (позднейший Пхеньян). Войска Силлы и Пэкче предприняли наступление на Когурё с юга, однако встретили сильное сопротивление. Войсками Когурё командовал талантливый полководец — Ылчи Мун Док. Поддержанные населением, войска Когурё отразили нападение. Кроме того, массовые восстания в самом Китае заставили императора Ян Гуана, стоявшего во главе похода, повернуть назад.
613 год.
       - король Нортумбрии (Британия) Этельфрид взял Дев (Честер). 
       - началось правление короля франков Лотаря II (613 - 629 гг) из династии Меровингов. При нем франки снова составляют единое государство.
       - в Китае началось правление династии Тан. Основана Ли Юанем. Господство Тан было подорвано крестьянской войной 874-901 и борьбой между различными группировками феодалов.
616 - 620 гг.
       - готы захватывают у Византии Испанию.
617 год.
       - Суйская династия находилась у власти в Китае недолго, около 30 лет. В 617 г. Ян Гуан (Ян-ди) был свергнут одним из своих военачальников — Ли Юанем, который в 618 г. объявил себя императором. Новая династия получила название Тан. Своим успехом Ли Юань (Гаоцзу, 618—627) был обязан главным образом тому, что непомерные и непрерывные поборы с крестьян, практиковавшиеся императорами суйского дома, которые нуждались в огромных средствах для завоевательных походов, возведения дворцов и постройки Великого канала, вызывали активное сопротивление крестьян. С начала VII в. повсюду вспыхивали восстания, которые ослабляли власть суйских императоров. Наиболее крупными были восстание в провинции Хэнань, руководимое Ли Ми, и восстание в провинции Хэбэй, во главе которого стоял Доу Цзянь-дэ.
618 год.
       - конец династии Сун и основание династии Тан в Китае.
620 год.
       - Стханешварскому князю Харше удалось после многих лет войны объединить под своей властью почти всю территорию бывшей Гуптской державы. Около 620 г. он сделал попытку подчинить себе и деканские земли, но его войско было разбито правителем Северного Декана Пулакешином II из рода Чалукьев и отступило.
622 год.
       - Бегство Мухаммеда в Медину, начало мусульманского летосчисления. Возникновение новых общественных отношений вызвало к жизни и новую идеологию в форме новой религии — ислама. Ислам (буквально — «покорность»), или иначе мусульманство, образовался из соединения элементов иудейства, христианства, учения ханифов и обрядовых пережитков староарабских домусульманских культов природы. Основателем ислама являлся мекканский купец Мухаммед, из рода Хашимитов, принадлежавшего к племени курейш. Имя Мухаммеда, которого мусульмане рассматривают как пророка и «посланника бога» на земле, было позднее окружено всевозможными легендами.
       В Мекке исламская проповедь строгого единобожия и борьбы с идолопоклонством сначала нашла очень мало последователей. Мекканская знать во главе с Абу Суфьяном опасалась, что эта проповедь приведёт к падению культа святилища Каабы с его божествами, а обладание Каабой сильно укрепляло политическое влияние и торговые связи Мекки с арабскими племенами. Поэтому последователи новой религии подверглись преследованиям. Это вынудило их во главе с Мухаммедом переселиться в 622 г. в Медину. Начало того года, в который произошло это переселение (хиджра), позднее и было принято за отправную дату нового мусульманского летосчисления на основе лунных годов. В Медине сложилась мусульманская община, главными руководителями которой стали вместе с Мухаммедом купцы Абу Бекр и Омар.
Июль.
16 - Произошло переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину (хиджра). При халифе Омаре I (634-644) год хиджры объявлен началом мусульманского летосчисления.
       - В начале VII в. разрозненные мелкие западнославянские владения чехо-моравских племен, расположенные главным образом в бассейне верхней Лабы и Моравы, подверглись нападению кочевников-аваров. Борьбу с ними в 622–623 гг. возглавил Само (Самослав?), вероятно франкский купец, или славянин, долго живший среди франков и ходивший по славянским землям с торговыми целями. Для успешного отражения агрессии Само объединил ряд племенных княжеств в единое государство Само — первую державу западных славян.
623 год.
       - 623—658 гг. «Государство Само» у западных славян. Необходимость подавлять растущее сопротивление народных масс обусловила наблюдавшееся уже в VI—VII вв. сплочение землевладельческой знати каждого племени и возрастание власти племенных вождей. Росла их военная и судебная власть. Вожди, называвшиеся теперь князьями, выступали уже в Качестве организаторов земельных захватов знати. Объединение славянских племён было ускорено внешней опасностью, возникшей во второй половине VI в. в связи с нашествием воинственных кочевых племён — авар, пришедших из приазовско-черноморских степей и утвердившихся в VI в. в Паннонии. Против авар, орды которых нападали на земледельческие славянские племена, выступили объединившиеся чехо-моравские и паннонские княжества, образовавшие в 623 г. первый крупный союз западнославянских племён.
       Во главе этого союза стал энергичный военачальник Само — по мнению многих учёных, славянин, — нанесший аварам сокрушительное поражение. Эта победа Само освободила Византию и Франкское королевство от опасности дальнейшего наступления кочевых орд авар. Но Само пришлось вступить в борьбу и с франкским королём Дагобертом I (629—639), который сделал попытку подчинить себе западных славян. Само дважды разбил войска Дагоберта и отстоял землю славянских племен от новой опасности.
       - славянский флот наносит удар по Криту.
