1534 год

       - Как и нидерландские города, города Северо-Западной Германии сделались новым средоточием и убежищем анабаптистов. Реформационное движение в этом районе сопровождалось подъёмом революционной борьбы плебейских низов, возобновилась революционная пропаганда в духе Томаса Мюнцера. Высшей точкой этого нового подъёма была Мюнстерская коммуна 1534—1535 гг.
       - Несколько лет Кальвин прожил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г. перешёл в протестантизм. Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов п в дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении.
       - труд подмастерьев и мануфактурных рабочих носил во Франции в известной степени принудительный характер. Ордонанс 1534 г. (для Лангедока) и последующие многочисленные указы причисляли всех безработных к «бродягам» и за отказ от работы на предпринимателей грозили тюрьмой и каторжными работами на галерах. Продолжительный рабочий день значительная интенсификация труда в мануфактурах по сравнению с цехами, штрафы за малейшее нарушение правил, каторжный режим на многих мануфактурах, тяжкий налоговый гнёт — всё это создавало для наёмных рабочих порой прямо-таки невыносимые условия существования. Неудивительно» что эти наиболее обездоленные слои трудящихся были и самыми активными участниками классовой борьбы.
       - В северных провинциях многие члены риторических обществ Амстердама, Лейдена и других городов примкнули к революционному анабаптизму и активно участвовали в крестьянско-плебейских восстаниях 1534—1536 гг., находившихся в прямой связи с Мюнстерской коммуной. Из их среды вышли и некоторые руководители Мюнстерской коммуны, в частности Иоанн Бокельзон (Лейденский).
       - Сукноделие в Англии главным образом распространялось в деревнях и местечках, где не было цехового режима, стеснявшего своей регламентацией производство и ограничивавшего конкуренцию. Это способствовало упадку старинных ремесленных центров Англии. В жалобе суконщиков графства Вустершир, поданной в 1534 г., говорилось, что «разные лица», проживавшие в деревнях и местечках, «ради своего личного обогащения... не только скупили и взяли в свои руки много разных ферм и сделались фермерами, скотоводами и сельскими хозяевами, но также стали заниматься производством сукна, валянием и стрижкой», что привело многие города графства к упадку, обезлюдению и гибели.
       - Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах послужила реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом к её проведению послужил отказ папы римского утвердить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь в Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил её главой, вместо папы, Генриха VIII; при этом было объявлено о сохранении всех других католических догматов и обрядов. В основе разрыва с Римом лежало стремление английских дворян и королевской власти использовать церковь как орудие абсолютизма и завладеть землями и имуществом церкви.

Февраль.

       - В феврале 1534 г. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском совете и фактически захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоанн Лейденский. Мюнстер был объявлен анабаптистами «Новым Иерусалимом», т. е. центром «царства божия», которое, согласно проповеди Яна Матиса, должно быть теперь установлено на земле мечом «праведных». В обстановке осады города силами феодалов Средней и Северной Германии, длившейся во время их пребывания у власти (до июня 1535 г.), анабаптисты провели в Мюнстере ряд преобразований. Орудия производства оставались в руках мастеров, которые тем не менее обязаны были подчиниться городской общине в деле организации производства и выполнения заказов. Община распоряжалась раздачей отдельным лицам земельных участков для обработки. Золото, серебро и драгоценные вещи подлежали конфискации в общую пользу. Деньги были упразднены. Потребление организовано было на уравнительных началах.
       Значение Мюнстерской коммуны заключалось не в её социальных преобразованиях, а в том, что после разгрома Крестьянской войны она показала пример готовности к революционной борьбе против свирепствовавшей феодальной реакции. Деятели коммуны решительно расправлялись с феодалами. Однако в условиях реакции Мюнстерская коммуна не могла получить достаточной поддержки, хотя некоторые города Германии и Нидерландов послали ей на помощь вооружённые отряды. После 14-месячной героической обороны Мюнстер пал, а Иоанн Лейденский и другие его защитники были подвергнуты беспощадным пыткам и казням.

Март.

23 - После долгих проволочек папа римский КЛЕМЕНТ VII наконец-то объявил, что брак короля Англии ГЕНРИХА VIII и ЕКАТЕРИНЫ АРАГОНСКОЙ по-прежнему считается действительным. Король к этому времени уже развелся с первой супругой и женился на Анне БОЛЕЙН, связи между англиканской церковью и Ватиканом были прерваны.

Август.

       - Деятельность «Общества Иисуса» началась практически с 1534 г., но официально орден иезуитов был учреждён в 1540 г., когда он был утверждён римским папой. В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством.
15 - Игнатий ЛОЙОЛА основал в Париже орден иезуитов. Он и шестеро его товарищей дали торжественный обет отправиться в Палестину и насаждать христианство среди магометан. Попытка оказалась неудачной, но Лойола отправился к папе римскому с прошением создать новый орден, в котором вдобавок к обычным монашеским обетам целомудрия, бедности и послушания был прибавлен четвертый — обет «безропотно и слепо повиноваться папе». Несмотря на лестный для папы пункт устава, орден иезуитов был официально признан только шесть лет спустя.
       Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. В ордене господствовала строжайшая дисциплина. Формально высшим органом власти у иезуитов являлась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала, при котором имелся совет в составе шести человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран. Деятельностью иезуитов в провинциях руководили провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии. Члены ордена, хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, жили в отличие от монахов не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на неё своё влияние, как того требовали интересы католической церкви и директивы руководителей ордена. Подчинённый «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом», — таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

Декабрь.

6 - Испанский конкистадор Себастьян де БЕЛАЛЬКАСАР основал на месте прежней столицы индейского царства Киту город Сан Франсиско де Кито. Сегодня Кито — столица Эквадора..





































В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/