1525 год

       - «Швабский союз» стал главным орудием господствующего класса при подавлении Великой крестьянской войны в 1525 г.
       - Пристальное внимание вызывал у русских людей далёкий Китай. Ещё в 1525 г., будучи в Риме, русский посол Дмитрий Герасимов сообщил писателю Павлу Иовию о том, что из Европы в Китай можно проехать водным путём через северные моря. Таким образом, Герасимов высказал смелую мысль об освоении Северного пути из Европы в Азию. Эта идея благодаря Иовию, опубликовавшему специальную книгу о Московии и посольстве Герасимова, стала широко известной в Западной Европе и была воспринята с живейшим интересом. Возможно, что организация экспедиций Уиллоуби и Баренца была вызвана сообщениями русского посла. Во всяком случае поиски Северного морского пути на восток уже в середине XVI в. привели к установлению непосредственных морских связей между Западной Европой и Россией.
       - Крупное крестьянское восстание, непосредственно связанное с Крестьянской войной в Германии, вспыхнуло в мае 1525 г. в южном Тироле — районе Тренто, Мерано и Брессаноне (современная область Трентино-Альто-Адидже), тогда входившем во владения Габсбургов. Крестьянские отряды разрушили ряд замков и временно заняли даже Тренто, но бюргерство вскоре предало крестьян и помогло прибывшим тирольским и миланским войскам осенью 1525 г. подавить восстание.
       - Начавшиеся со второй половины XV в. крестьянские движения в Штирии, Каринтии и Крайне получили особый размах в первые годы реформации, когда общее движение против католической церкви в городах и деревнях охватило Тироль, Зальцбург и земли Верхней и Нижней Австрии. Весной 1525 г., в дни наивысшего подъёма Великой крестьянской войны в Германии, это движение приняло характер всеобщего восстания и в австрийских землях. Здесь между борьбой крестьян и горожан наблюдалась более тесная связь, чем в Германии. В программах тирольских крестьян содержались пункты, направленные против роста налогов, повышения поборов и увеличения барщины, узурпации общинных угодий и против других проявлений феодальной реакции. Кроме того, крестьяне требовали, чтобы духовенству было запрещено иметь богатства, чтобы церковные земли были секуляризованы, а крестьянам было предоставлено право свободного избрания протестантских проповедников. Восставшие требовали устранения юристов и ненавистных чиновников габсбургской администрации, а также издания общих для всего государства законов и установления единства мер и весов. Важное значение для крестьян и горожан имели требования, направленные против размещения на территории Тироля императорских войск.
       - Великая крестьянская война в Германии нашла широкий отклик среди крестьян, горнорабочих и плебейских масс чешских земель.  В Западной Чехии, в новом центре горной промышленности Яхимове, насчитывавшем 14 тыс. жителей, в 1525 г. вспыхнуло восстание  горнорабочих и городского плебса, поддержанное крестьянством окрестных деревень. Там вёл агитацию Вольф Гефтель из Тюрингии. На подавление восстания правительство послало 2500 солдат. Однако подавить движение они не смогли, и местные власти были вынуждены  пойти на некоторые уступки. Тогда же восстали жители Хеба. Горожане Теплова, поддержанные крестьянами из окрестностей этого города, штурмовали местный монастырь. Аббат был вынужден принять требования крестьян: отмену десятины, возвращение  общинных привилегий и пр. Одновременно происходили крестьянские волнения также в Раковницкой и Пльзенской областях.
       - Наибольших успехов достигло в Испании производство сукон и шёлковых тканей, отличавшихся высоким качеством. В Толедо — одном из крупных промышленных городов — в середине XVI в. выработкой сукон и шёлковых тканей было занято более 50 тыс. ремесленников и наёмных рабочих, в то время как в 1525 г. их насчитывалось всего 10 тыс. человек. Толедо славился также производством оружия и обработкой кож. В Астурии и Бискайе развивалось кораблестроение.
       - во второй половине царствования Карла V вследствие бесконечных финансовых вымогательств и разорительных войн, которые велись Габсбургами в интересах общеевропейской феодально-католической реакции на средства, получаемые с Нидерландов, в стране стало назревать недовольство. Выражалось это как в увеличении количества восстаний городской и сельской бедноты, так и в распространении различных вероучений, противопоставлявших себя католической религии, — лютеранства, кальвинизма, анабаптизма и др. Для борьбы с ересями правительство уже с 1525 г. начало издавать жестокие законы против еретиков, так называемые плакаты.
       - идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов. Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей. В Пруссии в 1525 г. под влиянием происходивших тогда в Гданьске волнений выдвигались народные «статьи» в духе радикальных требований анабаптистов.

Февраль.

