Основные события XIII века

       - «Младшая Эдда» представляет собой прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом и историографом Снорри Стурлусоном.
       - XIII век был отмечен в истории Европы широким распространением ересей, направленных против церкви и феодальных порядков. С XIII в. преследование еретиков заняло одно из главных мест в деятельности папства. Иннокентий III выступил вдохновителем расправы северофранцузских рыцарей с антифеодальным движением народных масс на юге Франции (крестовый поход против альбигойцев). Для борьбы с еретическими движениями и для подавления свободной мысли папство создало инквизицию. Как регулярно действовавший тайный церковный суд инквизиция возникла в XIII в., фактически же значительно раньше.
       - Норманнские поселки на южном и юго-западном побережьях Гренландии, между 60 и 65° с. ш., существовали около 400 лет. В XIII в., когда колония достигла наибольшего расцвета, на этом берегу было, вероятно, около 100 поселков, правда очень небольших — в общей сложности около 270 дворов. Они делились на две группы: южная, которая в дошедших до нас документах почему-то называется Эстербюгд («Восточное поселение»), между 60–61° с. ш., и северо-западная — Вестербюгд («Западное поселение»), между 64–65° с. ш. Нуждаясь в хлебе, лесе и железных изделиях, колонисты поддерживали постоянную связь с Европой через Исландию, посылая в обмен на необходимые им товары меха, шкуры морских зверей, моржовые клыки, китовый ус, гагачий пух и другие продукты зверобойного промысла и охоты. Пока Исландия была независима, гренландская колония развивалась: в XIII в. там жило по разным исчислениям от 3 до 6 тыс. человек.
       - В начале XIII в. возникли так называемые «нищенствующие» монашеские ордены, сыгравшие большую роль в укреплении папства и в борьбе католической церкви против народных движений. Возникновение этих орденов, как и активизация деятельности инквизиции, было также связано с именем папы Иннокентия III, одного из наиболее последовательных выразителей теократических устремлений папства.
      - В металлообрабатывающей промышленности с XIII в. для обработки железа стали применять молоты, движимые силой падающей воды (Германия, Чехия, Англия).
       - В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле Западноевропейских стран со странами Востока. Первоначально главную роль в этой торговле играли арабские и византийские купцы, а с XII—XIII вв., особенно в связи с крестовыми походами, первенство перешло к купцам Генуи и Венеции, а также, к купцам Марселя и Барселоны. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.
       - через реку Темзу построен Лондонский мост.
       - в XIII столетии в Западной Европе стали сооружать большие башенные часы, приводимые в движение силой тяжести гирь. Эти часы были очень громоздкими и помещались лишь на больших общественных зданиях.
       - Развитие ремесленного производства определило и быстрый рост торговли. С начала XII и особенно в XIII в. огромное значение в Северо-восточной Франции приобрели бывшие фактически круглогодичными ярмарки в Шампани (в Труа, в Провене, в Ланьи-на-Марне и в Ба-ре-на-Обе), на которых встречались западноевропейские купцы. Многолюдные и оживлённые, эти ярмарки ярко свидетельствовали о зарождении торговых связей внутри Франции.
       - Наибольший интерес в истории духовной культуры средневековой Франции в городах XI—XIII вв. представляет та её часть, которая уходила своими корнями в народное творчество. Именно эта культура, открыто противостоявшая феодально-церковной культуре господствующего класса и называемая в дальнейшем ранней городской культурой, носила глубоко прогрессивный характер и определяла то новое, что внесли горожане в культуру средневекового общества на первом этапе развития городов во Франции. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, ибо ремесленное население первых городов вышло из среды крепостных крестьян.
       - Лирическая поэзия французского рыцарства достигла расцвета на юге в XII— XIII вв. в так называемой «куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров (на севере их называли труверами). Преобладающей темой поэзии трубадуров и труверов являлось изображение «идеальной любви», т. е. рыцарского служения даме сердца, ради которой рыцари подвергались всевозможным опасностям. Аристократический слой трубадуров, творчество которых наиболее ярко отражает интересы и чаяния господствующего класса, представляли богатые и знатные феодалы (Бертран де Борн и др.). Другую часть провансальских трубадуров составляли выходцы из мелкого рыцарства, жившие при дворах и замках могущественных сеньоров. Они с завистью наблюдали за ростом земельных богатств в руках католического духовенства и охотно прислушивались к голосу горожан, настроенных по отношению к церкви крайне оппозиционно. Для этой части провансальских трубадуров характерным являются откровенное преклонение перед радостями земной любви, отрицание церковной проповеди, аскетизма и ироническое отношение к церковным догматам (Арно Даниэль, Жоффруа Рю-дель, Гильом де Кабестань и др.).
       - Учитывая тягу учащейся молодёжи к светским знаниям и в первую очередь к античной философии, ставшей в XIII в. известной на Западе (через Кордовский халифат) благодаря трудам арабских и еврейских переводчиков (арабские переводчики делали переводы с греческого и сирийского языков на арабский, а еврейские переводчики переводили с арабского языка на латинский) в неизмеримо большем объёме, чем раньше, церковь приложила огромные усилия к тому, чтобы выхолостить из «свободных искусств» всякое положительное содержание и, в частности, фальсифицировать взгляды Аристотеля в соответствии с требованиями католического вероучения. Эту работу проделали богословы из «нищенствующих орденов». «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» - В. И, Ленин, "Философские тетради".
       Самое яркое выражение церковная схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание бога, и посвятившего своё главное сочинение «Сумма теологии» самой детальной систематизации католического вероучения.
       - В связи с развитием товарно-денежных отношений и ростом внутреннего рынка в XIII в. в Англии получила распространение денежная рента. Этот процесс замены натуральных повинностей (барщины и продуктового оброка) денежными платежами назывался коммутацией. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню вело к усилению феодальной эксплуатации крестьян, так как возможность продать продукты на рынке вызывала у феодалов стремление увеличить повинности крестьян.
       Одной из широко распространённых форм борьбы крестьян против повсеместного увеличения феодальных повинностей в XIII в. были отказы крестьян от дополнительных барщинных работ, от так называемых прекариев или беде-рипе, от уплаты произвольных платежей, и т. п. Сохранившиеся от XIII в. протоколы манориальных курий и протоколы королевских судебных расследований содержат многочисленные данные о штрафах и других более тяжёлых наказаниях, налагавшихся на крестьян за неявку на «помочи» в страдную пору, за отказ от пахотных работ на господском поле, за преднамеренно плохое выполнение этих работ, за отказ молотить пшеницу у лорда, за неявку на уборку господского сена и т. п. Очень часто эти отказы носили массовый характер. Обычно крестьяне действовали сообща, заранее сговорившись, и нередко во главе со старостой.
