1441 год

       - португальцы Антан Гонсалвиш и Нуну Триштан достигли за 21° с. ш. мыса Бланко (Белый, ныне Кап-Блан). Эта пустынная страна была обитаема. Высаживаясь, португальцы иногда обращали в бегство рыбаков-мавров (арабов и берберов). По приказу принца Гонсалвиш доставил оттуда «10 чернокожих, мужчин и женщин» и немного золотого песка. Португальцы обследовали вади — сухие долины давно исчезнувших рек, часто попадавшиеся им в этой береговой полосе, но не нашли даже следов золота. И все-таки эту угрюмую безводную страну, западную часть пустыни Сахара, они называли, как и бухту, Золотой рекой, по-испански — Рио-де-Оро.
       - в Португалию пришёл из Африки первый караван судов с золотом и рабами. К этому времени слава о богатствах далёкой Африки стала распространяться в Европе.
       - В 1441—1442 гг. произошло крупное народное восстание в Хузистане. Во главе его стал сейид Мухаммед, по прозванию Мушаша («Лучезарный»), основатель одной из шиитских сект, проповедовавший скорое пришествие махдия (мессии) и называвший себя его предтечей. Восставших крестьян, ремесленников и беднейших арабских кочевников собралось до 10 тыс. человек; они называли себя фидаями, т. е. обрёкшими себя на смерть в борьбе за своё дело. Они уничтожили династию местного властителя, перебили феодальную знать и высшее суннитское духовенство и разбили наголову выступившее против них большое феодальное ополчение из Фарса. Восстание было подавлено одним из царевичей династии Кара Коюнлу, правившей в Азербайджане и Западном Иране. Но через несколько лет Мушаша вернулся, восстание снова вспыхнуло и завершилось созданием небольшого государства, похожего на Сербедарское, в районе города Хувейзы и в Хузистане. Оно просуществовало до начала XVI в. Руководители движения, завладев землями, отнятыми у прежних властителей, вскоре сами превратились в феодалов.
       - разразилось антифеодальное восстание датских крестьян.
       - В 40-х годах XV в. в результате народного движения от Литвы снова отпали Волынь и Киевская земля. Литовскому правительству пришлось согласиться на восстановление Киевского и Волынского княжеств в качестве удельных.
       - жители зависимых от Майя-пана городов подняли восстание, которым руководил правитель Ушмаля. Майяпан был захвачен. По словам хроники, «находящиеся внутри стен были изгнаны теми, кто был вне стен». Наступил период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыбы, ни соли Кокому, а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.

Март.

19 - В Москву вернулся митрополит ИСИДОР, подписавший летом 1439 года во Флоренции унию об объединении православной и католической церквей под властью папы римского.
       Это был сложнейший период в жизни Русского государства, еще не избавившегося от монгольского ярма. Продолжались распри между русскими княжествами и внутри самого Московского княжества, стремившегося к государственной централизации и самостоятельности на международной арене. В эту борьбу была втянута и церковь.
       Исидор, грек по происхождению, был в 1437 году поставлен патриархом Константинопольским митрополитом Киевским и всея Руси. Прибыв Москву, он сумел убедить князя ВАСИЛИЯ II в необходимости унии для спасения греческого православия. Москва могла бы тогда избавиться от константинопольской опеки. Но отправленный на церковный собор в Италию митрополит не прислушался к мнению других православных иерархов и подписал унию на условиях папы римского ЕВГЕНИЯ IV. По возвращении при оглашении унии Исидор приказал нести перед собой католический крест и первым поминать на литургии папу. Взамен великому князю достались лишь «папское благословение и хвала и слава от людей».
       Князь назвал митрополита «латынским злым прелестником» и «волком», приказав заточить его в Чудов монастырь. Но вскоре дал ему возможность бежать, как было сказано в летописи, «нощию бездверием вышед». Вместе с тем Василий II в обращении к патриарху резко осудил унию и попросил разрешения избрать своего митрополита. В Константинополе не могли прослыть вероотступниками, и князь добился своего. Уния была отвергнута, и в 1448 году не Константинопольская патриархия, а Собор русских епископов избрал своим митрополитом рязанского епископа ИОНА. Тем самым Русская православная церковь обрела независимость. А последний иностранец во главе нее Исидор удостоился от папы римского сана патриарха Константинопольского, но столица павшей Византийской империи к тому времени была уже во власти турок.