624 год.
       - объединение Китая под властью династии Тан закончено
625 год.
       - в Британии основан Йоркский епископат.
Вторая четверть VII века.
        - Из Индии в Китай со второй четверти VII в. начал функционировать еще один путь — самый тяжелый — через Непал и Тибет.
626 год.
       - византийский император Ираклий (правил 610 - 641 гг.) отразил нашествие аварских славян на Константинополь.
627 - 628 гг.
       - византийский император Ираклий отвоевал у персов земли на востоке империи.
627 год.
       - поражение Нортумбрии в битве с Мерсией при Хитфилде. (Британия).
       - Одним из первых «счастливчиков» стал китайский пилигрим Хуань Чао, проникший в Тибет с северо-запада. Благодаря специальному разрешению царицы его проводили в Лхасу. Оттуда он двигался не обычным путем через Непал, а проследовал на запад по долине Цангпо (верхняя Брахмапутра) почти до истоков, посетил священное озеро Манасаровар и, пройдя вдоль южных склонов хр. Кайлас, перевалом Шипки, у 32° с. ш. и 79° в. д., где р. Сатледж прорывается сквозь Гималаи, в 627 г. достиг г. Шимла в Индии. Вернувшись в Китай (неизвестно, каким путем), он составил краткое описание своего маршрута.
       - развивалась внешняя транзитная торговля с Индией (через Балх) и особенно с Китаем. Главная роль в этой торговле принадлежала согдийцам. По данным китайских источников, за время с 627 по 647 г. только из Самарканда и ближайших к нему владений было отправлено в Китай 20 посольств, обычно в сопровождении торговых караванов. Согдийцы везли в Китай стекло, бирюзу, коней и др., вывозили же оттуда шёлковые ткани. В разных районах Средней Азии добывались золото, железная руда и каменная соль.
628 год.
       - чрезвычайные налоги на военные нужды разорили Иран и вызвали недовольство не только крестьян и горожан, но и землевладельцев, которые роптали на то, что затянувшаяся война не приносила больше военной добычи. Часть военной знати и купцов, исповедовавших несторианство, произвела дворцовый переворот в Ктесифоне и умертвила Хосрова II. В 628 г. Иран был вынужден заключить с Византией мир и вернуть ей все отнятые у неё области.
       - Падение иранского господства в странах Закавказья. После победы Византии над сасанидским Ираном (628 г.) его владычество в странах Закавказья фактически пало, хотя и власть Византии являлась там лишь номинальной.
629 год.
       - племена Центрального Тибета объединились в единое государство Бод, или Тхубод. Его царь принял буддизм и ввел индийский алфавит, но в жены взял себе принцессу из Китая (641 г.). С этого времени индийские и китайские миссионеры начали буквально «валом валить» в страну. Результатом их деятельности было открытие высочайшего на планете Тибетского нагорья и его высокогорных пустынь, пересеченных ими в разных направлениях.
       - Возникновение тюркской державы создало серьёзную угрозу для пограничных областей Китайской империи и поставило под контроль тюрок давние торговые пути, идущие из Китая в страны Средней Азии, а через них в Переднюю Азию и Северо-Западную Индию. Танские правители стремились ослабить тюрок и прямыми военными ударами, и натравливанием на них их соседей, и путём использования постоянных распрей внутри самого каганата. Эта длительная борьба кончилась гибелью тюркской державы: в 629 г. перестал существовать Восточно-тюркский каганат. Часть его территории попала под контроль империи. В 80-х годах VII в. восточным тюркам удалось, однако, оттеснить китайцев из своих районов и восстановить каганат.
       - началось путешествие известного китайского паломника Сюань Цзана. Время Тан, как и время Суй, было периодом процветания буддизма, наиболее крупным представителем которого являлся Сюань Цзан (602—664), буддийский монах, совершивший в 629—645 гг. своё знаменитое путешествие из Китая в Индию. Он проник туда через Среднюю Азию и описал те страны, в которых ему довелось побывать. Его «Описание Западного края» («Сиюй цзи») дошло до нас и до сих пор служит одним из лучших источников для изучения народов и стран Средней Азии и Индии того времени. Его странствия длились 16 лет до 645 года. В Центральной Азии он почти повторил маршруты Чжан Цяня. К югу от Аму-Дарьи (от района города Балх) он перевалил хребет Гиндукуш. Побывал в Индии, вернулся назад и составил ценные "Записки о странах Запада".
630 - 640 гг.
       - Сасанидское государство пало под ударами арабов. Это произошло как раз в те годы, когда второй танский император — Ли Ши-минь (Тайцзун, 627—649) путём завоевательных походов и дипломатии расширял пределы империи в Средней Азии. Арабское завоевание Ирана поставило лицом к лицу две могущественные державы средневекового Востока — Халифат и Танскую империю.
630 год. 
       - Подчинение Мекки Мухаммеду. Зарождение Арабского государства. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. Наконец было достигнуто соглашение (630 г.), по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. При этом прежняя курейшитская верхушка сохранила свое влияние. Кааба была преобразована в главный мусульманский храм и очищена от идолов племенных божеств. Однако основная святыня — «чёрный камень», объявленный «даром божиим», принесённым на землю архангелом Гавриилом, был оставлен. Мекка продолжала быть местом паломничества, сохранив одновременно и своё экономическое значение. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда. Этим было положено начало Арабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племён.
       - каган страны восточных тюрок стал вассалом империи Тан.
