1775 год

1775 - 1817 Джейн ОСТИН/Jane AUSTEN/(16.12.1775 — 18.07.1817), английская писательница.
       Родилась Джейн в семье священника в небольшом городке Стивентоне в графстве Гемпшир. Девочка стала седьмым по счету ребенком (всего их было восемь). Особенная дружба связывала ее с сестрой Кассандрой. «Если бы Кассандре отрубили голову, — говорила мать, — Джейн настояла бы, чтобы с нею поступили так же».
       Мнения современников о внешности писательницы противоречивы. Джейн «совсем не хорошенькая, она очень чопорна для своих лет, капризна и неестественна», замечала ее кузина Филадельфия. «В жизни не видела другой такой хорошенькой вертушки, всецело занятой поисками мужа, как Джейн», — вспоминала некая миссис Митфорд. А ее подруга писала в дневнике: «Джейн превратилась в застывший, молчаливый перпендикуляр — образец «счастливого безбрачия», и до той поры, пока «Гордость и предубеждение» не открыли всем, какой драгоценный алмаз скрывается в этом жестком футляре, в обществе на нее обращали не больше внимания, чем на кочергу или на каминную решетку».
       Но хотя Джейн Остин и казалась кому-то «перпендикулярной», синим чулком она не была. Она любила наряды, балы, веселье. Ее сохранившиеся письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и новых кавалерах.
       Со школами Джейн не везло: в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы и чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой, напротив, руководила чрезвычайно добродушная особа, но знания учениц ее не волновали. Тогда отец вернул дочерей домой, решив сам заняться их образованием. Преподобный воспитывал дочерей не только воскресными проповедями, но и каждодневным примером — дух человека должен быть выше тягот жизни, болезней, голода, нищеты, смерти.
       В 30 лет Джейн Остин надела чепчик, объявив тем самым миру, что отныне она старая дева, простившаяся с надеждами на личное счастье. Удел старой девы был не самым сладким. Приходилось подлаживаться под характер матери, женщины властной, требовавшей полного подчинения, мириться с капризами отца. Джейн обшивала семью, помогала матери по хозяйству.
       Многое в своей жизни она ненавидела — монотонную домашнюю работу, необходимость общаться с тупыми соседями и вести нелепые разговоры с их необразованными дочерьми, скрывать от всех, что она пишет.
       Джейн начала писать рано — с 14 лет — и делала это обычно за семейным обеденным столом. Она не разрешила смазать маслом дверные петли гостиной: скрип предупреждал о появлении нежданных гостей, и она успевала спрятать под скатерть листки почтовой бумаги, убористо исписанной аккуратным и решительным почерком.
       Болезнь поймала Джейн в свою ловушку, когда ей исполнился только 41 год. Она очень страдала. У постели умирающей, не отходя ни на минуту, дежурила Кассандра. «Боже, пошли мне смерть, — прошептала писательница. — Даруй мне терпение. Молитесь за меня». И умерла.
1775 - 1833 Ансельм ФЕЙЕРБАХ /Paul Johann Anselm FEUERBACH/ (14.11.1775 — 29.05.1833), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права, составитель Баварского уголовного уложения 1813.
       Отец философа Людвига ФЕЙЕРБАХА, дед живописца Ансельма ФЕЙЕРБАХА.. 
1775 - 1834 Франсуа Адриен БУАЛЬДЬЁ/Francois-Adrien BOIELDIEU/(16.12.1775, Руан — 08.10.1834, Жарси, близ Парижа), французский композитор, классик жанра комической оперы.
       В 1804—10 был капельмейстером придворной французской оперной труппы в Санкт-Петербурге.
1775 - 1836 Надежда Осиповна ПУШКИНА /урожд. ГАННИБАЛ/ (02.07.1775 — 10.04.1836), мать А. С. ПУШКИНА. 
       Принято считать, что и с матерью, и с отцом у Александра ПУШКИНА были прохладные, если не сказать большего, отношения. Но мы не найдем, если сравнивать детские воспоминания поэта с такими же Ивана ТУРГЕНЕВА, Николая НЕКРАСОВА, Михаила САЛТЫКОВА, в них мрачных оттенков. То, что родители не принимали большого участия в воспитании своих детей, доверяя его нянькам, гувернерам и учителям, было обычной картиной дворянской жизни в XVIII–XIX веках. Родственные связи проходили испытание разлукой, бедой. Вот и родители Пушкина, когда сын был отдан в лицей, многократно посещали его там: отец — 35 раз, мать — 25.
       Она была урожденной Ганнибал, внучкой знаменитого «арапа Петра Великого». Африканские черты поэта от нее — «всегда веселой, беззаботной, с прекрасной наружностью креолки». Она на самом деле отдавала предпочтение дочери Ольге и младшему сыну Льву, что, скорее всего, было вызвано ее характером: неповоротливость тучного малыша и его всегдашняя молчаливость приводили мать в отчаяние. Сына–толстяка она звала Сашкой; чтобы он избавился от привычки тереть ладони, связывала на целый день ручки сына за спиной, не позволяя даже есть. В 9 лет целый год не разговаривала с ним.
       Потому неожиданной кажется забота о сыне, когда тот попал в опалу. Отец тогда испугался, согласился надзирать за сыном, потом вовсе бросил его в Михайловском, а мать втайне от всех обратилась с просьбой к государю: «Со всею тревогою уязвленного материнского сердца осмеливаюсь припасть с мольбою к стопам Вашего императорского величества о благодеянии для моего сына… Мой сын страдает уже около 10 лет аневризмом в ноге… теперь она угрожает его жизни каждую минуту, в особенности потому, что он живет в Псковской губернии — в месте, где совершенно отсутствует медицинская помощь. Государь! Благоволите разрешить моему сыну поехать в Ригу…» Рига поэта так и не увидела, зато, когда мать заболела, их отношения стали трогательно близкими. После смерти матери поэт единственным из родных сопровождал ее тело в Святогорский монастырь и приобрел рядом с нею место для своего последнего покоя. По свидетельствам знакомых, он жаловался на судьбу, что так «недолго пользовался нежностью материнской».
1775 – 1836 Андре Мари АМПЕР /Andre-Marie AMPERE/ (22.01.1775 — 10.06.1836), французский физик, один из основоположников электродинамики, в честь которого названа единица силы тока.

