1613 год

Январь.

16 - (6 января по ст. ст.) Начал свою работу Земский избирательный собор, решавший вопрос избрания нового царя.

Февраль.

14 - Первое представление пьесы ШЕКСПИРА «Буря».

Март.

3 - (21 февраля по ст. ст.) Земский Собор присягнул 16–летнему Михаилу Федоровичу РОМАНОВУ.
       15 лет Смуты вместили в себя явление двух самозванцев, неожиданную смерть Бориса ГОДУНОВА и убийство наследовавшего ему сына Федора, недолгое правление последнего из имевшего отношение к Рюриковичам царя Василия ШУЙСКОГО, жестокий неурожай, голод и крестьянское восстание под руководством Ивана БОЛОТНИКОВА, правление «семибоярщины», вторжение на русскую землю шведов и поляков.
       Ответом стало формирование народного ополчения во главе с князьями Дмитрием ПОЖАРСКИМ, Дмитрием ТРУБЕЦКИМ и земским старостой Кузьмой МИНИНЫМ. Очистив поздней осенью 1612 года Москву от поляков, они разослали по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по 10 от города, для «государева обиранья».
       К январю в Москву съехались представители от 50 городов, которые вместе с москвичами составили Земский Собор. Собор сначала отверг иноземных кандидатов - польского королевича ВЛАДИСЛАВА и шведского принца КАРЛА–ФИЛИППА. Но решив избрать своего из великих московских родов, каждый называл приятного себе кандидата и долго ни на ком не могли сойтись. В феврале, наконец–то, остановили свой выбор на Михаиле РОМАНОВЕ, сыне митрополита ФИЛАРЕТА. Избранник приходился двоюродным племянником царю ФЕДОРУ ИОАННОВИЧУ. Вновь опросив всех и получив согласие тех, кто не смог вовремя прибыть, Михаила провозгласили царем.
       Но в Москве его не было: в 1612 году он с матерью уехал в Кострому, в свои села, где едва не стал жертвой поляков, но его ценой своей жизни спас Иван СУСАНИН. Прибывшее от Собора посольство нашло Романовых в Ипатьевском монастыре. Сына с матерью пришлось долго уговаривать, прежде чем они согласились. В конце концов мать благословила сына на престол, и три недели спустя Михаил дал согласие и был наречен царем. В Москву он въехал в мае, а в июле состоялось его венчание на царство, положившее конец Смутному времени.
7 - (25 февраля по ст. ст.) Из Москвы разосланы по городам грамоты с известием об избрании МИХАИЛА РОМАНОВА русским царем. Одновременно была разослана и крестоцеловальная запись. Через неделю стали поступать ответы о принесении жителями городов присяги государю.
24 - (14 марта по ст. ст.) 16-летний Михаил Романов дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский ФЕОДОРИТ и келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий ПАЛИЦЫН вручили ему царский посох.
       Специально созванный в Москве Земский Собор после долгих обсуждений выбрал царем сына митрополита ФИЛАРЕТА и в начале марта присягнул ему. Избранник в это время скрывался в Ипатьевском монастыре под Костромой вместе с матерью. Когда к ним явилось посольство от Собора, то МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ долго отказывался от царства. Мать также не хотела благословить сына на престол, так как не было никаких гарантий, что его не постигнет участь ФЕДОРА ГОДУНОВА, ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО и самозванцев. Убедить таки удалось, и началась трехсотлетняя история правления династии Романовых.
       В костромской Ипатьевский монастырь к шестнадцатилетнему Михаилу Романову, находившемуся в обители со своей матерью инокиней Марфой (в миру Ксенией Шестовой), прибыла представительная депутация бояр из Москвы. После многочасовых убеждений делегаты уговорили Михаила согласиться с решением Земского собора, заочно избравшего его новым царем тремя неделями ранее. Русь, с 1605 года переживавшая страшную эпоху Смутного времени, оставалась без государя после низложения царя Василия Шуйского летом 1610 года. 21 июля в Успенском соборе Московского Кремля Михаил был венчан на царство.
30 - (20 марта по ст. ст.) Подвиг Ивана СУСАНИНА.
       Долгое время единственным документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, была жалованная грамота 1619 года царя МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА Богдашке Сабинину, зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Только в конце прошлого века удалось доказать, что это не легенда и Сусанин — не случайная жертва разбойников.

Май.

12 - (2 мая по ст. ст.) В воскресенье в Москву въехали избранный на царство МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ и его мать инокиня Марфа.
       Поднялись в Москве всяких чинов люди, от мала до велика, и вышли за город на встречу государю. Михаил и мать слушали молебен в Успенском соборе, после чего всяких чинов люди подходили к руке царской и здравствовали великому государю.

Июнь.

