1842 год

Январь.

13 - Трагический эпизод Первой англо-афганской войны: остатки отступающей из Кабула британской армии обложены в кишлаке Гандамак (ныне провинция Нангархар, Афганистан). Это были 45 солдат и 20 офицеров 44-го полка, у которых было всего 20 винтовок и 40 патронов. Они заняли высоту у кишлака и были изрублены в рукопашной схватке с несметным количеством афганцев. В тот же день единственный не сдавшийся в плен британец - хирург доктор Брайдон - выбрался с контролируемой афганцами территории и достиг Джелалабада, где стоял гарнизон его соотечественников.

Февраль.

13 - (1 февраля по ст. ст.) Издан именной, данный Сенату, указ императора НИКОЛАЯ I «Об учреждении особого Комитета и Строительной комиссии для устройства С.-Петербурго-Московской железной дороги».
       Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. За пять лет до этого в России уже была пущена Царскосельская железная дорога, но все же идея связать чугункой две столицы вызвала жаркие споры. Министры заключили, что «оную... строить невозможно и бесполезно» как из-за дороговизны, так и из-за неровности ландшафта. Но царь настоял. 650 километров рельсов проложены идеально прямо, за исключением двух небольших выступов. По легенде, Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и сделал изгиб. Конструкторы послушно воспроизвели его… В 1851 году из Петербурга в Москву отправился первый поезд. В 1855-м, после кончины императора, путь получил название Николаевского, а с 1923-го — Октябрьского.
       Первая железная дорога в России связала Петербург с Царским Селом, имела протяженность 24 версты (25,6 км), была открыта в 1837 году и воспринималась как развлечение. Протяженность всех линий в Европе тогда едва достигла 400 верст, и к будущему железных дорог многие относились с недоверием. В сравнении с российскими масштабами европейские проекты казались игрушечными, к тому же совсем иными были природные и климатические условия, как и то, что сегодня зовется инфраструктурой. В России ее попросту не было, а топи, болота, вечная мерзлота, длинные суровые зимы могли напугать кого угодно. Потому и утверждал министр финансов России Егор КАНКРИН, ценимый императором и вовсе не ретроград, что «предположение покрыть Россию сетью железных дорог есть мысль, не только превышающая всякую возможность, но на несколько веков преждевременная».
       Решимость проявили инженеры Павел МЕЛЬНИКОВ с Николаем КРАФТОМ, добившиеся аудиенции с государем. Тот их выслушал и через два дня подписал данный указ, в котором было заявлено: «Признав за благо даровать отечеству нашему сообщение, которого устроение хотя и сопряжено со значительными расходами, но обещает государству выгоды многоразличные и соединит обе столицы как бы воедино, мы положили возвести железную дорогу от Петербурга до Москвы, дабы удержать на пользу общую соображение столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства».
       Мельников стал главным строителем и будущим первым министром путей сообщения, начинать которому пришлось с разработки специальной терминологии. Многое перешло со времен конной тяги и гужевого транспорта. Слово «поезд» в старину означало торжественный выезд, кортеж (к примеру, свадебный поезд), «станция» была местом, где меняли лошадей, а вот «железнодорожник» как профессия появилось значительно позже. Первоначально так звали концессионеров, наживавших капиталы на строительстве железных дорог, и слово имело отрицательный оттенок.
       Первая магистраль длиной 650 км была открыта для регулярных перевозок через 9 лет, имела два пути, разбита на 6 участков с большой станцией через каждые 70-90 км. Каждая станция имела большой вокзал с протяженными навесами и колоннадой перронов, депо-ротонду в виде кольца диаметром 60 м с поворотным кругом, водонапорную башню, храм. Все сооружалось из кирпича, даже выстроенные на каждой версте будки обходчиков. В этом была определенная эстетика, выдержавшая испытание в сравнении с последующими советскими типовыми проектами, а прочность сооружений оказалась такова, что через десятилетия им были нипочем бомбежки фашистских стервятников.
       Дорога была названа Николаевской и переименовали ее в Октябрьскую только на шестом году советской власти. Безукоризненно прямая на всем протяжении, он имеет лишь один изгиб — в районе станции Веребье. Легенда приписывала его появление пальцу, которым император прижимал линейку, когда прочертил линию, связавшую две столицы. На самом деле император вовсе не был нерадивым учеником и дорога первоначально была в данном месте прямой. Изгиб появился только в 1881 году взамен существовавшего прежде моста.
       P.S. Когда читаешь указ, глаз невольно спотыкается на слове «комиссия», потому что написано оно иначе — «коммисия». Мои поиски привели к тому, что такое написание пошло со времен указов ПЕТРА I, видимо, и пустившего его в оборот. Раз сохранилось минимум на полтора века, то и приводимая в примерах фраза из «Горя для ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом» звучала тогда иначе. В «Толковом словаре» (1861) Владимира ДАЛЯ слово претепело изменения и дается с одним «м» и одним «с» — «комисия». А ближе к концу XIX века читается уже в современном варианте. Самое забавное, что исходное латинское слово «commissio» имеет удвоение в обоих случаях, а польское «komisja», с которым, возможно, оно пришло в Россию, удвоенных согласных не имеет. Кто, когда и почему трижды менял написание слова, установить не могу.

