1564 год

       - В Антверпене, который был центром ересей, во время казни монаха-расстриги Кристофа Фабрициуса, произошли столкновения между народом и стражей. Проповедями, а порой и массовыми выступлениями руководили буржуазные кальвинистские консистории.
       Ядро дворянской оппозиции вначале сформировалось вокруг трёх членов государственного совета: графа Эгмонта, принца Оранского и адмирала Горна. Все трое были представителями старинных аристократических семей. Выражая волю дворянства Нидерландов, они стали выступать против правительства в государственном совете, требовали восстановления вольностей страны, вывода испанских войск, отставки Гранвеллы, отмены «плакатов» против еретиков. Дворянской оппозиции удалось добиться удовлетворения лишь некоторых из своих требований: отставки Гранвеллы (1564 г.) и вывода испанских войск, но Филипп II категорически настаивал на неуклонном исполнении «плакатов» и проявлял полное равнодушие к экономическим и политическим нуждам страны. Поэтому антиправительственные выступления и проповеди протестантов принимали всё больший размах.
       - в 1564—1565 гг. сукна и шерстяные изделия составляли 81,6 % всего английского экспорта. «Из Англии Антверпен получает большое количество тонких и грубых сукон, бахрому и другие вещи этого рода на большие суммы, тончайшую шерсть...», — сообщает итальянский историк Гвиччардини об английском экспорте в Нидерланды во второй половине XVI в. «Английское сукно», или «сукно-лундыш» (лондонское сукно), с середины XVI в. стало импортироваться в Россию; из Москвы его доставляли в Иран, Крымское ханство, в Ногайскую Орду. В первой половине XVII в. оно привозилось русскими купцами даже на далёкие земли Сибири.
       - Во второй половине XVI и в начале XVII в. растёт национальное самосознание чехов. Ещё в 1564 г. чешские дворяне провели в  сейме решение о том, что король не имеет права давать дворянское звание иноземцам в Чехии. Обострилась борьба вокруг вопроса о  пользовании чешским и немецким языком в стране. 

Март.

1 - Выход первой точно датированной книги русской печатной книги — «Апостола» Ивана ФЁДОРОВА — в Москве.

Апрель.

30 - Наместник Русской Ливонии, воевода в Юрьеве–Ливонском (ныне эстонский город Тарту) князь Андрей Михайлович КУРБСКИЙ (1528–83) бежал из России, став первым политическим эмигрантом.
       Убегали и прежде, но Курбский впервые использовал слово как оружие, почему его порой и называют первым русским диссидентом. Государь ИВАН IV ГРОЗНЫЙ вступил в личную полемику с отступником, и их переписка стала важнейшим документом эпохи. Но судить о беглом князе мы можем лишь как о литературном герое, так как даже прославившие его имя четыре послания царю дошли до нас в поздних спиcках XVII–XVIII веков.
       В 28 лет Курбский вошел в Боярскую думу, в сражениях зарекомендовал себя искусным воеводой, участвовал в переговорах о переходе Риги на сторону Москвы, то есть не был обделен ни чинами, ни царским доверием. При этом одни представляют его как романтического героя, при котором страна процветала, пока царь слушался его советов. Другие же находят лишь свидетельства измены, когда несколько лет князь шпионил в пользу поляков и литовцев, выторговывая себе лучшие условия перехода в стан противника.
       Он бежал, перебравшись через городскую стену и выбросив ключи от городских ворот в колодец. Бежал, прекрасно сознавая, какая судьба ждет жену и детей. Бежал из Юрьева к литовцам, которые ждали его в крепости Вольмар (ныне Валмиера). Но прежде чем добраться до своих новых друзей, князь был схвачен, пленен и обобран до нитки (дальнейшая тяжба с обидчиками позволила ему вернуть лишь часть похищенного), что позволило современному исследователю сравнить его бегство с переходом румынской границы Остапом Бендером. В Вольмаре предатель потребовал перо, бумагу и чернила, чтобы начать первое письмо царю, в котором сам предстал идейным борцом и обличителем тирании.

Июль.

26 - Неудачей закончился поход 13-тысячной русской рати под началом воеводы Юрия Михайловича ТОКМАКОВА к литовской крепости Озерище в 56 верстах севернее Витебска. Четыре дня осады успеха не принесли, а после подхода к осажденным 12-тысячного отряда витебского воеводы Станислава ПАЦА пришлось спешно отступать в Невель, разбив передовой отряд литовцев и не вступая в бой с главными силами противника.



























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/