       - Город Мюльхаузен в Тюрингии, в котором Мюнцер находился с февраля 1525 г. — после своего возвращения из Верхней Германии, сделался центром народного восстания в Тюрингии и Саксонии. Восставшие действовали во многих пунктах этих земель; вооружённые отряды занимали города, замки, господские имения и монастыри. Господскую землю и добро крестьяне, по указанию Мюнцера, делили между собой. Крестьяне питали к Мюнцеру большое доверие и советовались с ним по всем вопросам борьбы с феодалами и по своим хозяйственным делам.
       - Первые вооружённые выступления крестьян в Германии, положившие начало Крестьянской войне в Верхней Швабии, произошли в феврале 1525 г. в районе Кемптена и Кауфбейрена, в Альгау. Первыми поднялись крестьяне Кемптенского монастыря, которые уже ранее находились в постоянной борьбе с аббатами, проводившими политику их насильственного закрепощения.
      В конце 1524 и начале 1525 г. крестьяне составили перечень своих жалоб против кемптенского аббата. Однако их борьба вылилась в более высокую форму в феврале 1525 г., когда волна крестьянских волнений и пропаганда сторонников Мюнцера дошла до Альгау. Кемптенские крестьяне собрались у Луибаса и решили отказаться от судебного разбирательства поднятого против аббата дела. Речь идёт теперь, говорили они, не о суде на основе существующего права, а об установлении нового порядка на основе «божественного права», согласно которому не должно быть ни монастырей, ни дворянских замков. К кемптенским крестьянам примкнули крепостные и зависимые крестьяне других духовных и светских феодалов Альгау. Решив немедленно ввести «божественное право», крестьяне сразу же перешли к действиям. Феодалы в панике бежали в самые крупные замки и за монастырские стены. Однако размах развернувшихся революционных действий всей крестьянской массы был так велик, что даже наиболее укреплённые замки не могли устоять. Крестьяне завладевали многими замками и монастырями и разрушали их.
       - Вступивший в 1516 г. на испанский престол первый представитель династии Габсбургов Карл I (вскоре — в 1519 г. — ставший и германским императором под именем Карла V) унаследовал права на Южную Италию и вмешался в борьбу за Италию Войны шли с переменным успехом, пока Франциск не потерпел полного поражения в битве с войсками Карла V при Павии (1525 г.).
24 - В сражение при Павии испанцы разбили армию короля Франции ФРАНЦИСКА I. Сам король был пленен («У меня ничего не осталось, кроме чести и жизни, которые спасены», — писал он матери) и доставлен в Мадрид, где был вынужден заключить мир с императором Священной Римской империи КАРЛОМ V, отказавшись от всех притязаний на Италию, которая оказалась под контролем империи.
       В битве за Миланское герцогство французское войско потерпело поражение при Павии. 23-тысячное войско испанского короля Карла V (1500–1558) полностью разгромило осаждавшую город Павию 28-тысячную армию французского короля Франциска I (1494–1547), за несколько лет захватившего почти всю Северную Италию.  Поражение французов положило начало длительному периоду испанского владычества в Италии. Франциск I был пленен и помещен в заключение в Мадриде, откуда прислал в Париж своей матери Луизе Савойской письмо, в котором содержалась ставшая знаменитой фраза: «Все пропало, кроме чести!» Освободили короля только после того, как он 14 января 1526 года подписал унизительный для Франции Мадридский мирный договор, по которому она отказалась от Милана и отдала Испании Бургундию. Однако, вернувшись на родину, Франциск I отказался от всех принятых на себя обязательств.
       Франциск I был разбит в битве при Павии (1525 г.) и взят в плен. Он получил свободу лишь ценой отказа от своих притязаний на Милан и обещания возвратить Габсбургам спорные бургундские земли. Однако Франциск I не собирался выполнять своих обещаний. Вскоре после этого он вступил в лигу, направленную против императора (папа Климент VII, английский король и некоторые итальянские государи), и заключил союз с турецким султаном Сулейманом II Великолепным, который, захватив большую часть Венгрии, угрожал в это время самой Вене. Этот союз был очень выгоден для Франции и в том отношении, что Франциск I получил от турецкого султана так называемые капитуляции, согласно которым французские купцы приобретали важные привилегии в торговле с Турцией.

Март.

       - Во Франконии весной 1525 г. также образовались расположившиеся лагерями крупные крестьянские отряды. Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах, предводитель крестьян Неккарской долины, представлявший собой яркий пример крестьянского революционера времён Великой крестьянской войны, возглавил решительные действия по подавлению сопротивления франконского рыцарства. Злейший враг крестьян вюртембергский фогт граф Людвиг фон Гельфенштейн, первым открывший военные действия против восставших, и 13 его сторонников были осуждены Рорбахом на позорную смертную казнь - прогон сквозь пики. Весть о казни Гельфенштейна быстро распространилась по всей стране и вызвала в господствующем классе настоящую панику. Многие феодалы вынуждены были формально подчиниться крестьянам и оказывать им помощь продовольствием и оружием. По всей Франконии началось разрушение дворянских замков и монастырей в духе революционного «Статейного письма».
       - Внутренняя борьба в крестьянских лагерях в Верхней Швабии, имевшая свои корни в социальной разнородности восставшей массы, препятствовала их согласованным действиям и ослабляла их в борьбе с господами и со Швабским союзом, приступившим к собиранию военных сил для подавления восстания. И даже после того, как в начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение», не было достигнуто единства в вопросе о понимании «божественного права». Главные руководители «Христианского объединения», придерживавшиеся умеренной тактики, вступили в переговоры со Швабским союзом о перемирии, которого добивались господа с целью выигрыша времени и завершения своей военной подготовки. Но крестьянские массы действовали в духе «Статейного письма», разрушали дворянские замки и монастыри, устанавливали контакты с городскими низами и разоблачали вероломные планы Швабского союза.
       - Весной 1525 г. все швейцарские фогтства и многие сельские общины большинства городских кантонов стали ареной активного крестьянского движения. В Цюрихе им были охвачены округа Грюнинген, Гаузен, Штейн, Гассау, графство Кибург и др. Крестьяне собирались в вооружённые отряды численностью до 4 тыс. человек. Однако руководство движением здесь было захвачено зажиточной верхушкой. Действия крестьян и их требования, составленные по предложению властей Цюриха, были весьма умеренными. Крестьяне требовали отмены крепостничества, малой десятины, предоставления деревенским общинам права выбора пасторов, свободы охоты и рыбной ловли, снижения налогов, упорядочения судопроизводства и др. В основном эти требования не выходили за пределы программы «12 статей» немецких крестьян. Предъявив эти требования, крестьяне разошлись по домам и стали ждать решения кантональных властей.

