1380 год

Сентябрь.

8 - Куликовская битва - Дмитрий Донской, командуя соединенным войском 20 княжеств, наносит крупное поражение хану Мамая на Куликовом поле. Конец мифа о непобедимости монголов и начало возрождения национального духа. За эту победу, одержанную в верховьях Дона, Дмитрий получает прозвище Донской. (http://папинаистория.рф/pages/istoriya-otechestva/kulikovskaya-bitva)
       Победа великого князя Владимирского и князя Московского ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА на Куликовом поле над ратью хана МАМАЯ положила начало освобождению Руси от монголо–татарского ига и принесла князю прозвище ДОНСКОЙ.
       Куликовская битва — из тех событий в истории народов и стран, которые определяют их судьбу. Ее с полным правом можно считать днем рождения нации и Русского государства, когда была зримо доказана сила единения. Куликовской ее назвал историк Николай КАРАМЗИН, до него сражение называлось Донской битвой, Мамаевым побоищем или, на фольклорный лад, злой сечей с Мамаем.
       Рассказ о сражении встречается не только в русских летописях, но и в западных хрониках. Потом сухие летописные строки разрослись в объеме, превратились в литературные произведения, что дало повод тому же Карамзину назвать последующие сказания «баснословием». Потому так разнятся цифры в различных источниках, колеблясь от сотен тысяч ратников до 5–8 тысяч всадников с каждой стороны. Только не они определяют значимость одержанной победы, а народная память и ее последствия в жизни Руси. Потребовалось ровно 100 лет, чтобы окончательно избавиться от ига, но монголы с того времени больше никогда не принимали сражения в чистом поле. Строго говоря, правивший западной частью Золотой Орды Мамай был темником и на титул хана претендовать не мог. Он привел огромное войско, по взвешенным оценкам, достигавшее 150 тысяч человек и вдвое превосходившее русские силы. Его союзником мог оказаться литовский князь ЯГАЙЛО. Их встречу надо было упредить, потому князь Дмитрий вывел свое войско (к полкам Московского княжества присоединились Псков, Брянск, Полоцк, Дорогобуж, но не было новгородцев, тверян и рязанцев) за Оку. Карамзин написал, что русские полки шли под черными знаменами, но есть основания полагать, что он вслед автору «Сказания о Мамаевом побоище» ошибся, приняв за черный цвет слово «чермный», означающее червонный, алый цвет. С красными знаменами и щитами выходили еще дружинники князя ИГОРЯ.
       Согласно канонической версии хода сражения, битва у впадения реки Непрядва в Дон (это территория современной Тульской области) началась с поединка татарского богатыря ЧЕЛУБЕЯ и инока Троице–Сергиева монастыря Александра ПЕРЕСВЕТА. Оба пали замертво. Смяв передовой полк, татары стали теснить русские дружины в центре и на левом фланге. Их напору не поддавался только правый фланг под командованием князя АНДРЕЯ — старшего сына великого литовского князя ОЛЬГЕРДА. Когда казалось, что противник сломил обороняющихся, ему в тыл нанес удар засадный полк, который в бой вели двоюродный брат Донского князь ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ и воевода Дмитрий БОБРОК. Монгольская конница была уничтожена, а остальные обратились в бегство. Лишь девятая часть их уцелела. Сам Мамай, имевший противников и в Золотой Орде, через год был разбит ханом ТОХТАМЫШЕМ, бежал в Крым и там бесследно исчез.
       Огромные потери были и у русской стороны. Дмитрий Донской сражался как простой воин и лежал после битвы на поле боя без сознания. В сражении пало не менее 500 бояр, а об общем количестве павших достоверно судить трудно. Вернувшийся в Москву спустя три недели князь приказал раздать милостыню вдовам и сиротам, раненым и калекам. С битвой связано дарение князю казаками Донской иконы Божией Матери, хранящейся ныне в Третьяковской галерее. Когда же Донской после своего 30–летия посетил Троицкий монастырь, СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ предложил в субботу, накануне предстоящего дня именин князя, справить день поминовения воинов, павших за Отечество. С того времени идет церковная традиция поминать погибших воинов в ноябре — в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия».