1830 год

1830 - 1866 Константин Дмитриевич ФЛАВИЦКИЙ (25.09.1830 — 15.09.1866), художник.
1830 - 1870 Жюль ДЕ ГОНКУР /Jules Alfred Huot de GONCOURT/ (17.12.1830 — 20.06.1870), французский писатель, младший брат. 

1830 - 1877 Карлис /Карл Фридрихович/ ГУН (13.12.1830 — 28.01.1877), латышский живописец.
       Учился в Петербургской АХ, был ее профессором, входил в Товарищество передвижников, дружил с Иваном ШИШКИНЫМ. Гуна считают одним из основоположников латышского реалистического искусства, первым из художников обратившимся к латышской тематике. Его полотна выставлены в Третьяковской галерее.

1830 - 1886 Эмили ДИКИНСОН /Emily DICKINSON/ (10.12.1830 — 15.05.1886), американская поэтесса. 

1830 - 1889 Владимир Дмитриевич КОССИНСКИЙ (18.09.1830 — 03.02.1889), генерал-лейтенант, автор военных трудов; поэт, драматург 

1830 – 1894 Ханс Гвидо ФОН БЮЛОВ /Hans Guido von BULOW/ (08.01.1830, Дрезден — 12.02.1894, Каир), немецкий пианист, дирижер, композитор, музыкальный писатель.
       Ученик Ференца ЛИСТА был женат на его дочери Козиме. Та его потом бросила ради Рихарда ВАГНЕРА. Бюлову посвящен знаменитый 1-й фортепьянный концерт Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО.
1830 - 1894 Кристина РОССЕТТИ/Christina ROSSETTI/(05.12.1830 — 29.12.1894), английская поэтесса.
1830 - 1895 Юлиус Лотар МЕЙЕР (19.08.1830 — 11.04.1895), немецкий химик.
       Спустя год после открытия Д. И. МЕНДЕЛЕЕВЫМ периодического закона опубликовал собственную таблицу химических элементов и претендовал на приоритет в этой области. В противоположность Менделееву, рассматривал периодический закон лишь как удобный метод классификации, а не как объективный закон природы. Как подчеркивал Менделеев, он оставил «неразвитыми те стороны по существу вопроса (состав окислов, предсказание неизвестных до сих пор элементов и т. д.), которые только и могли доказать правильность и всеобщность закона».

1830 – 1897 Анри МЕЛЬЯК /Henri MEILHAC/ (23.02.1830 — 06.07.1897), французский драматург и либреттист, член Французской академии (1888).
       Его комедии, водевили и фарсы сегодня практически забыты, но как автор оперетточных и оперных либретто он вошел в театральную историю. Обычно он писал в соавторстве, чаще всего это был Людовик ГАЛЕВИ. Один из их водевилей лег в основу либретто «Летучей мыши» Иоганна ШТРАУСА, причем авторами стали называть переводчиков. Такая же история случилась с «Веселой вдовой» Франца ЛЕГАРА. Среди других их работ «Прекрасная Елена» и «Синяя борода» Жака ОФФЕНБАХА, оперы «Кармен» Жоржа БИЗЕ и «Манон» Жюля МАССНЕ (в соавторстве с Филиппом ЖИЛЕМ).