Март.
21 - Ираклий I (575–641), византийский император армянского происхождения, возвратил в Иерусалим великую христианскую святыню — Животворящий Крест (на котором, по преданию, был распят Христос). В 614 году персидский шах Хосров II (?–628), захвативший город, сжег храм Гроба Господня, учинил резню и увез Крест и патриарха Захарию в плен. 14 лет спустя Ираклий разгромил персов и освободил Древо Господне. Спустя два года Ираклий добрался до Иерусалима и попытался внести крест в храм Воскресения в царском венце и порфире, но возле ворот на Голгофу неожиданно остановился, не в силах сдвинуться с места. Шедший рядом патриарх Захария объяснил императору, что Крестный путь невозможно пройти в парадном облачении. Ираклий снял порфиру и, как писал св. Дмитрий Ростовский, «идя босыми ногами… внес… в церковь... и снова поставил там крестное древо».
631 год.
       - Нанеся поражение аварам, вождь чехо-моравских племен Само,.разгромил франков и в ходе борьбы с ними расширил территорию страны на северо-западе за счет земель сербо-лужицких племен, обитавших в бассейне средней Лабы. В итоге западные славяне ознакомились и освоили бассейн верхней Лабы, в том числе долины рр. Влтавы и Огрже, все течение Моравы, Вага и Грона, верховья Одры и междуречье Сала (Заале) — Одра с Бубром до широтного отрезка р. Спрева (Шпре) на севере. Они, следовательно, положили начало открытию Судет и Бескид и продолжили открытие Чешско-Моравской возвышенности, Рудных гор, Западных Карпат, Чешского Леса и Шумавы, начатое римлянами.
632 год.
       - умер Мухаммед. После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бекр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда. Халифская власть досталась Абу Бекру (632—634) в то время, когда объединение Аравии еще не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бекр жестоко подавил все эти восстания. После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда — Омар (634—644).
       - возник ортодоксальный халифат ислама, включающий первых четырех халифов - Абу Бекра (632-634). Омара 1 ибн аль-Хат;-таба (634-644), Османа ибн Аффана (644-656) и Али ибн Аби Талиба (656-661). Период обширных арабских завоеваний.
       - при первом халифе началось завоевательное движение арабов, сыгравшее огромную роль в истории стран Средиземноморья, Передней и Средней Азии. Международная обстановка была весьма благоприятной для успеха арабских завоеваний и распространения ислама. Длительная война между двумя великими державами того времени — Византией и Ираном, продолжавшаяся с 602 по 628 г., истощила их силы. Арабские завоевания были отчасти облегчены и давно наметившимся ослаблением экономических связей между Византией и её восточными провинциями, а также религиозной политикой Византии в её восточных областях (преследование монофизитов и т. п.).
       - после того как Иран был вынужден заключить с Византией мир и вернуть ей все отнятые у неё области. В ослабленном экономически и политически Иране шла непрерывная борьба за власть между различными группировками знати, поочерёдно возводившими на престол и свергавшими своих ставленников — царей из династии Сасанидов. За 4 года после заключения мира сменилось до 8 царей и цариц. При последнем сасанидском царе Йездигерде III (632—651). Иранскому государству пришлось бороться с вторжением сильных арабских ополчений, завоевавших весь Иран.
       - в Индию из Тибета было направлено посольство. Главе посольства Тонми Сабода приписывается изобретение тибетского письма, которое он разработал на основе письменности Индии. Появление своей письменности привело к зарождению тибетской литературы, первыми памятниками которой стали переводы буддийских книг, а также исторические произведения.
633 год.
       - к Арабскому халифату насильственно присоединяются Ирак.
634 год.
       - Сронцзан-гамбо стремился установить дружественные отношения и с Танской империей, направив в 634 г. туда своё посольство. Однако нападения тибетцев на тогонцев, которых Танская империя считала подвластными себе, вызвали столкновения Тибета с Китаем. Но уже в 641 г. был заключён мирный договор.
       - Китайская империя овладела землями восточных тюрок и закрепила свою власть над Восточным Туркестаном (ныне Синьцзян).
       - 634—640 гг. Завоевание Палестины, Сирии и Верхней Месопотамии арабами.
635 год.
       - До VII в. китайцы не имели представления не только о Тибетском нагорье и племенах, населяющих этот суровый край, но даже об истинных истоках «своей» р. Хуанхэ. В 635 г. Ху Цуньци, командир карательной экспедиции, направленной против восставших тибетцев, вероятно, из Ланьчжоу, у 104° в. д., прошел по горным дорогам на запад до озера Джарин-Нур и «созерцал истоки Желтой реки».
       - началась христианизация Уэссекса (Британия).
636 год.
Август.
17-20 - халиф арабов Омар разбил византийцев на берегу реки Ярмук (Йармук) и захватил Финикию.
       - начало несторианской миссии в Китае.
637 год.
       - 637—651 гг. Завоевание Ирана арабскими войсками.
        - арабы взяли и разрушили столицу Ирана — Ктесифон.
638 год.
       - к Арабскому халифату насильственно присоединяются Сирия, Арабы захватили Иерусалим.
639 год.
       - Арабский халифат начал завоевания Египта (639 - 643 гг.). В 639–709 гг. арабы захватили всю Северную Африку (Магриб) и прибрали к рукам ее торговлю; «ветры коммерции» привели их в страны, лежавшие южнее Сахары.