       - баллады о Робин Гуде, которые восходят к XIII—XIV вв. связаны с обострением в это время классовой борьбы в Англии.
       - Высокого уровня развития в Англии достигло в XI—XIII вв. искусство оформления книг. Особенно яркими красками, богатством орнамента и тонкостью письма отличались миниатюры Винчестерской школы.
       - яркими образцами английской готики XIII в. являются соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери, Питерборо и др., а также Вестминстерское аббатство в Лондоне.
       - бесплодные попытки германских императоров подчинить себе Италию и славянские земли привели к тому, что в результате всех этих процессов Германское королевство уже в XIII в. фактически распалось на территориальные княжества. В течение XIII в. немцы захватили Поморье (между Одером и Вислой), область расселения родственного литовцам племени пруссов (между Нижней Вислой и Неманом), а также владения куров, леттов, эстов и ливов (в бассейне Западной Двины и по берегам Рижского залива до берегов Чудского озера на востоке). В конце XII и первой половине XIII в. империи принадлежало и Сицилийское королевство, состоявшее из Апулии, Калабрии и острова Сицилия.
       - Экономическая и политическая разобщённость средневековой Германии задерживала формирование немецкой народности. Ещё в XIII в. население Северной, Средней и Южной Германии отличалось довольно значительными этническими особенностями, которые сказались и в разных диалектах. На основе этих диалектов в XII—XIII вв. выработались литературные языки: верхненемецкий и нижненемецкий, причём первый получил преобладание над вторым. Большинство литературных произведений в конце XII и в XIII в. написано на верхненемецком языке. Однако в быту и в области права продолжали сохраняться значительные различия между саксами и фризами, с одной стороны (фризы говорили на особом, фризском наречии), швабами и баварами — с другой.
       В XIII в. появились два памятника, представлявшие запись феодального обычного права Саксонии и Швабии — так называемые «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». Наряду с ними возникла и общенемецкая запись права («Немецкое зерцало»), в котором, однако, имелось много заимствований из «Саксонского зерцала». Весьма существенно, что ленное право (Lehensrecht, т. е. право, относившееся к области вассально-ленных отношений и феодальной иерархии) выступало в этих памятниках как общее для всей Германии. В то же время так называемое «земское» право (Landrecht), т. е. совокупность обычаев, регулировавших правовые взаимоотношения между разными слоями крестьянства, а также между крестьянами и феодалами, обнаруживало большие местные различия. И в хрониках XII—XIII вв. наряду с общим представлением о Германском («Тевтонском») королевстве саксы, швабы и бавары рассматривались нередко как отдельные народности.
       - В XIII в. в Германии распространилась готическая архитектура. Однако переход от романского стиля к готике совершался в Германии значительно медленней, чем во Франции, и этим объясняется наличие большого числа сооружений, построенных в так называемом «переходном стиле». В Германии, как и в других странах Западной Европы, был принят разработанный во Франции тип большого двухбашенного кафедрального собора из тёсаного камня (Кёльнский собор, строительство которого началось в середине XIII в., и др.). Но внешний вид некоторых других готических соборов в Германии был иной. Они имели однобашенный западный фасад (соборы во Фрейбурге и в Ульме). В северных областях Германии, где не было достаточного количества камня, пригодного для строительства, в употребление вошёл кирпич. Строительство церкви в Любеке положило начало так называемой «кирпичной готике», широко распространившейся в ряде северных стран Европы. Замечательны своими реализмом и простотой произведения ранней готической скульптуры в Германии — мемориальные статуи феодалов в Наумбургском соборе (вторая половина XIII в.) и статуя конного рыцаря в Бамбергском соборе.
         - Средневековые арабские (точнее, арабоязычные) географы начали составлять руководства по экономической географии задолго до XIII в.
       - Генуя была наряду с Венецией одним из самых крупных торговых городов в Северной Италии. В XIII в. генуэзские купцы проникли даже в Крым, где ими были основаны торговые фактории — Кафа (позднейшая Феодосия), Солдайя (Судак) и Балаклава. Генуэзские фактории в Крыму стали важными опорными пунктами Генуи в торговле с Польшей, Русью, Ираном, Центральной Азией, Индией и Китаем. Генуэзцы создали комитет для управления крымскими колониями и ежегодно назначали особое должностное лицо из Генуи (консула) для управления Кафой и другими колониями. В каждом крымском городе, попавшем под власть Генуи, образовались как бы две городские общины: одна — зависимая, состоявшая из местного населения, другая — привилегированная, состоявшая из генуэзцев. Это привело к жестокой эксплуатации генуэзцами местных ремесленников и к упадку местной торговли.
       - Лукка, Пиза и Флоренция в начале XIII в. издали ряд постановлений о полной свободе и неприкосновенности крестьян, бежавших в города из пределов чужих городских территорий. Городские власти не только укрывали беглых крестьян (даже сервов), но иногда и уплачивали за них выкупную сумму, заключая договоры об этом с феодальными сеньорами.
       - Таким крупнейшим городским коммунам Италии, как Флоренция и Милан, в XIII в. принадлежала не только городская зона с предместьем и землями «заповедной мили», т. е. землями в радиусе одной мили от города, но и подчинённая данному городу сельская территория, не имевшая в своём составе сколько-нибудь значительных городов (она называлась контадо). Кроме того, этим крупнейшим городским коммунам принадлежала территория, включавшая в себя другие города, которые либо были завоёваны Флоренцией или Миланом, либо оказались вынужденными подчиниться им в силу договоров(эта территория называлась дистретто).
       Некоторые крупные городские центры, например Флоренция, допускали известную долю хозяйственной самостоятельности и самоуправления мелких городов внутри дистретто при обязательном сохранении привилегированного положения бюргерства главного городского центра. Венеция, Генуя, Пиза и другие города, игравшие роль крупных торговых центров, являлись также городами-государствами, но их усиление было в значительной мере связано с внешней торговлей.
