1874 год

        - Чтобы наблюдать за прохождением Венеры по диску Солнца Гринвичская королевская обсерватория отправила пять экспедиций: в Египет и Новую Зеландию, на Родригес и архипелаг Кергелен в Индийском океане, а также на Гавайи.
       - газета Kansas City Times опубликовала статью об открытии астронома Джованни Донати. В ней анонсировалось изобретение инструмента для самого точного измерения расстояния от Земли до Солнца, при помощи которого ученый пришел к страшному выводу: с 1858 года расстояние между нашей планетой и Солнцем стало сокращаться! А в последние несколько лет скорость сокращения значительно увеличилась! Причина в прокладке телеграфного трансатлантического кабеля, который превратил нашу планету в гигантский магнит, и не более чем через десять лет, про прогнозам Донати, Земля станет непригодной для жизни из-за глобального потепления.
       При этом, как с возмущением писал автор статьи, ни научное сообщество, ни мировые лидеры не прислушались к угрожающему открытию астронома. И тогда Донати, дескать, организовал морскую экспедицию, чтобы обрезать кабель. Миссия удалась, однако вскоре дьявольский провод был починен. От бессилия астроном заболел нервной горячкой и скоропостижно скончался, писал журналист. Статью немедленно перепечатали крупнейшие американские газеты. Однако, поскольку единственным фактом, который удалось проверить, была смерть ученого, сенсация почти ни в одном издании не попала на первые полосы.
       Как водится, следующая зима выдалась невероятно холодной, и про глобальное потепление окончательно забыли. Впоследствии выяснилось, что это была обычная журналистская утка. Донати всю свою жизнь занимался тихим и безобидным изучением комет, а умер от холеры, а вовсе не от разочарования.

Январь.

13 - (1 января по ст. ст.) В России вступил в силу новый устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск. Рекрутская повинность была заменена воинской повинностью. Термин «рекрут» был заменен словом «новобранец».
       Когда в 1861 году в царствование АЛЕКСАНДРА II было отменено крепостное право, со всей неизбежностью встал и вопрос реформы воинской повинности. При ПЕТРЕ I все сословия привлекались к военной службе: дворянство — поголовно, податные сословия — поставкой рекрутов. Но после отмены обязательной военной службы для дворянства рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, причем беднейших, так как богатые могли откупиться, нанимая за себя рекрута. Бедные семьи разорялись, так как лишались кормильцев, ведь срок службы составлял 25 лет. Возвращавшиеся со службы чаще не заставали уже своих родителей, а им самим, нередко увечным, было поздно создавать собственную семью.
По новому же закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Правительство определяло необходимое число новобранцев и, по жребию, из всех призывных брало только это число. Остальных зачисляли в ополчение. Взятые на службу числились на ней 15 лет: 6 — в строю и 9 — в запасе. Вышедших в запас солдат лишь время от времени призывали на учебные сборы, которые шли не во вред основным занятиям. Образованные люди и вольноопределяющиеся находились в строю менее 6 лет. В результате реформы воинская служба перестала быть сословной повинностью, а стала священным гражданским долгом защиты Отечества.

Февраль.

8 - (27 января по ст. ст.) В Петербурге, на сцене Мариинского театра, прошло первое представление оперы Модеста Петровича МУСОРГСКОГО (1839–81) «Борис Годунов», либретто к которой на сюжет пушкинской трагедии написал сам автор.
       Идею композитору подал его друг, профессор–историк Владимир НИКОЛЬСКИЙ. Работа над оперой была завершена осенью 1870 года, но дирекция императорских театров ее отвергла. Два года спустя такая же судьба ждала вторую редакцию оперы. Премьера состоялась только благодаря энергичным требованиям артистической общественности, когда певица Юлия ПЛАТОНОВА выбрала «Годунова» для своего бенефиса. Главные роли в спектакле исполнили виднейшие русские артисты: Иван МЕЛЬНИКОВ (Борис), Осип ПЕТРОВ (Варлаам), Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ (Самозванец), сама Платонова (Марина Мнишек). Дирижировал Эдуард НАПРАВНИК.
       Авторская концепция и его новаторская драматургия были резко отрицательно встречены критикой и дворянским обществом, найдя отклик лишь в демократических кругах. Вскоре после смерти композитора его творение сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу композитор Николай РИМСКИЙ–КОРСАКОВ, — что опера не нравится царской фамилии». Только с 1896 года, когда опера была возобновлена уже в его редакции, началось ее триумфальное шествие по сценическим площадкам мира.
       В Мариинском театре была впервые исполнена полная редакция оперы Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) «Борис Годунов». Композитор представил это произведение театральному комитету двумя годами ранее, но к постановке его тогда не приняли — отсутствовала, мол, выигрышная женская партия. Мусоргский учел это замечание и дописал сцены с Мариной Мнишек. Критика сдержанно встретила произведение, написанное в непривычном стиле, а в 1882 году оперу вообще сняли с репертуара. Всемирная слава «Бориса Годунова» началась только в 1896 году, когда его поставили на одной из частных сцен Петербурга в редакции Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908), переделавшего «варварскую», по его мнению, инструментовку покойного автора. С конца 1950-х годов «Годунов» трактуется, как правило, в редакции Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975), вернувшего ей почти первозданный вид.
23 - Английский майор Уолтер УИНГФИЛД запатентовал новую игру на свежем воздухе, которую назвал Sphairistike, а ныне всем известную как теннис.