1830 – 1897 Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (24.05.1830 — 08.10.1897), художник-передвижник («Грачи прилетели»).
       Он родился в Москве, в Гончарной слободе на Вшивой горке. Фамилия отца-купца всегда писалась СОВРАСОВ. Так нередко звали и самого художника. Рисование началось для него с копирования гравюр в журналах и лубочных картинок. Родители не поощряли этого занятия, но и не препятствовали сыну. Cмерть матери вынудит подростка прервать обучение в Московском училище живописи и ваяния на первом году учебы, и он всерьез примется за учебу только в 18 лет. В училище принимали учеников всякого состояния, включая крепостных, и всем давали одинаковое образование. В пейзажном классе учил ремеслу Карл РАБУС — один из лучших видописцев своего времени. Именно так, а не пейзажистами, называли мастеров видовой живописи, у которой были свои традиции и строгие законы пропорций и перспективы, не допускавшие творчества по вдохновению. Стать основоположником русского лирического пейзажа предстояло как раз Саврасову.
       На этом пути художник избежал соблазна воспользоваться протекцией президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. Обратив внимание на молодого художника, она приобрела несколько его работ, пригласила его в столицу, где в 24 года его удостоили звания академика. Но в столице Саврасов не остался и вернулся в Москву, которая тогда мало чем отличалась от прочих губернских городов, а Кремль вполне годился для пейзажных зарисовок, словно сельская церквушка среди дикой природы. Заграничные поездки помогли художнику понять, что пейзаж — искусство национальное, а истинный художник не должен никому подражать и ни кого не заимствовать.
       Летом 1870 года в жизни Саврасова произошло событие, которое, с одной стороны, стало первым звеном в цепи его несчастий, с другой же, приблизило к звездному часу. Его лишили казенной квартиры при училище, что само по себе было унизительным и сразу породило множество проблем в казавшейся до того благополучной жизни. Художник решил взять пятимесячный отпуск и в начале зимы уехал с семьей на Волгу, в Ярославль. Здесь их ждало новое испытание: новорожденная дочка умерла, Саврасовы похоронили четвертого из шестерых детей. Уйдя в работу, художник решил забраться подальше, в глушь. Он отправился в город Буй на севере Костромской губернии и остановился в селе Молвитино. Неподалеку от него родился и совершил свой подвиг Иван СУСАНИН.
       Здесь стояла старая церковь — белый храм с пятью куполами. Шел апрель, зима уходила, «вот грачи прилетели». Именно так назвал Саврасов свой пейзаж, работу над которым он завершил в мае в Москве, и его сразу приобрел за 600 рублей (годовое жалованье художника) Павел ТРЕТЬЯКОВ. Но выставленная картина на первых зрителей впечатления не произвела На нее обратили внимание на Первой выставке художников-передвижников, в товарищество которых вошел и Саврасов. Первым из собратьев оценил сделанное Саврасовым Иван КРАМСКОЙ, который написал: «Но все это деревья, вода и даже воздух,. а душа есть только в «Грачах».
       Прошло 5 лет, и жизнь Саврасова пошла под откос. Он так и не избавился от бытовых проблем, все чаще находил утешение за вином, жена ушла, мастер лишился учеников. Самый талантливый из них, в ком видели прямого наследника саврасовской кисти, Исаак ЛЕВИТАН откликнулся на его смерть словами: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Саврасов создал русский пейзаж».
1830 - 1903 Камиль Жакоб ПИССАРРО/Camille PISSARRO/(10.07.1830 — 13.11.1903), французский художник-импрессионист.
       Родился художник на принадлежавшем тогда Голландии острове Сент-Томас в Вест-Индии. Школьные годы его прошли в Париже. Возвратившись на короткое время к отцу, в 1855 году он вновь очутился в Париже, твердо решив стать художником. Он учился у Камиля КОРО, испытал большое влияние Гюстава КУРБЕ. Во время франко-прусской войны 1870—71 гг. художник перебрался в Лондон. Когда он вернулся домой, то обнаружил , что из полутора тысяч его картин — плодов почти двадцатилетней работы — сохранились лишь сорок. Примыкавший ранее к барбизонской школе, он вошел в круг художников-импрессионистов и в 1874 году стал одним из вдохновителей первой выставки импрессионистов и единственный из художников принял участие во всех восьми проведенных ими выставках. Его учениками были Поль СЕЗАНН, Поль ГОГЕН, его сын Люсьен ПИССАРРО. Представитель нового, во многом революционного направления в искусстве, 50-летний Писсарро стал яростным анархистом. В это трудно поверить, глядя на его полные тепла и лирики полотна, которые сегодня украшают многие музеи мира (в т. ч. и Эрмитажа).
      Если сегодня мы говорим об импрессионизме как направлении в искусстве, стремившемся наиболее непосредственно и непредвзято запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, то всего пятьдесят лет назад у нас его называли не иначе как результатом разложения буржуазной культуры, безыдейным антинародным искусством ради искусства, представители которого неизбежно приходили в своем творчестве к распаду художественного образа и к разрушению художественной формы. Еще бы — ведь они выдвинули эффектный, но бессодержательный этюд в противовес идейной тематической картине, пожертвовав богатством явлений природы ради регистрации незначительных колебаний света и атмосферы. Зыбкие, туманные образы и неестественный колорит были явно чужды советскому человеку, перед которым ставились конкретные и ясные цели.
1830 - 1905 Луиза МИШЕЛЬ /Louise MICHEL/ (29.05.1830 — 10.01.1905), французская революционерка, активная участница Парижской коммуны.
1830 - 1905 Михаил Иванович ДРАГОМИРОВ (20.11.1830 — 28.10.1905), военный теоретик, историк, генерал от инфантерии.
1830 - 1906 Джон Би /Баттерсон/ СТЕТСОН /John B. STETSON/ (05.05.1830 — 18.02.1906), американский предприниматель — производитель шляп.
       В 1865 году он начал свое дело, имея на руках 100 долларов. Спустя 20 лет на фабрике Стетсона работали три с половиной тысячи рабочих, а к концу его жизни она ежегодно выпускала 2 миллиона шляп. Шляпы Стетсона носили все: гангстеры, ковбои и президенты, не говоря уж о героях Гари КУПЕРА и Хэмфри БОГАРТА.