       - в Сицилийском королевстве, помимо феодально-зависимых крестьян, имелись и лично свободные крестьяне-аллодисты, жившие общинами и ведшие упорную борьбу против закрепощения. В течение XII—XIII вв. лично свободные крестьяне не раз поднимали восстания как против феодалов (в 1123, 1168, 1199 гг.), так и против королевской власти (в 1178 и 1239 гг.) и требовали, чтобы их не облагали новыми оброками и поборами. Однако все эти восстания потерпели поражение. XII и XIII века, которые в Северной и Средней Италии были временем частичного освобождения крестьян, для Южной Италии являлись периодом, подготовившим дальнейшее их закрепощение.
       - Наибольшего расцвета итальянская культура в XI—XIII вв. достигла в крупнейших городах (Флоренции, Венеции и др.). Однако в течение долгого времени она оставалась культурой отдельных городов-государств, не превращаясь в обще итальянскую.
       - Болонский университет в XIII в. привлекал тысячи слушателей из разных стран и сделался центром изучения римского права.
       - В XIII в. в Италии распространился готический стиль. Его памятниками, восходящими к XIII столетию, являются некоторые флорентийские церкви, а также церковь св. Франциска в Ассизи. Итальянские готические храмы отличаются большими размерами своих внутренних помещений, например храм Санта Кроче во Флоренции, но относительно небольшой высотой (по сравнению с французскими соборами). Особенный интерес строители этих храмов проявляли к оформлению кафедр, с которых читались проповеди.
       - В первые столетия реконкисты наряду с официальным латинским языком существовали различные народные наречия, которые послужили основой разных диалектов. Самым распространённым из них был кастильский, который начал складываться к концу XI — началу XII в. Это был романский диалект, подвергшийся незначительному влиянию языка вестготов. Через посредство мосарабов в кастильский диалект были внесены некоторые элементы арабского языка. В XII в на этом диалекте создавались литературные произведения, а в XIII в на него был переведён с латинского свод законов Леона и Кастилии. Наряду с кастильским диалектом существовали леонский и каталанский (ставший впоследствии основой особого каталанского языка) диалекты. Однако с течением времени в Испании получил преобладание кастильский диалект, который впоследствии лег в основу испанского литературного языка.
       - Важное значение для развития товарного производства и городской жизни в Чехии имел рост её внешней торговли в XI—XIII вв. Из Чехии в районы Верхнего Дуная, в Венецию и Венгрию вывозились лошади, волы, кожи, полотно и пр. С XIII в. начался вывоз зерна и серебра.
       - К XIII в. восходят наиболее древние из дошедших до нас памятников письменности на польском языке — «Свентокшижские проповеди» и религиозный гимн «Богуродзица». В XIII в. в городах возникли так называемые приходские (церковные) школы, в которых обучалась городская молодёжь. Преподавание велось по-прежнему на латинском языке, но росло сознание необходимости обучения польскому языку.
       - В XIII в. легенда о царе-попе Иване широко распространилась в католической Европе. Его власти и влиянию приписывалось с невероятными преувеличениями все, что делалось в азиатских странах в пользу христиан или против мусульман. Дело в том, что в результате монгольских завоевательных походов были разгромлены в Средней и Западной Азии сильные мусульманские государства. И вместе с известиями об этом разгроме, который приписывался «тому самому попу Ивану, о чьем Великом могуществе говорит весь свет» (Марко Поло), в Западную Европу проникли сведения, что среди монгольских ханов есть христиане, что ханы охотно принимают на службу христиан, а некоторые жестоко преследуют мусульман. И действительно, среди монголов было много христиан-несториан, имелись они и в семье самого Чингисхана, и притом очень влиятельные. С другой стороны, крестоносцы сами видели в «святых местах» Палестины эфиопов-христиан и слышали от них и их азиатских единоверцев о христианской восточноафриканской стране (Эфиопии). В Западной Европе ее также стали считать страной царя-попа Ивана.
       - Число городов (больших и малых) выросло с XI в. более чем втрое и к XIII в., только по неполным данным летописей, достигло почти трёхсот. Расцвет городского ремесла продолжался вплоть до монгольского нашествия. Археологический материал позволяет говорить о существовании тогда до 60 разных ремесленных специальностей. Даже в небольших городских центрах имелись сложные домницы для варки железа, насчитывалось несколько систем гончарных горнов и т. д. Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры, где ведётся значительное каменное строительство. Замечательный княжеский дворец в Боголюбове, великолепные храмы, украшенные каменной резьбой, во Владимире, Новгороде, Галиче, Чернигове и других городах, водопроводы и мостовые, частью сохранившиеся до наших дней и обнаруженные археологами, характеризуют достижения древнерусских мастеров.
       - Обширный круг идей содержится в выдающемся памятнике ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII—XIII вв., — «Слове», или «Молении», Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил умело использовал сокровища фольклора для восхваления сильной княжеской власти и обличения вредного для Руси самовластия светской и церковной знати.
       - Идеология церковной и отчасти светской знати нашла яркое отражение в замечательном памятнике литературы 20-х годов XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.
       - Крупное движение крестьян произошло в Галицкой земле в 40-х годах XIII в.
       - Русские князья активно вмешивались в международные отношения своего времени. Владимиро-суздальские и союзные им галицкие князья поддерживали дипломатические отношения с Византией, а их противники — волынские князья — с Венгрией. Войско галицких князей содействовало укреплению Второго Болгарского царства и помогло в начале XIII в. болгарскому царю Ивану Асеню II вернуть престол. Русские князья способствовали усилению позиции мазовецких князей в Польше. Позже мазовецкие князья некоторое время находились в вассальной зависимости от Руси.
       - Русские путешественники побывали в разных странах. Так, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил в начале XIII в. Византию. Он оставил интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал в Палестине и также описал своё путешествие, совершённое вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомлённость русских людей о ряде стран Европы и Азии.
       - международное положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине XIII в., описывается красота и богатство Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении её международного значения. Прошли те времена, когда государи соседних стран трепетали от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великии дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за синим морем».
       Ослаблению внешнеполитического положения Руси, сокращению её территории способствовали феодальные распри князей, которые не прекращались даже тогда, когда в страну вторгались враги. Кочевники-половцы, заняв Северное Причерноморье, совершали опустошительные набеги на южные русские земли, уводили в плен и продавали в рабство русское население. Они подрывали торговые и политические связи Руси с Причерноморьем и странами Востока. Это привело к утрате Русью её владений на Северном Кавказе, а также к потере Таманского полуострова и части Крыма, захваченных Византией. На западе венгерские феодалы захватили Карпатскую Русь. В Прибалтике земли латышей и эстонцев попали под удар немецких и датских феодалов, а земли финнов и карел — под удар шведских. В XIII в. монгольское нашествие привело к завоеванию, разорению и расчленению самой Руси.