Апрель.

3 - Илья Репин сообщил в письме Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева для серии образов российских литераторов, задуманной этим московским купцом и меценатом. Репин стал знаменит после появления «Бурлаков на Волге» в 1873 году, а в Париже, где пребывал Тургенев, жил на стипендию петербургской Академии художеств. Портрет автора «Отцов и детей» вначале понравился и художнику, и модели, но был забракован подругой писателя, французской певицей Полиной Виардо, которая потребовала начать все сначала на новом холсте. Конечный вариант не пришелся по вкусу уже ни Тургеневу, ни Репину, ни Третьякову, и только другой предприниматель, Савва Мамонтов, согласился купить его, чтобы подарить Румянцевскому музею. Оттуда картина позже перекочевала в Третьяковскую галерею.
5 - В Вене прошла премьера оперетты 48–летнего Иоганна ШТРАУСА «Летучая мышь».
       Штраус–сын был в зените своей славы, он давно превзошел своего отца, перенял у него титул «короля вальса». Композитор не раз бывал в России, где на несколько летних сезонов с ним был заключен ангажемент. Этот период его жизни, когда он пережил сильное увлечение Ольгой СМИРНИТСКОЙ, отражен в фильме «Прощание с Петербургом», в котором роль Штрауса исполнил Гирт ЯКОВЛЕВ. Мать девушки была против их отношений, влюбленным пришлось расстаться. Через несколько лет композитор женился на оперной певице Генриетте ХАЛУПЕЦКОЙ, выступавшей под псевдонимом ТРЕФЦ. Она была старше на семь лет, имела семерых внебрачных детей, но лицом была поразительно похожа на Ольгу. Казавшийся неравным брак оказался счастливым. Жена окружила мужа заботой, создала ему идеальные условия для творчества и стала главной движущей силой, побудившей композитора оставить эстрадные подмостки и попробовать свои силы в оперетте.
       Как жанр оперетта родилась в середине XIX века в Париже, где сначала органист психиатрической больницы Флоримон ЭРВЕ создал театрик «Фоли нувель» («Новые безумства»). Кстати, 8 апреля первому в мире театру оперетты исполняется 160 лет! Его репертуар составляли одноактные буффонады, которых Эрве в первый год сочинил 18. К сотрудничеству он привлек молодых композиторов — будущего автора опер и балетов Лео ДЕЛИБА и Жака ОФФЕНБАХА, который через год открыл собственный театр — «Буфф–Паризьен». Именно автора «Орфея в аду» и «Прекрасной Елены», добившегося отмены жестких ограничений (один акт, не более двух действующих лиц), считают подлинным создателем оперетты как полноценного музыкально–драматического жанра, чему в немалой степени способствовал яркий музыкальный талант композитора.
       В Вену оперетта проникла в результате «пиратского акта»: постановки Оффенбаха без его разрешения и даже ведома автора стали переводить и ставить на венской сцене. Творения местных сочинителей сравниться с ними не могли, пока за дело не взялся Штраус. Поначалу он не решался: никто на родине таким делом не занимался, он никогда не сочинял больших произведений, не знал законов сцены, у него не было соавторов–либреттистов. Последнее оказалось главным препятствием. Первая оперетта Штрауса «Веселые венские женщины» вовсе не была поставлена, после других писали: «Оперетта жила невесело и умерла печально… в остром размягчении текста».
       Для либретто «Летучей мыши» была использована пьеса постоянных соавторов Оффенбаха Анри МЕЛЬЯКА и Людовика ГАЛЕВИ. К переводу и переработке текста привлекли нескольких человек, из которых главную роль сыграл драматург и капельмейстер театра «Ан дер Вин» Рихард ЖЕНЕ. Штрауса привлекла возможность впервые отобразить своих соотечественников. Партитуру он написал за шесть недель. Но после премьеры третьей оперетты Штрауса многие критики, восхищавшиеся первыми двумя, сочли ее фривольной, а музыку — тривиальной. Они ошиблись во всем: первых опытов Штрауса в жанре оперетты сегодня не помнит никто, а «Летучая мышь» выдержала 100 представлений в первые два года, с огромным успехом прошла в Париже (правда, ее пришлось значительно переделать и дать название «Цыганка», чтобы Мельяк и Галеви не догадались о воровстве своего произведения) и по–прежнему не сходит с афиш музыкальных театров мира.
28 - американская газета New York World напечатала письмо ботаника Карла Лече. Этот бесстрашный исследователь описывал удивительные наблюдения, которые ему довелось сделать во время последней экспедиции на Мадагаскар. В ходе исследования региона Карл и его коллега, доктор Омелиус Фридловски, оказались в малоизученном и удаленном от основных маршрутов районе, где проживало дикое и кровожадное племя мкодос. Об этих дикарях ходила недобрая слава из-за их «гротескных и неприглядных оргий», связанных с растительным божеством Тепе. Однажды, прорубаясь с экспедицией через джунгли, ботаникам удалось наблюдать кровавый обряд.
       Вот как его описывал доктор Лече: «Группа дикарей, неожиданно появившихся из зарослей, остановилась перед не­обычным деревом, похожим на гигантский ананас. Одну из женщин начали довольно грубо подталкивать к дереву с криками «Тсик! Тсик!», что означало «Пей!». Несчастная жертва забралась по стволу, зачерпнула и отпила какую-то жидкость из углубления на верхушке дерева. Немедленно ветви, похожие на щупальца, обвились вокруг нее и принялись раздирать на куски, запихивая в воронку на верхушке. Сок дерева, смешиваясь с кровью и внутренностями жертвы, потек по стволу, образуя лужицы на земле, из которых дикари жадно зачерпывали и пили этот омерзительный напиток». Затем последовала та самая «гротескная» оргия, от описания которой ботаник воздержался. 
       Это письмо было много раз воспроизведено в разных источниках и дало начало многочисленным исследовательским экспедициям на Мадагаскар. Однако никому так и не удалось больше столкнуться ни с деревом-людоедом, ни с народом мкодос. Так в нью-йоркскую газету попала биллетристика ботаника. На самом деле этого конечно же произойти не могло - кровожадных деревьев не существует. Только в 1888 году история была разоблачена как фантазия колумниста New York World Эдмунда Спенсера.

