1696 год

Март.

29 - Исаак Ньютон был назначен директором Лондонского монетного двора с огромным по тем временам жалованьем — 2000 фунтов в год. Хотя эта должность традиционно считалась синекурой, ученый отнесся к ней со всей серьезностью, и именно благодаря его деятельному руководству удалось в сжатые сроки перечеканить всю английскую монету. Эта колоссальная работа фактически спасла экономику страны, погружавшуюся в хаос из-за массовой порчи денег, — от них отрезали кусочки, из которых затем мастерили «самоделки». А еще Ньютон прослыл грозой фальшивомонетчиков, которых после его разоблачений в массовом порядке отправляли на виселицу. В 1698 году с ньютоновым «монетным хозяйством» ознакомился в ходе поездки по Англии Петр I, который тут же задумал повторить в России «опыт» великого ученого.

Май.

13 - (3 мая по ст. ст.) Построенный в Воронеже «морской караван», как тогда называли флот, поплыл к Азову.        Впереди, начальствуя осьмью галерами, плыл капитан Петр Алексеев, на галере Principium, которую сам строил. В июле второй Азовский поход ПЕТРА I завершится успехом.

Июнь.

27 - Петр I ввел в России звание генералиссимуса и наградил им боярина Алексея Семеновича ШЕИНА за Азовский поход, где тот нанес поражение крупным силам крымских татар и ногайцев. Впоследствии это же звание получили Александр Данилович МЕНШИКОВ и Александр Васильевич СУВОРОВ, а также муж императрицы АННЫ ЛЕОПОЛЬДОВНЫ принц АНТОН УЛЬРИХ Брауншвейгский. Последний ничем не отличился на поле брани.

Июль.

29 - (19 июля по ст. ст.) Первым результатом единоличного правления царя ПЕТРА I стало взятие турецкой крепости Азов.
       Зимой умер старший брат ИВАН V, деливший с ним престол. Свои планы Петр теперь мог претворять в жизнь без оглядки на кого-либо. Первым делом России требовался выход к морю. Оба имевшихся у нее порта находились на окраинах государства, да еще стояли в стороне от мировых торговых дорог. К тому же Архангельск на Белом море большую часть года был скован льдами, а Астрахань на Каспии связывала только с Персией (Ираном). Балтика была блокирована шведами, а Черное море — турками и подвластными им крымскими татарами.
       Русские рати не раз ходили на Крым, но каждый раз неудачно. Петр, задумав поход, решил сменить направление — ударить не по татарам, а туркам, чья крепость Азов запирала устье Дона. Выгоды были явными: войско могло двигаться по Волге и Дону без обозов и утомительных переходов. Но состоявшийся годом ранее 1-й Азовский поход успеха не принес. Тогда и проявились лучшие качества молодого царя — настойчивость в достижении цели и умение учиться на собственных ошибках.
       Он покончил с многоначалием в войсках, поставив во главе сухопутного войска боярина Алексея ШЕИНА, а флота — швейцарца Франца ЛЕФОРТА. Первый ни разу не был на поле брани, второй в последний раз видел море 20 годами ранее, когда приплыл из Голландии в Архангельск. Царя это не смутило: боярина он впервые в русской истории назвал генералиссимусом, а швейцарца — адмиралом. Себя же повысил в чине с бомбардира до капитана. Важнейшим делом стало создание галерного флота: в предыдущий поход крепость беспрепятственно снабжалась с моря. Заранее было созвано конное ополчение дворян, а добровольцы-холопы получали свободу от своих бар. Для ведения инженерных и саперных работ были выписаны австрийские офицеры.
       Когда Азов был вновь осажден, оказалось, что уверовавшие в себя турки поленились ликвидировать бреши в крепостных стенах и засыпать осадные траншеи времен первой осады. В итоге, когда русская артиллерия подавила турецкую, а галеры преградили путь кораблям турок, засевшие в крепости предпочли сдаться, не ожидая штурма. Гарнизону было позволено уйти с легким оружием, разрешили покинуть город и жителям. Единственным требованием от победителей была выдача перебежчика — голландского матроса Якова ЯНСЕНА. 29 июля генералиссимус принял от коменданта крепости ключи от нее и 16 знамен.
       Приказав восстановить крепость, Петр I через неделю выбрал новую гавань для будущего флота. Через два года здесь возник город Таганрог. Пышно отпраздновав победу (в Москве была сооружена триумфальная арка и под артиллерийские залпы состоялась торжественная процессия), царь уже строил новые планы. Поздней осенью Боярская дума приняла решение: «Морским судам быть», следом за границу для учебы был отправлен 61 стольник, из которых 23 носили княжеские фамилии, и тут же издан указ об отправке Великого посольства. Весной следующего года Петр I первым из царей отправился с визитом в Западную Европу. Великие перемены только наступали.