       - XI—начало XIII в. Возникновение свода законов «Русская Правда».
       - Почти не сохранились имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные  разною  хитростью» шедевры  стенной  живописи и каменной резьбы, тончайшей  серебряной  чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.  Это «каменные здатели» —  полочанин Иван,  новгородцы  Пётр  и Корова  Яковлевичи,  Пётр Милонег;  Олекса,  работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной  резьбы.  Уцелело  известие  о  киевском  художнике  Алимпии,  расписавшем  Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени. Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.
       Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи  и  составлялись етописные своды (целостные  исторические  произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские. Большинство их проникнуто  идеей  сильной  княжеской  власти.  Тесная  связь  летописцев  с  деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов: дипломатических, административных, военных.
       - С  переходом  к феодальной раздробленности для памятников  архитектуры  стали  характерны уменьшенные размеры храмов, упрощённость их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим  видом  церковного  зодчества сделался «кубический» храм  с  тяжёлой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры. В  Киевской  земле  продолжалось строительство  храмов  и  монастырей (церковь Спаса на Берестове, Кирилловская  церковь),  но  постоянный  переход Киева от одних князей к другим создавал неблагоприятные  условия  для  развития здесь искусства. Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной  архитектурой  и каменной резьбой. Здесь были воздвигнуты  великолепные  храмы — Успенский собор, шедевр мирового зодчества Дмитриевский  собор  с  каменными  резными рельефами,  четырёхстолпный  храм  Покрова-на-Нерли  с  декоративной  скульптурой и Боголюбовский княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор. Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в других городах Северо-Восточной Руси. В качестве примера можно привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в.) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.
       - К началу XIII в. Хорезм стал центром большой феодальной империи.
       - В Мерве к началу XIII в. было 10 библиотек, по словам географа Якута, «более богатых сочинениями, чем библиотеки любого другого города».
       - В XII — начале XIII в. Грузия являлась сильным государством. Освободившись от тяжкого ига сельджуков, страна вступила в период экономического подъёма. Велись обширные оросительные работы, среди которых большое значение имели каналы Самгорский, Алазанский и др. Развитие сельского хозяйства достигло такого уровня, что из Грузии вывозились зерно (пшеница), вино, шелк-сырец, шерсть, вата, меха, лошади и мулы.
       - В начале XIII в. в Ани насчитывалось до 38 различных видов ремесла. Главными центрами ремесла и торговли в Грузии были города Тбилиси, Дманиси, Самшвилде, Гори, Ахалцихе и Кутаиси, в Северной Армении — Ани, Лори, Двин и Карс.
       - В начале XIII в. историк Ибн ал-Асир упоминает о русских купцах в Тебризе. Грузинские и армянские купцы торговали в Киеве, Галиче, Новгороде и других городах Руси. Грузинское и армянское влияние сказалось на архитектурных памятниках Ростово-Суздальской земли. На торговые связи с армянами указывает факт построения на Руси, первоначально, вероятно, для армянских купцов, ряда церквей в честь св. Григория — «Просветителя Армении». «Житие св. Григория», почитаемого и русской церковью, было переведено на русский язык. В переводе на армянский язык было известно русское «Житие Бориса и Глеба». Армянские живописцы и зодчие работали на Руси, а одна из церквей Ани была расписана русским живописцем. На укрепление политических связей Грузии с Русью указывает тот факт, что царица Тамара в первом браке была женою Георгия (Юрия), сына русского великого князя Андрея Боголюбского.
       - Социальные противоречия между ремесленниками, с одной стороны, и знатью, выступавшей совместно с купечеством, — с другой, достигли при Сельджукидах такой остроты, что борьба между ними за власть в городах приняла форму настоящих войн, продолжавшихся, с перерывами, целые десятилетия. На улицах строились баррикады, целые кварталы после побоищ превращались в развалины. В Тегеране горожане строили себе подземные жилища, чтобы легче было их защищать. В Рейе, где к началу XIII в. победила знать, по сообщению источников, во время этих войн погибло будто бы до 100 тыс. горожан. Этот город был наполовину разрушен, а окрестные селения сожжены или разорены. Такая же борьба, лишь в менее жестоких формах, велась в Нишапуре и Исфахане. Идеологической оболочкой этих войн являлась религиозная борьба между суннитами и шиитами, а также между двумя суннитскими  богословскими толками — шафиитским и ханефитским, расходившимися в обрядовых мелочах и вопросах права.
       - На рубеже XII и XIII вв. Иран снова пережил экономический подъём. Ибн Исфендийяр, автор «Истории Табаристана» (начало XIII в.), сообщает, что эта область (ныне Мазендеран) изобиловала пшеницей, рисом, просом, фруктами, скотом и дичью, была покрыта садами, так что повсюду глаз видел только зелень, и являлась столь густо заселённой, что деревни сливались одна с другой, и нигде не было видно необработанного клочка земли.
       - Крупнейшими городами Малой Азии в эти века были Конья, Кайсери и Сивас, население которых доходило до 100—120 тыс. человек. В XIII в. наиболее важным экономическим центром стал новый город — Аксарай. Несмотря на существование в городах ремесленных корпораций, правами самоуправления горожане не пользовались. Особое влияние в городах Малой Азии в это время приобрело братство ахиев, возникшее в Иране ещё в XI в. Это было военно-религиозное братство, имевшее своей целью участие в «священной войне с неверными». Ахии были тесно связаны с ремесленниками, производившими предметы военного снаряжения, и имели свой устав» допускавший тираноубийство. В братстве ахиев была широко развита взаимопомощь, в каждом городе у них имелись общие кассы, общежития для молодых подмастерьев и братские трапезы.
       - В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.
       К концу XII — началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты.
       Своей письменности до XIII в. у монголов ещё не было. Но в среде найманов, самого культурного из монгольских племён, употреблялась уйгурская письменность. Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков.
       - Усиление передвижения племён тай, вызванное нашествием монголов, привело к проникновению многочисленных групп из племён тай на территорию Ченла. В первой половине XIII в. они прочно утвердились по всему течению реки Менам и в верхнем течении реки Меконг, Их центр находился тогда в районе Луанпрабанга, нынешней столицы королевства Лаос.
