1439 год

       - Налет Улу-Мухаммеда на Москву.
       - Сёгунам в Японии приходилось отстаивать свою власть от постоянно появлявшихся соперников из числа сюго — «протекторов» провинций, превратившихся из представителей сёгунов на местах, какими они были при первом сёгунате, во владетельных князей. До середины XV в. такие столкновения заканчивались для сёгунов благоприятно, а на востоке им удалось даже ликвидировать (в 1439 г.) самостоятельность  наместничества Канто, правители которого являлись представителями другой ветви дома Асикага.
       - В политическом памфлете 1439 г. — «Реформация императора Сигизмунда», отражавшем интересы этого слоя бюргерства, выставлялись требования: превратить Германию в централизованное государство, прекратить бесконечные феодальные войны, подчинить местные власти общегосударственным законам, заменить феодальные привилегии системой государственных прав и обязанностей и создать единое судопроизводство, систему единых пошлин и единой монеты.
       - Политическое значение крестьянского движения особенно ярко проявилось в юго-западных землях Германии, которые подверглись в конце 30-х — начале 40-х годов XV в. нашествию наёмников французского короля, получивших здесь имя арманьяков. Французский король Карл VII, желая присоединить к своим владениям юго-западные рейнские земли Германии, направил туда военные отряды под предводительством дофина Людовика (будущего Людовика XI), которые разоряли эти земли, совершая грабежи, поджоги и убийства. Местные немецкие князья и феодалы и даже император не только не препятствовали действиям арманьяков, но, наоборот, сами призывали их в немецкие земли и помогали им, надеясь таким путём подавить сопротивление крестьян и покончить с нарастанием оппозиции в городах.
       Однако чужеземные захватчики встретили энергичный отпор со стороны народных масс и, прежде всего — крестьянства. Ещё в 1439 г. крестьяне Юго-Западной Германии, бежавшие от захватчиков под защиту городских стен, образовали там отряды для борьбы с вторгшимися чужеземными грабителями и с их пособниками из числа немецких феодалов. Обращаясь ко всему простому народу с призывом присоединиться к ним в целях общей борьбы, крестьянские отряды выступали под своим знаменем, на котором рядом с изображением «богородицы» был нарисован башмак с длинными шнурами. Изображение башмака на знамени, появившееся тогда впервые, являлось символом народных сил, вступающих в борьбу со всеми феодалами и знатными людьми, носившими сапоги. Крестьянские отряды под знаменем «Башмака» изгнали арманьяков из Эльзаса и Зундгау в 1439 г. Под этим же знаменем велась борьба с арманьяками и при их последующих вторжениях.
       - византийское правительство решило любой ценой получить помощь Запада. Император Иоанн VIII лично направился в Италию в сопровождении константинопольского патриарха и епископов, и в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквами на условии признания главенства папского престола. Купленная такой ценой уния никакой реальной помощи Византии не принесла. Вся эта «объединительная комедия» нужна была папству лишь для укрепления его положения. Несмотря на сговор верхов, уния с католической церковью была отвергнута византийским народом и потерпела полный провал.
       - Несколько русских путешественников XIV—XV вв. оставили записи о виденных ими странах. Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон; дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 г.); описание поездки посла Толбухина в Венецию и пр. Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и т. д. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек, Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремёсел, торговли, благоустройство городов, строительная техника.

Июль.

2 - в королевской грамоте от 2 июля 1439 г. принцу Энрики Мореплавателю разрешалось заселить семь Азорских о-вов, на которые были уже доставлены овцы. Отсюда следует, что шесть основных были открыты если не одновременно с Санта-Марией, то, во всяком случае, не позднее 1438 г.
5 -  на Флорентийском соборе было принято постановление об унии церквей на условиях принятия православной церковью католических догматов и признания главенства папы при сохранении православных обрядов. Русские представители на соборе отказались подписать акт об унии.
       На Флорентийском соборе русский митрополит ИСИДОР КИЕВСКИЙ вместе с греческим архиепископом Василием БЕССАРИОНОМ подписал церковную унию об объединении православной и католической церквей под властью римского папы. Их решение было продиктовано желанием объединить христианские церкви перед угрозой вторгшихся на Балканы турок, стремившихся захватить Константинополь. По возвращении в Москву митрополит был враждебно встречен царем ВАСИЛИЕМ II, предстал перед церковным судом и был в 1441 году заключен в тюрьму, но через три года бежал. Он стал в Риме кардиналом и получил почетный титул Константинопольского патриарха, но Константинополь к тому времени уже был захвачен турками.
16 - В Англии запрещены поцелуи. Причина была сугубо прозаической — эпидемия чумы.