1644 год

       - Разбогатевшие благодаря балтийской торговле швелские дворяне добились для себя в 1612 и 1644 гг. широких сословных привилегий (право беспошлинной торговли, полицейской власти над своими крестьянами и др.). При Густаве II Адольфе (1611—1632) и особенно при королеве Кристине (1632—1654)широко развернулись продажа, заклад и раздача дворянству на разных условиях коронных и особенно податных земель.

Январь.

1 - В Париже, в квартале Марэ, открылось заведение «Блистательный театр» (Illustre Théâtre). Зрителям была предложена трагедия в постановке провинциальной труппы, которую полугодом раньше организовали 24-летняя актриса Мадлен Бежар и ее 22-летний возлюбленный Жан Батист Поклен. Ни премьера, ни последующие спектакли успеха не имели. Вскоре «Блистательный театр» увяз в долгах и закрылся, а Поклен, ведавший финансами театра, на некоторое время даже оказался в тюрьме, откуда его, заплатив долги, вызволил отец. Влюбленные покинули Париж и отправились гастролировать по стране. Известность пришла к Поклену, когда он сменил жанр с трагедии на комедию и взял псевдоним Мольер. В 1658-м Людовик XIV пожаловал его театру собственное помещение в Париже, а впоследствии стал крестным отцом первого ребенка Мольера.
31 - (21 января по ст. ст.) В Москву въехал датский королевич ВАЛЬДЕМАР (ВОЛМЕР), сын ХРИСТИАНА IV от графини Мунк, на которой король был женат с левой руки (что бы это значило?).
       Целью приезда была женитьба на царевне Ирине Михайловне, но скоро выяснится, что в противоречии с достигнутым ранее соглашением главным условием брака было принятие королевичем православия. Вальдемар на полтора года окажется фактически под домашним арестом, так как никто его не собирался отпускать так просто домой. Лишь смерть МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА поможет ему уехать из России.

Май.

23 - (13 мая по ст. ст.) Датский королевич ВАЛЬДЕМАР, приехавший в Москву свататься и только здесь узнавший, чем ему это грозит, пишет царю МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ новую просьбу о своем отпуске, клянясь, что никогда не переменит своей веры, а потому и жить ему больше незачем. Царь отвечал выговором, что за такую его любовь и ласку отплачено ему таким непригожим делом. Положит конец взаимным попрекам только смерть царя летом следующего года.

Июнь.

28 - Директор «Блистательного театра» Жан Батист ПОКЛЕН, подписывая контракт с нанимаемым профессиональным танцовщиком, впервые расписался как МОЛЬЕР.
       Новое имя стало его сценическим и авторским псевдонимом, но до признания предстоял еще долгий путь. Сын королевского обойщика и камердинера должен был унаследовать его должность. Отец стремился не только передать старшему сыну свои навыки, но и дать превосходное образование. Потому после приходской школы записал его в Клермонский коллеж — престижную иезуитскую школу, в которой превосходно обучали латыни и прочим наукам, а имевшийся в коллеже театр развивал у воспитанников навыки ораторского мастерства, умение фехтовать, танцевать, музыке. У юного Поклена появились новые друзья, которых так же, как его самого, влечет театр. Среди них — его первая любовь Мадлена БЕЖАР, Поль СКАРРОН, Сирано де БЕРЖЕРАК. Он младший в этой компании. Возможно, желая вырвать сына из ее рядов, отец отправляет сына изучать право в Орлеан. Но если знать, что почти все сочинители пьес для театра были адвокатами, то можно предположить, что это был сознательный выбор самого Мольера, уже предвидевшего свою судьбу. Наследник, получив ученую степень, не пожелал заняться ни какой–либо юридической деятельностью, ни продолжить дело отца, и в 21 год окончательно выбрал сцену. Говорят, отец пытался вразумить сына, направив к нему своего счетовода, прежде обучавшего Мольера премудростям ведения дел, но все вышло наоборот: тот сам бросил бухгалтерию и ушел в создаваемый театр.
       Жан Батист, Мадлена, ее брат и другие столь же увлеченные молодые люди создали труппу из 10 человек, назвали ее «Блистательным театром», надеясь составить конкуренцию двум существовавшим в Париже театрам. Актерская профессия не считалась престижной, на подмостках не раз возникали скандалы. Весьма вероятно, что смирившийся с выбором сына отец попросил его взять себе псевдоним, чтобы фамилия королевского служащего Поклена не могла стать предметом пересудов. Есть разные объяснения рождения имени Мольер. Имелся такой сорт вина; так звали сочинявшего для театра прежде, еще до рождения Жана Батиста, малоизвестного автора, убитого в кабаке; наконец, прозвище можно буквально прочитать как комбинацию «слово–плющ». Опасения отца были не напрасны: новый театр быстро прогорел, и Мольер оказался в тюрьме.
       Выпущенный под залог, он рассчитывался с долгами 20 лет. Сам с верными друзьями стал членом бродячей труппы комедиантов. В скитаниях потребность в репертуаре заставила Мольера самого взяться за перо. В Париж вернулся через 13 лет, чтобы покорить его. Он ушел из жизни, не доиграв последнего спектакля. Церковь запретила хоронить его как нераскаявшегося грешника, и только после личного указа короля тело великого драматурга было предано земле.






























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/