       - В Декане в XIII в. жил поэт Джиянешвари, почитаемый как основатель маратхской литературы, и слагал свои религиозные гимны маратх Намдев. В XIII в. поэт Тиккала, продолжая работу поэта XI в. Наннайя, перевёл на язык телугу пятнадцать частей Махабхараты.
       - в XIII в. в составе Золотой Орды сложились улусы: Синяя Орда в Поволжье, Белая Орда в западной части и улус Шейбана в северной части нынешнего Казахстана по рекам Тоболу и Иртышу. Улусы эти управлялись потомками внуков Чингис-хана —Батыя (Бату), Орды и Шейбана.
       - О масштабах упадка сельского хозяйства и городской жизни в Иране можно судить, сравнивая некоторые цифровые данные географов начала XIII в. и 40-х годов XIV в. В округе Хамадана в начале XIII в. было 660 селений, а в 1340 г. — только 212; в округе Исфераина число селений уменьшилось с 451 до 50; в округе Бейхака — с 321 до 40.
       - В XIII в. итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с войсками германских императоров, а после падения династии Гогенштауфенов окончательно утвердилась фактическая независимость Италии от империи.
       - С расцветом городской жизни в Англии происходило постепенное освобождение театрального искусства от влияния церкви. Несмотря на преобладание религиозных сюжетов, драмы постепенно начали исполняться на народном английском языке, организация представлений с XIII в. стала переходить от клириков к ремесленным цехам, а местом представлений сделалась городская площадь.
       - в самой развитой и густонаселённой Дании трёхполье ещё в XIII в. сочеталось с двухпольем, а из высеваемых злаков преобладали рожь и ячмень.
       - Доступность и обилие озёрно-болотной железной руды, а с XIII в. богатые горные разработки железа и меди (главным образом в Швеции) давали Скандинавским странам металл для выделки орудий производства, а впоследствии и для экспорта.
       - медленно шёл процесс феодализации в Швеции. В старейшем областном законе этой страны — «Вестъётской правде» начала XIII в. нет даже специальных шведских терминов для обозначения феодалов, которые оказывались таким образом как бы скрыты в формально равноправной массе свободных собственников — бондов.
       - Во второй половине XII в. датские короли огнём и мечом покорили поморских славян, а в начале XIII в. — часть Эстонии и немецкие города в районе Нижней Эльбы (Гамбург и Любек).Почти все эти завоевания были, впрочем, вскоре утрачены датчанами.
       - Страны Восточного Средиземноморья — Египет, Сирия и Киликийская Армения в XIII в. находились в центре скрещения двух завоевательных движений: с востока — монгольских феодалов, а с запада — феодалов из стран Западной Европы. Египет, Сирия и Киликия оказались в связи с этим в центре международной политики того времени.
       - В начале XIII в. среди владельцев икта в Египте числилось 111 эмиров и 8740 всадников джунда.
       - В начале XIII в. при транзите товаров через Египет общие размеры пошлины доходили до 15% стоимости товаров. Позже, в XV в., они ещё более возросли (до 35% и выше). Тариф в 10% считался льготным. Его платили, например, купцы из Пизы, привозившие в Египет лес и железо. Они обязаны были в первую очередь предлагать эти товары государству, которое платило им только 1/3 стоимости товаров деньгами, а 2/3 — квасцами и другими египетскими товарами. На египетские товары, составлявшие монополию правительства, последнее назначало для местных купцов более высокие цены, нежели для иностранцев. Такая торговая политика феодального государства в конце концов разорила египетских купцов.
       - На базе переработанных традиций искусства Ирана, Армении и отчасти Византии в Малой Азии сложился «сельджукский» архитектурный стиль, главными особенностями зданий которого были высокий портал, богато орнаментованный резьбой по камню, и конический купол, заимствованный, вероятно, у армян. Лучшими памятниками этого стиля были медресэ Чифтэ-минарэ в Эрзуруме (XII в.) и памятники XIII. в. в Конье — Каратай-медресэ, Сырча-лы-медресэ и мечеть Индже-минарели с замечательным резным порталом и стройным минаретом.
       - Существенной особенностью развития Хорватии в XIII—XV вв. было то, что она всё это время продолжала находиться в династической унии с Венгрией. Весьма отрицательные для Хорватии последствия этого стали особенно ощутимы начиная с XIII в., хотя она попрежнему продолжала считаться королевством и венгерские короли, вступая на престол, всегда короновались хорватской короной отдельно. На деле же и Арпадовичи (до 1301 г.), и короли Анжуйской династии (1308—1382) так же, как и короли последующих венгерских династий, смотрели на Хорватию лишь как на источник дополнительных средств для укрепления своей власти в Венгрии.
       - С XIII в. в долине Куско начинает развиваться так называемая раннеинкская культура. Термин инки, вернее — инка, приобрёл разнообразное значение: господствующий слой в государстве Перу, титул правителя и название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племён, обитавших в долине Куско до образования государства и, очевидно, принадлежавших к языковой группе кечуа. Инки периода расцвета говорили на языке кечуа. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит и то, что последние получили привилегированное по сравнению с другими положение и назывались «инками по привилегии»; они не платили дани и из их числа не набирала рабов — янакунов для работы на инков. Исторические предания инков называют 12 имён правителей, предшествовавших последнему верховному инке — Атахуальпе, и сообщают об их войнах с соседними племенами. Если принять приблизительную датировку этих генеалогических преданий, то начало усиления племени инков и, возможно, образования союза племён, можно датировать первыми десятилетиями XIII в. Однако достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя — Пачакути (1438—1463). С этого времени начинается возвышение инков. Образуется государство, которое стало быстро крепнуть. В последующие сто лет инки завоевали и подчинили себе племена всей области Анд, от южной Колумбии до среднего Чили. По приблизительным подсчётам, население государства инков достигало 6 млн. человек.

Середина XIII века.
       - географ и путешественник середины XIII в. Ибн Саид сообщает, что южнее Дагуты начинаются горы Ан-Надама длиной в 20 дней пути (около 800 км) — первое упоминание о Драконовых горах, восточный склон которых крутыми ступенями обрывается к Индийскому океану.
       - Ядром Швейцарского союза явились три горных лесных кантона — Швиц, Ури и Унтервальден. Они держали в своих руках ключи от получившего с середины XIII в. большое торговое значение Сен-Готардского прохода, связывавшего Италию с остальной Европой. Большие выгоды от торговли через этот проход интересовали австрийских герцогов Габсбургов, имевших на территории трёх кантонов своих управителей-фогтов, и обширные земельные владения. Своеобразие дальнейшей истории Швейцарии и заключается в том, что местное население сумело отстоять относительную независимость от своих и чужих феодалов, а огромное торговое значение швейцарских проходов связало экономические интересы значительной части этого населения с интересами торговых и промышленных слоев населения других стран.
