1484 год

       - В результате похода московских воевод — князя Федора Курбского-Черного и Ивана Ивановича Салтык-Травина на Средний Урал, весной 1484 г. пришли к государю московскому с просьбой принять их в свое подданство «князи» (племенные вожди) вогульские и югорские и один из князей сибирских (вероятно, татарских). «И князь великий дань на них уложил, да отпустил восвояси».

Март.

22 - Рижское городское ополчение нанесло поражение отряду Ливонского ордена, четыре начальника которого пали в бою, а пятеро попали в плен. В мае рыцари были вынуждены оставить орденский замок в городе, которые рижанами был разрушен.

Июль.

6 - Португальский капитан Диогу КАН первым из европейцев открыл устье реки Конго.

Сентябрь.

       - Осенью 1484 г., по другим версиям в начале 1485 г. и даже в сентябре — подробности обоих португальских плаваний отсутствуют из-за пресловутой «конспирации молчанием», Кан на двух кораблях вышел из Лиссабона. Штурманом одного из судов был П. Ишкулар. На этот раз экспедиция продвинулась на юг вдоль берегов Анголы и Намибии до 22° ю. ш.: на мысе Кросс, у 21°47′ ю. ш., т. е. на побережье пустыни Намиб, в Юго-Западной Африке, был поставлен третий падран [все столбы с гербами были найдены в XIX веке]. Таким образом Кан открыл более 2500 км западного берега материка к югу от экватора и обнаружил устье р. Кунене. На обратном пути он поднялся по р. Конго на 160 км, преодолев грозный водоворот, где гигантский поток, сдавленный до 800 м, мчится со скоростью 18,5 км/ч, и пороги Еллала. Он принял на борт принца государства Конго в качестве посла в Португалии (в 1490 г. тот вернулся домой). Дальнейшая судьба Кана не выяснена: по одной версии он умер в пути, по другой достиг родных берегов до августа 1487 г. или в 1486 г.

Декабрь.

5 - Папа ИННОКЕНТИЙ VIII издал буллу Summis desiderantes («С величайшим рвением»), в которой предоставлял инквизиторам исключительные полномочия в деле охоты на ведьм, положив начало одному из самых кровавых и длительных в истории человечества изуверских преследований невинных жертв.
       Борьба Римской церкви с ересью обрела форму инквизиции в конце XII века. Судьи–инквизиторы не подчинялись местной власти, а осужденных ими обычно ждала смерть. Так вышло, что самый мрачный период инквизиции совпал с эпохой Возрождения, породившей не только выдающихся гуманистов, но и душегубов, каких мир прежде не знал. За три года до упомянутой буллы предшественник Иннокентия направил в Испанию монахов–доминиканцев во главе с ТОРКВЕМАДОЙ, которые приступили к массовому сожжению еретиков.
       Сам Иннокентий не отличался соблюдением божьих заповедей, но когда к нему с жалобой обратились два немецких профессора теологии Генрих ИНСТИТОРИС и Яков ШПРЕНГЕР, которым мешали рьяно исполнять функции инквизиторов, он издал буллу, в которой утверждалось: «…многие лица обоего пола впали в плотский грех с демонами и своим колдовством, чарами, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями наводят порчу на мужчин, женщин, домашних и других животных, а также на виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания».
       Главными врагами были объявлены ведьмы, «заключившие союз с адом и договор со смертью». В огне запылала вся Европа. В Испании счет сжигаемых за раз пошел на сотни. А в Германии Инститорис и Шпренгер издали книгу «Молот ведьм», которая несколько веков служила руководством для изобличения и уничтожения колдунов и ведьм.