       - Была предпринята и новая кодификация конфуцианства. В 40-х годах VII в. Кун Ин-да (умер в 648 г.) составил «Пять книг в правильном содержании». Это был свод пяти древних сочинений, ставших каноном конфуцианства, в новой редакции и с новыми комментариями. В этих древних сочинениях излагались элементы естествознания и физики, учение об обществе и государстве, основы права и морали, а также рассуждения об историческом процессе. Таким образом, свод Кун Ин-да представляет собой изложение учения о мире и природе, о государстве, обществе и человеке.
640 год.
       - Война с Византией и Ираном была начата при Абу Бекре. Деятельное участие в ней приняли «сподвижники пророка», племенная и мекканская знать во главе с родом Омейя. Внешняя завоевательная война с перспективой обогащения была для знатной верхушки Аравии также лучшим средством смягчить внутренние противоречия в стране путём вовлечения в походы широких слоёв аравийских бедуинов. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Много мирных жителей было захвачено в рабство. Но многие города (Антиохия, Дамаск и др.) сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо-мусульманского государства и уплаты податей. Подчинившиеся христиане и иудеи, а позднее также и зороастрийцы, составили в арабском государстве особую категорию лично свободного, но политически неполноправного населения, так называемых зиммиев.
       - После завоевания Сирии войско Арабского халифата в 640 г. в первый раз вторглось в Армению, взяло и разграбило её столицу Двин и увело в рабство 35 тыс. человек.
       - 640—642 гг. Завоевание Египта арабами.
641 год.
       - Арабский халифат завоевал Месопотамию.
       - каган страны восточных тюрок, Юкук-шад создал сравнительно крупное самостоятельное государство. Наибольший интерес представляют его завоевания на севере: он предпринял поход в Прибайкалье и по долине р. Ангары (1826 км) прошел до устья, покорив племя бома, которое населяло междуречье нижней Ангары и Енисея.
       - Мирные отношения с Тибетом позволили Танской империи открыть прямой путь в Индию через Тибет и Непал. К этому стремились и некоторые правители Индии. Так, в 641 г. к танскому двору прибыло индийское посольство, а в индийское царство Магадха были направлены китайские посольства (в 643—648 гг.).
642 год.
       - взятие арабами Александрии. Египет и Киренаика в руках арабов.
       - морской поход славян в Луканию (юг Италии) через Эгейское и Средиземное моря.
       - арабские завоеватели напали на Атропатену, правитель которой заключил с ними договор о подчинении им страны.
643 год.
       - Арабский халифат завоевал Ливию.
       - эдикт короля Италии Ротари, кодифицирующий лагобардское право.
644 год.
       - Арабский халифат завоевал Иран.
       - многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Весьма любопытные в этом отношении данные приведены у арабских авторов Ибн Сада, Якуби, Ибн Асакира, Ибн ал-Асира и др. Так, они сообщают, что «сподвижнику пророка» Абд-ар-Рахману ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; Муавия ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно. Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в644 г.). Смерть халифа Омара от руки пленника-раба — яркое свидетельство противоречий, существовавших между рабами и рабовладельцами в Арабском халифате.
645 год.
        - Смена династий в Китае на время устранила для Когурё опасность с этой стороны. Однако после утверждения на престоле династии Тан войны между Китаем и Когурё возобновились. В 645 г., при втором танском императоре Ли Ши-мине (Тайцзуне), против Когурё была снова направлена большая армия. Однако упорное сопротивление войск Когурё под командованием полководца Енгэ Сомуна заставило танские войска и на этот раз отойти и удовольствоваться занятием владений Когурё в Южной Маньчжурии.
       - в Японии произошёл переворот, получивший наименование «переворота Тайка» (по названию года, когда он произошёл). Принц Наканоэ уничтожил род Сога, который на время совершенно оттеснил царский род от власти. В этом перевороте царский род был поддержан родом Накатоми, т. е. родом наследственных жрецов исконной японской религии — синто (культ сил природы, соединённый с культом предков), получившим после переворота фамилию Фудзивара. Однако основную силу переворота составляли табэ, томобэ и какибэ, стремившиеся освободиться от своего полурабского положения.
646 год.
       - после переворота, в 646 г. в Японии, было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ с уравнением их в правах с феодально-зависимыми крестьянами. Таким образом, «переворот Тайка» привёл к утверждению феодального способа производства как господствующего. В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, в земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государствен-ных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.
       - При Харше была установлена связь Индии с Китаем, куда он отправил посольство. Из Китая ко двору Харши было направлено ответное посольство, возглавляемое Ван Сюань-цэ. Оно прибыло в Индию в 646 г., но уже не застало Харшу в живых.
648 год.
       - держава, созданная в Индии Харшей, распалась.
649 год.
Октябрь.
       - в октябре 649 г в храме Спасителя вблизи Латеранского дворца в Риме  Поместный собор, организованный и проведенный святым римским папой Мартином — Латеранский собор.
650 год.
       - в Лондоне началась чеканка англосаксонской монеты.
       - Основателем Тибетского государства считается Сронцзан-гамбо (умер в 650 г.). При Сронцзан-гамбо тибетцы предприняли ряд завоевательных походов на север — на земли племени тогонцев и на запад — в сторону Средней Азии. Сронцзан-гамбо стремился укрепить своё могущество и путём установления дружественных отношений со своим южным соседом — гималайским княжеством Непал. Связи с Непалом привели к проникновению в Тибет буддизма, а также непальской культуры.
