1612 год

       - Была учреждена английская компания 120 пайщиков, для колонизации Бермудских островов (острова Соммерса).
       - В последние годы царствования Елизаветы флот Ост-Индской компании побывал на «Островах пряностей» (Молуккских островах) и в индийском порту Сурат, положив начало торговле Англии с Индией; после того как в 1612 г. английские корабли разбили португальскую эскадру близ Сурата, компания создала в этом городе свою постоянную торговую факторию.

Ноябрь.

4 - Москва освобождена от интервентов–поляков войсками под предводительством Дмитрия ПОЖАРСКОГО и Кузьмы МИНИНА. В современной России эта дата отмечается как День народного единства.
7 - (28 октября по ст. ст.) Московский Кремль освобожден народным ополчением во главе с князем Дмитрием ПОЖАРСКИМ и Кузьмой МИНИНЫМ от засевших в нем поляков.
       Это был лишь эпизод Смутного времени, ознаменовавший его героический порыв и патриотизм вождей. Давайте попробуем разобраться с празднуемыми ныне в России праздниками. Начнем с того, что 4 ноября не связано ни с одним из называемых поводов. Список с иконы Казанской иконы Божьей Матери был доставлен ополчению 1 ноября, тогда же взят Китай-город, а если верить историкам и самим полякам, то Кремль — сердце и душа России — был освобожден как раз не 4-го, а 7 ноября, то есть в тот день, от которого нас так неуклюже старались увести последние годы. Да и шли полки Пожарского в столицу под красными знаменами князя. В прошедшие годы можно было убедиться, что многие рады праздновать вовсе не свое освобождение, а изгнание чужеземцев и иноверцев. Да только беда в Смутное время пришла не от чужаков — поляков и шведов, которые были сбоку припека и которых же сами звали на царство. Не ими Смута начиналась и не ими кончилась.
       Когда Пожарский не позволил расправиться с побежденными поляками, ярость оставшихся без добычи казацких полков обратилась на всех вокруг. Свидетель Смутного времени Аврамий ПАЛИЦЫН писал: «Казацого же чина воинство многочисленно тогда бысть в прелесть велику горши прежнего впадаша; вдавшися в блуд, и питию, и зерни; и пропивше и проигравше вся свои имения; грабяху, насилующе многим в воинстве, пачеже православному крестьянству; и исходяще из царствующего града во вся грады и села и деревни, и на пути грабяще и мучаще не милостиво, сугубейши первого десятерицею. И кто может изглаголити тоя тогда беды сотворшиеся от них! Ни един бо от неверных сотвори толико зла, ежи они творяху православным христианом, различно мучаще. И бысть во всей России мятеж велик и нестроение злейши перваго (прежнего). Бояре же и воеводы не ведущи, что сотворити...»