1216 год

       - Половцы приняли у себя меркитов, с которыми монголы находились в состоянии войны.
       - киданьские отряды перешли реку Амноккан (Ялу) и вторглись в северо-западную часть королевства Корё, а другие отряды киданей вторглись в северо-восточную часть со стороны Приморья, перейдя реку Туманган.
       Королевством Корё в это время фактически правил Цой Чхун Хэн — один из крупнейших феодалов. Не будучи в силах сам справиться с киданями, он обратился за помощью к монголам. Чингис-хан решил воспользоваться удобным случаем и послал на полуостров свои войска. Монгольские отряды быстро разбили киданей, но «помощь» дорого обошлась корейскому народу с этого момента началось вмешательство монгольских феодалов во внутренние дела корейского государства.
       - Началось правление английского короля Генриха III (1216 - 1272). Опирался на иностранных феодалов и союз с римской курией, что вызвало недовольство баронов, поддержанных горожанами и верхушкой крестьянства (гражданская война 1263-1267). При Генрихе III был создан первый английский парламент.

Апрель.

22 - Завершилось крупнейшее в древнерусской истории междоусобное сражение на реке Липице (близ Юрьева-Польского), получившее у летописцев название Липицкого побоища, так как потери сторон составили около 20 тысяч человек.
       Друг другу противостояли владимиро-суздальская рать князей ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА и ЮРИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА и новгородско-смоленско-ростовское войско во главе МСТИСЛАВОМ МСТИСЛАВОВИЧЕМ УДАЛЫМ, ВЛАДИМИРОМ РЮРИКОВИЧЕМ (внуками князя смоленского и киевского РОСТИСЛАВА МСТИСЛАВОВИЧА) и КОНСТАНТИНОМ ВСЕВОЛОДОВИЧЕМ (старшим братом Ярослава и Юрия). 20 апреля противники расположились у реки Липица станом на противоположных горах — Авдовой и Юрьевой. Ростиславичи сначала выступили с мирными предложениями, а потом послали своих молодых людей биться против Ярославовых полков. Те бились целый день до ночи, но бились неусердно, потому что была буря и очень холодно.
       На следующее утро Ростиславичи решили не продолжать битву и идти прямо на Владимир, Ярослав и Юрий подумали, что враги бегут, начали сходить с горы, но тут к тем подоспела подмога из Ростова и, вновь выстроив свои полки, они ринулись в бой. Новгородцы при этом заявили, что не хотят помирать на конях и будут биться пешими, потому, сойдя с коней, посметавши с себя порты и сапоги, ударились бежать босые на врагов. За ними побежали также пешком смольняне, а старшие князья и все воеводы поехали сзади на лошадях. Мстислав трижды проехал по вражьим полкам, посекая людей, князь Владимир не отставал от него. Всеволодовичи, видя, что Ростиславичи жнут их полки, как колосья, побежали вместе с муромскими князьями.
       Новгородский летописец говорит (сами сопоставляйте и решайте, верить ли ему), что на этом страшном побоище пало только пять человек новгородцев да один смольнянин, все сохранены были силою честного креста и правдою, а вот у врага было не десять человек убито, не сто, но всех избито 9233 человека; крик, вытье раненых слышны были в Юрьеве и около Юрьева, не было кому погребать, многие перетонули во время бегства в реке, иные раненые умерли без помощи, живые побежали одни к Владимиру, другие к Переяславлю, некоторые в Юрьев.

Декабрь.

22 - Папа ГОНОРИЙ III утвердил орден странствующих проповедников — доминиканцев. Основателем ордена был испанский дворянин ДОМИНИК. Члены ордена называли себя «божьими псами», а на их знамени были изображены псы, разрывающие на части тела еретиков.
       Высшие представители духовенства содействовали возникновению в Пиренейских государствах целого ряда новых духовно-рыцарских орденов (Сант-Яго, Алькантара, Калатрава). Кроме того, большое значение там приобрел Доминиканский орден. Все силы этого нового ордена, отличавшегося суровым уставом и строгой централизацией, были направлены на борьбу с еретиками, на подавление всякого протеста против феодального гнёта. Доминиканцы называли себя нередко также «псами господними» (domini canes — своеобразная игра слов) и носили на своих белых одеждах в качестве символа изображение собаки с пылающим факелом в пасти.
       После утверждения ордена папством в 1216 г. доминиканцы стали играть главную роль в инквизиции, сжигая на кострах как еретиков всех лиц, сколько-нибудь противившихся религиозному и политическому мракобесию. Доминиканцы сделались воинствующими проповедниками реакционного католического богословия. Доминиканский орден не случайно зародился именно в Испании. Его создали условия, благоприятствовавшие росту могущества католической церкви в Кастилии и Арагоне во время реконкисты.