Середина VII века.
       - К середине VII в. славяне расселились почти по всей территории Балканского полуострова. Они заселили Фракию, Македонию, значительную часть Греции, заняли Далмацию и Истрию и проникли в Пелопоннес. На своих быстроходных ладьях славяне предпринимали частые набеги на острова Эгейского моря. Славянские войска осаждали Фессалонику, доходили до стен столицы империи — Константинополя. Немало славян переселилось и в Малую Азию.
       - весь Китай был поделён на военные округа. Такие округа возникли ещё во второй половине VI в. В середине VII в. их насчитывалось 634. Каждый округ выставлял от 800 до 1 200 солдат, набираемых на короткий срок. Во время войны производились специальные наборы. Командный состав этой армии составляли «военные чины» (угуань).
       - Об искусстве литья в Корее свидетельствуют колокола, отливавшиеся для буддийских храмов. На всю Восточную Азию славился колокол в одном из храмов корейской столицы, отлитый в середине VII в. Диаметр его равнялся 7 1/2 корейским футам (более 2 м).
       - Приблизительно с середины VII в. господствующее положение заняло самое северное из англо-саксонских королевств — Нортумбрия.
       - Одним из древнейших памятников англо-саксонской письменности и вместе с тем произведением изобразительного искусства является шкатулка из китового уса, датируемая приблизительно серединой VII в., с вырезанными на ней руническими надписями на нортумбрийском диалекте и с рельефными изображениями эпизодов из древнегерманской, античной и библейской мифологии.
       - В результате длительной и напряжённой борьбы с Восточной Римской империей славяне к середине VII в. заселили значительную часть Балканского полуострова и ряд прилегавших к нему на северо-западе областей. За исключением приморской части Фракии, древней Аттики, некоторых районов близ крупных византийских городов и юга Пелопоннеса, где продолжало жить греческое население, славяне заняли весь Балканский полуостров. На западе южнославянские племена проникли в долины Альпийских гор, а севернее — в районе современной Австрии — стали соседями западных славян. При этом в Эпире сохранились потомки эпиро-иллирийских племён (Эпиро-иллирийские племена принадлежали к числу предков современных албанцев), а по склонам Балканского хребта и южных его отрогов — дако-фракийские племена. Южными славянами были заселены и обширные области к северу от нижнего течения Дуная, граничившие с землями восточных славян.
       - государством в Корее стало королевство Силла, объединившее во второй половине VII в. территорию почти всего полуострова. С этого времени начался хозяйственный и культурный подъём страны, продолжавшийся и в VIII в.
Вторая половина VII века.
       - во второй половине VII в. на Прикаспийской низменности и в восточной части Северного Кавказа уже существовало сильное раннефеодальное государство — Хазарский каганат, пестрое по этническому составу население которого использовало четыре письменности — на греческом, арабском, древнееврейском и тюркском языках.
       - со второй половины VII в. шведы посещали берега Прибалтики и южнее Рижского залива вплоть до Гданьской бухты и захватили часть прибрежной полосы Лифланда, где обитали древнелатышские племена (Западная Латвия). Они, несомненно, открыли Куршский и Вислинский заливы — лагуны длиной около 90 км, «отгороженные» от моря узкими песчаными косами.
       - После смерти Сронцзан-гамбо тибетские правители продолжали стремиться к дальнейшему расширению своих владений. Наступление велось одновременно в двух направлениях — в Западный Китай и в Среднюю Азию. Эти походы закончились победой тибетцев. В Средней Азии им покорилась часть тюркских племён, а в Западном Китае тибетцы захватили обширные районы. Во второй половине VII в. Тибетское государство превратилось в крупную силу.
       - Основой Первого Болгарского царства явился «Союз семи славянских племён» Нижней Мёзии. Неизвестно, когда и как возник этот союз, но несомненно, что к 70-м годам VII в. «Союз семи славянских племён» прошёл уже достаточно длительный путь развития. В истории образования Болгарского государства определённую роль сыграло тюркское племя болгар. Теснимые кочевниками-аварами, орды кочевого тюркского племени болгар, или (как их называют в отличие от славян, принявших это имя) протоболгар, подошли в 70-х годах VII в. к землям дунайских славян и заняли малонаселённую тогда северную часть Малой Скифии (современной Добруджи), которая номинально принадлежала ещё Византии. Но как раз в это время внутренние междоусобицы в Арабском халифате дали империи кратковременную передышку в её изнурительных войнах на Востоке. Византийское правительство получило реальную возможность перебросить часть войск на север Балканского полуострова. Перед лицом этой опасности, одинаково угрожавшей славянам и протоболгарам, и произошло, по-видимому, сближение славянской и болгарской знати.
651 год.
       - к 651 г., арабы завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения.
       - Завершив завоевание Ирана и захватив Мервский оазис, войска Арабского халифата в 651 г. дошли до реки Аму-Дарьи.
654 год.
       - арабы, пройдя огнём и мечом Армению, дошли до Тбилиси и принудили князя Картли подписать договор о признании власти Халифата. Население Картли сохранило свободу вероисповедания, личную свободу и имущественные права при условии уплаты джизьи (подати для иноверцев) по динару с каждого двора. Договор этот, позже не раз возобновлявшийся, послужил образцом для многих других подобных же актов, заключавшихся арабскими военачальниками с местными владетелями или отдельными городами Закавказья.
655 год.
       - разгром Мерсии Нортумбией на реке Уинвед. Временное присоединение Мерсии к Нортумбии.