1775 - 1840 Катерино Альбертович КАВОС (30.10.1775, Венеция – 10.05.1840, Петербург), композитор, дирижер.
       Итальянец по происхождению. Сын хореографа, он в 1832 стал «директором музыки» императорских театров, внес большой вклад в развитие русского музыкального театра. Написал свыше 50 произведений для театра, в том числе балет «Кавказский пленник, или Тень невесты». 

1775 - 1842 Михаил Трофимович КАЧЕНОВСКИЙ (12.11.1775, Харьков — 01.05.1842, Москва), историк и литературный критик, академик Петербургской АН (1841). 

1775 - 1845 Василий Григорьевич АНАСТАСЕВИЧ (28.02.1775 — 16.02.1845), библиограф, издатель и ереводчик. Прогрессивный общественный деятель. Был близок к кружку известного собирателя русских древностей, летописей, грамот и книг Н. П. Румянцева.

1775 – 1847 Матей КОПЕЦКИЙ (24.02.1775 - 03.07.1847), чешский актер театра кукол, театральный деятель и просветитель, один из основоположников чешского театра кукол.

1775 - 1849 Карл Иванович РОССИ (29.12.1775 — 18.04.1849), архитектор.

1775 – 1851 Джозеф Мэллорд Уильям ТЁРНЕР /Joseph Mallord William TURNER/ (23.04.1775 — 19.12.1851), английский живописец-романтик.

1775 – 1853 Георг Фридрих ГРОТЕФЕНД /Georg Friedrich GROTEFEND/ (09.06.1775 — 15.12.1853), немецкий филолог, положивший начало дешифровке древнеперсидской клинописи. 

1775 – 1854 Фридрих Вильгельм Йозеф ШЕЛЛИНГ /Friedrich Wilhelm Josef von SCHELLING/ (27.01.1775 — 20.08.1854), немецкий философ.
1775 - 1856 Михаил Кузьмич МИХАЙЛОВ (21.10.1775 — 16.09.1856), экономист, переводчик, поэт-любитель.
1775 - 1857 Франсуа ВИДОК (24.07.1775 – 11.05.1857), искатель приключений, создавший службу безопасности Франции - Сюрте.
       Юноша, отличившийся на поле брани в ряде сражений 1792 года, мог добиться блестящей военной карьеры, но лавры Наполеона его не прельщали. Авантюрный склад ума, смелость и дерзость вскоре создали ему славу одного из самых знаменитых преступников Франции. Отбыв несколько сроков за различные преступления, он решил сменить род своей деятельности и в 1809 году в обмен на личную свободу предложил свои услуги государству… для борьбы с преступностью. Полицейские чины согласились с условиями Видока, и через год он возглавил новое полицейское подразделение - службу безопасности. Проповедовавший философию, что для поимки преступников надо самому быть преступником, Видок создал сеть шпиков и осведомителей. Его усилия на новом поприще были на редкость эффективны: только в 1817 году он произвел свыше 800 арестов в преступной среде, имея в подчинении всего 12 сотрудников.
       Уйдя в отставку в 1827 году, он попытался руководить фабрикой по производству бумаги и картона, на которой трудились бывшие каторжники. Дело прогорело, и пришлось вернуться на старую должность. Пять лет спустя все же уволенный по обвинению в воровстве, он создал частное детективное агентство - прототип современных. Но власти вскоре его прикрыли.
       Снискавший славу во всей Франции, Видок был дружен со знаменитыми писателями Виктором ГЮГО, Оноре ДЕ БАЛЬЗАКОМ, Эженом СЮ и Александром ДЮМА-отцом. Он стал прототипом бальзаковского Вотрена и героя романа Гюго «Отверженные» Жана Вальжана. Косвенно даже можно считать Видока родоначальником жанра детектива в литературе, так как американца Эдгара ПО подтолкнули к созданию знаменитых сюжетов впечатления от прочитанных им «Мемуаров» сыщика. В России же его имя обрело отрицательный оттенок: прозвище Видок давали доносчикам и провокаторам.
1775 - 1862 БАХАДУР ШАХ II (24.10.1775 — 07.11.1862), последний правитель в Индии из династии Великих Моголов.
       Он был поэтом, музыкантом, политика его совсем не интересовала. Когда вспыхнуло восстание сипаев, живший на пенсию от англичан Бахадур Шах был неожиданно провозглашен имератором Индии как последний потомок Великого Могола. Англичане разбили повстанцев, захватили вождя в плен и выслали вместе с семьей в Бирму.


























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/