       - К середине XIII в. арабские мореходы уже знали, что все пространство южнее гор ан-Надама на долготе ал-Кумра (острова Мадагаскар) «заполнено морем».
       - В середине XIII в. новгородцы называли среди своих северных волостей Пермь, Печору и Югру. По записям XII–XIII вв. еще нельзя выяснить, о какой Югре идет речь, Подкаменной или Закаменной, иначе говоря, нельзя утверждать, что дружинники перевалили Урал.
       - При Чингисхане и его преемниках, великих ханах Угедее и Мункэ, ранняя военно-феодальная Монгольская империя достигла размеров, неслыханных в истории человечества. В результате ряда грабительских походов монгольская знать, возглавлявшая дружины своих военных слуг — нукеров, к середине XIII в. завоевала Северный Китай [Южный китай был завоёвае монголами в 1275-1280 гг.], Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищным разорением завоеванных стран и разрушением их производительных сил. В руки монгольской феодальной верхушки попадала огромная военная добыча. Ставки ханов, окруженные феодалами, стали обширными рынками, где можно было очень выгодно сбывать драгоценности, ткани, меха, различные диковинки и другие предметы роскоши. Европейцы узнали об этом и оценили выгоды торговли с богатыми монголами отчасти со слов западноазиатских купцов, отчасти от первых послов, отправленных в Центральную Азию римским папой и французским королем.
       - Теснимые в Восточное Средиземноморье победоносными мусульманскими войсками, христианские правители эфемерных феодальных государств, основанных крестоносцами на Ближнем Востоке, обращались за помощью к своим западноевропейским покровителям — к папе и католическим королям. А те рассматривали монголов как своих вероятных союзников в борьбе с мусульманами. Поэтому в 40-х и 50-х гг. XIII в. из Западной Европы к монгольским ханам отправлялись миссии, причем на послов возлагались, кроме дипломатических и религиозных поручений, еще и специальные задания по разведке. Папа Иннокентий IV использовал для этой цели наиболее образованных нищенствующих монахов незадолго до того организованных орденов — Доминиканского и Францисканского.
       - В XI—XIII вв. существовал ряд торгово-ремесленных городов в валашских и трансильванских землях: в Трансильвании — Турда, Орада Маре, Клуж, Алба Юлиа, Сибиу и др.; в Валахии — Кымпулунг, Арджеш, Тырговиште.
       - Владимирский  епископ  Симон (XIII в.) хвалился богатствами своей епископии — землями и доходами с населения («десятина»). По всей Руси значительно расширилось вотчинное хозяйство, сохранявшее натуральный характер. Разрослись боярские дворы. Былая боярская челядь (часть которой несла барщину) превращалась в дворовых людей.
       - Часть племён тай, осевшая в районах верхнего течения реки Менам, в середине XIII в. построила город Ченлай. В 90-х годах XIII в. эта часть племён присоединила к своим владениям территорию южного соседа — Халипунджайю, которой не могли овладеть кхмеры, а в середине XIV в. племена тай отвоевали у кхмеров и Дваравати.
       - Держатели королевских бенефициев (в Скандинавии их называли ленами), как правило, не стали здесь наследственными владельцами пожалованных земель и не получили над населением этих земель столь широких прав (например, судебных), как немецкие или французские феодалы. «Варварские» королевства эпохи викингов непосредственно развились здесь в централизованные раннефеодальные монархии, окончательно сложившиеся в Дании к середине XII в. при королях Вальдемаре I и Вальдемаре II, в Норвегии — в середине XIII в. при потомках Сверри, а в Швеции — в конце XIII в. при сыновьях ярла Биргера — Фолькунгах.
       - с XIII в. в качестве крупного политического центра стал выступать богатый торговоремесленный город Псков. Если первоначально Псков находился в зависимости от Новгорода, то в середине XIV в. псковскому боярскому правительству удалось добиться от новгородских властей признания его самостоятельности. Социально-экономический и политический строй древнего Пскова был близок к строю Великого Новгорода.
       - Термин «Украина», в XII — XIII вв. применявшийся для обозначения части юго-западных земель (Среднего Поднепровья), постепенно приобрёл новое значение, будучи перенесён на всю территорию, заселённую украинским народом.

Вторая половина XIII века.
       - Во второй половине XIII в. Исландия была покорена Норвегией.
       - ярко об увеличении феодальных повинностей свидетельствует один из памятников середины XIII столетия — так называемая «Поэма о версонских вилланах», принадлежавшая перу феодала. Характеризуя положение феодально-зависимых крестьян одного нормандского монастыря, автор этой «Поэмы» писал об их повинностях в пользу феодала следующее: «Первая работа в году — к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут... Затем должны они чистить мельничные канавы, — каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз... Но вот наступает август, а с ним новая работа... Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли её предки. Так работают они на сеньора... А потом подходит время ярмарки на лугу и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берёт двух наилучших, один из них — для сеньора, который, конечно, не возьмёт того, что похуже... Затем они опять повинны барщиной. Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят... К рождеству надо сдавать кур... Затем идёт пивная повинность... Если виллан выдаёт дочь замуж за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину... Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно нести пошлину за овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность... На пасху вилланы опять повинны барщиной. Когда вилланы вспашут землю, идут они в амбар за зерном, сеют и боронят...»
       - Освобождение крестьян, которое в широких масштабах происходило во второй половине XIII в. в Средней Италии, выражалось в личном освобождении крестьян за выкуп, без земли. Оно было выгодно прежде всего зажиточным крестьянам. Для значительной же части крестьян уплата выкупа за освобождение означала их разорение и превращение в батраков, в городских наёмных работников, или же в испольщиков — краткосрочных арендаторов на условиях уплаты половины или какой-либо части урожая собственнику земли.
       - За два столетия — с середины XI до середины XIII в. — государства, находившиеся на севере Пиренейского полуострова, — Кастилия и Арагон — настолько усилились, что оттеснили арабов к югу, несмотря на приток в пределы Халифата новых сил из Африки.