656 год.
       - Политика Османа привела к восстаниям аравийских бедуинов и земледельцев. Недовольство народа использовали в своих целях сторонник Али (зятя Мухаммеда), так называемые шииты (от арабского слова «шиа», что значит «группировка», «партия»), представлявшие другую, враждебную Осману, часть знати. Особенно много сторонников шииты имели в Ираке. Шиизм, первоначально представлявший только политическое течение, позднее превратился в особое направление в исламе. Одно из главных положений шиизма гласило, что законным главой, духовным (имам) и политическим (эмир), мусульманской общины может быть только зять пророка — Али, а после него — Алиды, т. е. потомки его и Фатимы, дочери Мухаммеда.
       Три группы недовольных — из Куфы, Басры и Египта — под видом паломников прибыли в Медину и, соединившись с мединцами, потребовали от Османа смены поставленных им наместников. Осман дал обещание удовлетворить их требования. Однако Омейяд Мерван, племянник Османа и фактический правитель Халифата, написал тайный приказ схватить вождей восставших. Но письмо это было перехвачено восставшими. Они осадили дом халифа и убили его (656 г.).
Декабрь.
9 - у стен Басры произошла кровавая битва войска халифа АЛИ с мятежниками, которых вела в бой вдова пророка АЙША. Силы халифа составляли 29 тысяч человек, против них было собрано еще больше, но воинская выучка сторон была несоизмерима, потому на тысячу погибших воинов халифа пришлось почти 17 000 мятежников. Битва вошла в историю под названием Верблюжьей или как День верблюда, так как вдова пророка в ходе всего сражения восседала верхом на любимом верблюде. 70 человек, державших верблюда за узду, были убиты, но мятежники и не думали сдаваться, видя свою предводительницу. Только когда Али приказал подрезать ноги животному, сражение завершилось. Айшу, как почетную пленницу, отправили в Медину, где она прожила еще более 20 лет.
657 год.
       - перестал существовать Западно-тюркский каганат, и его основная территория (район к северу от Тянь-Шаня) перешла под власть Китая. Вскоре к империи отошли и земли к югу от Тянь-Шаня. После ликвидации тюркской угрозы укрепилась власть империи и в районе нынешнего Циньхая — к северу от Тибета, где обитали тогонцы, а к югу от них — тангуты. Тем самым границы империи достигли Тибета.
658 год.
       - Опасаясь нападения с севера, со стороны маньчжурских племен, японцы в середине VII в. начали подготовку крупной военной операции. Летом 658 г., согласно «Хронике Японии», адмирал Абе-но-Хирафу, командуя флотом из 200 судов, достиг «острова Эдзо», высадился там и столкнулся с «людьми мисихасе». Большинство историков согласно, что «о. Эдзо» — это о. Хоккайдо. Таким образом, Абе открыл пролив Цугару, отделяющий Хонсю и Хоккайдо. За ним он обнаружил два других острова — «Ватари» и «Херохе», правда, пока не установлено, что это за земли.
       - В 658—659 гг. китайская империя одержала победу над западными тюрками. Китайская империя на время подчинила себе Среднюю Азию, но вторжение тибетцев в Восточный Туркестан и возрождение Восточно-тюркского каганата (в Монголии) во второй половине VII в. положили конец попыткам феодального Китая утвердить свою власть в Средней Азии.
       - Союз западнославянских племён, известный в истории как «государство Само», был очень обширен. В него входили, кроме племён Чехии, Моравии и Паннонии, также и многие славянские племена Силезии, Лужиц и других земель по среднему течению Лабы. После смерти Само (658 г.), когда непосредственной опасности со стороны внешних врагов уже не существовало, его государство распалось.
659 год.
Март.
17 - умерла причисленная Ватиканом к лику святых Гертруда Нивельская, дочь Пепина I, королевского наместника в северо-восточной части Франкского государства. В 640 году она стала аббатисой в построенном ее матерью в Нивеле (в 30 км к югу от современного Брюсселя) монастыре для отшельников обоего пола. Никогда и никому не отказывавшую в крове. Гертруду Нивельскую почитают в Западной Европе как покровительницу хозяев гостиниц, паломников, ищущих ночлега путников и... кошек. Обычно эту святую изображают в обществе крыс и мышей, снующих у ее ног или карабкающихся по ее посоху и накидке.
       - В марте — апреле 659 г. японский адмирал Абе-но-Хирафу, захватив юго-западную часть «Эдзо», основал на берегу узкого полуострова военный пост.
660 год.
       - В апреле — мае 660 г. японский адмирал Абе-но-Хирафу, вновь прибыл на Хоккайдо и воевал с мисихасе.
       - В решительную фазу борьба Когурё с Танской империей вступила в конце 50-х годов VII в. На этот раз вторжение производилось с другой стороны: армия была переправлена через Жёлтое море и высажена на территории Пэкче, находившегося тогда в союзе с Когурё. В 660 г. войска Пэкче были разбиты, король взят в плен и увезён в Китай, где он вскоре и умер.
661 год.
       - 661—750 гг. Халифат Омейядов.
663 год.
       - убийство Константом родного брата за приверженность того традиционному христианству. Переезд Константа II из Константинополя в Сиракузы.
