1576 год

       - последствия Варфоломеевской ночи оказались иными, чем ожидала Екатерина Медичи. Вскоре вспыхнула новая война между обоими лагерями. Весь Юг, включая и его католическое меньшинство, образовал к 1576 г. так называемую гугенотскую Конфедерацию: республику городов и дворян со своим представительным органом, своими финансами и армией. Города-крепости Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан и др. давали денежные средства и являлись опорными укреплёнными пунктами; многочисленное мелкое дворянство составляло военную силу. Это означало фактическое отделение Юга от северной части страны, где находилось центральное правительство.
       В то же время на Севере (в городе Перронне) образовалась Католическая лига северофранцузского дворянства под руководством Гизов. Социальный состав Лиги был пёстрым. В неё входили дворянство и буржуазия Северной Франции, но руководящую роль играла аристократия, стремившаяся ослабить центральную власть и восстановить былые вольности провинций и штатов.
       После фактического отпадения Юга территория, подвластная правительству, сократилась примерно наполовину.
       - Испанские наёмники годами не получали жалованья. Встретившись с героическим сопротивлением народа и тяжёлыми материальными лишениями, они быстро превратились в скопище мародеров и насильников. В 1576 г. испанские солдаты подняли мятеж. Сместив своих командиров и покинув «негостеприимный» север, они самовольно двинулись всей своей массой на юг, оставляя за собой руины и запустение. Однако и на юге быстро назревал революционный кризис. Городские магистраты и народные массы готовили отпор наемным грабителям. Отряды крестьян уничтожали мелкие группы испанских солдат. На улицах Брюсселя убивали испанцев и их пособников. Даже дворянство и духовенство проявляли сильное недовольство политикой испанского абсолютизма.
       Положение особенно осложнялось тем обстоятельством, что взбунтовавшиеся испанские войска овладели цитаделями в ряде крупных городов: Антверпене, Генте, Алосте и др. Население этих городов оказалось под постоянной угрозой насилий и грабежей со стороны взбунтовавшихся испанских наёмников. В этих условиях в Генте собрались в том же 1576 г. Генеральные штаты. По своему составу они мало отражали изменения, происшедшие в политической жизни страны. Южные провинции были представлены здесь реакционным дворянством, католическим духовенством и консервативными слоями бюргерства. Делегаты северных провинций были в меньшинстве, и их радикальные предложения тонули в потоке бесплодной дискуссии.
       - Ко второй половине XVI в. относится деятельность выдающегося чешского переводчика и типографа Юрия Мелантриха  Рождялевского. Из его типографии вышло множество книг различного содержания на чешском, немецком, латинском и греческом языках.  По своему изяществу и совершенству печати издания Мелантриха могут быть поставлены в один ряд с книгами знаменитых  издателей эпохи Возрождения — Альда Мануция и Эльзевира. 
       Ещё более значительной фигурой является продолжатель дела Мелантриха, муж его дочери — Даниил Адам Велеславин (1546—605), учёный и переводчик, мастер чешской прозы, которую он довёл до высокого совершенства. Последний период чешского  Возрождения называют иногда «веком Велеславина». Сын мельника, получивший образование в Пражском университете, где он  впоследствии занимал кафедру истории, Велеславин в 1576 г. оставил преподавание, чтобы заняться издательской деятельностью. После  смерти Мелантриха он унаследовал его типографию, расширил её и достиг замечательных результатов.
       - Близость русского народа по языку, религии и культуре к южным славянам, религиозная и культурная общность с молдаванами, валахами, греками способствовали укреплению в XVI—XVII вв. издавна возникших политических и культурных связей России с балканскими народами, которые возлагали надежды на то, что русский народ поможет им сбросить иго турецких завоевателей. В Болгарии вера народных масс в освободительную миссию России нашла яркое выражение в своеобразной легенде о «дядо Иване» («дедушке Иване»), могучем исполине, защитнике православных народов. Легенда о «дядо Иване» берёт своё начало от времени правления русского великого князя Ивана III. В образе «дядо Ивана» болгарский народ олицетворял свои представления о великом русском народе, о сильном Русском государстве.
       Венецианский посланник в Османской империи писал в 1576 г.: «По двум причинам султан опасается русских: во-первых, потому, что у них есть страшная кавалерия в 400 тыс. человек, отважных, смелых и послушных, а, во-вторых, ещё потому, что все народы Болгарии, Сербии, Босны, Мореи и Греции весьма преданы московскому великому князю, с которым их соединяет единство вероисповедания, и вполне готовы взяться за оружие, чтобы освободиться от турецкого рабства и подчиниться его власти». Эта уверенность, что Россия освободит балканские народы от турецкого ига, глубоко внедрилась в сознание порабощённых народов и передавалась из поколения в поколение.

Май.

1 - В Кракове польским королем коронован трансильванский князь СТЕФАН БАТОРИЙ.
       В отместку царь ИВАН ГРОЗНЫЙ, видя, что в Польше все пошло не по его плану, решился во что бы то ни стало покончить с Ливонией, организовав на следующий год большой поход.

Август.

8 - На острове Вен, подаренном королем Дании ФРИДРИХОМ II астроному Тихо БРАГЕ, заложен первый камень в основание Ураниборга, или Небесного замка, — обсерватории ученого, названной так в честь музы астрономии Урании. На возведение ушло четыре года. Когда с восхождением на престол нового короля Браге лишился поддержки, он оставил остров, а после его смерти трехэтажное здание было разрушено.

Сентябрь.

4 - отряд городской милиции Брюсселя под командованием офицераоранжиста (сторонника принца Оранского) при поддержке населения арестовал членов государственного совета. Народные массы восстали. Испанское владычество было низвергнуто и в южных провинциях. Власть перешла к Генеральным штатам.

Ноябрь.

4 - взбунтовавшиеся испанские наёмники антверпенской цитадели овладели городом, подвергнув его грабежу и разгрому. 8 тыс. горожан было убито и замучено, сгорело около 1000 зданий, общий ущерб оценивался в 24 млн. гульденов.
8 - В Генте заключено соглашение между северными и южными провинциями Нидерландов, вошедшее в историю как «Гентское умиротворение».
       События заставили Генеральные штаты поспешить с выработкой решения. Принятый ими 8 ноября 1576 г. текст «Гентского умиротворения» не содержал, однако, чёткой программы действий. Правда, кровавое законодательство герцога Альбы объявлялось отменённым, декларировалась необходимость сохранения единства страны и ведения решительной борьбы с мятежными испанскими войсками (которые объявлялись вне закона) до тех пор, пока страна не будет освобождена от испанцев. На юге сохранялось господство католической религии; за Голландией и Зеландией признавалось право сохранить протестантизм. Но целый ряд важнейших вопросов оставался нерешённым. Власть ненавистного народу Филиппа II не была свергнута. Не были восстановлены отменённые за последние 5—10 лет испанцами вольности и привилегии, которые давали право городским низам принимать некоторое участие в местном управлении. В частности, не были восстановлены вольности Гента, отменённые Карлом V после гентского восстания 1539—1540 гг. Такие вопросы, как ликвидация феодальных поземельных отношений, даже не обсуждались Генеральными штатами, а предложение о секуляризации церковных земель было отвергнуто большинством депутатов.

       - Следствием роста английской промышленности, торговли и ростовщичества было усиление значения Лондона, превращение его в международный центр торговли и кредита; этому немало способствовал и разгром Антверпена испанцами в 1576 г.



















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/