Сентябрь.

6 - Из Нью-Йорка на 34-пушесчном корабле «Эдвенчер Галли» вышел в море капитан Уильям КИДД. Никто не знал, что это начало карьеры самого знаменитого пирата мира своего времени.
       Он оставил два дома, землю, жену и детей и имел с собой полученную еще в Англии грамоту, скрепленную подписью короля Англии ВИЛЬГЕЛЬМА III и заверенную Большой королевской печатью. «Любимому и верному капитану» поручалось бороться с пиратами, совершавшими набеги на североамериканское побережье, а заодно захватывать все французские корабли. Целый год он безуспешно пытался захватить хоть одного пирата или француза, команда уже не раз готова была взбунтоваться, пока Кидд не решился сам стать пиратом. После захвата нескольких мелких суденышек, его добычей стал 500-тонный парусник, на беду Кидда плававший под английским флагом. Власть такого не стерпела и объявила пиратом Кидда, лишив его права на амнистию. Фактически ничем не прославивший своего имени, он по какой-то причудливой иронии судьбы стал считаться современниками, а потом и следующими поколениями легендарной личностью, обладавшей несметными богатствами, которые где-то спрятал, — вспомните завязку приключенческого романа «Остров сокровищ» Роберта СТИВЕНСОНА. Сдавшийся властям и до последнего надеявшийся на прежнюю милость, Кидд был повешен в мае 1701 года, а его тело в назидание всем долго болталось в петле на острове посередине Темзы, пока не было склевано птицами.

Октябрь.

30 - (20 октября по ст. ст.) По настоянию ПЕТРА ПЕРВОГО основан Российский флот. В этот день у государя было в Преображенском сиденье с боярами о делах. Боярская дума постановила: «Морским судам быть».
       Вообще-то первый русский корабль был построен еще в 1669 году при царе АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕ. В селе Дединов Коломенского уезда голландские мастера построили корабль «Орел», который был спущен на Каспийское море. Да вот беда — в следующем году он был, по недостоверной легенде, сожжен Стенькой РАЗИНЫМ. Все помнят почему-то персидскую княжну — она-то уж, если не была дура дурой, наверняка выплыла, а вот весь русский флот пошел на дно.
       Петра взялся за создание военного флота еще в конце предыдущего года, когда готовил второй Азовский поход. После взятия турецкой крепости он понял, что России нужен регулярный флот, потому полмесяца спустя после постановления Думы последовал царский указ строить корабли «кумпанствами», 18 из которых создавало дворянство., а 17 — духовенство. Еще через неделю строительство 12 кораблей было поручено купечеству, посадским людям и иностранным купцам. Всего на деньги, собранные у населения, государство строило 52 корабля разных рангов и галеры.
       К работам были привлечены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники со всех концов страны, 50 иностранных мастеров, а во главе всего дела поставлен воевода Тихон СТРЕШНЕВ, возглавивший Военный приказ. В Голландию и Англию была отправлена сотня молодых людей для освоения корабельного дела, и сам Петр уделял этому вопросу главное внимание во время своего Великого посольства в Европу. За 30 лет при Петре будут построены 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 67 крупных галер, до 300 транспортных судов.


















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/