1645 год

Январь.

19 - (9 января по ст. ст.) Датский принц ВАЛЬДЕМАР (ВОЛМЕР), приехавший год назад в Москву жениться на царевне Ирине, но не пожелавший перейти в православную веру, теперь никак не мог покинуть Белокаменную, потому что царь МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ считал его отданным датским королем ему в сыновья.
       Королевич в этот день обратился к царю с письменной просьбой отпустить его, указав в своем письме, что «вы против договора и всякого права сделали то, что турки и татары только для доброго имени опасаются делать; мы вам даем явственно разуметь, что если вы задержите нас насильно, то мы будем стараться сами получить себе свободу, хотя бы пришлось при этом и живот свой положить».
       Царь в ответ велел сказать датским послам, чтоб они королевича унимали, чтоб он мысль свою молодую и хотенье отложил, а если же по его мысли учинится ему какая-нибудь беда, то это будет ему не от государя и не от государевых людей, а самому от себя.

Июнь.

14 - Парламентская армия «нового образца» под командованием Томаса ФЕРФАКСА и Оливера КРОМВЕЛЯ разгромила силы английского короля КАРЛА I в битве при Нейзби, решив исход первой гражданской войны 1642—46 гг. в пользу парламента.

Июль.

24 - (14 июля по ст. ст.) Вступление на престол второго царя из рода Романовых — 16-летнего АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА.

Август.

27 - (17 августа по ст. ст.) Из Москвы домой отпущен датский королевич ВАЛЬДЕМАР с послами. Тем самым благополучно завершилась его полуторагодичная эпопея со сватовством к Ирине — старшей дочери царя МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА.
       Царь сам в свое время пытался сосватать племянницу датского короля КРИСТИАНА IV, но из той затеи ничего не вышло. Прошло два десятка лет, а царь все не оставлял замысла породниться с датским королем, решив выдать за одного из его сыновей свою дочь. После долгих переговоров, пообещав свободу веры и Суздаль с Ярославлем в качестве приданого, удалось добиться от датчан согласия. В январе 1644 года королевича встретили в Москве с почестями и дарами, но государь сразу потребовал в угоду своей воле принять православие: «У нас муж с женою в разной вере быть не может».
       Понять несогласие королевича на отказ от ранее обговоренных условий бояре никак не могли и продолжали его уговаривать. Мол, пусть будет покоен — красотою царевны останется доволен, а также не думает, что она, подобно другим женщинам московским, любит напиваться допьяна. Ирина — девица умная и скромная, во всю жизнь ни разу не была пьяна. Но послы оставались непреклонны и даже предприняли попытку силой вырваться из столицы. Царь Михаил лично объявил королевичу, что без перекрещенья жениться на царевне нельзя, как и отпустить его в Данию, так как король отдал королевича ему, царю, в сыновья.
       Неизвестно, как бы долго это длилось и чем бы кончилось их фактическое заточение, если бы не смерть царя. Юный АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ через месяц отпустил Вальдемара к отцу с той же честью, как тот был принят. Датский король в своей грамоте написал: «Хотя мы имеем сильную причину жаловаться на неисполнение договора о браке сына нашего с вашею сестрою, но так как отец ваш скончался, то мы все это дело предаем забвению и хотим жить с вами в такой же дружбе, как жили с вашими предками».
























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/