Март.

9 - Премьера в Милане оперы Джузеппе ВЕРДИ «Набукко».
30 - Американский доктор Кроуфорд Уильямсон ЛОНГ из городка Джефферсон (шт. Джорджия) впервые применил во врачебной практике эфир как анестезирующее средство при удалении опухоли на шее пациента. Он и позже успешно использовал эфир во время операций, но опубликовал отчет о своих опытах только в 1849 году, что послужило поводом для оспаривания его открытия со стороны других медиков, пришедших к той же идее несколькими годами позже.

Май.

5 - Гроб с телом Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА перевезен из Пятигорска в Тарханы и установлен в семейном склепе Арсеньевых.

Июнь.

2 - (21 мая по ст. ст.) Вышел в свет первый том романа Николая ГОГОЛЯ «Мертвые души», названного автором поэмой. Нет в русской литературе другого произведения, почти все имена героев которого стали бы нарица­тельными.
       Впервые о новой работе 26-летний Гоголь упомянул в письме Александру ПУШКИНУ в октябре 1835 года: «Начать писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Позже Гоголь откроет, что именно поэт вдохновил его взяться за произведение большой формы: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец... отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет Мертвых душ». Для Пушкина подобная щедрость не была удивительной: в ту же осень, когда Гоголь взялся за роман, поэт подарил ему сюжет «Ревизора».
       Они свиделись в последний раз перед отъездом Гоголя за границу. Видимо, тогда и были впервые прочитаны первые главы из «Мертвых душ». Пушкин, который всегда смеялся при чтении Гоголем новых произведений, становился все сумрачней, пока не стал совершенно мрачен, а в конце произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» Не желавший такого тягостного впечатления, Гоголь все начатое переделал вновь («многие из гадостей не стоят злобы, лучше показать всю ничтожность их»). Уезжая, он думал, что к весне 1837 года завершит работу над романом, но намеченные сроки каждый раз сдвигались. Тем временем молва о его новом труде распространялась все шире, издатели желали получить для печати хотя бы отрывки книги, о которой имевшие счастье услышать ее главы чуть ли не слово в слово повторяли: «И смешно и больно!»
       С переписанным набело первым томом «Мертвых душ» Гоголь вернулся в Россию осенью 1841 года и взялся за подготовку к изданию. Доводка текста породолжалась до декабря, когда рукопись предстала перед цензорами. Первый барьер в лице московских цензоров она не прошла. Одного из них смутило название: душа — бессмертна, мертвых душ быть не может! Другой подошел с юридической точки зрения: предприятие Чичикова — уголовное преступление, а вдруг с него возьмут пример и станут скупать мертвые души?! Третьих возмутила мизерная цена — два с полтиною, которой Чичиков оценивал каждую душу, мол, после этого к нам ни один иностранец не приедет.
       Все решалось в столице. Гоголь даже думал доставить рукопись царю НИКОЛАЮ I, помня его благоприятную реакцию на «Ревизора». Заготовил письмо и для министра народного просвещения Сергея УВАРОВА, который заодно возглавл Главное управление цензуры и которого литературный критик Виссарион БЕЛИНСКИЙ называл «министром погашения и помрачения просвещения» в РОССИИ. К счастью, «готовился бал у великой княгини, и его сиятельству некогда было думать о таких пустяках, как рукопись Гоголя». Разрешил печатать поэму цензор, профессор русской словесности столичного университета Александр НИКИТЕНКО. Без потерь не обошлось: он изменил название на «Похождения Чичикова, или Мертвые души», да еще Гоголю пришлось существенно переделать «Повесть о капитане Копейкине»
       Еще до получения «исправленного» цензурного экземпяра в типографии Московского университета начали набирать и быстро печатать книгу. Она вышла на великолепной веленевой бумаге тиражом 2400 экземпляров. Обложка с многочисленными завитками и черепами была сделана по рисунку Гоголя. Первыми книгу смогли приобрести посетители книжной лавки университета, а через несколько дней ее продавлаи и в столице. Сочинение шло нарасхват. К марту был распродан весь тираж. «Какой глубокий взгляд в самые недра нашей жизни! Что за юмор! Божье и русское созданье...» — это слова первого критика «Мертвых душ» цензора Никитенко.