1830 - 1906 Владимир Иванович ВЕШНЯКОВ (28.11.1830 — 19.02.1906), экономист и статистик, вице-президент Вольного экономического общества, почетный член Петербургской АН (1896).

1830 – 1907 Михаил Николаевич ГЕРСЕВАНОВ (06.04.1830 — 29.05.1907), инженер-строитель, гидротехник, директор Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения (1881 -1901), один из создателей Русского технического общества.

1830 – 1907 Гектор МАЛО /Hector MALOT/ (20.05.1830 — 17.07.1907), французский писатель («Без семьи»). 

1830 – 1909 Гастон Огюст ДЕ ГАЛИФЕ (23.01.1830 — 08.07.1909), маркиз, палач Парижской коммуны.

1830 – 1914 Пауль Йоханн Людвиг ФОН ХЕЙЗЕ /Paul von HEYSE/ (15.03.1830 — 02.04.1914), немецкий поэт, прозаик, новеллист, нобелевский лауреат 1910 года «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего долгого и продуктивного творческого пути в качестве лирического поэта, драматурга, романиста и автора известных всему миру новелл».
       Он издал 24 тома новелл, 6 романов, около 60 пьес и 9 поэтических сборников, но вскоре после смерти его имя было забыто.

1830 - 1914 Фредерик МИСТРАЛЬ /Frederic MISTRAL/ (08.09.1830 — 25.03.1914), провансальский поэт, нобелевский лауреат 1904 года «за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
1830 - 1916 ФРАНЦ ИОСИФ I/FRANZ JOSEPH I/(18.08.1830 — 21.11.1916), император Австрии (с 1848 года) и король Венгрии (с 1867 года).
       Австрийский император после поражения в австро-прусской войне 1866 года был вынужден согласиться на преобразование Австрийской империи в двуединую монархию — Австро-Венгрию, в которой обе половины империи представляли собой два отдельных государственных образования и имели право на национальное самоопределение. «Последний монарх старой школы», как он сам называл себя, постоянно выступал против каких-либо либеральных реформ, жестоко подавлял любые попытки добиться независимости народов, входивших в состав империи, и стал человеком, начавшим 1-ю мировую войну.





























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/