Апрель.

       - В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.
17 - Во многих городах Франконии активные деятели бюргерской оппозиции вместе с отдельными представителями разбитого рыцарства пытались оживить движение за старые бюргерские проекты имперской реформы и стремились использовать для этой цели революционное движение крестьянства, подчинив его своим интересам. Однако, когда в Гейльбронне плебейские элементы в разгар своей борьбы с правящей верхушкой открыли 17 апреля городские ворота Крестьянам, бюргерская оппозиция, присоединившаяся к крестьянам, вступила в то же время в тайный контакт с князьями и дворянами.
       - Если в первые дни Крестьянской войны руководители бюргерства ещё колебались в своей тактике и пытались использовать в своих интересах доверчивое отношение к ним крестьян, то теперь, во второй половине апреля 1525 г., большинство их было уже напугано революционными действиями крестьянско-плебейских масс и встало на сторону их врагов. Бюргерские деятели вносили в действия крестьянских отрядов разброд, который вел к расколу и поражению.
       - Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.

Май.

       - Активное крестьянское движение развернулось в фогтствах кантона Базель: Листале, Варнсперге, Вальденбурге, Гомбурге, Бреттельне и др. В начале мая 1525 г. крестьяне этих фогтств потребовали введения реформационного вероисповедания, отмены малой десятины, упразднения крепостничества, снижения налогов и пошлин, свободы рыболовства и охоты, запрещения военного наёмничества, «за которое один получает деньги, а другие лишь удары мечами».
       - В середине мая 1525 г. около Франкенхаузена в Тюрингии разыгрался неравный бой между княжеской конницей, вооружённой артиллерией, и сконцентрировавшимися здесь крестьянскими отрядами, фактически безоружными. Это был по существу самый героический и вместе с тем самый безнадёжный акт Великой крестьянской войны. Мюнцер старался поднять боевой дух крестьян и призывал их не бояться превосходящих сил врагов. Окружённый вооружённым до зубов княжеским войском, Мюнцер в страстных речах перед крестьянами Франкенхаузена рисовал величественную картину «царства божия на земле», под которым он понимал общество без князей, господ и эксплуататоров, и призывал к решительной борьбе за его установление. Исход неравной борьбы был предрешён. Крестьяне были разбиты под Франкенхаузеном. Мюнцер попал в руки князей, которые казнили его после мучительных пыток.

Сентябрь.

21 - Магистр Тевтонского ордена Вольтер ФОН ПЛЕТТЕНБЕРГ предоставил Риге полную религиозную свободу.
       В последнее время в Лифляндии наблюдалось полное одичание нравов, которое приписывали повсеместно проявлявшейся распущенности. Это суждение имело некоторое основание, но более важной причиной волнения умов были признаки глубокого недовольства и искания новых лучших форм жизни.
       По Кирхгольмскому договору 1452 года власть над городом была разделена между рижским архиепископом и магистром ордена, им обоим город должен был присягать, платить рыбную и другие пошлины. В войнах архиепископа с орденом город не должен был принимать участия, но если орден вел войну с другим неприятелем, то Рига должна была выставлять войско. В результате внутренние городские дела были поставлены в зависимость от внешней власти, что было не по нраву рижанам.
       Период «одичания» совпал по времени с проникновением в Лифляндию идей реформации. Народ открыто издевался над монахами и священниками, в разных местах дело дошло до насилий против старой церкви. Весной 1524 года в рижских церквах св. Петра и св. Якова были разрушены священные предметы, в мае изгнали из монастырей их обитателей, монахини стали выходить замуж. Общее настроение было таково, что о восстановлении старого порядка нельзя было и думать. Рига решила не признавать более архиепископа своим государем и считать таковым исключительно магистра. Плеттенберг же никогда не был сторонником крутых мер, а ограничение прав и силы епископов всегда было одной из целей орденской политики. Вскоре после предоставления религиозной свободы Кирхгольмский договор был отменен, а город завладел епископским двором и домами каноников.






















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/