1672 год

Январь.

      - Сибирский приказ организовал новую большую экспедицию по сыску серебряных и иных руд. Во главе этой экспедиции был поставлен занимавший видное положение  на Москве думный дворянин Яков Тимофеевич Хитрово. Он отправился на эти поиски в сопровождении своего сына стольника Венедикта Хитрово, рудоземного мастера немца Христиана Дробыша и сибиряка Михаила Селина, уже ранее выступавшего в качестве знатока рудных дел.

9 - указом московского правительства в Китайском остроге и в бывшем Камышловском уезде около Тобольска, была организована особая лаборатория для исследования образчиков присылаемых туда руд. Из-за удаленности и неорганизованности и эту экспедицию осенью постигла неудача.

Апрель.

4 - Пират Генри МОРГАН отправлен на фрегате Welcome («Добро пожаловать») с Ямайки в Англию, «дабы держать ответ за оскорбления, нанесенные королю и престижу его короны». Его, находящегося под арестом, провожали под крики «виват» и рукоплесканья толпы.
       По прибытии его отпустили на берег под честное слово. Три года он прожил в Лондоне, стал светским львом, но подобная разгульная жизнь надоела первому именно полковнику Моргану. Он потребовал рассмотрения своего дела, но о нем уже все забыли. Когда же дело наконец вошло до суда, то вердикт был: «Виновность не доказана». На следующий день он получил аудиенцию при дворе и был направлен вновь на Ямайку вице-губернатором.

Октябрь.

27 - (17 октября по ст. ст.) Вернулось домой Войско Запорожское из-под Перекопа. Одно, без своего кошевого и гетмана полевого ВДОВИЧЕНКО, во главе с которым уходило в поход.
       Отправленный царем АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ в Запорожье подьячий Семен ЩЕГОЛЕВ стал выпытывать у избранного спустя два дня нового кошевого Луки АДРЕЕВА и старшин: «Где ваш гетман Вдовиченко и откуда он на Запорожье пришел?» В ответ услышал удивительный рассказ. Появился тот в нищем образе, назвался харьковским жителем, святым мужем и пророком, которому дана от бога власть будущее знать. Семь лет назад узнал он, что Войско Запорожское разорит Крым, в Царьграде возьмет золотые ворота и поставит их в Киеве на прежнем месте. Прежде князь РОМОДАНОВСКИЙ (Григорий Григорьевич) его до этого дела не допускал и мучил, но муки его не берут, а теперь настало время всякому человеку до ссущего младенца рассказать о нем и идти вместе с ним разорять Крым. Там они пять городов возьмут и останутся зимовать, бусурманы стрелять не будут, так как он невидимо будет под города приходить, стены их будут распадаться сами, ворота сами же отворяться, и оттого прославится он, Вдовиченко, по всей земле. Наперед надобно Перекопь взять, чтобы войско пожитками наполнить.
       Услыхав такое, многие люди покинули свои домы, хлеб в полях и пришли за Вдовиченко на Запорожье. Здесь и кошевое войско склонилось на его сторону, собрало раду, скинуло старого атамана и выбрало Вдовиченко кошевым и полевым гетманом. В ответ на вопрос, сколько же брать пушек, пророк отвечал, что ему пушки не надобны, а если понадобятся, то возьмут их в бусурманском городе побогаче. Шесть тысяч конных и три тысячи пеших отправились под Перекопь, но несколько неверующих все же тащили с собой две пушки. Дошли до перекопского вала без отдыха, отчего множество лошадей попадало, но Вдовиченко под город не пошел и никакого промыслу не чинил. Войско же, по обычаю, ров засыпало и уже половину обоза переправило, но перекопские жители стали палить из пушек и ружей и наших людей бить и топить. Вдовиченко от стрельбы стал прятаться, войско от Перекопа отступило, булаву и бунчук у него отняло, хотели убить, но он сумел скрыться. Спустя некоторое время Вдовиченко вновь объявился с прежними речами, но его схватили и отослали к гетману, а от него к Ромодановскому. 
27 - (17 октября по ст. ст.) В подмосковном селе Преображенском, летней резиденции царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, состоялось первое в России театральное представление — «Эсфирь» («Артаксерксово действо»).
       Устроить театр царь задумал еще в 1660 году, когда поручил англичанину Гебдену выслать в Москву инженеров, специалистов по военному делу, строителей, а также «мастеров комедию делать». Последнее поручение, видимо, выполнено не было. С рождением царевича ПЕТРА царь вернулся к своей идее. Еще до рождения младенца он приказал отделывать помещение, «где быть комедии». В поисках сведущих людей обратились в Немецкую слободу, и пастор Иоганн Готфрид ГРЕГОРИ предложил пригласить из-за границы помощников, опытных режиссеров. В Курляндию был послан приятель боярина А. С. МАТВЕЕВА полковник Николай фон Стаден, который вел в Риге переговоры с антрепренерами нескольких немецких странствующих групп, но по разным причинам артисты в Москву не поехали. Не возлагая особых надежд на миссию полковника, пастору было приказано, не дожидаясь приезда иностранных актеров, готовить комедию самому. Он собрал труппу в 60 человек из детей служилых и торговых иноземцев и приступил 1 октября к их обучению. Тем временем в Преображенском сооружалась театральная «хоромина», которая представляла собой просторное деревянное здание площадью в 60 кв. сажень. Внутри здание было обито зеленым и красным сукном, царское место, убранное красным сукном, находилось у самой сцены, а для царицы и царевен были сооружены особые клети в виде лож, закрытые частой решеткой. Для остальных зрителей были поставлены деревянные лавки.
       Первое представление прошло успешно: царь в продолжение десяти часов внимательно следил за ходом спектакля. Сюжет для первого представления был выбран не случайно: история Эсфири отчасти напоминала историю избрания царицы Натальи Кирилловны в невесты царю. После первого успеха театр стал существовать на правах постоянного придворного учреждения. Преображенский театр считался летним, а в начале 1673 года в Кремлевских палатах над дворцовой аптекой был открыт и зимний театр.
       Первое время спектакли шли на немецком языке, но вскоре была организована русская труппа из детей мещан и подъячих. Женщин в труппе не было, и все женские роли исполнялись мужчинами. До 1675 года во главе театра и театральной школы при нем стоял Грегори, после его смерти его ближайший сотрудник Юрий Гивнер, а с конца 1675 года учитель латинского языка в Киевской коллегии Степан ЧИЖИНСКИЙ. В 1674 году при театре была организована и балетная труппа. Репертуар театра в основном состоял из пьес на сюжеты, заимствованные из библейских книг. Позже появились и пьесы на светские темы: «Комедия о Тамерлане и Бязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». В последней, сыгранной за несколько дней до смерти царя, выступали следующие действующие лица: Бахус, его жена Венус, их сын Купидон, тринадцать пьяниц, из которых три — «лежащие», десять девиц, отец пьяниц, вестник, шут — всего 40 лиц. Со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование.























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/