1553 год

       - широкое развитие получил северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова, издавна хорошо известный русским поморам и не раз использовавшийся русскими дипломатами. Русский дипломат и учёный Дмитрий Герасимов в княжение Василия III трижды плавал вокруг Скандинавского полуострова. Он высказал мысль о возможности плавания через Ледовитый океан в Китай и Индию. Английские, голландские и другие западноевропейские купцы и путешественники также весьма интересовались поисками Северного морского пути в Индию. Северным путём попал в 1553 г. в Белое море корабль Ричарда Ченслера; это положило начало регулярным русско-английским торговым отношениям.
       - в XVI в. английские и другие купцы пытаются использовать русские торговые пути для проникновения на Восток. Вдоль русских северных берегов ищут путей в Индию экспедиции Уиллоуби и Ченслера (1553 г.), Стифена Берроу (1556 г.), Баренца (1596 г.) и др.
       - Первая типография возникла в Москве в 1553 г., и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная», изданная около 1553 г., и два евангелия, напечатанные в 50-х годах XVI в.
       - В период реформ 50-х годов XVI в. началось составление генерального чертежа всей страны. Созданный на рубеже XVI—XVII вв. «Чертёж всему Московскому государству» до нас не дошёл, но о его содержании и характере даёт представление сохранившееся описание его в «Книге Большому чертежу». Составленный на основе значительного числа частных картографических источников, «Большой чертёж» охватывал огромную территорию — от Ледовитого океана на севере до Чёрного моря на юге, от Финского залива («Котлина озера») на западе до реки Оби на востоке. В «Большом чертеже» были изображены и соседние с Русским государством страны, например часть Левобережной Украины, Крым, часть Северного Кавказа, «кочевая казацкая орда», кочевья Больших ногаев, отдельные территории Ирана и «Турской земли».

Январь.

       - Бурные январские дни 1553 г., когда часть бояр вопреки указанию больного царя Ивана отказалась присягнуть его сыну Дмитрию и выдвинула в качестве кандидата на престол князя Владимира Старицкого, особенно ярко подчеркнули остроту этих расхождений. В начале 60-х годов эти расхождения обострились в связи с началом Ливонской войны.   

Март.

       - Весной 1553 г. во время серьёзной болезни Ивана IV возник вопрос о наследнике престола. Царь Иван и его ближайшие сподвижники (Алексей Адашев и др.) потребовали от Боярской думы присяги малолетнему сыну царя. Феодальная знать, поддержанная Сильвестром, выдвинула кандидатуру двоюродного брата царя — старицкого удельного князя Владимира Андреевича. Боярский заговор окончился неудачей. По выздоровлении Иван Грозный подверг опале наиболее активных сторонников Владимира Старицкого. Всё это позволило Ивану IV осуществить ряд новых реформ, отвечавших требованиям дворянства.

Май.

20 - Из Англии для открытия северных частей света и новых рынков для сбыта английских товаров отправилась морская экспедиция из трех кораблей под командованием Хью УИЛЛОБИ и Ричарда ЧЕНСЛЕРА. В пути их разметает буря, Ченслер решит действовать на свой страх и риск и установит связи с Московией.
       После прибытия Ченслера в Москву (1553 г.) между Русским и Английским государствами установились регулярные торговые и дипломатические связи. Русское государство не имело возможности вести торговлю со странами Западной Европы через Балтийское море. В этих условиях приобретала важное значение связь России с Англией беломорским путём. Иван Грозный покровительствовал развитию русско-английской торговли. Он даровал купцам английской Московской компании право свободного въезда, передвижения и беспошлинной торговли в русских землях, подарил им дом в Москве. Расцвет деятельности Московской компании приходится на 60—70-е годы XVI в. Англичане привозили в Россию сукна, галантерейные товары, оружие, серу, селитру, свинец, а русские купцы продавали англичанам лён, пеньку, сало, воск, меха. Московская компания монополизировала поставку английскому флоту русских канатов, признававшихся в это время лучшими.

Август.

       - Кальвин лично добился ареста и осуждения случайно оказавшегося в Женеве крупного испанского учёного-гуманиста Сервета, естествоиспытателя и анатома, близко подошедшего к открытию кровообращения. Сервет «осмеливался» критиковать в своих книгах кальвинистские догматы и поддерживал связь с анабаптистами. Сожжение Сервета, вызвавшее недовольство в кругах образованного общества, побудило Кальвина опубликовать специальный трактат, где он «обосновывал» право церкви истреблять вероотступников. «Бог, — заявлял Кальвин, — не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятья, чтобы зараза не охватила остальной земли».
14 - Схваченный по приказу КАЛЬВИНА в Женеве испанский врач и мыслитель Мигель СЕРВЕТ предстал перед судом по обвинению в ереси. После отказа отречься от своих взглядов он был сожжен на костре в октябре того же года.




























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/