1512 год

       - В 1512—1513 гг. почти все города Хауса — Зария (Зегзег), Кацина, Занфара, Гобер и Кано — были взяты войсками аскии Сонгаи Мохаммедом I и обложены данью.
       - На одной карте яванского кормчего, попавшей в руки португальцев в 1512 г., были изображены мыс Доброй Надежды, португальские владения, Красное море, Молуккские острова, морские пути китайцев с прямыми дорогами, где проходят корабли, и с внутренними частями страны. По этой карте и двигались португальские корабли через моря Малайского архипелага к Молуккским островам. Капитанам португальских судов инструкциями предписывалось привлекать в качестве лоцманов цейлонских и яванских кормчих.
       - испанцы полностью изгнали французов из Италии, но при Франциске I борьба возобновилась.
       - во Флоренцию с помощью испанских войск вернулись Медичи.
       - против французов поднялись Брешиа и Бергамо. Восстания были подавлены с исключительной жестокостью.
       - французский философ, богослов, филолог и математик Лефевр д'Этапль (1455—1537), который перевёл на французский язык Библию, ещё в 1512 г. выдвинул несколько общих положений, предвосхищавших некоторые из основных принципов учения Лютера.

Апрель.

11 - В кровопролитной схватке у стен Равенны французы разгромили войска Священной Лиги, но их командующий Гастон де ФУА, герцог де НЕМУР, пал в битве, получив 16 ранений.

Ноябрь.

1 – для осмотра открыт потолок Сикстинской капеллы. В День всех святых папа римский ЮЛИЙ II открыл доступ посетителям в Сикстинскую капеллу. Их взорам впервые предстала роспись свода церкви, выполненная скульптором МИКЕЛАНДЖЕЛО.
       Две тянущиеся друг к другу руки - человека и Бога... Этот незабываемый образ знаком даже тем, кто почти ничего не понимает в искусстве. На самом деле речь идет о фрагменте картины «Сотворение Адама», являющейся частью росписи потолка Сикстинской капеллы - одного из главных и самых известных помещений Ватиканского дворца в Риме. Автором этой гениальной росписи стал великий итальянский мастер эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти (1476-1564). Интересно, что до того, как Папа Римский Юлий II заказал Микеланджело роспись потолка, тот был известен не столько как художник, сколько как скульптор - автор таких выдающихся изваяний как «Пьета» и «Давид». Мастер работал над росписью потолка четыре года - с 1508 по 1512 гг. Это был невероятно тяжелый труд, требовавший не только творческого вдохновения, но и выносливости. Микеланджело должен был часами стоять на стропилах с постоянно задранной головой. Позже, в сонете, посвященном этим дням, художник сравнивал себя с «кошкой в сточной канаве».
       В домовой церкви Ватикана, названной в честь заказавшего ее сооружение папы СИКСТА IV, в то время проводились конклавы, избиравшие новых пап. Это была высокая и длинная зала, покрытая плоским коробовым плафоном площадью в 600 квадратных метров. Ее стены уже были украшены фресками, но за свод не брались. Привлечение к работе Микеланджело было вызвано происками его недругов, напевших Юлию II, что это труд, достойный только гения скульптора. На самом деле они были уверены, что такая задача тому не по плечу, папа в гневе навсегда прогонит Микеланджело, а если даже что-то получится, то никто не будет задирать голову, чтобы рассмотреть, что изображено наверху.
       Микеланджело, поначалу возражавший, что он не живописец, вызов принял. Он решил расписать весь плафон вместо предлагавшихся ему нескольких мотивов в центре свода. Выстроив придуманные им леса, 33-летний мастер взошел по ним в мае 1508 года, чтобы начать титанический труд. Получив консультации от флорентийских мастеров фрески, Микеланджело запер от всех двери капеллы и стал трудиться в одиночестве. Помогали только ученик, готовивший краски, и каменщик, наносивший раствор. Это была изнурительная работа, так как чаще всего приходилось писать, либо откинув тело и голову назад, либо лежа на спине, и тогда краска капала на лицо. Иногда являлся Юлиан II, который на верхотуре мог видеть только фрагменты гигантских тел, вчетверо превосходящих по размерам человеческие. Потому раз он приказал разобрать леса, чтобы увидеть, что создает Микеланджело, но потом оставшиеся два с половиной года не задавал никаких вопросов.
       В октябре 1512 года произведение, основную часть которого составили сюжеты из Книги Бытия (сотворение мира, Адама и Евы, Всемирный потоп, было завершено. Папа пытался уговорить художника, чтобы он сразу же расписал стены капеллы (это была обычная практика — заменять старые фрески новыми), но Микеланджело отказался. Он чувствовал себя совершенно опустошенным после такой гигантской работы и испытывал, как отметил сам, к новой такое же отторжение, как кошки к водному пространству. Работа лежа на спине сказалась в том, что он не мог больше смотреть на землю, а при чтении книг и писем поднимал их над собой.
       Сменилось несколько пап, когда через четверть века Микеланджело взялся расписать алтарную стену капеллы. Итогом его новых четырехлетних усилий стал поразительный «Страшный суд». Сегодня Сикстинская капелла — музей, выыдающийся памятник эпохи Возрождения.


























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/