       - во второй половине XIII в. большую часть Пиренейского полуострова занимали два государства. Одним из них было королевство Арагонское, которому принадлежали восточные области полуострова и побережье Средиземного моря, а другим — Кастильское королевство, простиравшееся с севера на юг от берегов Бискайского залива до Атлантического океана и Гибралтарского пролива и занимавшее всю центральную часть полуострова. Два государства, из соединения которых составилась впоследствии Испания, т. е. Кастилия и Арагон, оттеснили мавров так далеко к югу, что за ними осталась лишь небольшая область вокруг Гранады.
       - С середины XIII в. каталонские города (Барселона, Валенсия и др.) принимали уже самое активное участие в торговле с Италией и Южной Францией. Эта торговля ещё больше активизировалась после того, как объединённое Арагонское королевство захватило в конце XIII в. Сицилию. В каталонских городах развивалось и ремесло — металлообрабатывающее и кожевенное, а также судостроение. Именно торговые интересы Каталонии способствовали постепенному превращению объединённого Арагонского королевства в морскую державу.
       - Начав усиливаться при Пржемысле Оттокаре I и Вацлаве I (1230 — 1253), королевская власть в Чехии достигла значительных успехов при королях второй половины XIII в. — Пржемысле Оттокаре II  (1253—1278) и Вацлаве II  (1278—1305). Пржемысл Оттокар II энергично проводил политику возвращения (редукции) коронных земель, попавших раньше в руки феодальной знати. Он стремился также преобразовать местное управление с целью подчинить сто центральной власти.
       - Расширение в Польше политических прав феодала, как правило, приводило к дальнейшему увеличению феодальной ренты и ухудшало положение крестьян. Крестьяне бежали, поджигали панские усадьбы, отказывались работать на феодалов. Свидетельства  острой  борьбы  крестьян  против  феодального  гнёта  сохранила  так  называемая «Польская правда» (середина XIII в.), содержащая запись обычного права.
       - С середины XIII в. в Польшу начался приток колонистов из Германии. Активную деятельность по привлечению колонистов-немцев развила католическая церковь, особенно монастыри, заселявшие в первую очередь пустовавшие земли, которые нуждались в расчистке от леса. Польские князья и феодалы, стремившиеся увеличить свои доходы, точно так же поощряли немецкую колонизацию. Однако приток немецких колонистов-крестьян оказался незначительным. Главную роль в процессе внутренней колонизации страны, в распашке целины и освоении под пашню лесных пространств сыграло польское крестьянство. Более значительным был приток немецких колонистов в города. Наиболее активно процесс немецкой колонизации польских городов развернулся в западных землях. В ряде городов Силезии — Злота Гура, Срода и др. — стало преобладать немецкое население.
       - С развитием феодальных отношений в 70-х годах XIII в. Карельская земля была выделена в самостоятельную административную область Новгородской республики. Среди карел стало широко распространяться христианство. Культура и быт карельского народа получили яркое отражение в выдающемся памятнике народного карело-финского эпоса — «Калевале».
       - В течение почти ста лет, с 70-х годов XIII в. до 70-х годов XIV в., Корея находилась под игом монголов. Корейские короли, хотя и оставались на престоле, на деле были полностью подчинены монгольским наместникам, которые контролировали всё управление страной. Почти все короли и члены королевского дома женились на монгольских принцессах, приезжавших в Корею с многочисленной овитой. Двор был заполнен представителями монгольской знати, с которой корейская знать стала быстро сливаться.
       - Монгольские завоеватели стремились лишить Русь ремесленников, умевших ковать оружие, строить города и крепости. Они уводили их в рабство, вывозили орудия ремесла и другие металлические изделия. Поэтому во второй половине XIII в. ухудшилась и была даже полностью забыта сложная техника в ряде отраслей ремесла, которыми до того времени славилась Русь (например, производство эмалей, техника черни, зерни и скани). Почти прекратился рост городов, и нарушилась связь городского ремесла с рынком. Изменился и самый облик городов. Сильно сократилось и пришло в упадок строительство каменных зданий. Нашествие монгольских войск и монгольское иго были причиной последующего отставания Руси от передовых европейских стран.
Конец XIII века.
       - по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники вступали в борьбу с городской аристократией за власть. Почти во всех странах средневековой Европы эта борьба (как правило, принимавшая очень острый характер и доходившая до вооружённых восстаний) развернулась в XIII—XV вв. Результаты её были неодинаковы. В одних городах, в первую очередь таких, где большое развитие получила ремесленная промышленность, победили цехи (например, в Кёльне, Аугсбурге, во Флоренции). В других городах, где развитие ремесла уступало торговле и ведущую роль играли купцы, цехи потерпели поражение и победителем из борьбы вышла городская верхушка (так было в Гамбурге, Любеке, Ростоке и др.).
       - Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в. значительное, по сравнению с предшествующим периодом, расширение торговли и рыночных связей. Как ни медленно шло развитие товарно-денежных отношений в деревне, оно всё больше подтачивало натуральное хозяйство и вовлекало в рыночный оборот всё возраставшую часть сельскохозяйственных продуктов, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла.
       - Антифеодальной идеологией был проникнут законченный во Франции в 80-х годах XIII в. Жаном де Меном «Роман о Розе». Роман этот был начат Гильомом де Лорисом (умершим в 1240 г.) в духе рыцарской поэзии. Направляя стрелы своей сатиры на феодальную мораль и на лицемерие паразитствующего духовенства, Жан де Мен не ограничивался этим и открыто выступал против социального неравенства, царящего в феодальном обществе. Интересно произведение Жана де Мена и тем, что, являясь своего рода энциклопедией знаний тогдашнего времени, оно содержало не только чисто рационалистические, но в какой-то степени и материалистические тенденции.
       - В Венеции господство находилось вначале в руках крупных землевладельцев, разбогатевших на заморской торговле. Впоследствии эти землевладельцы слились с тесно связанными с ними оптовыми торговцами в один слой городского патрициата. Городская знать Венеции избирала дожа, стоявшего во главе города и обладавшего пожизненной властью. Начиная с XI в. венецианский патрициат все более ограничивал власть дожа, назначение которого стало зависеть от небольшого количества патрицианских семей. В течение XII в. представители городского патрициата образовали законодательный орган — так называемый Большой совет, члены которого с конца XIII в. стали уже несменяемыми, и их должность — наследственной. Из среды Большого совета был выделен исполнительный орган — Малый совет, или Совет сорока. Таким образом, политический строй Венеции к концу XIII в. был олигархическим, т. е. Венецией правила кучка богатых и знатных купеческих родов.