       - Пэкче, несмотря на поражение в борьбе с Танской империей, продолжало оказывать сопротивление. В этот момент в борьбу вмешалась Япония. Потеряв в 562 г. свои владения на полуострове, правители Японии стремились вернуть их. Под предлогом помощи Пэкче они направили на полуостров большие силы, заняли Миману и попытались захватить всю территорию Пэкче. Однако население Пэкче упорно сопротивлялось. В конечном итоге японские отряды потерпели поражение и только незначительная их часть успела бежать на родину (663 г.).
       - Пэкче прекратило своё существование как государство. Его земли на некоторое время отошли к Танской империи.
664 год.
       - в англосаксонской церкви римское влияние победило кельтское.  
665 год.
       - тибетско-китайская война.
668 год.
       - началось правление византийского императора Константина IV. Он отразил нападение арабов на Константинополь (673-678), однако уступил часть территории империи болгарам.
       - Империя вела завоевательную политику на северо-востоке. Танские правители вмешались в борьбу, которую вели тогда между собой Силла, Когурё и Пэкче — три государства, расположенные на Корейском полуострове. Начались длительные столкновения, которые закончились в 668 г. разгромом Когурё и временным присоединением этого северного-корейского государства к Танской империи. Таким образом, к началу VIII в. Китайская империя превратилась в одно из самых обширных и могущественных государств средневековья.
       - Танская империя и Силла обратились против Когурё. Это государство было сильно ослаблено затянувшейся борьбой. Ещё больше его силу подорвали усобицы между представителями знати, в которые был вовлечён и королевский дом. И знать, и сам король склонялись к тому, чтобы признать власть Танской империи, лишь бы не попасть в руки Силлы. В результате правители Когурё прекратили сопротивление. С 668 г. Когурё перестало существовать, и почти вся его территория стала провинцией Танской империи.
670 год.
       - большая Орда оногуров (отныне византийские историки будут называть их "булгары") во главе с ханом Аспарухом перешла Дунай и начала проникновение в современную Добруджу 
       - образовалось государство Силла в Корее. В VII в. одержало победу (с помощью Китая) над двумя другими корейскими государствами - Когурё и Пэкче. В ходе освободительной борьбы против Китая объединило страну к югу от реки Тэдонган. Распалось на многочисленные уделы (935).
673 год.
       - кентская "Правда Хлотаря и Эдрика" ( с 673 по 686 г).
676 год.
       - Объединение Корейского полуострова под властью Силлы. Против власти китайских феодалов в Когурё начало подниматься местное население. Неуклонно обострявшаяся борьба в 70-х годах VII в. привела к большому восстанию, которым поспешила воспользоваться Силла, пославшая на помощь восставшим свои войска. В 676 г. они овладели столицей Когурё, которая являлась резиденцией танского наместника. Борьба продолжалась ещё некоторое время. В результате танским войскам пришлось оставить все захваченные ими территории к югу от реки Тэдонган. Ещё до этого войска Силлы заставили танские отряды уйти и из Пэкче. В результате весь полуостров, за исключением лишь северной его окраины, отошёл под власть Силлы. Корейские хроники особо отмечают роль в этих событиях Ким Ю Сина — полководца и фактического правителя Силлы.
677 год.
       - в пограничных районах китайской империи, начали формироваться особые пограничные войска (цзюнь чжэнь) с самостоятельным управлением и командованием местных феодалов.
679 год.
       - японцами была направлена исследовательская партия к о. Танегасима, ближайшему к Кюсю, вернувшаяся в 681 г. с отчетом и картой.
       - Борьба вьетнамцев против власти чужеземных завоевателей заставила китайских правителей прочнее связать эту отдаленную область с империей. С этой целью в 679 г. на вьетнамских землях было создано наместничество, названное Аннамским.
680 год.
       - византийский император Константин IV собрал 6-й экуменический собор, восстановивший мир между восточной и западной церквями.
       - болгары, одержав победу над византийской армией, поселяются на территории между Дунаем и Балканами. Постепенно они сливаются с местными славянами.
       - 680—697 гг. — Восстания против Омейядского халифата в Аравии и Ираке. В год смерти Муавии I (680) шииты сделали попытку восстать против Омейядов в Ираке, но при Кербеле отряд претендента на власть имама Хусейна, сына Али, был разбит, а сам Хусейн убит. Тогда же произошло новое восстание в Аравии (680—692 гг.), где халифом был провозглашён сын Зубейра, одного из главных сподвижников Мухаммеда, признанный халифом также и восставшими в Ираке. В этом восстании приняли участие как народные массы Аравии, так и мединская и мекканская знать.
681 год.
       - началась христианизация Суссекса (Британия). 
Август.
9 - Болгария впервые упомянута как государство. Случилось это на 16-м заседании VI Вселенского собора христианской церкви, проходившего в Константинополе. Протоболгары и славяне одержали крупную победу над византийцами, закреплённую в этом же году крайне невы-годным для Византийской империи договором. Более высокий уровень общественного развития славян обеспечил полную ассимиляцию ими пришельцев. Славяне восприняли лишь племенное имя болгар. Это произошло потому, что в VII и VIII вв. славянское государство начали называть Болгарией по этнической принадлежности её тогдашних военачальников — ханов (князей) из династии Аспаруха, которые захватили власть в стране. С этих же пор все жители Болгарии стали именоваться болгарами.
687 год.
       - после продолжительной борьбы в среде франкской знати майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего франкского государства.
688 год.
       - "Правда Инэ" ( с 688 по 694 г), первая дошедшая до нас запись законов Уэссекса.
689 год.