19 - В аргентинском городе Кордова иезуитами основан старейший в стране Национальный университет.
29 - Во время представления пьесы Уильяма ШЕКСПИРА «Генрих VIII» загорелся и сгорел дотла лондонский театр «Глобус».
       Театр был построен летом 1599 года на сбережения актеров–пайщиков труппы, в которую входил 35–летний Шекспир, уже лет десять известного и как автор. Из прежнего, звавшегося просто «Театр», их изгнал владелец земли, не пожелавший продлевать аренду и вознамерившийся «снести оный театр и найти дереву лучшее применение». Актеры не позволили ему осуществить эти планы, под покровом темноты разобрав строение и потом из его бревен построив новую сцену. Прежний владелец мог лишь в бессильной ярости жаловаться, что «правонарушители, вооруженные большим количеством всевозможного запрещенного законом опасного оружия, а именно мечами, кинжалами, алебардами, топорами и тому подобным, действуя как жестокие насильники, стали сносить «Театр» к великому беспокойству и ужасу слуг и фермеров». Яркая картина «буйства» вооруженных реквизитом актеров помочь ему не смогла, так как их право разборки и перестройки сцены было записано в арендном договоре. Даже иск за вытоптанную траву не был удовлетворен.
       Новый театр был лучшим в Лондоне, самым большим (по тем временам — так и вовсе гигантским), что нашло отражение в его вывеске и названии. У входа красовалось изображение Геркулеса, держащего на своих плечах земной шар. Общепринятый перевод на русский язык названия нового театра «Глобус» следовало бы заменить другим — «Земной шар», так как актеры имели в виду не макет нашей планеты, а то, что будут показывать в своем театре жизнь всего мира. Недаром изображение было сопровождено латинским изречением: «Totus mundus agit histrionem» («Весь мир лицедействует»). Наверняка все это придумал сам Шекспир: ведь в тот же год в одной из первых сыгранных на новой сцене пьес, его комедии «Как это вам понравится», прозвучало: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры».
       На сцене «Глобуса» были сыграны великие творения драматурга — трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». «Генрих VIII», получивший у автора название «Все это правда», стал последним спектаклем, в подготовке которого он принимал участие. Годом ранее Шекспир удалился на покой в родной Стратфорд–на–Эйвоне, прожив затем еще четыре года.
       Пожар случился на одном из первых представлений этой исторической хроники. «Глобус» был театром под открытым небом, возведенная над ним временная соломенная крыша стала роковым обстоятельством. Постановка отличалась исключительной пышностью, дорогими костюмами и богатым реквизитом. Вся сцена была устлана циновками. Выход короля приветствовался салютом из настоящих пушек. Никто не заметил, как пыж от одной из них вылетел на соломенную крышу — и над нею появился дым: все смотрели на сцену. Огонь сразу разгорелся, и менее чем через час театра не стало. Люди не пострадали, вспыхнувшую на ком–то одежду залили элем. Во «внезапном уничтожающем пламени» кто–то узрел перст божий, поэт Бен ДЖОНСОН написал поэму «Извержение вулкана», а анонимный остряк сочинил балладу, каждый куплет которой кончался фразой: «О горе, ужасное горе, и, однако, все это правда».

Июль.

21 - (11 июля по ст. ст.) В Москве в воскресный день прошла коронация первого царя из рода Романовых МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА.
       Не каждый назовет имя первого Романова, хотя все помнят положившего за него жизнь Ивана СУСАНИНА. С воцарением 16–летнего отрока было покончено со Смутным временем, когда одни, включая отца Михаила митрополита ФИЛАРЕТА, призывали на трон польского королевича ВЛАДИСЛАВА, вторые во главе с князем Дмитрием ПОЖАРСКИМ поддерживали шведского королевича КАРЛА–ФИЛИППА, третьи — «Воренка», сына Марии МНИШЕК от брака с ЛЖЕДМИТРИЕМ II, а члены Боярской думы сами были не прочь занять пустующий трон. Выбор сделал народ в лице Земского собора в феврале 1613 года, решившего что только младший Романов по своему родству может быть преемником прежних царей. Он был представителем 9–го поколения рода, который вел свое начало от боярина Андрея КОБЫЛЫ, упомянутого в летописи 1347 года. Вслед ему шли сподвижник Дмитрия ДОНСКОГО Федор КОШКА, потом Кошкины, Захарьины, Юрьевы и сами Романовы.
       Накануне празднества в московских церквах начали служить торжественные молебны. С амвонов объявляли о необходимости являться на торжества в золотом нарядном платье, которое выглядело странно и в то же время символично среди московских развалин и пепелищ, которых не избежал даже Кремль. Воевода земского ополчения, освободившего Москву от поляков, князь Пожарский был одним из главных действующих лиц: он руководил приготовлениями, «берег со страхом» символы царской власти — барму (расшитые золотом оплечия) и царский венец (шапку Мономаха), во время процессии нес золотое яблоко (державу). Царский скипетр был доверен другому воеводе ополчения князю Дмитрию ТРУБЕЦКОМУ.
       В Успенском соборе царь принял шапку Мономаха, скипетр и яблоко и выслушал поучение казанского митрополита ЕФРЕМА, который произнес: «Боляр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».
       Уже в царском чине Михаил Федорович отправился в собор Михаила Архангела, где приложился к гробам великих князей, а оттуда — в Благовещенский собор. Здесь глава московского правительства боярин князь Федор МСТИСЛАВСКИЙ осыпал золотыми монетами царя. (Стоит отметить, что московские бояре, во время интервенции сотрудничавшие с поляками, а то и выступавшие на их стороне против ополчения, в интригах превзошли воевод, отстранив их от власти и сохранив за собою высшие посты.) Рассыпавшиеся по земле золотые в давке разобрал народ: «каждый что взя на честь царского поставлення». Завершал, по обычаю, празднество званый пир, на котором многие получили дары из рук самого царя. Хорошо знавший знать, Михаил на три праздничных дня отменил местнические счеты, которые многим могли бы омрачить торжества из–за споров, кто кого важнее и заслуживает ли место за столом.
       Успевшему многое пережить юноше предстояло заново строить Московское государство, крепить самодержавную власть. Его стали считать образцом семейной и христианской добродетели, а Дом Романовых на созданном им фундаменте простоял 300 лет.



























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/