       - Определённых успехов в XIII в. в  Италии  достигли  географические  знания.  Торговые сношения северных итальянских городов-республик со странами Азии очень расширили географический кругозор европейцев. Венецианец Марко Поло составил подробное описание своих путешествий по Китаю и Северной Индии. Его путешествие, предпринятое с торговыми целями, было совершено в 1275—1292 гг. через Сирию, Иран и Афганистан.
       - Наибольшего развития итальянская литература достигла в конце XIII в. в Тоскане и её экономическом и культурном центре — Флоренции. Это была преимущественно лирическая поэзия (канцоны, баллады, сонеты) на итальянском языке. Недаром тосканское наречие стало впоследствии основой литературного итальянского языка. В 60-х годах XIII в. возник так называемый «сладостный новый стиль» в поэзии, прославляющий утончённую любовь к женщине. Болонский поэт Гвидо Гвиницелли был родоначальником этого стиля, а его главными представителями во второй половине XIII в. считались флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти.
       R концу XIII в. в эту лирику стали проникать и более демократические мотивы. В сонетах Чино да Пистойя, выходца из среды патрициата и юриста по профессии, наблюдалось некоторое упрощение «сладостного стиля». Чино да Пистойя обращался уже к реалистическому изображению психологических переживаний.
       Лирическая поэзия - представителей младших цехов, отличавшаяся реалистическим изображением городской жизни и быта разных слоев городского населения. Поэты этого направления (Фольгоре да Джеминьяно, Чекко Анджольери, Гвидо Орланди и др.) нередко вступали в открытую борьбу с представителями «сладостного стиля». Художественная проза на итальянском языке возникла несколько позднее. Первым её памятником является собрание новелл, составленное в самом конце XIII или в начале XIV в. под названием «Новеллино». Сюжеты этих повестей были заимствованы как из церковной («жития святых») и светской литературы (средневекового эпоса, французских фаблио и др.), так и из устных народных рассказов. Некоторые из этих сюжетов (взятые из фаблио) были позднее использованы в «Декамероне» Боккаччо. Таким образом, в итальянской литературе конца XIII в. намечались и предвосхищались некоторые черты литературы раннего Возрождения.
       - в конце XIII в. крупные кастильские землевладельцы-феодалы, занимавшиеся овцеводством, объединились в союз, так называемую месту, получившую от королевской власти ряд привилегий в ущерб крестьянским общинам, Общины, расположенные на пути перегона стад, были вынуждены предоставлять месте свои луга под выпас овец за очень низкую плату. Места имела свою администрацию и суд.
       - факт огромного значения, обусловленный ролью крестьянства в реконкисте и наличием значительного количества свободных крестьян в Кастилии XII—XIII вв. К концу XIII в. городские представители даже оттеснили в кортесах дворянство и духовенство на задний план. Многие города направляли в кортесы по несколько представителей, пользуясь тем, что королями приглашались не отдельные лица, а город как целая организация.
       - Завершение реконкисты в Португалии толкнуло множество мелких рыцарей, не находивших себе применения на родине, на захватнические походы в Африку. С конца XIII в., в период роста торговых сношений Португалии с разными странами Западной Европы (Францией, Англией и др.), эти рыцари стали принимать также самое деятельное участие и в мореплавании. Португалия вначале была земледельческой страной. После завершения реконкисты она стала всё более и более превращаться в страну с многочисленными городами, расположенными на берегу Атлантического океана и ведущими активную внешнюю торговлю. Это же привело в Португалии и к развитию кораблестроения. Еще в XIII в. португальцы постоянно нуждаясь в большом количестве строительного материала для кораблей, высаживали на горных склонах большие массивы строевого и мачтового леса.
       - В результате проникновения немцев в старые чешские города и основания немцами новых городов (XIII в.) во многих из них образовался привилегированный патрициат, состоявший главным образом из немцев и занявший по отношению к населению господствующее положение, как в экономической, так и в политической областях. Это привилегированное немецкое население городов, а также немецкие феодалы и церковь образовали в Чехии своего рода «государство в государстве».
       - В XII—XIII вв. в Польше происходило дальнейшее развитие ремесла. Совершенствовались технические приёмы в уже ранее существовавших отраслях ремесленного производства — гончарной, ювелирной, литейной и деревообделочной. Возникали новые отрасли городского ремесла. Так, из состава ремесленников, изготовлявших металлические изделия, выделились слесари, оружейники и т. д. Особенно больших успехов в XIII в. достигло производство сукон.
       - Рама Тибоди — король части племён тай, обитавшей в районе Ченлай, подчинил себе другую часть, называвшуюся скотай, которая ещё в конце XIII в. под предводительством своего короля Рама Камхэн захватила обширную территорию от Луанпрабанга на северо-востоке до Лигора на Малайском полуострове на юге. Так было закончено объединение двух главных групп тай и возникло большое государство Сиам. Название «Сиам», согласно объяснению китайских источников, сложилось из наименований двух ветвей тай. Столицей Сиама стал город Аютия, расположенный в нижнем течении реки Меконг, несколько севернее современной столицы Таиланда — Бангкока.
       - красноречиво свидетельствовали факты, относившиеся к Курскому княжеству, где баскак Ахмат своей жестокостью вызвал возмущение, приведшее в конце XIII в. к разгрому татарских слобод. Хотя Ахмат и потопил в крови это движение, но сам после того не решился остаться на Руси и ушёл в Орду. Народные восстания привели к уничтожению системы откупов, заставили в конце XIII в. золото-ордынских ханов передать сбор «выхода» из рук данщиков, т. е. откупщиков, самим русским князьям.
       - К концу XIII в. египетские эмиры захватили большую часть икта рядовых воинов.
       - в конце XIII — начале XIV в. антифеодальные выступления стали ещё более массовыми, и для борьбы с ними феодалам пришлось принимать срочные меры. В этом смысле большое значение имела законодательная деятельность Стефана Душана (1331—1355), одного из наиболее выдающихся правителей средневековой Сербии, при котором был составлен обширный «Законник» — весьма важный и интересный памятник средневекового права.
       - С конца XIII в. в Крыму образовалось особое татарское наместничество, зависимое от Золотой Орды. Обосновавшаяся здесь татарская феодализирующаяся знать стремилась закрепить в своём владении Крымский полуостров, захватывая земли и грабя местное население. Ещё в XIII в. крестоносцы открыли генуэзским и венецианским купцам путь в Северное Причерноморье. Татаро-монгольские захватчики отрезали от Руси Крым и Северное Причерноморье и помогли утверждению здесь итальянских колоний.