Август.

9 - В Вашингтоне подписан договор между США и Великобританией, определивший границу между Канадой и США. Документ получил название договора Уэбстера — Ашбертона по именам подписавших его госсекретаря США Дэниела УЭБСТЕРА и специального посланника лорда А. АШБЕРТОНА.
29 - Нанкинским договором между Великобританией и Китаем окончилась «опиумная» война, длившаяся с 1839 года. По договору Китай уступил Великобритании Гонконг и открыл для ее судов пять портов, а также выплатил 23 миллиона долларов военных контрибуций.

Сентябрь.

4 - Спустя 284 года возобновилось строительство Кельнского собора. Помнится, одной из излюбленных тем сатириков и юмористов были простои из-за того, что вовремя не подвезли цемент, а сколько решений принималось по поводу долгостроя. Не знали люди жизни, а стоило только заглянуть в историю, и не было бы выволочек, истрепанных нервов, мобилизации всех ресурсов. Тем более, что плодов это не приносило. Собор же начали строить в 1248 году. Все делалось с чувством, толком, расстановкой. Решения принимались взвешенные, зато потом было не угнаться. Уже в 1880 году строительство было завершено.
23 - завершилось путешествие в славянские земли для изучения и собирания быта, языка, песен, сказок, преданий и т.п. сына профессора Харьковского университета Измаил Ивановича Срезневского.
       За три года он побывал в Моравии, Чехии, Силезии, Сербии, Хорватии, Черногории, Словакии и других землях, посетил свыше 120 славянских селений и городов. Свои наблюдения и впечатления он изложил в письмах к матери. Они были опубликованы в 1892-1893 гг. в журнале "Живая старина". А отдельной книгой вышли в 1895 году под названием "Путевые письма Измаила Ивановича Срезневского из славянских земель".

Октябрь.

19 - Император Николай I в своём письме, благодарит генерал-фельдцехмейстера Великого князя Михаила Павловича за инспектирование различных частей и военно-учебных заведений о которых просил его ранее.
22 - Ювелир Густав ФАБЕРЖЕ открыл в Санкт-Петербурге ювелирную мастерскую.

Ноябрь.

4 - Свадьба Авраама ЛИНКОЛЬНА и Мэри ТОДД.
18 - Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву — Благовещенского (ныне мост лейтенанта Шмидта).

Декабрь.

9 - (27 ноября по ст. ст.) Первое представление оперы Михаила ГЛИНКИ «Руслан и Людмила» в петербургском Большом театре.
       Она была задумана еще при жизни Александра ПУШКИНА, поэма которого послужила сюжетом оперы. Но премьера принесла автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император НИКОЛАЙ I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца представления. За 6 лет до этого, день в день, на той же сцене прошла премьера другой оперы композитора — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Тогда композитора пригласили в императорскую ложу, где царь первым поблагодарил его. Исполнители оба раза были одни и те же, но восприятие совершенно разное.
       Как отмечал в воспоминаниях сам Глинка, «первый акт прошел довольно благополучно. Второй акт прошел также недурно. В третьем акте публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5–го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра». Когда Глинка обратился к управляющему личной канцелярией императора генералу Леонтию ДУБЕЛЬТУ, стоит ли ему идти на вызовы, тот ответил: «Иди. Христос страдал более тебя». И тем не менее в первый сезон представление прошло в столице 32 раза.
       Существует версия, что образ Черномора был воспринят как сатира на императора. При жизни автора поэмы в нем усматривали АЛЕКСАНДРА I, теперь же — Николая I. Черномор появлялся на сцене под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром, а Николай был большим поклонником военных парадов. Так что, может, вовсе не из целей экономии театральная дирекция вскоре отказалась от оркестра на сцене и урезала марш. В любом случае император был задет новой оперой Глинки, чему свидетельством и поставленная на сцене императорского Александринского театра шутка–водевиль под красноречивым названием «Еще Руслан и Людмила, или Новый дом сумасшедших». Несколько лет оперу продолжали ставить, но потом она надолго исчезла из репертуара и была возобновлена только после смерти императора.
9 - В Англии выпущена первая рождественская открытка.












В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/