Май.

30 - (18 мая по ст. ст.) По инициативе начальника электрической части Адмиралтейства Николая Павловича БУЛЫГИНА впервые в мире начали вводить электрическое освещение на морских судах: на фрегате «Петропавловск», пароходе «Ильмень», яхте «Ливадия» и фрегате «Севастополь».

Июль.

23 - (11 июля по ст. ст.) Александр Николаевич ЛОДЫГИН получил привилегию №1619 на лампу накаливания. Его изобретение было запатентовано и в нескольких европейских странах, Петербургская АН присудила ему в этом году Ломоносовскую премию, а в конце года было создано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и Ко».

Сентябрь.

15 - В Берне (Швейцария) открылся международный почтовый конгресс, на котором собрались представители 22 стран с целью выработать правила, регулирующие обмен почтой между государствами. В октябре ими был подписан договор о создании Всемирного почтового союза.

Ноябрь.

7 - Слон впервые использован как символ республиканцев в США (в еженедельнике Harper’s Weekly).
24 - Американец Джозеф ГЛИДДЕН получил патент на колючую проволоку. Двадцатый век вызывает прочную ассоциацию колючей проволоки с войнами, концлагерями, зонами. А носило изобретение сугубо мирный характер: с помощью проволоки фермеры огораживали свои участки, что не позволяло уходить их скоту, как и вторгаться на их наделы чужим стадам. Это изобретение помогло развитию пастбищного скотоводства на Великих Равнинах и фактически стало первопричиной конца эры ковбоев.












В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/