       - морем из Китая в Индию на торговом судне отправился буддийский паломник И Цзин. Несколько месяцев он прожил на юге Суматры, изучая санскритский язык.
691 год.
       - буддийский паломник китаец И Цзин, достиг дельты Ганга.
692 год.
       - Полководцу омейядского халифа Абд-ал-Мелика (685—705) Хаджжаджу лишь с трудом удалось подавить восстание и взять в 692 г. Мекку.
695 год.
       - Совершив паломничество ко многим буддийским святыням Северо-Восточной Индии, И Цзин сернулся на родину, где составил подробное описание своего путешествия.
697 год.
       - Арабский халифат начал завоевание западной части Северной Африки (697-705).
       -в 697 г. со страшной жестокостью полководец омейядского халифа Абд-ал-Мелика (685—705) Хаджжаджу подавил в Ираке восстание хариджитов, заявлявших, что, поскольку Омейяды изменили «первоначальному исламу», с  ними нужно вести «войну за веру». Хариджиты объединили под своим знаменем широкие массы крестьян и бедуинов.
698 год.
       - Цзо-жун, вождь многочисленного воинственного и сильного тунгусского племени сумо-мохэ, наиболее развитого из этой группы, населявшего в основном долину р. Муданьцзян (правый приток Сунгари), объединил ряд соседних племен, «полностью овладел… всеми странами морского Севера» и положил начало «Великому Приморскому государству», позже (712 г.) названному Бохай.
       - на о. Танегасима высадились японские войска. В итоге около 100 о-вов Рюкю, включая круппейший о. Окинава, были аннексированы Японией. Они превратились в базу на пути с о. Кюсю к устью р. Янцзы.
       - В 693—698 гг. византийские владения в Африке окончательно перешли под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению. С севера империи угрожали болгары. Тяжёлое положение Византии ещё больше усилило в ней  политическое  значение  военной феодализирующейся  знати.
700 год.
       - Крупнейшим произведением англо-саксонского героического эпоса, возникшего на основе народных преданий англо-саксонских племён, героических песен и саг скандинавского происхождения, является «Поэма о Беовульфе» (около 700 г.), написанная первоначально, как полагают, на мерсийском диалекте древнеанглийского языка. Наиболее древний список поэмы сохранился в рукописи Х в., содержащей свыше З тыс. стихов.
       - На северо-востоке Китая в 700 г. появилось государство Бохай, в состав которого вошли тунгусские племена, обитавшие по реке Сунгари и нижнему течению Амура.
Конец VII века.
       - В конце VII в. появилась первая система корейской письменности — так называемое письмо иду. Знаками этого письма служили китайские иероглифы, но они применялись как буквы слогового, т. е. фонетического алфавита.
       - В конце VII — начале VIII в. окончательно независимыми от Византии сделались Лазика и Армения, которая была затем завоёвана арабами. За Византией сохранились лишь Малая Азия, часть Балканского полуострова и владения в Италии, всё более обособлявшиеся от империи. Значительные изменения произошли и в этническом составе населения. Видное место среди населения империи заняли теперь славяне.
       - Образование Болгарского государства.
       - Для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Сложившееся постепенно между VII и IX в. мусульманское право первоначально основывалось на Коране. К этому главному источнику права с конца VII в. присоединился ещё и другой — предание (сунна), состоявшее из хадисов, т. е. рассказов из жизни Мухаммеда. Много этих хадисов было сочинено в среде «сподвижников пророка» — мухаджиров и ансаров, а также их учеников. По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь его становилась всё более сложной, выяснялось, что Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появились ещё два источника мусульманского права: иджма — согласованное мнение авторитетных богословов и правоведов и кыяс — суждение по аналогии.
       - До конца VII в. в бывших византийских провинциях в обращении продолжали находиться византийские золотые динары, а в Иране и Ираке — серебряные сасанидские дирхемы. Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат). Ислам распространялся постепенно.
       - В конце VII и в начале VIII в. особенно усилились майордомы, вышедшие из богатого знатного рода Каролингов, которые и положили начало новой династии на престоле франкских королей — династии Каролингов (VIII—X. вв.).
       - В оформлении и укреплении возникавших и развивавшихся у англо-саксов феодальных отношений активную роль играла королевская власть, помогавшая землевладельческой знати закрепощать свободных англо-саксонских крестьян. Одна из статей «Правды короля Ине» (конец VII в.) гласила: «Если кто уйдёт от своего глафорда без позволения или тайно убежит в другое графство и будет найден, пусть он возвращается туда, где был прежде, и уплатит своему глафорду 60 шиллингов».
       - с конца VII в. византийцы овладели тайной производства так называемого «греческого огня» — зажигательной смеси, из селитры и нефти, дававшей не гасимое водой пламя и применявшейся в морской войне и при осаде крепостей.
       - во второй половине VII в. на западной границе, в районе нынешней провинции Ганьсу, возобновились набеги тибето-тангутских племён. С конца VII в. начали вспыхивать волнения среди тюркских племён, обитавших на северо-западной границе империи, в районе провинции Шаньси. К востоку от этих мест стали нападать на границы империи кидани — одно из крупных племён, которое одни исследователи относят к маньчжуро-тунгусской группе, другие — к монгольской.
       - В VII—VIII вв. в долину реки Иравади проникли новые волны переселенцев с севера, постепенно подчинивших себе местное бирманское население.




























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/