1803 год

Апрель.

23 - (11 апреля по ст. ст.) В деревне Тентелевой Архангельского края, близ Сольвычегодска, родился Козьма Петрович ПРУТКОВ (ум. 1863), директор Пробирной Палатки, действительный статский советник, кавалер ордена Св. Станислава 1–й степени, автор стихов, басен, пьес и афоризмов.
       Выдуманный персонаж давно обрел свою историю, свое собрание сочинений и свою армию поклонников. Протестовать — бессмысленно, что подтверждает и выход «биографии» прославленного автора в серии ЖЗЛ. Его настоящие «родители» — братья Александр, Алексей и Владимир ЖЕМЧУЖНИКОВЫ (младший из братьев, Лев, приложил руку к созданию портрета Козьмы вместе со Львом ЛАГОРИО и Александром БЕЙДЕМАНОМ) и их кузен Алексей Константинович ТОЛСТОЙ. Начало всему положил пародийный водевиль «Фантазия», высмеивавший, доводивший до абсурда и выворачивавший наизнанку существовавшие тогда театральные штампы, сочиненный старшим из братьев-литераторов, Алексеем, и Толстым. Свое авторство они прикрыли псевдонимом Y и Z. Премьера завершилась скандалом, когда присутствовавший в зале император НИКОЛАЙ I ушел, не дожидаясь финала.
       Козьма Прутков появился несколько лет спустя, а в авторскую компанию тем временем влились Александр и Владимир, сочинивший половину всего под маской Пруткова, включая сатирический «Проект: о введении единомыслия в России». Самым неистощимым на выдумку среди них был Александр Жемчужников. Он продолжал сочинять в духе Пруткова, когда все остальные прекратили участие в этой забаве. На латвийской земле у него было имение Лоберш (Лабваржи), где писатель поселился, уйдя в отставку и до конца жизни исполняя обязанности почетного мирового судьи Режицкого уезда Витебской губернии. Но сегодня его могила заброшена, музея нет.
       В деревне Тентелевой близ Сольвычегодска «родился» легендарный Козьма Петрович Прутков. Так, во всяком случае, утверждали трое «родителей»: литераторы Алексей Константинович Толстой, братья Алексей и Владимир Жемчужниковы, а также иногда «примыкавший» к ним третий брат, прозаик-юморист Александр Жемчужников. Прутков «дебютировал» в литературе в 1854 году, а почить ему «велели» на 63-м году жизни, 25 января 1863-го «в два и три четверти часа пополудни, в полном развитии своего замечательного таланта и своих сил». «Неисчерпаемый кладезь мудрости», творец многочисленных афоризмов и «перлов» по завершении трехлетней службы в гусарском полку остальные 40 лет жизни якобы состоял чиновником Пробирной палатки. Там он дослужился до директорского поста и чина действительного статского советника (гражданский аналог генерал-майора).
30 - США купили у Франции Луизиану. Думал утешить тоскующих по Аляске, но не удается: французы продали ее по цене 4 цента за акр — вдвое дороже.

Май.

28 - (17 мая по ст. ст.) Сформирован Белорусский гусарский полк российской армии.

Июль.

2 - (20 июня по ст. ст.) Жители Санкт–Петербурга, собравшиеся в саду Кадетского корпуса на Васильевском острове, стали свидетелями первого в России полета на воздушном шаре.
       На лужайке солдаты держали за тросы огромный разрисованный шар, под которым был разведен огонь. Вокруг разместился цвет императорского двора. АЛЕКСАНДР I дал разрешение на этот полет Жаку ГАРНЕРЕНУ, прибывшему из Франции с рекомендацией министра ТАЛЕЙРАНА. Несмотря на высокую плату (2 рубля серебром), которую вносили зрители за право присутствовать при этом историческом событии, сад не смог вместить всех желающих. В полдень шар с французским воздухоплавателем, компанию которому составила его жена Женевьева, благополучно взлетел, сопровождаемый восхищенным гулом толпы, и вскоре превратился в едва заметную точку. Пролетев над городом, шар опустился в районе Малой Охты.
       В конце месяца в воздух с ним поднялся первый русский — генерал Сергей ЛЬВОВ. Вместе с генералом француз взял с собою склянки, чтобы после взлета вылить из них воду и наполнить их «воздухом высшей страны по желанию одного славного рижского химика».

Август.

7 - (26 июля по ст. ст.) Из Кронштадта в первое русское кругосветное плавание отправились шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана КРУЗЕНШТЕРНА и Юрия ЛИСЯНСКОГО.
       Морское ведомство в это время возглавлял адмирал Павел ЧИЧАГОВ, не унаследовавший талантов отца, но «самого себя считавший способным ко всему, а других ни к чему». Он не верил ни отечественным кораблестроителям, ни русским морякам и, будучи приверженцем всего английского, считал, что в плавание надо идти на иностранных судах, с наемными иностранными матросами. Корабли пришлось приобретать все же в Англии, но команду укомплектовали русскими матросами. «Мне советовали, — писал Крузенштерн, — принять несколько и иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился». Спустя три года оба шлюпа благополучно вернулись на родину.
9 - Американец Роберт ФУЛТОН продемонстрировал в Париже на Сене свое детище — 20-метровое судно, приводившееся в движение паровым двигателем мощностью в 8 лошадиных сил. Опытный образец промчался по реке 4 раза со скоростью 2,9 мили в час. Но ни французы, ни англичане, которым он предложил свои услуги, не проявили интереса к его изобретению, так как никаких очевидных выгод не было видно. Лишь через четыре года на родине он построил и с успехом показал первый настоящий пароход, который мог преодолевать значительные расстояния.



























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/