1605 год

1605 - 1638 Адриан Брауэр (1605/1606, Ауденарде — до 1 февраля 1638, Антверпен), фламандский живописец бытового жанра.
       Брауэр был новатором живописи «крестьянского жанра» благодаря ярким изображениям пьющих, дерущихся или веселящихся крестьян, гуляк, солдат и других персонажей из «низшего сословия» со всеми их ужимками. Его произведения отражают грубоватый быт фламандских крестьян, иногда с грустной иронией, иногда карикатурно. Брауэр внёс свой вклад в развитие жанра «трони» (tronies), то есть изучения выражений лиц в различных ситуациях. Произведения Брауэра оказали воздействие на следующее поколение фламандских и голландских художников бытового жанра. Хотя Брауэр создал небольшое количество работ, их собирали такие выдающиеся мастера, как Питер Пауль Рубенс и Рембрандт.
1605 - 1674 Джакомо КАРИССИМИ /Giacomo CARISSIMI/ (18.04.1605 — 12.01.1674), итальянский композитор, органист, создатель классического типа духовной оратории.
1605 - 1681 НИКОН /Никита МИНОВ/(1605 — 27.08.1681), патриарх.
       Церковные реформы, проведенные Никоном, вызвали раскол в православной церкви, а его вмешательство в жизнь государства привело к разрыву с царем, в результате которого Никон был лишен сана патриарха и сослан, а роль церкви стала подчиненной.
       Происходил Никон из крестьян Нижегородского уезда. В детстве он видел много горя от своей мачехи и ушел из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге. От природы очень способный, он приобрел в монастыре много знаний и любовь к чтению. Но он не принял монашеского сана, так как отец вызвал его домой. После смерти отца он женился и стал сельским священником на родине. Высокий, красивый, прекрасно говоривший молодой священник приобрел такую славу, что вскоре был приглашен в Москву. Там он служил 10 лет, но когда умерли все его дети, убедил жену постричься в монахини и сам ушел на Белое море, на Соловецкие острова. Здесь он постригся, получил монашеское имя Никон. Позже стал игуменом Кожеозерской пустыни (близ р. Онеги).
       По делам пустыни ему пришлось быть в Москве и лично явиться к царю АЛЕКСЕЮ. Царь, пораженный величественной наружностью сурового монаха и его красноречием, настоял, чтобы Никон перешел в Москву. Его поставили архимандритом в Новоспасский монастырь, принадлежавший роду Романовых. Каждую неделю Никон являлся во дворец к царю для доклада о монастырских делах и душеспасительной беседы. Царь души не чаял в Никоне и при первой же возможности назначил его митрополитом в Великий Новгород, где проявились административные способности Никона и необыкновенное мужество при подавлении мятежа. Всего через три года, после кончины малодеятельного патриарха ИОСИФА, царь пожелал избрания в патриархи своего любимца, и в 1652 году Никон был избран патриархом. Однако, когда царь в Успенском соборе объявил об этом, Никон решительно отказался. После долгих уговоров он дал свое согласие лишь тогда, когда царь и все бывшие в соборе бояре, плача, обещали ему «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшего». Царь почтил Никона титулом «великого государя», которым в свое время пользовался, как царский родитель, патриарх ФИЛАРЕТ. Уезжая на войну с Речью Посполитой (1654 г.), Алексей Михайлович поручил Никону все управление государством и попечение над царской семьей. Таким образом, в руках Никона сосредоточились не только церковные, но и государственные дела. Возмужав и приобретя опыт, царь стал проводить самостоятельную политику, его размолвки с Никоном становились все более частыми, что привело в итоге к низложению патриарха. 
       Главным же делом жизни Никона стала церковная реформа, повлекшая за собой раскол в русской православной церкви. Необходимость реформы была вызвана тем, что до появления книгопечатания церковные книги переписывались от руки и в них накопилось много ошибок и бессмыслиц. Еще до своего патриаршества Никон свел дружбу с кружком священников, собиравшихся у царского духовника Стефана ВОНИФАТЬЕВА. Особенно среди них выделялись протопопы Иван НЕРОНОВ и Аввакум ПЕТРОВ. Все члены кружка мечтали об исправлении книг и обрядов, улучшении церковной жизни, о поднятии нравственного уровня московского общества. Но большинство из них считали, что Русь в те времена была единственной благочестивой страной и что истинного православия не найти нигде, кроме Москвы. Когда же Никон стал патриархом, то он после внимательного изучения дела пришел к выводу, что греческая церковь хранит православие в совершенной чистоте и московские патриархи обязаны во всем согласовывать свою работу с греческими, не допуская никакой новизны и разногласий с восточными церквами. Церковное исправление Никон начал с присущей ему крутостью: он личною властью уменьшил число поклонов за молитвой; требовал, чтобы иконы писались по греческим образцам и чтобы крестились тремя перстами, как было у греков. Исправление книг шло очень быстро под руководством греков и киевских монахов. Все это вызвало недовольство патриотов Вонифатьевского кружка, а протопопы Аввакум и Иван Неронов стали открыто протестовать, подав царю жалобу на Никона, объявив направление его работы неправославным и ненародным. Никон разгневался на старых приятелей и сослал их, но впредь стал действовать соборным приговором. Созванный в 1654 году в Москве собор московского духовенства утвердил все предложенные им исправления. Тогда же Никон обратился к восточным патриархам, и на следующий год Цареградский патриарх от имени всей Греческой церкви одобрил и утвердил все намеченные Никоном исправления. В результате начатая единолично патриархом реформа приобрела междуцерковный характер, что очень не понравилось многим московским патриотам, считавшим, что в русское домашнее дело вмешались чужие люди, а Московская церковь стала как бы подчиненной Греческой. Пока Никон правил, дела шли быстро и решительно, служба велась по новым книгам, старые прятались, вводились и новые обряды. Никон следил за их точным исполнением, особенно за соблюдением троеперстия. Но после низложения Никона вставший во главе митрополит Крутицкий ПИТИРИМ не относился к этому столь же ревностно. Неронов и Аввакум вернулись из ссылки. Ревнители «старой веры» стали открыто выступать против нововведений Никона. Царь в 1666 году вновь созвал собор духовенства, который еще раз утвердил все реформы Никона и осудил выступавших против них. Не раскаялись лишь Аввакум и московский дьякон Федор, которые были преданы анафеме и сосланы. Собравшийся позже великий собор с патриархами, который осудил Никона за его прегрешения, оставил в силе все церковные новшества, а ревнителей старой веры объявил еретиками и раскольниками. Но это не помогло делу — протесты продолжались. Соловецкий монастырь открыто отказался повиноваться решениям соборов. В Соловки было послано войско, но монастырь затворился и оказал вооруженное сопротивление. Его осада длилась почти восемь лет, а монахи понесли потом тяжелое наказание. Но это «стояние за старую веру» сильно повлияло на весь север, где раскол пустил самые глубокие корни.






















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/