1253 год

       - Важные географические сведения собрала другая (францисканская) миссия в Каракорум — фламандца Гильома (Виллема) Рубрука. Она была отправлена из г. Акка (Северная Палестина) Людовиком IX Святым после неудачного похода в Египет. Король надеялся найти в великом хане союзника против мусульман. Зимой 1252–1253 гг. Рубрук пересек Черное море и высадился в крымском порту Солдайя (теперь Судак). Отсюда он двинулся на восток в мае 1253 г. и через два месяца на волах добрался до низовьев Волги. Рубрук подтверждает, что она впадает в замкнутое Каспийское море, а не в залив Северного океана, как считали почти все античные географы, кроме Геродота и Птолемея: «Брат Андрей [Лонжюмо] лично обогнул две стороны его, именно южную и восточную, я же другие две, именно северную [и]… западную». Рубрук указывает, что горы поднимаются на западе (Кавказ), на юге (Эльбурс) и на востоке от Каспия, вероятно подразумевается под восточными горами отчетливо выраженный обрыв — Западный Чинк Устюрта, пересеченного Лонжюмо. В середине сентября францисканец двинулся вновь на восток. Дальнейший путь от Каспия он проделал верхом.

Май.

7 - Из Константинополя к монголам отправилось французское посольство с монахом-францисканцем Виллемом РУБРУКОМ во главе.
       Король ЛЮДОВИК IX боролся с арабами в Сирии, когда ему неожиданно помог монгольский хан ЭРКАЛТАЙ, напавший на арабов со стороны Персии. Когда же разнесся слух, что хан принял христианство, король решил, что у него появился новый союзник и решил направить к нему послов, чтобы удостовериться в этом. Главой миссии был выбран фламандец Рубрук. С рекомендательными письмами от императора Священной Римской империи монахи переплыли Черное море, высадились в порту Салдайя (нынешний Судак) и отправились дальше на запряженной четырьмя волами крытой повозке. Сначала они прибыли в лагерь хана САРТАКА, который переправил их к отцу, хану БАТЫЮ. Батый же отослал посланцев к великому хану МУНКЭ, жившему в Каракоруме. Там его не оказалось, пришлось перебираться через горы в его северную резиденцию. Когда их представляли великому хану, они, следуя правилам францисканских монахов, шли босые и отморозили пальцы на ногах, так как был сильный мороз. Хан стал их угощать, но так как послы не пили, в одиночку хан скоро охмелел, и аудиенция была прекращена.
       Так прошло несколько недель, пока им было разрешено вернуться в Карокорум. В монгольской столице монаха поразило наличие, кроме языческих, буддийских храмов, двух мечетей и одной христианской церкви. Своей цели миссия не достигла, так как хан в своем письме королю называл себя владыкой мира и требовал от французов присяги, если они хотят жить с ним в мире. Рубрук собрал много ценных сведений по географии территорий, которые посетил (Средняя и Малая Азия, Кавказ, Балхаш, Волга, Каспийское и Азовское море, Астрахань, Дербент, Нахичевань, Эрзерум), и о населяющих их народах. В августе 1255 года он возвратился в Триполи.

Июль.

6 - От имени папы римского коронован литовский вождь МИНДОВГ /МИНДАУГАС/.
      Миндовг, объединивший литовские земли и прихвативший часть соседних, сначала пытался бороться с Ливонским орденом, но потом был вынужден пойти на компромиссное соглашение с ним, принял католичество и стал первым и последним литовским королем. Накопив силы, в 1260 году он нанес рыцарям жестокое поражение в битве при Дурбе, после чего отрекся от католичества. Создатель Литовского государства в 1263 году был убит в результате заговора феодальной знати.

Декабрь.

       - В конце декабря 1253 г. на безбрежной равнине Рубрук увидел Каракорум — временную ставку Мункэ, великого хана монголов. Здесь он встретил ремесленников-европейцев, в том числе русских и даже одного француза — ювелира. Монгольская столица, окруженная земляным валом, не произвела на него впечатления, за исключением двора великого хана. Поразило монаха другое — наличие, кроме языческих, вероятно, буддийских храмов, двух мечетей и одной христианской (несторианской) церкви — доказательство непонятной для средневековых католиков веротерпимости монголов.